Премия «Оскар»: с чего все начиналось

В преддверии 95-й церемонии разбираемся в многолетней истории легендарной премии в нашем спецматериале.
«Унесенные ветром» (1939) фото
«Унесенные ветром» (1939)
Фото: 123RF/legion-media.ru, Кадр из фильма

«Оскар»… Как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как и для французского, японского, мексиканского и еще бог весть скольких по всему свету. Наверное, трудно найти на земном шаре человека, хотя бы в общих чертах не знакомого с западной культурой и никогда не слышавшего о главной американской кинопремии – самой значительной, престижной и желанной. Награде, что до сих пор считается многими наивысшим достижением в мире кино, красноречивым показателем профессионального признания и успеха.

Любой сколько-нибудь подробный рассказ про «Оскар» рано или поздно упрется в Академию кинематографических искусств и наук, или просто – Академию. Идея ее создания принадлежит уроженцу Минска, еврейскому эмигранту из Российской империи Луису Б. Майеру (при рождении – Лазарю Мейеру), главе могущественной компании Metro-Goldwyn-Mayer или MGM (той самой, с рычащим львом на логотипе). Основанная в 1927 году на фоне бурного развития американской киноиндустрии и растущего числа трудовых конфликтов внутри нее, Академия собрала под своей эгидой лидеров отрасли, наиболее влиятельных представителей Голливуда из числа продюсеров, режиссеров, сценаристов, артистов и не только, дабы быть корпоративным посредником в решении их проблем. Идея учредить награду за выдающиеся достижения деятелей кино возникла, едва появилась сама организация, и приписывается актерской паре Дуглас Фэрбенкс – Мэри Пикфорд. Смысл премии состоял в том, чтобы поощрять и продвигать лучшие с художественной точки зрения фильмы путем коллективной поддержки профессионального сообщества, а с другой стороны – популяризировать кино среди широких народных масс, демонстрируя, что в нем тоже есть свои гении и шедевры и что оно имеет то же право называться высоким искусством, что и театр с литературой. Сто лет назад это еще не было очевидно.

Режиссер Билли Уйлдер и актриса Элизабет Тейлор с их «Оскарами» фото
Режиссер Билли Уайлдер и актриса Элизабет Тейлор с их «Оскарами»
Фото: Schulman-Sachs/dpa/globallookpress.com

Количество оскаровских номинаций поначалу было вдвое меньше сегодняшнего – 12. А такие позиции, как «Уникальное художественное исполнение», «Лучшие титры», «Лучшие инженерные эффекты», «Лучший хореограф» или «Лучший ассистент режиссера», к настоящему моменту, наоборот, давно исчезли из списка. Число категорий, в которых присуждается «Оскар», неоднократно менялось после появления в кино звука, а затем и цвета. В настоящее время в конкурсной программе премии есть место буквально для всех ключевых киноспециальностей. Нынешний регламент предусматривает 23 основные номинации (за достижения в игровом, документальном и анимационном кинопроизводстве), а также несколько специальных. В последних награды не являются регулярными (присуждаются не строго каждый год подряд) и вот уже более 10 лет вручаются отдельно от основной церемонии. Чтобы претендовать на конкурсный приз, фильм должен пробыть в кинотеатральном прокате на территории округа Лос-Анджелес как минимум неделю подряд (с 1 января по 31 декабря предшествующего награждению года) и длиться не менее 40 минут (за исключением короткометражных проектов).

Интересно, что нынешнее название премии возникло еще в начале 1930-х, но было признано Академией гораздо позже. На его авторство претендовали многие, но доказать документально смог только журналист Сидни Сколски. Трудно поверить, но в первые годы «Оскара» организаторы заранее раскрывали прессе список лауреатов. В 1940-м редакция газеты «Лос-Анджелес Таймс» опубликовала чемпионский список сильно раньше оговоренного срока, чем привела контрагентов в бешенство. С тех пор имена призеров строго засекречиваются – помещаются на специальные карточки в запечатанных конвертах, тщательно охраняются от репортеров и оглашаются непосредственно во время вручения наград. 

А вот что не претерпело изменений за почти столетнюю историю «Оскара», так это город проведения торжественных церемоний (всегда – Лос-Анджелес) и визуальная концепция приза. Эту золотого цвета статуэтку, изображающую рыцаря с мечом в руках, стоящего на катушке киноленты, и по сей день трудно с чем-то спутать.

Сегодня очень немногие знают ранних триумфаторов премии, а среди них было немало удивительных работ. «Крылья» (1927) – единственная немая картина, победившая в категории «Лучший фильм». Драма о любви и небе в антураже Первой мировой, считавшаяся безвозвратно утраченной вплоть до 1990-х, пока во Французской синематеке, по счастью, не обнаружилась раритетная копия. «Это случилось однажды ночью» (1934) – легкая смесь ромкома и роуд-муви, завоевавшая «Оскар» в пяти главных номинациях («Лучший фильм», «Лучшая режиссура», «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль», «Лучший адаптированный сценарий»). «Унесенные ветром» (1939) – мелодраматический эпос об американском Юге времен Гражданской войны с Вивьен Ли и Кларком Гейблом по одноименному роману Маргарет Митчелл. Один из величайших фильмов всех времен, самая кассовая лента в истории кино с учетом инфляции, многолетний рекордсмен «Оскара» – 13 номинаций и 8 статуэток. Хэтти МакДэниел, изумительно сыгравшая Мамушку (женская роль второго плана), стала первой темнокожей кинематографисткой, одновременно выдвинутой на награду Академии и удостоенной ее. О том, что это значило для тогдашней Америки, «Законах Джима Кроу» и расовой сегрегации в США можно узнать из нашей рецензии на «Зеленую книгу» (2018) Питера Фаррелли.

«Это случилось однажды ночью» (1934) фото
«Это случилось однажды ночью» (1934)
Фото: Кадр из фильма

1940-е оставили в летописи «Оскара» след большой войны. Именно в это время почти синхронно появились номинации для документальных короткометражек и полных метров. Поначалу призы в этих категориях по преимуществу получали политически ангажированные (нередко – прямо агитационные) фильмы, финансировавшиеся государством и демонстрировавшие гражданам США, с одной стороны, ужас Второй мировой и античеловечный образ врага, а с другой – непреклонную волю антигитлеровской коалиции к победе и необходимость участия американских солдат в боевых действиях против Третьего рейха и его сателлитов. Активную роль в создании подобных проектов наряду с документалистами принимали режиссеры игрового кино. Так, Фрэнк Капра (прирожденный комедиограф, к тому времени двукратный обладатель «Оскара») после нападения японцев на Перл-Харбор снял в соавторстве с Анатолем Литваком по заказу правительства семисерийный цикл «Почему мы сражаемся». Открывающий его эпизод «Прелюдия к войне» в 1943-м взял статуэтку в категории «Лучший документальный фильм», еще одна лента из сборника – «Битва за Россию» – была номинирована годом позже. Мало кто знает, но первой отечественной картиной, завоевавшей награду Академии, стал пропагандистский док «Разгром немецких войск под Москвой» (1942) Леонида Варламова и Ильи Копалина, созданный в кратчайшие сроки по личному распоряжению Сталина и адаптированный для заокеанских зрителей под названием «Москва наносит ответный удар».

На смену Второй мировой войне пришла холодная, и 1950-е определенно превратились в самое темное и позорное время в истории премии. Расцвет маккартизма, антикоммунистическая паранойя и средневековая охота на ведьм привели к тому, что обвиненным в антиамериканизме «неблагонадежным» кинематографистам из «черных списков» было запрещено номинироваться на «Оскар». В результате узаконенной профессиональной дискриминации по политическому принципу пострадали многие. Одни, как актеры Джозеф Бромберг и Филип Лоб, не выдержав, ушли из жизни (часть из них – добровольно). Другие, как Жюль Дассен и Бертольт Брехт, спешно покинули страну. Третьи, как Далтон Трамбо, Эдвард Дмитрык и иные члены «голливудской десятки», угодили в тюрьму. Четвертые, как Джозеф Лоузи и тот же Трамбо после освобождения, нашли в себе силы перезапустить карьеру, поначалу работая под псевдонимами, в том числе – за пределами США. Интересно, что оскаровские статуэтки в те годы изредка все же присуждались «закадровым» номинантам из «черных списков», однако те, будучи инкогнито, не поднимались на сцену: награду получал представитель соответствующей гильдии или подставной автор, чье имя фигурировало в титрах. Трамбо умудрился победить таким образом дважды – в 1954-м и 1957-м – в несуществующей ныне категории «За лучший литературный первоисточник». Реабилитировать изгнанников и принять запрещенных кинематографистов обратно Академия окончательно решилась уже после смерти одиозного сенатора Маккарти, и осадок, как водится, остался. К примеру, один из основателей «крутого детектива» и корифеев нуара Дэшил Хэммет, из которого во многом выросли братья Коэн, пробыл в бан-листе Голливуда несколько лет вместе со своей партнершей, драматургом Лилиан Хеллман.

«Выпускник» (1967) фото
«Выпускник» (1967)
Фото: Кадр из фильма

В конце 1960-х на фоне отмены архипуританского кодекса Хейса и перемен в общественно-политической жизни на ведущие роли в заокеанском кино вышли деятели Нового Голливуда – смелые авторы (молодые и не очень), не стеснявшиеся поднимать сложные, спорные и табуированные прежде темы, настойчиво искавшие свежие формы художественного самовыражения и нетривиальных героев, а, кроме того, сохранявшие куда больший контроль над творческой стороной дела, чем их предшественники в эпоху тотального продюсерского диктата крупных студийных боссов. Первые же заметные ленты «американской новой волны» – «Кто боится Вирджинии Вулф?» (1966), «Выпускник» (1967), «Бонни и Клайд» (1967), «Бутч Кэссиди и Санденс Кид» (1969), «Беспечный ездок» (1969), «Полуночный ковбой» (1969) и не только – были как минимум выдвинуты на премию Академии, а как максимум – удостоены самых престижных статуэток. 

В 1970-х чемпионский топ, равно как и списочный состав номинантов в категориях «Лучший фильм» и «Лучшая режиссура», уже почти целиком состоял из представителей Нового Голливуда. Роберт Олтмен, Уильям Фридкин, Стэнли Кубрик, Питер Богданович, Фрэнсис Форд Коппола, Боб Фосс, Роман Полански, Милош Форман, Мартин Скорсезе, Джон Кассаветис, Сидни Люмет, Сидни Поллак, Алан Пакула, Артур Пенн, Вуди Аллен, Майкл Чимино – пожалуй, ни до, ни после оскаровское кино не было столь дерзким и брутальным, а список кандидатов на получение премии – столь впечатляющим. Вместе с тем на фоне «Уотергейта», затянувшейся войны во Вьетнаме и прочих кровоточащих ран эпохи «Оскар» 1970-х закономерно превратился в площадку для политических заявлений. Самыми громкими из них в те годы стали выступления Джейн Фонды, Ванессы Редгрейв и Марлона Брандо – последний, к примеру, отказался от награды за роль Вито Корлеоне в «Крестном отце» (1972) и объяснил демарш протестом против укоренившейся в обществе дискриминации индейцев. Вместо Брандо на сцену поднялась актриса и активистка Сачин Литтлфезер (буквально – Маленькое Перо) из племени апачей, выступившая с обличительной речью про угнетение коренных народов Америки.

Вторую и третью части большого спецматериала о премии «Оскар» читайте на «7ДнейКино» 11 и 12 марта. Из них вы узнаете о том, как на самом деле выбирают победителей, а также сколько раз заветные статуэтки присуждались кинематографистам из СССР и России.

Подпишись на наш канал в Telegram
Почти ровесники: актеры с маленькой разницей в возрасте, сыгравшие родителя и ребенка
Гармоничная игра и химия между персонажами часто перевешивают такой нюанс, как возраст актеров, именно поэтому режиссеры иногда закрывают глаза на маленькую разницу в возрасте между исполнителями ролей родителей и детей.