«Улицы разбитых фонарей» и «Убойная сила» – настоящая веха в развитии российского кино и телевидения. До этих двух проектов такого понятия как российские сериалы не существовало в принципе, а по популярным каналам крутили «Скорую помощь» и «Крутого Уокера». Говорят, что в производство вложился медиамагнат из 90-х Владимир Гусинский, но, чтобы не подставлять НТВ, премьера состоялась на только созданном канале ТНТ.
Кто в 90-е не видел хотя бы одной серии «Улиц…», пожалуй, вовсе не имел телевизора. Успех был оглушительный и ошеломляющий, – в 1999 году проект забрал все ТЭФИ, на которые мог претендовать. Популярности сериала завидовали все, включая Первый канал, называвший себя тогда ОРТ. Там повторяли уже вышедшие серии «Улиц…», или «Ментов» (у сериала два названия), но явно мечтали о большем. И тут кто-то принес Константину Эрнсту весть, что у сценариста проекта, писателя Андрея Кивинова не все гладко с продюсерами, – в сериал пробовались новые авторы. Тот долго не думал, позвал Кивинова сделать новый проект, а на места режиссеров переманил Александра Рогожкина и Виктора Бутурлина.
Сразу было решено связать «Убойную силу» с полюбившимися всей стране «Ментами». Контракт позволял актерам сниматься у конкурентов, а эксклюзива на истории о Дукалисе, Ларине и Волкове у ТНТ не было, – никто не предполагал, что кому-то еще эти герои могут понадобиться. Поэтому в первом сезоне мы видим их вместе с новыми персонажами – друзьями и коллегами Игорем Плаховым и Васей Роговым. Зрители к ним должны были сначала привыкнуть, а потом полюбить.
Изначально на роль Плахова утвердили Алексея Кравченко, но он отказался. Формально – потому что не был уверен в собственной «лиричности», которая требовалась для роли. Вероятно, персонаж был и правда ему не особо интересен, следующие роли актера – сильные мужчины с боевым опытом. Однажды Рогожкин позвал на пробы Константина Хабенского. Сохранилась история, в которой актер прибыл на прослушивание после репетиции в театре. Он очень устал, и пока режиссер объяснял ему сверхзадачу, только мило улыбался и согласно кивал головой, – Рогожкину это очень понравилось.
Роль Васи отдали Андрею Федорцову. Он к тому времени засветился в «Брате» и кинохитах Дмитрия Астрахана «Все будет хорошо» и «Ты у меня одна». А попутно снялся у Рогожкина в «Особенностях национальной охоты в зимний период». Актер до сих пор считает работу в «Убойной силе» – высочайшей школой профессионализма. Он рассказывал, что сам Эрнст накануне съемок звонил им домой, чтобы поговорить о роли и новых поворотах в сюжете. Актеры готовились к каждому съемочному дню и постоянно репетировали.
Первый сезон «Убойной силы» начинается в Санкт-Петербурге. В отдел к Плахову и Рогову переводят в качестве усиления Толю Дукалиса, а тот остается на связи со своими друзьями по «Ментам». Вместе они пытаются пресечь деятельность опергруппы, во главе которой может стоять один из самых влиятельных в городе предпринимателей.
Съемки в северной столице сопровождались всевозможными казусами. Так, когда главный злодей раздает людям бесплатно кур на Сенной площади, местные жители решили, что все взаправду, – и выстроились в очередь за птицей. Многие потом даже обиделись, что им так ничего не досталось.
А питерские милиционеры, которые по идее должны были «оказать всестороннее содействие» съемочной группе, только мешали. Особенно доставалось Федорцову. Однажды его с пистолетом в руках приняли за бандита, – достав свое оружие оперативники потребовали сдаться. Во второй раз актера перепутали с местным алкашом и долго не пускали за оцепление, чтобы не мешал «нормальным людям снимать кино».
Во втором сезоне уже не было известных по «Ментам» героев. Но и новых, как и ожидалось, зрители восприняли как своих. «Убойную силу» смотрели, пересматривали, цитировали, ждали продолжения. Постепенно с ростом бюджета «Убойная сила» стала выбираться за пределы Питера.
Начало третьего сезона снимали в Чечне. О той командировке до сих пор ходят легенды, – за 20 съемочных дней артисты и их дублеры получили 17 травм. Местный каскадер-осетинец сломал ключицу, когда его «выдергивали» из окна заминированного дома. Хабенский в сцене избиения его героя бандитами напоролся на острый камень, – рану зашивали хирурги.
Сами съемки проходили на границе Чечни и Осетии. Фотографии группы разослали на все блокпосты, – на всякий случай, чтобы не начали стрелять. Тогда это было обычным делом. Федорцов рассказывал, что спустя два часа после их проезда по дороге, там подорвалась на мине чья-то машина. А бойцы, которые прибыли сфотографироваться с актерами, рассказали, что по пути попали под пули. Поэтому рядом с лагерем всегда стояло два БТР.
В пятом сезоне, который вышел на экраны в 2003 году, герои отправились во Францию. Там на кинофестивале в Каннах им предстояло задержать бизнесмена, объявленного в международный розыск. С французскими коллегами тогда сработались плохо, – актеры и режиссеры жаловались, что их коллеги ищут любой повод, чтобы улизнуть от обязанностей. То у них обед, то забастовка. Зато актеры засветились на красной дорожке мирового кинофестиваля, – Федорцов после даже приобрел свое фото за 15 евро.
Зато рядовые жители всеми силами старались помочь. Александр Тутрюмов рассказал, как в одной из сцен он гнался за преступником-арабом по улице Канн. Один из прохожих решил помочь доблестным стражам порядка и поставил подножку убегавшему, – француз не понял, что снимается кино.
Но самыми запоминающимися были съемки в ЮАР. Именно туда по сюжету туда Плахов и Рогов вместе с капитаном Уваровым в исполнении Михаила Пореченкова отправились на поиски пропавшего ученого. Группа вспоминала, что поездка была рискованной и напряженной. Команда трижды лишилась своих автобусов, – их угоняли местные. Один раз они просто пригрозили шоферу пистолетом, потом уже принялись стрелять. Удивительно, что из группы никто серьезно не пострадал, ведь по сюжету было много сцен с дикими животными.
Так, Хабенский снимался с леопардом и, пожалуй, впервые не просил снять еще один дубль, – для себя как актера. В горах построили большой загон, а съемочная группа находилась в клетке. Полчаса перед командой «мотор», Хабенский кормил животное и пытался с ним подружиться. Снимали долго, – зверь не желал делать то, чего от него требовали. Под конец нервы у артиста не выдержали, и в сцене, когда леопард подходит вплотную и обнюхивает колени, он попросил себе дублера.
Андрея Федорцова укусила зебра. Правда, не во время съемок, а рядом с гостиницей в саванне, – он просто хотел с ними сфотографироваться. Тот же зверь собирался его лягнуть со всей дури, но актер быстро ретировался и близко к «полосатым лошадкам» больше не подходил. Его герой Вася Рогов с дикими животными дела не имел, зато вместе с Золотухиным он посидел в яме со змеями, когда персонажи попадали в плен к людоедам. Там была еще сцена сжигания чужаков на костре, – и Федорцов чудом увернулся от вспыхнувшего пламени, когда помощница слишком резко открыла горелку. Его коллега Григорий Сиятвинда не успел закрыться и остался без бровей.
А еще всей команде досаждали бабуины. Сначала они пришли ночью в гости в номер к режиссеру, но тот успел прогнать нежелательных гостей. И те отыгрались на художнике Андрее Панкратове. Сначала приматы полностью раздербанили его чемодан, который сами же и открыли. А затем украли сумку, в которой были паспорт и деньги. Выпотрошив содержание и не найдя ничего съестного, бабуины бросили свою добычу на радость владельца.
«Убойная сила» закончилась в 2005 году, просуществовав гораздо меньше своего предшественника «Улиц разбитых фонарей», которой побил все рекорды стал самым продолжительным сериалом в истории российского телевидения. Но спин-офф, как его потом стали называть, оказался куда ярче и насыщенней. После африканского сезона от участия в проекте отказался Константин Хабенский. Его настигла всероссийская слава после «Ночного дозора», а впереди маячило продолжение фильма. Авторы решили не искать замену, а свернуть проект. И правильно сделали, – истории про ментов требовали новых подходов, зритель стал более взыскательный.
Андрей Кивинов еще некоторое время писал сценарии про сотрудников органов правопорядка, создал несколько серий для сериала «Опера. Хроника убойного отдела». А в 2009 году из-под его пера вышли «Каникулы строго режима», которые сразу после премьеры стали таким же хитом, каким в свое время была «Убойная сила».