Падение Marvel: какое будущее ждет крупнейшую киностудию

С чем связан угасающий интерес к проектам студии, и есть ли у нее шанс повторить прежний успех.
Даниил Егоров
|
13 Ноября 2023
«Капитан Марвел-2» фото
«Капитан Марвел-2»
Фото: Кадр из фильма

2008 год ознаменуется событием, повлиявшим не только на киноиндустрию, но и на историю кинематографа как таковую, – на экраны выходит первый фильм киновселенной Marvel «Железный человек» с Робертом Дауни-младшим. Первые недели проката – более $430 миллионов. Фильм вознесет карьеру актера, еще недавно испытывающего проблемы с законом и наркотиками, на вершину Голливуда, а его герой станет лицом нового мифа. Мифа наподобие древнегреческого ­– в котором возможно спрятаться от серой повседневности и стать свидетелем безграничных возможностей человека, направленных на борьбу против мировой угрозы.

«Первый мститель: Другая война», реж. Энтони Руссо, Джо Руссо
Фото: Кадр из фильма

Структурно киновселенная Marvel делится на саги – по главному злодею, против которого совершенно разным супергероям из разных фильмов нужно встать бок о бок. Объединение знакомых персонажей в одном связующем контексте можно назвать главной причиной успеха киностудии. Зрителю может быть не близка история фильма «Первый мститель: Другая война» (2014), однако пропустить его – потерять общую для всех фильмов Marvel тонкую нить повествования. Первая сага – «сага бесконечности» – рассказывает о сборе команды супергероев и их борьбе с Таносом за Камни Бесконечности.

Для удобства саги делятся на фазы – кульминацией каждой становится масштабный кроссовер. В нем уже знакомые лица не нуждаются в представлении – внимание уделяется глобальному для киновселенной продвижению сюжета. В первых «Мстителях» (2012) герои предотвращают инопланетное вторжение, которое оказывается лишь началом вселенской войны, продолжающейся вплоть до «Мстителей: Финал» (2019). Формула оказывается действующей. Зрительское внимание приковано к экрану – на протяжении всей первой саги сохраняется главная интрига: справятся ли уже полюбившиеся герои с Таносом.

«Мстители: Финал», реж. Джо и Энтони Руссо
Фото: Кадр из фильма

Впрочем, не быть интриге вечной. Супергерои объединяются – все со всеми, от второстепенных, еле знакомых персонажей до костяков киновселенной – и побеждают Таноса, правда, не без потерь. Железный человек жертвует собой, Капитан Америка уходит на пенсию, Тор отправляется в космическое путешествие – Мстителей больше нет. Сага заканчивается успешно, «Мстители: Финал» собирают рекордные сборы (почти $3 миллиарда), только как быть дальше?

Вторая сага переворачивает киновселенную Marvel вверх дном. Внезапная пандемия, совпавшая с рождением новых историй о супергероях, требует иных правил игры. Казалось бы, закрытие кинотеатров и переход контента на стриминги приходятся кстати новому для киностудии формату – сериалам.

«Локи», реж. Кейт Херрон, Джастин Бенсон, Аарон Мурхед
Фото: кадр из сериала

Знакомые – пускай не главные, скорее второстепенные («Сокол и Зимний солдат», «Локи» (2021) – герои вроде бы возвращают зрителя в старый добрый мир фантастических возможностей. Не остывает жерло аттракциона: бюджеты сериалов ничуть не уступают бюджетам полнометражных фильмов, следовательно, уровень спецэффектов и всего, что касается экшена, остается тем же. К тому же стриминги предоставляют возможность играть с традиционным телевизионным форматом повествования. «Ванда/Вижн» (2021) шокирует стилизацией под американские ситкомы разных лет – от 1950-х до 1990-х: закадровый смех и умиляющиеся вздохи, намеренно выпуклые гэги, первые два эпизода вовсе сняты в ч/б. Анимационный сериал «Что, если?..» (2021) точно оправдывает название саги: в каждом эпизоде дается как бы альтернативный взгляд на знакомых супергероев: Капитаном Америкой становится его возлюбленная, герои Мстителей погибают задолго до «общего сбора», Человек-паук пытается предотвратить зомби-апокалипсис. Однако, несмотря на визуальные новшества и интересные истории, пропадает главное – ощущение грандиозного события, которое когда-то сопровождал каждый новый проект Marvel. Просмотр контента в гордом одиночестве дома – совсем не то, что единение фан-базы в кинотеатре, а маленькие экраны ноутбуков и телефонов, будем откровенны, не позволяют оценить зрелищность супергеройских сражений в полном объеме.

«Черная пантера», реж. Райан Куглер, кино
«Черная пантера», реж. Райан Куглер
Фото: Кадр из фильма

Другая парадоксальная причина потери интереса к новым проектам Marvel – чрезмерное увлечение современностью. Попытки осмыслить социальные тенденции можно проследить еще в первой саге. «Черная пантера» (2018) акцентирует внимание зрителя на проблеме обособленности чернокожих людей – прогрессивная технологичная страна Ваканда долгое время скрывается от остального мира. Однако тематического апогея социальная направленность достигает во второй фазе.

«Женщина-Халк» (2022) рассказывает о перспективной юристке, двоюродной сестре Брюса Беннера (Халка). В ходе аварии героиня обретает способности родственника, правда, проблемы с контролем гнева ее вовсе не касаются. Она – профессионал, умеющий «держать лицо». Появившаяся суперсила становится инструментом обретения собственной женской силы. Сила, ничуть не уступающая мужской, прямо акцентирует внимание Marvel. Внезапно мировой угрозой – вместо Таноса – становится наша современность, точнее, вопрос, как с ней быть. Фантастический мир, полюбившийся зрителям за возможность спрятаться в нем, становится слишком реальным.

«Женщина-Халк: Адвокат» (2022) фото
«Женщина-Халк: Адвокат» (2022)
Фото: кадр из сериала

Самый яркий пример – недавно вышедший сериал «Секретное вторжение» (2023). По сюжету среди меняющих облик пришельцев, заявленных в «Капитане Марвел» (2019) и нескольких сценах после титров, появляются злодеи. Создатели сериала будто сами обозначают конец эпохи Marvel, какой ее знает зритель, – во вторжении на Землю почти не находится места эпическим противостояниям и шпионским интригам. Все войны в сериале – разговорные, причем разговор полон нагнетающей серьезности. Сериал – как бы отражение через супергеройскую тематику актуальных политических проблем, в частности миграционного вопроса. Вопроса, конечно, актуального, но совершенно не органичного Marvel.

«Капитан Марвел-2» фото
«Капитан Марвел-2»
Фото: Кадр из фильма

Разумеется, остаются полнометражные фильмы («Человек-паук: Нет пути домой» (2021); «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» (2022). Однако из-за разрозненности и чрезмерного количества контента старые герои (да и новые – «Шан-Чи и легенда десяти колец» (2021) просто теряются. Праздник больше не преследует каждый новый проект Marvel – какие-то (если не большинство) точно можно пропустить, не теряя толком ничего. Начиная со второй саги, киностудия оказывается замешанной в скандалах: переизбыток проектов и, как следствие, переработка съемочной группы. Режиссер «Капитана Марвел 2» (2023) Ниа да Коста в одном из интервью признается, что в «Marvel» даже не стоит заикаться о творческой свободе. Сможет ли полюбиться новая героиня, как, например, Железный человек, – большой вопрос. Вопрос качества количеством героев точно не решить. 




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая