От авторских комедий до «Оскара» и фильмов Marvel: кто такой Тайка Вайтити

Вспоминаем путь к славе новозеландца Тайки Вайтити и разбираемся, почему его почерки виден даже в блокбастерах.
Анастасия Седова
|
02 Сентября 2021
«Кролик Джоджо» (2019) фото
«Кролик Джоджо» (2019)
Фото: Кадр из фильма

Новозеландский режиссер, актёр и сценарист Тайка Вайтити сейчас почти не сходит со страниц прессы. Он снимает крупные проекты для Disney (включая «Тор: Любовь и гром» и «Мандалорца»), встречается с молодой поп-певицей Ритой Орой, получает премии «Оскар» и BAFTA, зовёт на собственные дни рождения уйму звёзд первой величины и попадает в любовные скандалы. Но это теперь – а каких-то пять лет назад широкая публика знала Вайтити в лучшем случае по эпизодическим ролям. Каким был путь 46-летнего режиссёра к признанию на голливудских холмах и почему его авторский почерк удается разглядеть даже сквозь мишуру блокбастеров, разбираемся в этом тексте. 

Независимая комедия и короткометражки 

«Реальные упыри» (2014) фото
«Реальные упыри» (2014)
Фото: Кадр из фильма

Тайка Вайтити родился в небольшой новозеландской деревушке, но рос уже в Велингтоне. Там он и поступил в Университет королевы Виктории на актера театра. Уже на этом этапе в творчестве Тайки начала отчетливо проявляться комедийная составляющая – вместе с соседями по драмкружку он организовал группу комиков. Одним из ее участников оказался Джемейн Клемент – ныне известный новозеландский актер, музыкант и постоянный соавтор Вайтити. Представьте российский комедийный дуэт «Лена Кука» или британский «Майти Буш», но на новозеландской земле – таким было творчество пары друзей, называвших себя «The Humourbeasts». Вайтити объединился с Джемейном Клементом, чтобы разыгрывать забавные скетчи и снимать короткометражки. 

Именно так родилась 11-минутная лента “Две машины, одна ночь” (2004), принесшая своему автору первый успех и первое серьезное поражение. История о двух детях, мальчике и девочке, оставленных в соседних машинах на парковках, пока их родители ужинают в закусочной, настолько понравилась западному зрителю, что получила номинацию на “Оскар” как лучшая короткометражка на английском языке. Справедливости ради – английский в этом фильме ужасен. Маленькие актеры-любители общаются по-английски с акцентом, чем только добавляют фильму комедийности и трогательности. Однако от поражения Вайтити это не спасло – на церемонии награда досталась картине "Оса" Андреи Арнольд, а про самого Тайку забыли бы сразу же после вручения премии, если бы по таблоидам не разлетелся снимок, где режиссер мирно спит в смокинге в полном зале на “Оскаре”. 

На этом Вайтити, разумеется, не остановился и продолжил снимать короткий метр. Так появился небольшой комедийный фильм о быте нескольких соседствующих вампиров «Реальные упыри: Интервью с некоторыми вампирами», который спустя почти десятилетие превратится в одноименную полнометражку, а еще позднее – в два успешных комедийных сериала. 

Авторские полнометражные фильмы 

«Охота на дикарей» (2016) фото
«Охота на дикарей» (2016)
Фото: Кадр из фильма

Спустя несколько лет оттачивания навыка снимать небольшие по хронометражу забавные ленты настало время и для полнометражного проекта. Первой такой работой Тайки Вайтити стал фильм «Орел против акулы» с его хорошим другом Джемейном Клементом в главной роли. Картина рассказывала о странных выходных молодой пары Лили и Джаррорда в гостях у родителей последнего. Джаррорд знакомит девушку со своей семьей, а вместе с этим – и со своими детскими комплексами, в результате чего пара расстается. Фильм не стал популярным у зрителей, хоть и завоевал несколько наград на международных фестивалях, включая «Меридианы Тихого» во Владивостоке. 

Следующий полный метр – лента «Мальчик» (2010) – оказался намного успешнее и был отмечен на Берлинале и «Санденсе». Попутно Вайтити успел сыграть второстепенную роль в неудачном супергеройском фильме «Зеленый фонарь», где подружился с Райаном Рейнольдсом. Это товарищество окупится чуть позднее, когда переживающий новую волную популярности Рейнольдс начнет настаивать на участие Вайтити в роликах с Дедпулом и комедии «Главный герой». 

Однако подлинный успех пришел ко все еще начинающему режиссеру в 2014 году с комедией «Реальные упыри» («Что мы делаем в тени») – полнометражной версией его же короткометражки 2005 года. В ней Вайтити использовал избитый к тому моменту жанр мокьюментари (псевдодокументалистика), чтобы освежить не менее избитую вампирскую тему. Упыри у Тайки – все еще кровожадные, но вполне земные. Режиссер успешно обыграл расхожие мифы и стереотипы о вампирах, превратив их в гэги. Кровососы тут не светятся на солнце, носят старомодную одежду, поскольку попросту не могут посмотреть на себя в зеркало, расстилают газетки на полу перед «едой», воюют с оборотнями и решают самые бытовые проблемы – чья очередь мыть посуду или убираться в гостиной. «Реальны упыри» получили 96% «свежести» на сайте Rotten Tomatoes, а также номинации и призы на кинофестивалях в Берлине, Торонто и Турине. Чего скрывать, популярен фильм стал и в России, где разошелся на торрентах. Такой ажиотаж вокруг новозеландской ленты малоизвестного режиссера позднее заставил Вайтити пообещать поклонникам фильма его продолжение и спин-офф – в 2018 году вышел сериал «Паранормальный Велингтон», а в 2019-м – сериал «Чем мы заняты в тени» о жизни уже американских вампиров. 

Именно теперь перед новозеландским автором открывались большие двери – мир наконец понял и разделил его чудаковатое, но по-хорошему уникальное чувство юмора, ограненное временем и множеством попыток. Последний относительно незаметный фильм Тайки Вайтити вышел спустя два года после «Упырей». «Охота на дикарей», посвященная истории взросления упитанного хулигана-подростка и его приемного отца, нелюдимого фермера, по манере изложения и визуалу сильно напоминала работы Уэса Андерсона. Картина была очень тепло принята в Новой Зеландии, но такого отклика по миру, как предыдущая лента режиссера, не сыскала. И все же творческие поиски Вайтити привели его к своеобразному финансовому триумфу уже через год. 

Эра «Оскара» и блокбастеров 

«Тор: Рагнарек» (2017) фото
«Тор: Рагнарек» (2017)
Фото: Кадр из фильма

В 2017 году вышел первый голливудский проект Тайки Вайтити с большими звездами и в рамках франшизы мирового масштаба – «Тор:Рагнарек» с Крисом Хемсвортом и Тессой Томпсон от Marvel и Disney. Этот фильм с художественной точки зрения далеко не лучший в карьере новозеландца, однако даже в условиях студийной системы и глобального контроля продюсеров он сумел подарить истории Тора совершенно новое звучание. Даже промо-кампанию своего «Тора» Вайтити начал с излюбленного жанра псевдодокументалок, сняв несколько короткометражек о земной жизни Бога грома, пока Мстители решают свои супергеройские проблемы без его участия. Режиссер показал, что Тор, хвастающий белокурой шевелюрой и впечатляющим молотом, никак не может восприниматься зрителем как серьезный драматический персонаж. Третий по счету сольный проект о громовержце из Асгарда под руководством Тайки превратился в каламбур, сатиру на всю супергероику разом и с очаровательной ностальгией по эпохе 80-х, когда люди в трико еще не до конца сошли со страниц комиксов на большие экраны. Зажигательная светомузыка, саундтрек от Led Zeppelin, уморительные шутки и камео самого режиссера подарили Тору как персонажу второе дыхание. Аудитории и студиям так пришлась по вкусу работа новозеландца, что за Вайтити закрепили ведение Тора в рамках кинофраншизы целиком – он поучаствовал и в создании двух последних фильмов о Мстителях, где присутствовал Тор: «Мстители: Война бесконечности» и «Мстители: Финал». Теперь же Тайка работает над картиной «Тор: Любовь и гром», который по планам студий должен выйти уже в 2022 году. 

Выпавшая честь стать полноценным создателем киновселенной Marvel помогла Вайтити оказаться крайне узнаваемым режиссером, поэтому следующий после «Рагнарека» проект новозеландца – сатирическая (ну а как иначе?) лента «Кролик Джоджо» была очень ожидаема международным зрителем. Картина дебютировала на кинофестивале в Торонто в 2019 году, но в России в кино показана не была. В СМИ назывались разные версии такого решения, среди популярных – демонстрация нацистской символики и комедийный образ воображаемого Адольфа Гитлера, роль которого режиссер исполнил сам. 

«Кролик Джоджо» удивительно серьезная для как правило чересчур ироничного Тайки лента, многие моменты в которой буквально балансируют на границе допустимого. Мир, хоть прошло уже более 70 лет, по-прежнему чувствительно воспринимает все, что связано с нацистской Германией, холокостом и Второй мировой. А именно об этом и повествует «Джоджо» – точнее не повествует, а показывает глазами маленького приверженца Гитлерюгенда. Десятилетний мальчик по имени Йоханнес Бетцлер и прозвищу Джоджо толком не понимает сути горячо любимой им идеологии, он впитывает все извращенные постулаты с детства и мечтает в будущем стать телохранителем самого Гитлера. Тот, к слову, приходит к нему порой в качестве воображаемого друга и напоминает, почему нельзя водиться с евреями.  

«Кролик Джоджо» (2019) фото
«Кролик Джоджо» (2019)
Фото: Кадр из фильма

Ни в сценарии, ни в постановке фильма Вайтити нисколько не изменяет себе, а комедийностью лишь пытается справиться со шрамами истории. Юмор и ирония заживляют даже такие раны, говорит он нам. И все же надо признать, что «Кролик Джоджо» при всей своей смелости далек от совершенства – кое-где тот самый хрупкий баланс был нарушен, а чаша весов склонилась в сторону каламбуров и гэгов, оставив драматические и даже трагические эпизоды картины висеть в воздухе.  

Но «Джоджо» стал триумфом – он отхватил огромное число наград и заполучил «Оскар» за лучший адаптированный сценарий. 

Творческий метод 

«Реальные упыри» (2014) фото
«Реальные упыри» (2014)
Фото: Кадр из фильма

Творческий метод Тайки Вайтити начинается там, где озорство переходит в профессионализм. К 46 годам режиссер не растерял любовь к балагану и готов привнести искренность даже в самый навороченный блокбастер. Своей всепоглощающей иронией этот новозеландец умудряется кровожадных вампиров превратить в беспомощных, неприспособленных к жизни в современном мире маргиналов, а пафосного супергероя в настоящего комедийного персонажа. 

Такой эффект достигается за счет множества драматургических особенностей, которые в своей совокупности помогают оживить и сделать куда более человечными любые истории и темы. Это и реалистичный комический диалог, явно навеянный его стендап-юностью, и драматургические столкновения непохожих друг на друга персонажей (еврейка Эльза и воображаемый Гитлер из «Кролика Джоджо» или Рикки и Бек из «Охоты на дикарей»), и визуальные гэги, и формальные ухищрения вроде мокьюментари в «Реальных упырях».  

Тайка Вайтити без особой серьезности, но принципиально не уступающий своего, с юмором, шлифующим вполне серьезные темы, сумел стать одним из немногих в Голливуде, кто вошел в студийный мир и не просто сумел сохранить узнаваемый почерк, но и приумножил армию поклонников. Как среди синефилов, так и среди поклонников зрелищного кино. 




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая