Мария Лисовая: «Актеру нужна хорошая подготовка, чтобы понять и почувствовать эпоху»

Побеседовали с актрисой о съемках в сериале «Банда ЗИГ ЗАГ».
Анна Нестерова
|
10 Ноября 2023
актриса Мария Лисовая фото
Мария Лисовая
Фото: Игорь Вавилов

В онлайн-кинотеатре KION начался показ исторического детектива «Банда ЗИГ ЗАГ», который переносит зрителей во времена блокадного Ленинграда и рассказывает удивительную историю об охоте на преступную группировку, воровавшую продовольствие. Главную женскую роль в сериале, телевизионная премьера которого состоится 28 января на РЕН ТВ, играет актриса Мария Лисовая, знакомая зрителям по фильму «Вратарь галактики», сериалам «За час до рассвета» и «Карамора».

Героиня Марии — научная сотрудница Юлия, перед которой стоит миссия сохранить коллекцию вавиловских семян. Кроме того, она становится звеном любовного треугольника между главными героями в исполнении Игоря Петренко и Александра Устюгова.

В интервью Мария рассказала нам о том, почему ей важно полностью погружаться в исторический контекст сериала с помощью литературы и музыки; каково ей было сниматься в исторических костюмах и какую роль они играют в характере героини, а также о своих дневниках.

кадр из сериала «Банда ЗИГ ЗАГ»
«Банда ЗИГ ЗАГ», 2023
Фото: кадр из сериала

— Какое у вас было впечатление от сценария сериала «Банда ЗИГ ЗАГ»? В чем для вас актерский интерес сняться в таком проекте?

Сценарий я прочитала на одном дыхании. Мне показалась эта история очень интересной, захватывающей, цельной. Но, наверное, самое ценное в этом сценарии — то, как прописаны характеры и образы главных и второстепенных героев. В момент прочтения я могла видеть этих людей перед собой. Они очень объемные, сложные и настоящие. Мне как актрисе не только очень хотелось побольше узнать о том периоде, но и постараться погрузиться в это, понять. Еще мне было интересно создать героиню, которая бы сочетала в себе, с одной стороны, ранимость и нежность, а с другой — силу и характер. Мне моя героиня была очень интересна, и я с большой любовью и трепетом подходила к этой работе.

— Расскажите про вашу героиню подробнее — кто она, какую роль играет в истории сериала. Вы играете реально существующую ученую, которая охраняла коллекцию Вавилова, или это придуманный и собирательный образ?

Моя героиня — это образ собирательный. Мы его придумывали и создавали. В начале истории она появляется как жертва банды. Ее дело расследуется главными героями, которых сыграли Игорь Петренко и Александр Устюгов. А вот дальше ее линия развивается в сторону любовного треугольника между этими персонажами. Как он разрешится, я не скажу, пусть это будет тайной. Но Юля, моя героиня, помогла раскрыться главным героям и стать более объемными и более человечными. Также через нее мы узнаем про подвиги ученых, сотрудников Института растениеводства. Она рассказывает об умирающих и голодающих сотрудниках, которые не позволяли себе трогать зерно. Они не воспринимали его как еду, хотя, наверное, могли воспользоваться своим служебным положением и выжить в условиях блокады. Но они считали, что это их миссия — сохранить всю коллекцию, чтобы отправить ее дальше на Большую Землю для посева, для сохранения тех особо редких экземпляров, которые тоже добывались кровью и потом. Они чувствовали свою ответственность и понимали, что сейчас это очень легко потерять. Блокада — самое большое испытание для института и для людей. И в то же самое время, где-то на окраине города бандитская группировка сжигает целую телегу с продуктами…

кадр из сериала «Банда ЗИГ ЗАГ», 2023 фото
«Банда ЗИГ ЗАГ», 2023
Фото: кадр из сериала

— Что, кроме сценария, понадобилось вам для того, чтобы погрузиться в атмосферу и войти в роль? Может быть, читали что-то, смотрели фильмы, хронику — или это для актера не так важно?

— Да, я уверена, что актеру необходима хорошая подготовка для того, чтобы понять эпоху, почувствовать ее атмосферу, вгрызться в нее, узнать своего персонажа лучше. Я считаю, что это очень хорошо влияет на воображение и дает тебе свободу. Поэтому я использовала разную литературу, находила информацию в интернете. Это были письма, записки, какие-то объявления, художественная литература, поэзия, а также документальные фильмы и интервью с выжившими в блокаду на тот момент детьми. И, конечно, музыка. Я слушала седьмую симфонию Шостаковича, которая является символом силы духа того времени. Это было важно для меня. И перед каждым появлением в кадре я старалась обязательно что-то посмотреть, прочитать, послушать, чтобы войти в это состояние, услышать интонацию времени.

Расскажите про вашу работу с художниками по костюмам «Банды ЗИГ ЗАГ». Как создавали визуальный образ героини, какие делали акценты в ее внешности? Понравились ли вам костюмы тех лет? Как костюм и грим помогают вжиться в роль?

Да, мне очень понравились костюмы. И на примерке я даже не удержалась и сфотографировала все варианты, которые мы подбирали. Я очень люблю крой 40-х, 30-х, 20-х годов прошлого века. Мне кажется, это очень элегантная одежда, особенно для женщин. И наши прекрасные художники по костюмам Жанна Ланина и Ксения Маврина смогли создать такой образ. С одной стороны, он многослойный и помогает зрителю почувствовать холод зимы. А с другой стороны, теплая цветовая гамма и элегантный крой создают нежный жизнеутверждающий образ женщины. Как мне кажется, падение человеческого духа начинается с его внешнего вида. Даже в самые страшные времена надо уметь и заставлять себя быть чистым, опрятным и по возможности красивым. Одежда передает состояние твоего духа. В этом смысле Юля себя держала до последнего.

кадр из сериала «Банда ЗИГ ЗАГ», 2023 фото
«Банда ЗИГ ЗАГ», 2023
Фото: кадр из сериала

— Есть стереотип, что в блокадном Ленинграде не приходилось думать про наряды, однако в «Банде ЗИГ ЗАГ» женщины носят платья, каблуки. Как думаете, почему? Почему в трудные времена женщинам важно наряжаться, следить за собой?

— Я уверена, что то, как человек выглядит, показывает его состояние внутреннее, психологическое. В самые сложные времена, как мне кажется, нужно больше всего заботиться и о своем внутреннем состоянии, о своих мыслях, и о своем внешнем виде. Понятно, что чтобы остаться человеком, нам нужно и поступки совершать соответствующие, и думать соответствующе, и говорить соответствующе. Но то, как ты выглядишь, тоже помогает тебе держать себя и не упасть, не сломаться, оставаться собой. А может быть, быть даже чуть-чуть лучше. Я считаю, что это очень важно.

— В вашей фильмографии довольно много исторических ролей. Как думаете, это связано с вашей органикой, с чем-то еще? Есть актеры, которых в принципе не зовут на такие роли.

— Да, я сама удивлена. В последнее время у меня много исторических проектов. С чем это связано, не знаю. Я всегда считала, что у меня достаточно современная наружность. Я очень худая. И при этом я много занимаюсь в тренажерном зале. То есть у меня есть какие-то современные рельефы. Тем не менее режиссеры и продюсеры говорят, что у меня исторический тип благодаря разрезу моих глаз и тонким чертам лица. Ну и, возможно, мой подход тоже в этом смысле работает. Я стараюсь приходить на пробы в исторические проекты с «эпохой». Где-то более успешно, где-то менее. Какие-то мои вышедшие работы мне не очень нравятся — мне кажется, я не совсем поймала характер проекта, персонажа и времени или не нашла в этом свободу. Но мне интересно себя пробовать, поэтому я с большим удовольствием подхожу к историческим проектам и очень рада, когда меня в них зовут.

кадр из сериала «Банда ЗИГ ЗАГ», 2023 фото
«Банда ЗИГ ЗАГ», 2023
Фото: кадр из сериала

— В одном интервью вы упомянули, что вам важно вести дневник, записывать свои мысли и чувства в путешествиях. Помогают ли вам эти заметки в актерской профессии? Или это психотерапевтический навык только для личной жизни? Давно ли вы ведете свои дневники, когда и почему начали это делать?

— Я не помню, в каком интервью я об этом говорила. Удивительно, дневник я вообще начала вести в очень раннем детстве. Кто-то мне тогда сказал, что это круто и модно. И я начала это делать. Я могла описывать свой день на 10-15 страницах или вообще какое-нибудь одно событие расписать так, что у меня заканчивался этот несчастный дневник. Я его оформляла, рисунки в нем рисовала. Это было место творчества и место, где я могла рассказать то, что не всегда рассказывала родителям, друзьям. Что-то очень интимное. 

Потом мой дневник превратился в каком-то смысле в психологическую поддержку. Я писала в нем о том, что мне сложно было переживать. Я описывала тяжелые события в своей жизни, чтобы высказать это, проплакаться и суметь это преодолеть. Я писала там стихи, которые, конечно, никогда никому не покажу, и да, это было место, где я могла признаться себе в чем-то, поругать себя за что-то. Опять-таки, то, что я не могла сказать никому. Потом в моей жизни стали появляться психологи и отобрали эту функцию у дневника.

А в последние годы дневник стал уже чем-то более... ну, техническим, что ли. Я на бумаге лучше понимаю свое расписание и свою цель. Я расписываю схемы, по которым становится ясно, что мне нужно делать и в каком порядке. То есть дневник стал скорее органайзером. Еще у меня есть страничка наблюдений, куда я записываю подслушанные мной диалоги или описание интересных персонажей. Иногда я их зарисовываю для точности. Там находится все, что рождается случайно или где-то подсмотрено.

— Делаете ли вы записи/рисунки для своих ролей? Если да, то с какими ролями вам помогли записи?

— Я делаю записи, иногда рисунки для ролей. Я почти для каждой роли выделяю место в своем рабочем дневнике. То есть у меня есть личный дневник, в нем я пишу важные события в своей жизни. Есть органайзер, где я схематично записываю план, есть дневник по фильмам: если я смотрю какую-то картину, делаю небольшой набросок героя или сцены в этом дневнике. Выписываю важные вещи, которые мне показались лучшими в этом фильме или, наоборот, худшими. 

Еще — я уже давно не веду его — но у меня был литературный дневник. Я там делала то же самое, что делаю с кино, только после прочтения литературного произведения. Еще есть дневник, куда я выписываю цитаты из книг, из интервью театральных деятелей. То есть под каждый мой жизненный случай мне нужна какая-то дневниковая запись, но я не могу сказать, что веду их регулярно, все-таки это от случая к случаю происходит, когда есть свободное время. А что касается ролей, да, я всегда с собой беру свою книжечку, там я выписываю сначала просто сухую схему о том, кто этот человек, чем он занимается, потом задаю себе уточняющие вопросы. А дальше это или обрастает большим количеством информации и идей, или остается на стадии схемы.

Мария Лисовая фото
Мария Лисовая
Фото: Ирина Маркова
Мария Лисовая фото
Фото: Ирина Маркова

— Вы называли Илью Куликова тем режиссером, с которым складывается именно сотрудничество. В каком статусе сейчас проект Ильи Куликова «Гелий-3» с вашим участием? Какие работы у вас еще выйдут в ближайшем будущем?

— Сейчас для меня этот вопрос звучит очень провокационно, потому что с Ильей мы завершили сотрудничество и вряд ли мы его возобновим в ближайшее время — Илья Куликов и его агентство Legio Felix больше не сотрудничают с актерским агентством Натальи Гнеушевой, а я состою в этом агентстве с прошлого года, поэтому наши дорожки больше не пересекаются. Что касается проекта «Гелий-3», я, к сожалению, понятия не имею, что с ним сейчас происходит. Я знаю, что на этапе пост-продакшна, когда проект был уже готов, возникли обстоятельства непреодолимой силы, которые остановили его, и что с ним происходит сейчас, я не знаю. Скажу только, что для меня этот сериал был очень важным, и я в нем сыграла, как мне кажется, одну из лучших своих комедийных ролей. Мне очень жаль, что он до сих пор не вышел в эфир, и есть подозрение, что может и не выйти.

— Чем вы еще занимаетесь, кроме съемок в кино? Чему новому сейчас учитесь, чему хотите научиться?

— Помимо съемок, я работаю в театре имени Гоголя с прошлого года. Вхожу в группу театрального объединения «Вахтанговский практикум». Это театр-студия, группа единомышленников, которая захотела создавать свой театр. И мы делаем постановки, перформансы, свой контент. Словом, есть, чем заняться. Что касается свободного времени, конечно, я его трачу на подготовку и к своим проектам, и к спектаклям. Соответственно, читаю, смотрю, слушаю. Хожу в театры и на кинопремьеры, чтобы понимать, что делают мои коллеги.

Стараюсь держать свою спортивную форму — как я уже сказала, хожу в спортзал. Занимаюсь английским языком. Сейчас, в ближайший месяц, планирую наконец-то начать обучение в автошколе. Я уже очень давно оттягиваю это событие.

Как правильно обрезать кусты малины в октябре — увеличите урожай в 4 раза
Многие дачники сталкиваются с проблемой слабого плодоношения малины в сезон. Автор Дзен-канала «Хозяюшка» открыла многим глаза на важность осенней обрезки кустов, которая напрямую влияет на объем урожая.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая