Что сказал бы современный психолог о Пушкине?

Нарциссизм, комплекс неполноценности, потребность в признании...
Алия Алиева
|
26 Апреля 2025
Пророк. История Александра Пушкина
Фото: Промо к фильму

Недавно вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина», который можно посмотреть в онлайн-кинотеатре PREMIER  — дерзкое и эмоциональное переосмысление образа поэта. Это не классический байопик, а попытка заглянуть в его душу, уловить настроение, внутренние конфликты и противоречия. 

Мы обратились к психологу сервиса Alter Далье Визкай-Тамае, чтобы понять, как бы сегодня специалисты оценили такого клиента, как Пушкин: каким был его тип привязанности, зависел ли он от внимания женщин, страдал ли от комплекса неполноценности и почему ревновал Наталью Гончарову.

— Можно ли говорить, что Пушкин был эмоционально незрел в отношениях с женщинами? Какие черты его поведения могут об этом свидетельствовать?

— Я бы не сказала, что Пушкин был незрел – здесь, скорее, вообще не подходит рассуждать с этой точки зрения. Пушкин был гением, а значит, ему была присуща определенная доля нарциссизма и эгоизма. Он был очень темпераментным и эмоциональным человеком. При этом у него было очень чувственное восприятие мира, которое он сублимировал в творчестве. Похоже, что в отношениях с женщинами реализовывались поиски идеальной матери, а также музы, которая давала бы вдохновение. Мы точно знаем, что для поэта семья имела большую ценность, и до тех пор, пока он не создал свою собственную, он находил это чувство семейственности у своих друзей, в том числе в Лицее, куда попал в 11 лет. В женщинах он искал не только любовь, но также дружбу и поддержку, они его вдохновляли, он посвящал им стихи и относился с восхищением. Кажется, это очевидно в таких его произведениях как «Евгений Онегин», в образе Татьяны, в стихах, посвященных его возлюбленным, в прозе, где женщины, побеждая в драматичных обстоятельствах, становятся сильнее. Если рассуждать в современной терминологии, Пушкин был своего рода феминистом, но с учетом устоев своего времени. В Пушкине было много от романтичного подростка – он и жил в период романтизма, а отсюда – флирт, дуэли, потребность в восхищении. Можно сказать, что он был сыном своей эпохи. И благодаря совокупности этих фактов, вкупе с его литературным даром, смог создать такие произведения.

— Если смотреть на поведение Пушкина в отношениях с точки зрения современной психологии, можно ли назвать его абьюзером? Или, возможно, он был скорее жертвой собственных комплексов и внутренней неуверенности?

— Возлюбленные Пушкина оставили нам не так много свидетельств их общения, они не могут рассказать более подробно об их взаимоотношениях, уточнить, был ли в их отношениях газлайтинг, сталкеринг, орбитинг, висхолдинг или другие признаки абьюзивных отношений. То, что общество того времени явно опиралось на главенство мужчин над женщинами – известный факт, и поэтому женщинам приходилось со многим мириться. На адюльтер мужчин смотрели как на само собой разумеющееся, а Пушкин явно изменял своей супруге Наталье Гончаровой, что, вероятно, вызывало у нее ревность и страдания. С этой точки зрения, такие отношения можно назвать эмоциональным абьюзом, если только у пары не было договоренности об открытом браке. Пушкин имел бунтарскую натуру, был горяч, эмоционален и чувствителен, имел взрывной характер, и эти черты приводили его к многочисленным дуэлям, которые, по сути, являются актами агрессии в адрес другого человека. Но одно дело – жить по законам своего времени, где за оскорбление достоинства принято вызывать на дуэль и проявлять агрессию в сторону равного противника, желая реванша, а другое дело – мстить женщине, доминировать над ней и унижать, что, по сути, является абьюзом. Возможно, у поэта был комплекс неполноценности. Создатель этого термина Альфред Адлер связывал его с присутствием некого физического или психологического недостатка, который сказывается на самооценке. Пушкин был низкого роста, имел не очень привлекательные черты лица, что могло влиять на самооценку в юности, но очевидно, что в более зрелом возрасте он интересовал женщин не из-за внешности, а благодаря харизме, внутреннему миру и популярности в обществе, хоть и неоднозначной. И если в лицейские годы его внешность могла вызывать насмешки со стороны однокашников, то в зрелые годы это с лихвой компенсировалась силой таланта и умом. 

— Пушкин часто влюблялся, писал страстные послания, а потом быстро терял интерес. Как в современной психологии объясняют такой паттерн поведения? Это любовная зависимость, избегание близости или что-то другое?

— У Пушкина мог быть тревожный или тревожно-избегающий тип привязанности, идущий от переживания, что выберут другого, а значит, предадут. Такой тип привязанности мог сформироваться у поэта в детстве: он был средним ребенком в семье, и мать могла предпочитать ему других детей, поэтому за ее внимание и любовь приходилось бороться, конкурируя с сиблингами. Постоянное стремление к общению с другими женщинами могло быть вызвано желанием поэта компенсировать это невнимание матери и получить внутреннее подтверждение, что он достоин любви и любая женщина будет его хотеть. С другой стороны, хотя Пушкин быстро терял интерес к женщинам как возлюбленным, со многими он оставался в дружеских отношениях и эта дружба носила взаимообогащающий характер, в которой он не только брал энергию, но и сам многое отдавал. Вряд ли его отношения с женщинами сводились только к влюбленности и сексу. Думаю, партнеры взаимно вдохновлялись друг другом. Пушкин был натурой независимой и свободолюбивой, но, тем не менее, он умел строить близкие отношения с людьми – например, дружбу с лицеистами поэт хранил всю жизнь. Но очевидно, что творчество было самым важным делом его жизни, и именно ему он отдавал приоритет, а не столько построению отношений, которые просто случались, ведь он был известной и популярной фигурой своего времени. Чтобы быть творческим человеком, нужно быть эгоистом с определенными нарциссическими чертами, поскольку творчество – это акт самоутверждения, веры в себя и уверенности в том, что твое творение достойно существования и потому найдет признание в мире. 

— Какими могли быть причины его крайней ревности к Наталье Гончаровой? Можно ли назвать это проявлением токсичной привязанности?

— Пушкин любил Гончарову и был к ней привязан. Она была его семьей, тем человеком, с которым он хотел жить вместе и иметь детей. Привязанность – это нормальное, здоровое человеческое качество, только психопаты не имеют привязанности. Нормально, когда два партнера могут устанавливать безопасную привязанность, а значит, доверять, полагаться друг на друга в сложных обстоятельствах, рассчитывать на поддержку и преданность. Однако преданности в отношениях Пушкина и Гончаровой не было, но были измены, по крайней мере, со стороны поэта, что, вероятно, причиняло Наталье боль и муки ревности, и, возможно, желание отомстить. Вряд ли супруги договорились об открытом браке, когда каждый мог иметь любовника или любовницу, а без таких договоренностей отношения становятся небезопасными для обоих партнеров, и тогда супруги будут ревновать друг друга, подозревать, что, естественно, будет отравлять отношения, вносить в них тревогу и недоверие. Пушкин, вероятно конкурировал за внимание матери с другими детьми, что легло в основу тревожного или тревожно-избегающего типа привязанности. Этот страх, что его могут не выбрать, и установка, что за любовь надо конкурировать и бороться, также могли лежать в основе его болезненной ревности даже при малейших подозрениях неверности со стороны Гончаровой. 

— Можно ли говорить о зависимости Пушкина от внимания женщин и признания в целом? Насколько это связано с его самооценкой и восприятием себя как гения?

— С одной стороны, для Пушкина было важно внимание и признание женщин и общества в целом, как для любого творческого человека. Но цензура в его адрес была жесткой, он находился под постоянным наблюдением Александра Бенкендорфа, что показано в фильме, поэтому многие произведения поэта не выходили в свет, а от этого, естественно, страдала самооценка. С другой стороны, жажда признания и внимания со стороны женщин и общества имеет свои корни в детстве, в отношениях поэта с материнской и отцовской фигурами. Он был средним ребенком и, скорее всего, как уже упоминалось, был вынужден добиваться внимания со стороны матери и конкурировать за ее любовь с другими сиблингами. Отсюда, возможно, и проистекали многочисленные романы Пушкина, которые подкрепляли его самооценку и доказывали, что он заслуживает любви. С отцом у Пушкина были холодные отношения, и его расположения в детстве поэту, вероятно, также приходилось добиваться. Получение признания общества – это как получение признания от отца, что ребенком можно гордиться. Благодаря своей гениальности и реализации ее в творчестве Пушкин получал это внимание и признание, таких образом, вероятно, компенсируя предполагаемый дефицит любви и внимания со стороны родителей. 

— Как вы оцениваете решение Пушкина участвовать в дуэли с Дантесом с точки зрения психологии? Это был акт отчаяния, сохранения достоинства или проявление деструктивного мышления?

— Пушкин приревновал жену из-за того, что Дантес распускал слухи в обществе об их романе с Гончаровой и даже посмеивался над мужем-рогоносцем. Он задел честь Пушкина, и в его лице поэт столкнулся, по сути, с буллингом, поэтому участие в дуэли было попыткой восстановить достоинство и сохранить свою честь, а значит, честь семьи – таковы были законы того времени. Кажется, что выяснить отношения и остановить слухи – это логичный поступок; другое дело, что в ту эпоху обществом предполагались достаточно брутальные методы это сделать, такие как дуэль. Но это вопрос, скорее, к обществу, к его требованиям и нормам. 

— Как бы сегодня выглядел Пушкин, если бы его поведение перенести в современность? Это был бы человек с яркой харизмой и нестабильной личной жизнью или фигура, вызывающая осуждение?

— Пушкин – это фигура с яркой харизмой, умнейший человек своего времени, эмоциональный, чувствительный и гениальный. В нем было много подросткового, конфликтного, бунтарского, отсюда – его многочисленные влюбленности как возможная компенсация дефицита материнской любви и сложные отношения с властью и императором, как символом отца и суперэго. Именно в подростковости он черпал вдохновение, ведь подростки обладают максимализмом, обостренным восприятием мира, накалом чувства, но также обидчивостью и практически пограничным существованием между отчаянием и счастьем. В то же время такие черты взрослого человека как усердие, вера в себя и свое дело, умение доводить дело до конца позволили поэту последовательно трудиться и воплощать свое острое восприятие мира в творчестве, достаточный уровень нарциссизма давал веру в то, что его творчество найдет признание в мире, а возможность идти на компромиссы и договариваться с императором, который его очень ценил, дали возможность его произведениям увидеть мир, несмотря на жесткую цензуру. 

В свой день рождения — за работу: Дед Мороз зажжет новогоднюю елку онлайн
Знаменитый житель Великого Устюга, Дед Мороз, примет поздравления от всех жителей страны.Теперь каждый сможет стать гостем праздника, не покидая уют своего дома. Прямой эфир с торжества организован на официальной странице Вологодской области в RUTUBE. Трансляция начнется в 12:00 по московскому времени. 




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая