
Всем известно, что для пиара модные дома нередко сотрудничают с кинокомпаниями, совместными усилиями создавая образы персонажей. Дизайнер Валерия Утушкина рассказала нашим читателям о том, как это происходит, на примере известных фильмов и сериалов.
Часто бренды создают образы для актеров и актрис, которые соответствуют их философии. Так, например, для фильма «Анна Каренина» (2012) Chanel предоставил украшения из коллекции высокого ювелирного искусства. Киру Найтли, амбассадора бренда, украсило колье Camelia Poudre с камелиями, усыпанными бриллиантами, а также другие изделия из золота, жемчуга и драгоценных камней.


Бренды порой растягивают сотрудничество с кинематографистами на годы. Тот же самый Chanel одевал персонажей фильмов Вуди Аллена — Кристен Стюарт и Блейк Лайвли в «Светской жизни» (2016) и Кейт Бланшетт в «Жасмин» (2013).


Имя Юбера де Живанши навсегда связано с фильмом «Завтрак у Тиффани» (1961), ведь именно он создал маленькое черное платье для своей музы Одри Хепберн и работал над картиной вместе с восьмикратной обладательницей премии «Оскар» — художницей по костюмам Эдит Хэд.


А компания Rodarte попала в заголовки газет после совместной работы с Эми Уэсткотт над созданием семи балетных костюмов для «Черного лебедя» (2010).

В сериале «Сплетница» (2007 — 2012) гардероб учеников престижной частной школы состоит из дизайнерских вещей последних коллекций. В свое время проект был так популярен, что уже после первого сезона модные дома выстроились в очередь к костюмерам сериала, лишь бы главные героини Серена и Блэр появились хотя бы в одном эпизоде в кутюрном платье Oscar de la Renta или в тренче Burberry.


Наряду с размещением продукции и покупкой предметов гардероба художники по костюмам могут работать с брендами не только на поставку, но и на изготовление изделий на заказ. Например, во время сотрудничества с режиссером Ли Дэниелсом художник по костюмам фильма «Соединенные Штаты против Билли Холидей» (2021) Паоло Ниедду работал с Prada, чтобы по-новому интерпретировать некоторые исторически задокументированные моменты жизни певицы, которую сыграла Андра Дэй (она получила за эту роль номинацию на «Оскар»).


Четырехкратный номинант на премию «Эмми» изучил десятилетия современных подиумов Prada, чтобы точно определить и переосмыслить элементы дизайна, которые мастера модного дома изготовили на заказ. Для создания смелой интерпретации концертного образа Холидей 1954 года в Манчестере Ниедду объединил скульптурный корсет из коллекции осени 2004 года с деталями на бретелях из весенней коллекции 2009 года. В результате совместной работы было создано девять платьев, в то время как Ниедду использовал винтажные материалы и создал около 70 костюмов, включая полностью изготовленное на заказ черное платье для кульминационного выступления Холидей.



Роль художников по костюмам в кино часто упускается из виду. А ведь их работа — это один из самых важных и наглядных факторов для успеха фильма. Костюм позволяет рассказать историю и косвенно раскрывает личность персонажа.
Например, фанаты сериалов быстро отмечают, когда происходит изменение в гардеробе. В одном из эпизодов «Игры престолов» (2011 — 2019) за спиной Джейме Ланнистера, который носит доспехи, сапоги до колена и вооружен мечом, проходил актер массовки в синих джинсах и куртке Patagonia. Одежда, которую он носил, не соответствовала ни временному периоду, ни жанру, и этот ляп моментально разлетелся по Интернету. Поэтому очень важно, чтобы художники по костюмам или стилисты тщательно планировали, что должны носить исполнители ролей, дабы вписаться в сцену.

Художники по костюмам должны знать, кто их персонажи и что они за люди. Поэтому их задача — попытаться представить себе гардероб, который наилучшим образом подходит для персонажа, как если бы он существовал в реальной жизни.
В качестве иллюстрации рассмотрим сериал «Эмили в Париже», в 2020 году созданный Дарреном Старом и режиссером Эндрю Флемингом. В качестве стилиста по гардеробу они сотрудничали с Патрицией Филд, ранее работавшей над хитами «Дьявол носит Prada» (2006) и «Секс в большом городе» (1998 — 2004), где засветились десятки мировых брендов — Jimmy Choo, Chanel, Dior, Prada, Dolce & Gabbana и многие другие (в «Сексе в большом городе» вообще целая серия была посвящена рассказу о любимых туфлях Кэрри от Manolo Blahnik).


Итак, «Эмили в Париже» — это история о 22-летней девушке по имени Эмили, которая сначала работала в PR-фирме в Чикаго, а затем ее перевели в парижскую маркетинговую компанию Savior, где ей, как специалисту по продвижению брендов, приходится нелегко. До того как Эмили переехала в Париж, она носила фланелевую одежду, изображая приземленную американку. Но в Париже она внезапно превратилась в продвинутую модницу.


Справедливо будет сказать, что ее образ нереалистичен. Речь идет об изображении 22-летней девушки, работающей в парижской PR-фирме, и ее гардеробу не хватает аутентичности. Большинству зрителей сложно поверить в то, что младшая сотрудница владеет огромной коллекцией пальто и сумок Chanel, туфлями Christian Louboutin, сапогами Tabi Maison Margiela, от макушки до пят одевается в Kenzo и использует кружевной топ Chanel для пробежек.


То, как Эмили носит дизайнерские бренды в Париже, пытаясь определить свое место в фирме, является клише. В костюмах Эмили нет целостности, которая придавала бы героине ярко выраженную индивидуальность. Ее одежда не отражает ее характер, биографию или работу. Хотя она воплощает образы современной Кэрри Брэдшоу, одежда в «Эмили в Париже» слишком роскошная, оставляющая зрителем ощущение отсутствия человеческой глубины. Зато, надо полагать, рекламные интеграции и контракты с брендами окупили внушительную часть затрат на создание сериала.