
Этой осенью исполняется 10 лет с момента выхода на экраны «Интерстеллара» — эпической научно-фантастической драмы Кристофера Нолана, ставшей вехой для жанра. А также сломавшей мозг миллионам зрителей по всему миру и вызвавшей негодование у многих именитых физиков, заметивших ряд нестыковок. Что, впрочем, не помешало проекту собрать кассу в размере 715 миллионов долларов, получить пять номинаций на «Оскар» (и даже выиграть статуэтку за лучшие визуальные эффекты) и вообще прочно обосноваться в любом уважающем себя топе кинофантастики.
В честь юбилея картины вспоминаем 10 занимательных фактов о ее создании.
Физическая точность визуализации черных дыр
Одной из главных задач команды было создание достоверного изображения черной дыры. Для этого режиссер Кристофер Нолан пригласил физика-теоретика, лауреата Нобелевской премии Кипа Торна. Ученый предоставил математические расчеты, на основе которых художники визуализировали черную дыру. В результате появилось необычное и реалистичное изображение, которое оказалось настолько точным, что в 2019 году его сравнили с реальными снимками черной дыры, сделанными телескопом Event Horizon.
Минимальное использование CGI

Нолан известен своим скептическим отношением к компьютерной графике, и в «Интерстелларе» он постарался максимально использовать реальные декорации и эффекты. Например, для сцен на планете с океанами вместо CGI был настоящий затопленный ландшафт. А эпизоды на поверхности пустынной планеты Эдмундс снимали в Исландии. Энн Хэтэуэй даже получила переохлаждение из-за того, что ее скафандр был открыт, пока она находилась в ледяной воде.
Кип Торн поставил ограничения для сценария
Научный консультант фильма Кип Торн участвовал не только в визуализации черной дыры, но и влиял на сценарий. Нолан согласился следовать научным ограничениям, которые установил ученый. Тот настоял, что в картине не должно быть никаких нарушений известных законов физики. Например, в сценарии изначально фигурировали персонажи, путешествующие быстрее света. По настоянию Торна Нолан исключил этот элемент.
Постройка моделей и миниатюр космических кораблей
Нолан настоял на том, чтобы построить реальные модели космических кораблей. Специальная команда дизайнеров создала масштабные миниатюры и макеты «Эндюренса», «Лэндера» и «Рейнджера», что позволило снимать реальные сцены с их участием, избегая чрезмерного использования столь нелюбимой Ноланом компьютерной графики.
Мэттью Макконахи пережил реальную изоляцию

Чтобы подготовиться к роли астронавта Купера, Мэттью Макконахи добровольно отправился на несколько дней в пустыню без связи с внешним миром. Эта изоляция помогла ему прочувствовать одиночество и эмоциональную напряженность, которые переживает его персонаж в фильме. К слову, когда Кип Торн впервые встретил Макконахи, он спросил актера, как тот хочет, чтобы физик его называл. Макконахи ответил: «Как угодно, только не Мэтт».
Звуковое оформление напрямую влияло на сцены
Звуковой дизайнер Ричард Кинг и композитор Ханс Циммер работали вместе с Ноланом над тем, чтобы звуковое оформление усиливало атмосферу фильма. Звук в фильме сыграл ключевую роль, особенно в сценах с черной дырой и на планетах с различной гравитацией. Интересно, что в некоторых моментах Нолан специально использовал резкие контрасты между полной тишиной и громким звуком, что создавало уникальные ощущения у зрителя.
Вдохновение реальными космическими миссиями
Нолан черпал вдохновение из реальных космических миссий: таких, как программа NASA «Аполлон», которая отправила первых людей на Луну. В особенности постановщика интересовало, как человечество может в будущем преодолевать космические расстояния и исследовать другие планеты. И как сильно повлияет ситуация отличных от земных законов пространства и времени на восприятие человеком действительности вокруг себя.
Влияние «Космической одиссеи»
На создание «Интерстеллара» во многом повлиял и классический фильм Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года» (1968). Нолан неоднократно упоминал, что восхищается этим проектом и старался перенять его визуальный стиль и философские темы. Однако, в отличие от Кубрика, Нолан сделал упор не на холодный образ бескрайнего космоса, а на одушевленных персонажей, их эмоциональную связь и эмпатию.
Теории заговора

«Интерстеллар» открыто высмеивает историю о том, что высадка на Луну якобы была сфальсифицирована американским правительством. Интересно при этом следующее: сторонники этой так называемой теории считают, что телевизионные кадры высадки снял как раз-таки Кубрик, используя остатки реквизита из «Космической одиссеи».
Климатическая повестка
Сцены, в которых показано, какие ужасные условия сложились на Земле в результате засухи и пыльных бурь, снимались в Альберте, Канада. Изменения климата — важная тема ленты, создатели которой почти в каждой сцене подчеркивают: важно не то, что где-то там в космосе, а то, что каждый день вокруг нас.