Ангелы, люди, Шекспир: три самых заметных фильма кинофестиваля «Горький фест-2024»

Ждите в российском прокате!
Иван Афанасьев
|
19 Июля 2024
«Король Лир»
Фото: Кадр из фильма

С 12 по 18 июля в Нижнем Новгороде прошел 8-й по счету фестиваль нового российского кино «Горький фест». В конкурсной программе были представлены короткометражные и полнометражные работы. Рассказываем про три наиболее ярких картины из основного конкурса.

«Ячейка общества»

«Ячейка общества»
Фото: Кадр из фильма

Новый фильм Алены Званцовой, сценаристки и режиссера, известной по фильмам «Сумасшешая любовь», «Небесный суд» и «Норвег», а также по сценарию к «Оттепели» Тодоровского. В центре внимания — молодые родители Саша и Кирилл, чья дочка Варя впервые идет в детский сад. Кирилл работает айтишником и почти весь день проводит на работе, где нередко задерживается, Саша же с момента ухода в декрет из-за беременности занимается исключительно ребенком и, кажется, откровенно скучает. В садике она знакомится с папой подруги Вари, строителем Глебом. Их отношения понемногу выходят за рамки приятельских, что ведет к проблемам в и без того не самом надежном браке с Кириллом.

Трудно сказать, что заинтересовало 52-летнюю Званцову в истории про героев, младше нее в два раза — Саше как раз 26. Но в итоге получился «папин фильм», или, вернее, «мамин», о том, что поколение зиллениалов (термин, обозначающий молодых людей, родившихся, между 1998 и 2005 годами, т.е. между поколениями Y и Z) категорически не приспособлено к взрослой жизни. Саша мается от безделья и копит запас истерик в себе, Кирилл, вроде бы чуть более сдержанный, все равно в какой-то момент превращается в токсика и оба творят невероятную дичь, от которой больше всех страдает, конечно, дочь. На выходе получаются «Сцены из супружеской жизни», скрещенные с «Пилой», но вместо того, чтобы резать и кромсать пилами и прочими штуками, герои просто манают друг другу мозг. На самом деле больше всех страдает зритель — ибо смотреть кино про настолько инфантильных людей, без смысла и конечной цели, это настоящая пытка.

«Ангелы не жужжат»

«Ангелы не жужжат»
Фото: Кадр из фильма

Третий полнометражный фильм Александра Сильвестрова, чьи предыдущие картины, «Охотники» и «Молоди», почти неизвестны широкому зрителю, и неудивительно — это артхаусные драмы со сложной структурой, в которых реальность порой заменяется мыслями и чувствами героев, переплетается с фантазиями и абсурдистским нарративом. Вот и здесь так же. Перед нами истории 12 персонажей разного калибра: бухгалтер в рыболовной компании, чудаковатый айтишник, создающий «цифровые надгробия» и другие колоритные личности. Все они вроде бы не связаны друг с другом, но при этом через их истории проходит сквозная сюжетная линия с отцом, куда-то везущим мальчика на машине — и нам почему-то не показывают его лицо.

Если вы смотрели фильмы Роя Андерссона, культового шведского постановщика и мастера абсурда, то примерно можете представить себе, что вас ждет. Более того, параллели видны невооруженным взглядом: у Андерссона в «О бесконечности», например, тоже была нарезка из множества коротких историй о людях, мечтающих воспарить к чему-то высокому, но прикованных к бренной земле. Ангелы Селиверстова, соответственно, не жужжат, потому что у них ни крыльев, ни харизмы: пунктиром прописанные люди, единственной характеристикой которых является их принадлежность к определенному роду занятий. Абсурдистский юмор (финал — пожалуй, лучшее что есть в фильме) не сказать чтобы очень смешной и острый, потому смотреть фильм просто скучно. Забавляет неожиданное участие кинокритиков Сергея Дешина и Зинаиды Пронченко* в качестве актеров, но, сами понимаете, это контент, мягко говоря, на любителя.

«Король Лир»

«Король Лир»
Фото: Кадр из фильма

Лучший фильм довольно скудного (уж так сложилось в этом году) конкурса и просто одна из лучших российских картин года, которую, к сожалению, почти наверняка будут крутить в очень ограниченном прокате, поэтому следите и не упускайте. Очередной неограненный (и это прекрасно!) алмаз якутского кино, поставленный Сергеем Потаповым, опытным театральным режиссером, лауреатом «Золотой маски», работавшим в кино тоже, но за пределами Республики Саха почти не известным. Новый же его фильм заслуживает умной, думающей публики — хотя бы из-за формы: это кино на стыке игрового и документального, потому что снято в реальном доме престарелых, а большинство актеров — непрофессионалы, реальные обитатели учреждения, которые, по сюжету, репетируют «Короля Лира».

Интересный факт — трагедию Шекспира до этого ни разу не ставили в Якутии, зато первая же постановка получилась, мягко говоря, необычной. Герои фильма — реальные старики, которых родные сбагрили на попечение государства, но с появлением в доме экстравагантного режиссера (его играет Альберт Алексеев, звезда «Молодости» Дмитрия Давыдова) их жизнь буквально расцветает. Черно-белый в основной своей массе фильм балансирует на грани кино и театрализованного зрелища, когда участники постановки разыгрывают пьесу прямо во время своих бытовых занятий и при помощи подручных средств (например, местному Глостеру глаза «выковыривают» ложкой из столовой — и это ни разу не кровожадно, а, напротив, очень смешно). Трагедия превращается в комедию, а потом снова в трагедию — ведь когда кино закончится, старики вновь вернутся к своей тихой и печальной жизни, где они толком никому не нужны. Вот так из кинематографического хулиганства получается важное и весьма острое социальное высказывание. Показы «Горького» идут в театре, поэтому в финале хотелось искренне похлопать актерам и создателям, будто мы видели их прямо на сцене. Браво!

* Признан иностранным агентом по решению Министерства юстиции Российской Федерации



Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая