С точки зрения психологии жизнь «как в кино» таит в себе множество подводных камней. Психолог Илья Ахмедов перечислил популярные киномифы об отношениях, о значении которых вы, возможно, даже и не задумывались.
За настоящую любовь надо бороться во что бы то ни стало
Распространенный миф, который берут за основу во многих книгах и фильмах. В центре сюжета — герой, решивший всеми способами влюбить в себя человека или, скорее, завладеть им. Очень скоро подобное стремление перерастает в фанатизм и сталкинг.
Похожий пример мы можем наблюдать в фильме «Унесенные ветром» по одноименному роману Маргарет Митчелл. Скарлетт О’Хара влюблена в Эшли Уилкса, который, в свою очередь, женится на другой. Главную героиню не смущает тот факт, что ее возлюбленный уже обручен: она несколько раз признается ему в чувствах, но безуспешно. В течение многих лет девушка хранит в душе воспоминания о герое. Она ищет встреч с Эшли, даже заставляет работать у нее на лесопилке, чтобы видеться чаще. Героиня выходит замуж дважды, но эти браки для нее несчастливы: ее сердце принадлежит другому. Третий брак оказывается для нее решающим: после ухода мужа Скарлетт осознает подлость своего поступка и решает измениться, чтобы вернуть доверие супруга.
Что же мы имеем: Скарлетт на протяжении многих лет одержима мужчиной, который любит другую женщину. Удивительно, как вообще ее поведение не разрушило их брак (сейчас это называлось бы флиртом). Впоследствии изживает себя брак главной героини, ценность которого она осознает только тогда, когда муж уже стоит с чемоданом у порога. Да, в фильме есть финальная сцена, где она признает свою ошибку, но мы помним, что у романа открытый финал (а в конце, на минуточку, жена Эшли погибает). Так что знать наверняка, вернется ли она к мужу или наконец воссоединится с возлюбленным — загадка для зрителей.
Любовь с первого взгляда существует
Одно мгновение, одно слово — и все предрешено. К сожалению (а, может, к счастью), такое случается только в сказке. Или в художественном произведении. Например, всеми «засмотренный до дыр» фильм «Титаник» рассказывает историю двух влюбленных, которые в буквальном смысле с первого взгляда чувствуют некую связь. На экране это смотрится романтично, а вот в реальной жизни — не очень. Даже если представить себе такую ситуацию — влюбились с первой встречи — сразу назревает вопрос: а долго ли продлится такая любовь? Ведь со временем вы будете узнавать человека с разных сторон, и вдруг выяснится, что у него совершенно другой стиль жизни, другие цели и интересы. К тому же сейчас люди очень осторожны при знакомстве: они стремятся узнать человека постепенно, найти общие интересы, так что вероятность мгновенной любви близится к нулю.
Даже вечные скандалы — не помеха большой любви
Нашумевший фильм «После», снятый по одноименному роману Анны Тодд, разделил зрителей на два лагеря. Одни считают, что отношения главных героев, Тессы и Хардина, очень романтичны; другие утверждают, что такая любовь нездоровая и не может быть примером для молодежи.
С точки зрения психологии такие отношения действительно токсичны. Мы помним, с чего они начались (Тесса изменяет Ною с Хардином). Сколько конфликтов и временных расставаний пережила эта пара. Чувства героев сложно назвать полноценной любовью: в конце первой части оказывается, что Хардин спорил на девушку. В отношениях героев нет стабильности, им плохо вместе, но они все равно возвращаются друг к другу. Тесса боится парня, но при этом старается уверить себя в том, что все в порядке. Созависимые отношения тянут героев на дно.
Все-таки союз героев очень хрупкий, поэтому советую зрителям учиться на ошибках влюбленных, а не ставить их в пример.
Любовь простушки и миллионера
Сколько фильмов построено по этому заурядному сценарию! От крупнобюджетных голливудских фильмов до простеньких малоизвестных мелодрам. Режиссеры таких картин внушают зрителям, что каждая ни на что не способная девушка обязательно дождется своего богатого принца. Разумеется, такое вполне может произойти, но маловероятно. Не каждому умному мужчине приглянется девушка, похожая на Анастейшу из фильма «Пятьдесят оттенков серого». Неопытная, стеснительная и нервная героиня вдруг становится возлюбленной известного миллиардера. Что же такого заметил состоятельный мужчина в неуклюжей девушке? Это в фильме не объясняется (наверное, потому что авторы сами не придумали мотив).
По канонам нереалистичных мелодрам любовь между простушкой и богачом вспыхивает моментально. В фильмах с подобным сюжетом мотивы персонажей никак не объясняются. Все идет по сценарию «увидел, познакомился, полюбил». А вот почему и за что — это вы, зрители, додумывайте сами.
Мужчина изменится, если на него воздействовать
Обратимся к диснеевским сказкам, ведь по ним сняты прекрасные экранизации. Сюжет «Красавицы и чудовища» наверняка известен всем: Белль, оказавшись в логове Зверя, расколдовывает его своими чарами и обретает долгожданную любовь. Можно ли проецировать сюжет фильма на реальную жизнь? Разумеется. Девушка влюбляется в «парня-плохиша», тешит себя надеждами о том, что сможет изменить его и пробудить в нем искренние и добрые чувства. Сколько бед может принести это стремление. Такие отношения полны негатива, недоверия, а иногда и насилия. Точка зрения психологов на ситуацию едина: не стоит пытаться поменять мышление человека, если он сам не хочет этого.
Конечно, это всего лишь детский фильм, но кто из нас не верит в сказку?
Ради любви стоит идти на жертвы
Вновь возьмем в пример «Титаник». Джек постоянно спасает Роуз, жертвуя при этом собой. Он останавливает ее от самоубийства, вырывает из рук высокомерного жениха, помогает выжить на тонущем корабле. На экране это смотрится очень романтично. В реальной жизни все не так просто: данная модель отношений формирует у одного из партнеров синдром спасателя. По сути, любовные отношения принимают форму детско-родительских. Роуз, несмотря на свою мнимую беспомощность, демонстрирует неплохие манипуляторские навыки. И Джек становится ее жертвой.
В одном из интервью режиссер Джеймс Кэмерон отвечает на вопрос, почему же персонаж Леонардо Ди Каприо погибает. У этих отношений просто не было будущего. Для Джека был только один финал — трагический. Так что, дорогие зрители, учитесь читать между строк: романтика может оказаться фальшью.
Мужчина должен скрывать эмоции
Нередко в голливудских фильмах мужчина мечты — это сдержанный, уравновешенный и серьезный молодой человек. Ему не свойственно проявлять слишком яркие эмоции. Но стоит любящей девушке проникнуть в его душу, как вдруг выясняется, что его внутренний мир богат на непроработанные травмы и подавленные чувства. Такой образ мы видим в фильме «Красотка». Поведение Эдварда можно считать антипримером, ведь неумение выражать свои чувства чревато негативными последствиями.