Техники для обсуждения сложных ситуаций

Лев Борисович и Рон собрали несколько советов о том, как начать разговор с ребенком и оказать ему поддержку и утешение
Анастасия Андреева
|
29 Октября 2025
Фото: 123RF/legion-media.ru

Дети всегда ищут ощущения безопасности и защищенности у родителей, особенно в кризисные времена. Когда в центре внимания – конфликт или сложная ситуация, это может вызывать страх, печаль, гнев и тревогу. В таких случаях разговоры служат не только для передачи информации, но и для множества других важных целей. Они помогают ребенку ориентироваться в сложных темах и справляться с трудными эмоциями.

Когда родители демонстрируют вдумчивое и уважительное общение в трудные моменты, они обучают своих детей бесценным жизненным навыкам, которые пригодятся им в будущих отношениях. Семьи, где в трудные времена наблюдается открытое и честное общение, более сплоченные. Дети из таких семей демонстрируют лучшую эмоциональную устойчивость и чаще обращаются за помощью, когда сталкиваются с трудностями.

Подготовьтесь

Основа любого успешного сложного разговора начинается с вашей эмоциональной подготовки. Всегда лучше всего вести разговор, когда вы расслаблены и терпеливы. Ваше эмоциональное состояние напрямую влияет на то, как ваш ребенок воспринимает и обрабатывает информацию, которой вы делитесь.

Подумайте, какой результат вы надеетесь получить. Вы в первую очередь делитесь своим мнением, пытаетесь понять точку зрения ребенка или работаете вместе над решением проблемы? Четкое понимание своих целей поможет вам сосредоточиться и не перегружать ребенка слишком большим объемом информации сразу.

Хорошей отправной точкой будет спросить ребенка, что он знает и что чувствует. Некоторые дети могут мало знать о происходящем и быть незаинтересованными в разговоре, а другие могут и вовсе переживать молча.

Будьте честны

Дети всегда знают больше, чем вам кажется. Скрывать от них что-то - почти всегда бесполезно и может нанести реальный вред. Есть такая фраза: «Все, что можно упомянуть, можно контролировать». Таким образом, когда мы о чем-то умалчиваем, мы даем детям понять, что это неконтролируемо, что это слишком серьезно и страшно, даже для взрослых.

Если вы не знаете ответа на вопрос, скажите об этом и составьте план, как это выяснить.

Поправляйтесь, если вы дали неполную или неточную информацию. Не бойтесь ошибиться.

Сохраняйте бдительность

Будьте внимательны к признакам стресса у детей: замкнутость, отсутствие интереса, капризы, страх и любые другие нетипичные моменты в поведении.

Слушайте

Относитесь ко всем вопросам детей с уважением и серьезностью, не «шикайте», не игнорируйте и не отмахивайтесь. При необходимости переспрашивайте, чтобы понимать, о чем идет речь, что привело к вопросу и сколько информации ребенок хочет получить.

Поделитесь своими ощущениями

Расскажите о своих чувствах, но старайтесь не создавать ощущение тревоги и безнадежности. Не умаляя серьезности ситуации, важно сохранять перспективу и донести ее до детей.

Действуйте

Детям необходимо знать, что люди не бессильны перед сложностями. Обсуждайте, как люди могут реагировать на трудные события и какие конкретные шаги можно предпринять.

Делиться или нет – почему некоторые дети жадничают?
Знакома ситуация? Ребенок держит машинку в руках и кричит: «Мое!» на просьбу другого ребенка дать поиграть. На детской площадке неловкая пауза, взрослые переглядываются: «Ну что за жадина, неужели так трудно поделиться?»