Дети всегда ищут ощущения безопасности и защищенности у родителей, особенно в кризисные времена. Когда в центре внимания – конфликт или сложная ситуация, это может вызывать страх, печаль, гнев и тревогу. В таких случаях разговоры служат не только для передачи информации, но и для множества других важных целей. Они помогают ребенку ориентироваться в сложных темах и справляться с трудными эмоциями.
Дети от природы проницательны и часто чувствуют, если происходит что-то важное, даже когда родители пытаются их оградить!
А если взрослые избегают сложных разговоров, дети могут заполнять пробелы собственными интерпретациями, которые часто пугают больше, чем реальность.
Когда родители демонстрируют вдумчивое и уважительное общение в трудные моменты, они обучают своих детей бесценным жизненным навыкам, которые пригодятся им в будущих отношениях. Семьи, где в трудные времена наблюдается открытое и честное общение, более сплоченные. Дети из таких семей демонстрируют лучшую эмоциональную устойчивость и чаще обращаются за помощью, когда сталкиваются с трудностями.
Подготовьтесь
Основа любого успешного сложного разговора начинается с вашей эмоциональной подготовки. Всегда лучше всего вести разговор, когда вы расслаблены и терпеливы. Ваше эмоциональное состояние напрямую влияет на то, как ваш ребенок воспринимает и обрабатывает информацию, которой вы делитесь.
Прежде чем начать разговор, проанализируйте свое отношение к теме. Если вы испытываете тревогу, гнев или подавленность, эти эмоции передадутся вашему ребенку, и ему будет сложнее сосредоточиться на сути беседы.
Подумайте, какой результат вы надеетесь получить. Вы в первую очередь делитесь своим мнением, пытаетесь понять точку зрения ребенка или работаете вместе над решением проблемы? Четкое понимание своих целей поможет вам сосредоточиться и не перегружать ребенка слишком большим объемом информации сразу.
Хорошей отправной точкой будет спросить ребенка, что он знает и что чувствует. Некоторые дети могут мало знать о происходящем и быть незаинтересованными в разговоре, а другие могут и вовсе переживать молча.
Будьте честны
Дети всегда знают больше, чем вам кажется. Скрывать от них что-то - почти всегда бесполезно и может нанести реальный вред. Есть такая фраза: «Все, что можно упомянуть, можно контролировать». Таким образом, когда мы о чем-то умалчиваем, мы даем детям понять, что это неконтролируемо, что это слишком серьезно и страшно, даже для взрослых.
Отвечайте на вопросы как можно яснее и честнее, используя язык и определения, подходящие возрасту и уровню развития ребенка.
Если вы не знаете ответа на вопрос, скажите об этом и составьте план, как это выяснить.
Поправляйтесь, если вы дали неполную или неточную информацию. Не бойтесь ошибиться.
Сохраняйте бдительность
Будьте внимательны к признакам стресса у детей: замкнутость, отсутствие интереса, капризы, страх и любые другие нетипичные моменты в поведении.
Слушайте
Относитесь ко всем вопросам детей с уважением и серьезностью, не «шикайте», не игнорируйте и не отмахивайтесь. При необходимости переспрашивайте, чтобы понимать, о чем идет речь, что привело к вопросу и сколько информации ребенок хочет получить.
Старайтесь сами выразить то, что, по вашему мнению, чувствует ребенок, чтобы дать ему возможность подтвердить это и прояснить ситуацию. Например, можно сказать: «Похоже, ты боишься, что подобное может повториться».
Поделитесь своими ощущениями
Расскажите о своих чувствах, но старайтесь не создавать ощущение тревоги и безнадежности. Не умаляя серьезности ситуации, важно сохранять перспективу и донести ее до детей.
Действуйте
Детям необходимо знать, что люди не бессильны перед сложностями. Обсуждайте, как люди могут реагировать на трудные события и какие конкретные шаги можно предпринять.