Этот материал нам помогли подготовить режиссер, арт-директор Национального фестиваля и Премии «Музыкальное сердце театра», актриса, педагог Российской академии музыки им. Гнесиных, руководитель театральной студии Светлана Горшкова и героиня мультсериала «Команда «МАТЧ» Берта. Мы узнаем о важности приобщения ребенка к сценическому искусству.
Дети, участвующие в театральных программах, приобретают ценные навыки, которые можно применить в любой жизненной ситуации или в дальнейшем в профессиональной сфере. Театр, в первую очередь, — это обогащение личности. Многие родители считают, что театр — искусство не для детей, потому что сами часто оказывались на спектаклях, только будучи взрослыми. На самом деле театр помогает детям разносторонне развиваться: лучше мыслить, слышать, чувствовать, наполнять себя знаниями литературных и музыкальных произведений.
Искусство и творчество дают возможность жить ярче!
Все дети талантливы. И только от родителей зависит, развивать этот талант дальше или нет. Вспомните себя в детстве. Мы проявляли себя буквально во всех творческих направлениях: пели, танцевали, рисовали, подражали. Конечно же, все дети развиваются по-разному, но самый подходящий возраст для начала занятий в театральной студии — пять лет. К этому времени у ребенка появляется осознанность, он понимает, чем занимается, что он не просто играет, а сопричастен действию, коллективу. Чтобы у ребенка мог сформироваться интерес к занятиям в театральной студии, важно познакомить его с театром как видом искусства: водить на спектакли, обсуждать с ним увиденное. При этом ребенок должен видеть и взрослую игру, и детскую, чтобы говорить себе: вот немного поучусь и буду как этот мальчик или девочка на сцене. И, конечно, во главе угла стоит желание самого ребенка заниматься театром. Если ему интересно и комфортно, то он в своей среде, а если это всего лишь желание родителей — видеть его на сцене, ничего хорошего из этого не выйдет. Если ребенок не готов, нельзя его “тащить” на сцену.
Дети, посещающие театральные студии, учатся терпению, концентрации и планированию времени.
Например, подготовка к премьере. До выхода спектакля нужно успеть сделать очень многое: выучить роль, ходить на все репетиции, подготовить костюм! И все эти задачи важно умело встроить в свое расписание.
Часто родители приходят и говорят: ребенок стесняется. Но как только они уходят, а малыш остается наедине с ребятами и педагогами, никакого стеснения нет. Он начинает звучать, фантазировать, размышлять. Современным детям особенно важен индивидуальный подход, они по-другому слышат и чувствуют. А творчество помогает раскрыться.
Театр является коллективным видом искусства. Чтобы рассказать историю на сцене, нужна команда сценаристов, труппа актеров, а также многие другие специалисты.
Работа в команде – это важное умение! И развивать его, оказывается, можно, не только занимаясь спортом!
Пожалуй, основная сложность в постановке спектакля с детьми состоит в том, что они, в отличие от взрослых актеров, для которых театр – основная работа, имеют множество других занятий, и с этим расписанием нужно обязательно считаться. А значит, собрать всю труппу одновременно бывает очень проблематично. Чтобы выйти из положения, мы изначально собираем несколько составов артистов на один спектакль.
Ждать выхода на сцену, чтобы получить свою порцию оваций, – это так волнительно и круто одновременно!
Далеко не все дети в дальнейшем связывают свою жизнь с театром. И даже очень талантливые ребята, когда заканчивают школу, не идут поступать в театральное. Наша задача –вырастить не артиста, а человека, влюбленного в театр, чтобы он был хорошим и умным зрителем. Это важнее и интереснее. Такой человек развивается как личность, он много читает, умеет проводить аналогии, искать корни через постановку и произведение.