Время сопровождает нас повсюду: нам важно не опаздывать на работу и различные мероприятия, успевать закончить дела, чтобы побыть с семьей и близкими, и вовремя уйти спать и полноценно отдохнуть. Ориентироваться во времени и ощущать его – ключевой навык взрослого человека.
Но и детям необходимо учиться улавливать временные промежутки, соблюдать режим дня и планировать свои действия! Поэтому взрослым обязательно нужно приобщать детей к семейным делам и формировать у них понимание времени!
С рождения до двух лет
В период младенчества, конечно, совсем рано говорить об обучении крохи чему-либо. Его главная задача – расти и развиваться. Восприятие мира у новорожденного строится на органах чувств, а режим дня организовывается за счет повторения последовательности действий: кормление-сон-прогулка. Но уже в это время некоторые малыши способны запоминать и предвосхищать действия родителей.
Если правильно выстроить распорядок дня, то в скором времени ваш малютка привыкнет к нему. Это облегчит жизнь и ему, и всей семье, ведь вы не будете тратить много времени на укладывание и избежите проблем с капризами и переутомлением!
С 2 до 4 лет
В этом возрасте уже можно начинать оперировать простыми временными промежутками: «утро», «день», «ночь», «сегодня», «до», «после».
Самая большая сложность заключается в том, что время – понятие абстрактное. Его нельзя понюхать, потрогать или увидеть. Поэтому и объяснить ребенку смысл этих слов бывает затруднительно.
Ваша главная опора здесь – привязка к конкретным действиям. Старайтесь больше разговаривать с вашим ребенком и комментировать события дня. Например: «Утром после завтрака мы пойдем гулять» или «Сегодня мы были в парке и качались на качелях».
5–8 лет
У старших дошкольников и младших школьников уже есть некоторое понимание времени, но это не значит, что их нужно сразу учить ориентироваться по циферблату часов.
Для этого лучше подойдут другие наглядные материалы: детский календарь, расписание занятий, циферблат с временами года или частями суток.
Как можно чаще и подробнее проговаривайте с ребенком, что за чем происходило сегодня, что было вчера, а что ждет его завтра. Обучайте свое чадо правильно пользоваться календарем: вместе определяйте дни недели и отмечайте важные даты – дни рождения и праздники, привязывайте их к сезонам и месяцам.
Одним словом, учите ребенка тому, что вся наша жизнь состоит из последовательности действий. Не удивляйтесь, если сначала он будет путаться и рассказывать о событиях месячной давности как о том, что произошло вчера. Дайте ему время как следует освоить новые знания!
Когда более широкие временные понятия закреплены, приступайте к разговору о часах и минутах. Вместе читайте книжки, где надо выставлять время и крутить стрелки, используйте таймеры обратного отсчета, чтобы ребенок лучше понимал, как долго длится тот или иной временной промежуток. Учите его, что иногда время тянется, а иногда летит.
Уверена, вы тоже замечали, что, например, когда греешь еду в микроволновке, две минуты кажутся бесконечными! А когда опаздываешь, даже не замечаешь, как быстро они проходят!
К началу обучения в школе ребенку очень важно уметь ориентироваться в часах и понимать, сколько времени у него осталось на то, чтобы завершить начатое задание. Здесь уже не выйдет обойтись без циферблата.
Даже если вашему ребенку сложно дается знакомство с часами, не отчаивайтесь! Продолжайте учить его определять и засекать время. Постепенно это будет получаться всё лучше — и вы сможете вместе порадоваться успехам!