
Этот материал нам помогли подготовить кандидат педагогических наук, руководитель детского сада «Школа Сотрудничества» Анна Замыслова и герои мультсериала «Команда «МАТЧ» Лев Борисович и Рон.
Детство – время открытий и экспериментов, проб и ошибок, а также период, когда ребенок сталкивается с первыми трудностями. Если он не научится преодолевать их, это неизбежно приведет к страху неудачи, избеганию сложных задач и, как результат, к неуверенности в своих силах, что в будущем будет мешать и учебе, и общению с окружающими, и самостоятельному принятию решений.
Как нам, взрослым, правильно реагировать на неудачи ребенка и помочь ему с ними справиться?
Совет № 1 «Будьте примером»
Дети учатся, наблюдая за взрослыми. Если родители рассказывают, как благодаря своим ошибкам учатся, для ребенка это становится мощным стимулом.

Расскажите малышу о ситуации, где вы не справились с задачей сразу, но настойчивость и труд помогли добиться успеха. Например, папе не сразу удалось починить машину, мама не всегда умела печь блины, старший брат боялся рассказывать стихи перед всем классом.

Слушая такие истории, понимаешь, что ошибки – это не конец света!
Покажите малышу пути, как можно исправить сложившуюся ситуацию, а также помогите сформулировать, как не допустить повторения в будущем: например, сделать задание заранее, тщательнее готовиться к контрольной или выступлению, не отвлекаться во время урока и прочее.

Поддержите ребенка словами «Ошибаться – это нормально», «Не ошибается тот, кто ничего не делает» или «Давай попробуем снова». Это поможет осознать, что неудачи – неотъемлемая часть пути к успеху. Мы все учимся и ошибаемся!
Совет № 2 «Не ограждайте от трудностей»
Чтобы не пасовать перед трудностями и принимать вызовы, адекватно оценивая свои возможности, ребенку необходим разный жизненный опыт, положительный и отрицательный.

Если родители постоянно “подстилают соломку”, ограждая от опасностей, у ребенка нет возможности познакомиться с объективной реальностью. Есть риск, что он привыкнет к тому, что все проблемы решаются сами собой, все и всегда получается так, как он хочет. Например, пусть ребенок сам уберет разбитую игрушку или разлитый сок, чтобы понять последствия своих действий и научиться брать ответственность. Важно объяснить, что ошибки бывают у всех, но их можно исправить. Если ребенок расстроился из-за проигрыша в настольной игре, обсудите, что он чувствует. Скажите: «Ты старался, и это самое важное. Давай договоримся, как по-другому поступим в следующий раз».

Это поможет понять, что усилия ценятся не меньше результата! А на ошибках можно научиться.
Совет № 3 «Формируйте адекватную самооценку»
Любому ребенку важно чувствовать себя ценным, а нам, взрослым, важно научиться хвалить его не только за конкретные достижения, но и за старания. Например, когда ребенок сделал ошибку в рисунке, обратите внимание вместо промаха на его творческий подход: «Какие интересные цвета ты выбрал! Молодец, что ты пробуешь новое». Добавьте: «Я думаю, в этом месте можно в следующий раз сделать по-другому, если хочешь, я тебе помогу». Если результаты далеки от идеала, хвалите за старания: «Мне нравится, как ты старался» вместо «Ты самый лучший». Такие фразы помогут ребенку формировать уверенность в своих способностях и желание пробовать еще раз. Давая оценку действиям ребенка, важно донести до него, что «плохая» оценка не равно «плохой человек», она показывает только неуспех в конкретной ситуации в данный момент времени. Обязательно замечайте и обсуждайте хорошие поступки ребенка. Если ребенок накрыл на стол, сделал бутерброд, сложил свои вещи, помог кому-то на улице или в магазине, не забудьте это отметить: «Было очень мило с твоей стороны помочь».
Совет № 4 «Обсуждайте чувства с ребенком»
Разные дети реагируют на неудачи по-разному. Одни замыкаются в себе, другие бурно выражают эмоции. Важно понимать особенности характера и подбирать подходящий способ поддержки.

Например, если застенчивый малыш обиделся, присядьте рядом и спросите: «Что ты почувствовал? Как думаешь, что можно сделать, чтобы это получилось лучше в следующий раз?» Эмоциональных малышей лучше успокоить и отвлечь, уверив в том, что после того, как он успокоится, вы вместе попробуете еще раз и у вас обязательно получится. Такие диалоги вовлекут детей в обсуждение и дадут почувствовать, что их переживания важны.
Совет № 5 «Справляйтесь с неудачей вместе и отслеживайте прогресс»
Когда ребенок сталкивается с трудностями, предложите подумать над решением вместе. Если он не может собрать конструктор, вместо немедленной помощи спросите: «Как ты думаешь, что можно сделать, чтобы получилось?» Это дает ему ощущение поддержки, но сохраняет ответственность за результат. Вместо «Давай я сейчас все быстро сделаю» скажите: «Давай попробуем вместе». Совместное планирование действий, обсуждение ошибок и уроков, которые можно вынести из ситуации, будут отличным инструментом в развитии устойчивости ребенка к неудачам.

Можно предложить ребенку повторить задачу, которая раньше не удалась. Например, сложить сложный пазл или забросить мяч в корзину.
Обязательно напомните, как что-то совсем не получалось раньше, и какие изменения произошли сейчас.

Начните вести дневник достижений, куда вы будете записывать даже маленькие успехи! Так легче отследить свой прогресс и понимать ценность усилий.

Напоминайте, что поражение – это полезный опыт, а успех состоит из 1% таланта и 99% труда, поэтому каждая попытка, пусть и неудачная, приближает к победе. Приведите в пример известных людей, к которым успех пришел после череды неудач. Например, Джоан Роулинг, автор мирового бестселлера про Гарри Поттера, получила отказы от 14 издательств. А Эйнштейн, известный ученый, не умел говорить в 4 года, в 7 лет еще не умел читать, педагоги даже говорили о его умственной отсталости и исключили из школы. Таких примеров тысячи!
Совет № 6 «Избегайте сравнения с другими»
Сравнение ребенка с другими детьми, даже с его братьями или сестрами, снижает самооценку и вызывает чувство неполноценности.

К сожалению, эта популярная ошибка, которую допускают родители, только усиливает страх ребенка перед неудачами. Сравнивайте ребенка только с ним самим. Как что-то совсем не удавалось раньше и насколько лучше, быстрее, аккуратнее, четче, увереннее получается сейчас. Подчеркивайте уникальные качества ребенка: «Ты так стараешься! Это твоя сильная сторона», “Ты стал намного быстрее учить стихи, ты помнишь, как раньше мы учили целый час, а сейчас всего двадцать минут”.
Важно, чтобы у ребенка не возникло ощущение, что отношение родителей зависит от его успехов или неудач. В противном случае, поражение станет не просто проигрышем, а риском лишиться родительской любви. Ребенок должен чувствовать, что его любят всегда, а не только когда он хорошо себя ведет, отлично выполняет все задания и занимает первые места в соревнованиях.
Совет № 7 «Будьте искренни и поощряйте за дело»
Дети хорошо чувствуют, когда они справедливо заслужили награду, а когда их хвалят просто так. Чтобы любая деятельность ребенка не превратилась в погоню за похвалой и не стала предпосылкой к «комплексу отличника», будьте максимально объективны и конкретны. «Ты просто супер!» полезнее заменить на «Мне понравилось твое сочинение, ты удачно подобрал сравнения и сформулировал свои мысли».

В случае, когда результат оставляет желать лучшего, не восхищайтесь искусственно. Лучше найдите то, что ребенку все-таки удалось или похвалите за старания. Критика тоже должна быть конструктивной. Критикуйте действие, которое можно исправить, а не ребенка. Вместо «Ты неаккуратный» скажите: «Здесь ты мог бы быть поаккуратнее».
Научить ребенка справляться с неудачами — значит подготовить его ко взрослой жизни. Пока ребенок только учится, не игнорируйте, не ругайте, не приводите в пример других детей, не угрожайте «Не прекратишь плакать, больше играть не будем!», не обесценивайте переживания «Подумаешь, проиграл!». Напротив, обнимите и поддержите: «Я вижу, ты расстроился. Зато мы все заметили, как ты сегодня старался!», переключите внимание «Давай считать красные машины» или «Пойдем есть мороженое». И вернитесь к обсуждению ситуации, когда страсти улягутся, поговорите о его чувствах, придумайте маленькие приятности, который ребенок получит в случае как победы, так и проигрыша. Настраивайте его и себя на позитив, не зацикливайтесь на оценках и баллах, будьте на одной волне с ребенком, действуйте по ситуации и сохраняйте спокойствие.

Напоминайте себе и ребенку, что всем свойственно ошибаться. Неудачи и падения - лучшие учителя в жизни, которые помогают нам развиваться и становиться сильнее!

А о том, как в трудную минуту на помощь приходят близкие, смотрите в серии «Первое поражение»!