
Этот материал нам помогли подготовить магистр педагогики, учитель высшей квалификационной категории, школьный администратор, победитель конкурсов профессионального мастерства «Учитель года», «Педагог-новатор», «Навигаторы детства 2.0», автор книги «В поисках профессионального вдохновения: 35 уроков о школьном образовании» Васильева Любовь Ивановна и герой мультсериала «Дракошия» Дедушка Рубус.
Любое окружение влияет на нас, а особенно сильно – на наших детей. Поэтому вполне естественно, что родители стараются объяснить ребенку, «что такое плохо», а главное – как не попасть в нежелательную компанию.
Дети познают мир через ощущения и собственный опыт. Например, если рассказать ребенку, что садиться на игрушку – плохо, так как она сломается и не во что будет играть, он обязательно эту игрушку сломает и проверит самостоятельно, действительно ли это так? Поэтому отличным способом втолковать что-то ребенку является игра.
Что такое плохо?

Попробуйте поменяться с ребенком ролями: пусть он станет родителем, а вы – малышом. Это поможет вам посмотреть на ситуации с разных сторон. Есть еще один вариант – учиться на ошибках других детей: смотреть на героев книг и мультфильмов или выходить на улицу и наблюдать, при этом подробно описывать чужие действия и рассуждать вслух. К примеру, вы видите, как чье-то чадо кидается песком из песочницы. Опишите ситуацию и подумайте, чем это может быть чревато.

Сразу же поясните, как нужно себя вести!
И, конечно, не забывайте, что главным образчиком поведения для своей крохи являетесь вы. Поэтому если вы дома не заправляете постель, то не стоит ждать этого от детей.
Работа над ошибками
Самой частой проблемой в воспитании является чрезмерная забота, которая впоследствии перерастает в детский эгоизм и дезадаптацию, от чего страдает сам родитель.
По мере роста проблемы с социализацией у ребенка только обострятся. Вряд ли кто-то будет выполнять все прихоти детей в реальной жизни, постоянно восторгаться и восхищаться ими. В лучшем случае такие личности обречены на глубокое разочарование в жизни и в людях, а в худшем – это может привести к развитию комплексов и психических заболеваний.

Это не значит, что свое дитя не надо баловать или любить. Делать это нужно, но «с холодной головой».
Избалованных детей видно и слышно издалека, поэтому, если родитель понимает, что «дело пахнет жареным», стоит прислушаться к нескольким советам.

- Сохраняйте спокойствие. Если вы закричите или повысите голос, то, скорее всего, ребенок вас не услышит, а если и услышит, то предпочтет проигнорировать.
- Начинайте перевоспитание как можно раньше. Как только вы заметили первые признаки избалованности своего чада, вступайте в борьбу с его вредными привычками.
- Не впадайте в крайности, учитесь договариваться с малышом, не идите у него на поводу, но и сами не переходите на истошный крик.
- Проявляйте последовательность в своих поступках. Если сегодня вы запретили что-либо, а завтра в душевном порыве разрешили, то результата такое поведение не даст.
- Научитесь отказывать ребенку в его настырном выпрашивании чего-либо. Не реагируйте на истерики и капризы. Ваше «нет» должно быть четким.
- Приобщайте ваше чадо к домашним делам, пусть у него будет 2-3 обязанности. Например, если у вас есть четвероногий друг, пусть ребенок водит его на прогулку, кормит, следит за лотком и прочее.
- Единство в воспитании. Если папа запретил пить сладкий напиток, а мама тайком его купила и напоила ребенка,не ждите, что кроха что-то поймет и исправится.

Если вовремя обратить внимание на проблему и приложить максимум усилий для ее решения, то все еще можно изменить в лучшую сторону. Главное – запастись терпением и постепенно двигаться к цели.
Скажи мне, кто твой друг
Ближе к подростковому возрасту друзья у ребенка становятся на первое место.

Подростковый возраст – это кризис, и как вы вместе его пройдете – зависит только от вас. Очень важно сохранять наблюдательную и поддерживающую позицию: «Если что, я рядом». Без оценок, осуждений, оскорблений. Да, это непросто. Возможно, вы видите, как выросший малыш отдаляется, внезапно приобретает новые привычки и увлечения, которые вы не одобряете, выражается не свойственными ни ему, ни вам фразами, грубит, отказывается учиться… Как правило, в такой ситуации выясняется, что у него появилась новая компания.
Что же делать родителю в такой ситуации?
Для начала важно понимать, о какой возрастной категории мы говорим.

Примечательно то, что в современной практике мы наблюдаем признаки кризиса переходного возраста намного раньше – в 11-10, а то и 9 лет. Дети взрослеют раньше, многие очень развиты интеллектуально, оттого рано сталкиваются со «взрослыми» проблемами. Родители часто реагируют слишком эмоционально, ругают, наказывают. Но если у ребенка нет рядом взрослого, которому он мог бы полностью доверять, с кем же тогда ему поговорить? Конечно, с друзьями, которые имеют схожие проблемы, которые смогут понять. И этот компонент будет самым главным при выборе компании, а совсем не те качества, которые важны для вас как для родителей.
Есть прекрасное упражнение на работу с ценностями, начать практиковать которое лучше как можно раньше. Читайте ребенку разные истории и после задавайте вопросы: «Кто положительный герой?», «Кто отрицательный?», «Какая главная мысль истории?». Сделайте подобный «дискуссионный клуб» традицией, устраивайте его хотя бы раз в неделю, даже если детки уже взрослые. Это развивает мозг, формирует доверительные отношения и прививает правильные ориентиры в жизни.

Окружение ребенка напрямую связано с его ценностями. И только мы можем помочь определить их!