Учимся употреблять пространственные предлоги

Воспитатель Ня предлагает Мако и Бамсу поиграть и усвоить навык употребления предлогов.
Юлия Хазанова
|
21 Марта 2023
Учим ребенка правильно употреблять пространственные предлоги и ориентироваться в пространстве
Фото: 123RF/legion-media.ru

Пространственные предлоги дают информацию о местонахождении объектов в пространстве и по отношению друг к другу.

Обычно первые слова детей — это существительные. Малыш называет людей, животных и вещи, которые видит чаще всего. По мере того, как увеличивается словарный запас, дети начинают понимать и чаще использовать глаголы, а потом и прилагательные. Позже малыши осваивают местоимения, наречия, числительные. И только после всего этого – предлоги. Первые осознанные предлоги обычно появляются в детской речи на третьем году жизни – в возрасте около 2,5 лет. Сначала малыши начинают использовать предлоги «у», «с», «из» («из дома», «с мамой», «у шкафа»). Затем к 3 годам появляются понятия «для», «после», «через», «под». На пятом году жизни дети наиболее активно используют предлоги в быту, но еще редко употребляют те, которые обозначают точное местонахождение предмета («над», «между», «через», «до», «перед», «около», «о»). 

Играя с детьми, говорите грамматически правильные предложения с использованием предлогов. Отличным занятием будет «стройка» из кубиков или деталей конструктора. 

Во время игры используйте такие обороты, как: «Можешь положить этот красный кубик на зеленый?» Позже можно добавить другие фигурки и снова попрактиковаться, попросив поставить игрушку рядом с башней.

Учим ребенка правильно употреблять пространственные предлоги и ориентироваться в пространстве
Фото: 123RF/legion-media.ru

Спрячьте игрушку где-нибудь в доме и попросите малыша найти ее. Дайте ему подсказки, используя предлоги. С ребенком постарше можно поиграть в эту игру наоборот: пусть он спрячет предмет и даст вам подсказки с предлогами, а вы будете искать игрушку.

Возьмите кубик и наклейте карточки с предлогами на каждую сторону. По очереди с ребенком бросайте кубик и демонстрируйте выпавший вам предлог с помощью подручных средств: игрушек и мебели. 

Книги с картинками — отличный инструмент для объяснения и демонстрации предлогов. Обучение противоположным понятиям может облегчить понимание. Например, учите слова «над» и «под» вместе.

Что взяла, клади на место
(З. Александрова)

Это Оленьке известно:
Что взяла, клади на место!
Только девочка мала:
Забывает, где взяла.

На кроватку ставит кружку,
На паркет кладет подушку,
Прячет ботики в буфет.
Всё на месте или нет?

Если мама промолчала,
Надо делать всё сначала:
На буфет нести подушку,
На паркет поставить кружку,
Сунуть ботики в кровать…
Кажется, не так опять?

Оля смотрит виновато:
Нет, стояло всё не там…
Помогите ей, ребята,
Всё расставить по местам. 

Прятки
(З. Александрова)

Оленька играет в прятки.
Где искать её, ребятки?
Заглянули под кровать —
Под кроватью не видать.
— Где ты, Оля, далеко ли?
Мы соскучились без Оли!
И за дверью Оли нету,
И не видно за буфетом,
И на кухне под столом
Олю тоже не найдём.
Оля прячется за креслом:
«Нет, играть неинтересно,
Вдруг забудут, не найдут?»
— Где ты, Оленька?
— Я тут!

Подпишись на наш канал в Telegram
Рецепт шоколадной каши
Каша полезна для здоровья: она богата клетчаткой и белком, поэтому вы дольше сохраняете чувство сытости.