Этот материал нам помогли подготовить кандидат педагогических наук, заместитель руководителя детского сада «Школа Сотрудничества» Елена Борисовна Гусева и герои мультсериала «Дракошия» Тоша и Мисоля. Мы узнаем, как весело и с пользой отметить этот праздник.
19 апреля мы чествуем людей, чьи умы, идеи и слова способны вдохновлять и делать нас лучше. Давайте окунемся в прекрасный, волшебный мир творчества и поэзии!
Какой мисольный день!
Эта особенная дата посвящена уникальной способности передавать простыми словами и образами сложные эмоции, яркие впечатления и глубокие мысли.
Сегодня попробовать себя в творчестве может каждый! Вот только с чего начать?
Составлять рифмы – полезное упражнение для развития грамотности дошкольника, что особенно актуально в рамках подготовки к школе. Дети играют со звуками и подбирают новые комбинации, опосредованно тренируя навыки аудирования, различения фонем в речевом потоке и разложения слов на слоги. Работа с рифмой – забавное, но не всегда простое занятие.
Есть огромное количество способов отпраздновать День поэзии и творческого мышления. Нам нравится самый дракошный – игры!
Рифмованные салочки
Игра «Салочки» сочетает в себе два любимых детских занятия: бегать и придумывать. Выбираем водящего. Придумываем рифмованную считалочку на ходу. Чем старше ребенок, тем меньше смысла может в ней быть. Например:
Эны доны трынка нели,
Мисли масли кумпа тели,
Кумпа а
Кумпа бэ
Мисли масли
Кумпа те!
Участники разбегаются, водящий догоняет, «салит», называя слово, к которому тут же нужно подобрать рифму. Если получилось, участник остается в игре. Если нет, участник становится водящим. Кстати, рифмой может оказаться слово, которого не существует. Эта игра развивает фонологическое понимание речи ребенка, знакомит его с различными образцами устной речи и формирует прочную основу для перехода к чтению и письму.
Вот это я понимаю – растотошная игра!
Рифмованные ракеты
Рисуем с ребенком две ракеты, разлиновываем их по горизонтали. В нижнем ряду каждой записываем слово. Например, в первой строчке – «ракета», во второй – «звезда». Участники пишут по очереди рифмы к этому слову. Например: «ракета – котлета, конфета, монета, примета» и пр., «звезда – поезда, борозда, узда» и т.д. снизу вверх. Побеждает тот, кто первым заполнил все полосы. Если ребенок еще не умеет писать, взрослые всегда могут помочь!
В первые разы для рифм лучше выбрать слова полегче!
Найди рифму
В эту игру можно играть и дома, и на улице, она также прекрасно подойдет для детской вечеринки.
Берем 4 обруча или рисуем мелом на асфальте 4 круга. В каждый помещаем одноразовую тарелку, на которой написано основное слово. Другие тарелки с рифмами к 4 основным словам размещаем по площадке. Игроки соревнуются на время и собирают как можно больше правильных рифм. Вместо обручей можно взять 4 банки, стакана, любых других контейнера. Пишем на малярном скотче основное слово, приклеиваем на контейнер и подбираем к нему рифму. Рифмованные слова можно разместить на палочках для мороженого, фантиках, стикерах, наклейках. Ребенку интересно и важно играть с различным на ощупь материалом.
Поэтический вечер
Поэтический вечер – отличный повод для того, чтобы познакомить ребенка с культурным и литературным наследием. Находим и распечатываем портрет поэта (детям интересно видеть конкретного человека) и иллюстрации к его произведениям, зажигаем свечи, читаем стихотворения. Чтение произведений можно сопроводить музыкой, соответствующей времени, в котором жил автор.
А закончить поэтический вечер будет здорово рисованием наиболее понравившегося отрывка!
В нашем детском саду мы читаем детям много поэтических произведений. Это С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, С. В. Михалков, А. Л. Барто и другие детские поэты. После изучения произведений определенного поэта мы проводим «Аудиотур» – поэтическое путешествие по их произведениям. К каждому прочитанному произведению в зависимости от возраста и заинтересованности ребенка подбираем до 10 картинок и соответствующие им текстовые отрывки, которые записываем на аудио. Ребенок садится перед ноутбуком, надевает наушники, прослушивает каждый отрывок и подписывает под картинкой номер аудиофайла, который ей соответствует. В такой деятельности развиваются важные способности: через подробное рассматривание статичной картинки и аудирование формируется зрительное и слуховое восприятие и тренируется память.
Поэтическая викторина
Подбираем вместе с ребенком портреты поэтов, выбираем к каждому стихотворные строки и организуем викторину. Один участник читает отрывок, остальные — отгадывают имя автора. За каждый правильный ответ выдаем фишку (фишкой может быть любой предмет – карандаш, конфета, ластик и пр.). Побеждает тот, кто набрал больше фишек.
Предложенные игры и активности знакомят ребенка с литературными произведениями и дают возможность попробовать свои силы в творчестве и даже научиться лучше формулировать мысли в поэтической форме. Подбирая рифмы с детьми дошкольного возраста, помним, что можно использовать не только существующие слова, но и те, которых на самом деле нет, потому что словотворчество у дошкольников в значительной степени повышает уровень речевого развития. Так дошкольник осваивает богатство родного языка, грамматические конструкции, играет со словами, учится их чувствовать.
Празднование Дня поэзии и творческого мышления побуждает людей всех возрастов погрузиться в мир поэзии, открыть для себя новых поэтов и, возможно, даже попробовать свои силы в написании стихов.
Как же все-таки здорово, что есть такие праздники!
Мы рекомендуем родителям внимательно относиться к выбору поэтических произведений для ребенка. Малыш быстро запоминает стихотворные строки, поэтому важно, чтобы они были грамотно построены синтаксически и грамматически. Хорошо, если стихотворения будут расширять кругозор ребенка, описывать эмоциональные переживания литературным языком, предлагать красивые речевые обороты, поддерживать грамотность русского языка. Мы советуем обратить внимание на поэтические произведения, рекомендованные к прочтению на каждом этапе дошкольного возраста. Красивый стихотворный отрывок, который дается ребенку во время изучения лексической темы, апеллирует к его чувствам, помогает ему легче и с большим интересом запомнить речевой материал, сделать его эмоционально окрашенным. Такое освоение языка всегда более эффективно.