Полная версия сайта

Как помочь ребенку с домашним заданием?

Давно закончили школу, но все равно каждый день делаете домашнее задание за детей? Сегодня это проблема львиной доли родителей. Как это прекратить, нам расскажет автор книги «Энциклопедия детской мотивации» Николай Ягодкин.

Начнем с того, что настоящая цель домашнего задания для вас — стратегическая. «Домашка» нужна, чтобы выработать самостоятельность. Школьные знания не обеспечивают высокий заработок и светлое будущее, а навыки самостоятельности и самоорганизации, любовь к обучению и привычки — определяют всю дальнейшую жизнь ребенка. 
Почему ребенок не делает «домашку» сам?
Ребенок сам должен делать домашнее задание без ваших помощи, проверок и напоминаний. Подумайте, оно всего на один день, а как быть со сложными проектами? Чем крупнее проект, тем больше в нем непонятного и тем больше ответственность. Это значит, что требуется специалист более высокого уровня, и оплата труда будет достойной. 
Однако, если ребенок не делает ДЗ сам, то почему?
Первый вариант – он не может:
- потому что не понимает материал (у него могут быть пробелы в прошлом материале, тогда надо их устранять);
- из-за неготовности психических процессов. Ребенок не может удерживать внимание на уроке, запоминать формулы, понимать с этой скоростью и сложностью информацию. Это не решается «домашкой», но есть и хорошая новость — это тренируется на специальных курсах. 
Второй вариант — он может, но не хочет. Тогда нужно работать с мотивацией ребенка. 
Третий вариант — он понимает материал, но есть конфликт с учителем или он не уловил формулировку задания и побоялся спросить. Это решить несложно. 
Какие трудности возникают с домашним заданием?
- Ребенок делает все, но с ошибками? Научите его проверять самостоятельно. Может, ваш сын или дочь любит конфеты? Поощряйте выполнение без ошибок. Например, сделал без ошибок — получил 10 конфет, одна ошибка — 5 конфет, 2 ошибки — нет конфет. 
- Ребенок делает в час по чайной ложке. Вот он посидел, посмотрел телевизор,поиграл с котом… что угодно, и так целый день. Поощряйте быструю и правильную работу. Приучайте засекать время, планировать выполнение. Например, сделаешь до 6 вечера — посмотрим кино, которое ты любишь. 
- Ребенок не делает ДЗ без родителей и репетиторов. Это печально и срочно надо менять. Репетитор и родители — это своего рода костыли. Если они постоянно помогают, то ребенку не надо слушать на уроке и думать головой. Зачем напрягаться? Мы всегда выбираем путь с минимальным расходом энергии. Можно просто сказать: «Я вообще ничего не понимаю. Мама давай объясняй мне, ты школу уже закончила, должна помнить». Основная функция школы тогда (привить самостоятельность, приучить учиться) не выполняется. 
Как передать ребенку ответственность?

Если ребенок вынуждает вас делать работу за него, тренируйте самостоятельность, постепенно увеличивая нагрузку. Сначала делайте задания вместе, постепенно открывая островки самостоятельности. Понял, как решать пример? Пусть сам запишет ответ. Теперь пусть проверит и переходит к следующему, если все понял. Сначала сидите вместе с ребенком, направляйте, отвечайте на вопросы. Постепенно ослабляйте этот контроль. Например, разберите вместе, как делать все задания сразу. Как поймет — пусть делает сам. Занимайтесь своими делами, а ребенок пусть делает домашнее задание, проверяет и отмечает ошибки. Он должен научиться собирать вопросы и приносить на проверку все задание (а не звать вас каждую минуту). Постепенно увеличивайте масштаб. Научите ребенка составлять план. Надо прийти к тому, что он будет делать все сам, выписывать вопросы и задавать учителю, а не вам.Если вы правильно прошли этот алгоритм, даже в первом классе он не будет привлекатьродителей к ДЗ. Если вы сами не можете этого реализовать, наймите репетитора, предварительно поставив ему четкую задачу. 

Планируйте «домашку»

Возьмите за правило, что сначала нужно делать устные задания — потом письменные, сначала на черновике — потом на чистовике, сначала простые — потом сложные. Перед тем, как приступать к ДЗ, нужно просмотреть все упражнения (как и на контрольной), чтобы ребенок понял, как их делать. Затем он должен выстроить порядок, четко спланировать время и проконтролировать (уложился ли, например, в час). То, что не получается, можно пропустить и вернуться потом. В конце тетради должно быть специальное место для вопросов учителю. В учебнике и интернете ребенок должен уметь находить ответы. Задания желательно делать в тот же день, в который ребенок его получил, так как информация с урока еще не выветрилась. Идеальная схема выглядит так: в день, когда у ребенка урок, он делает полученное сегодня ДЗ и повторяет то задание, которое нужно сдать на следующий день. Это быстрее и легче — надо чтобы ребенок это понял. 

Надеюсь, вы поняли, что «домашкой» нужно реально озаботиться, а не просто «бросить ребенка в воду в надежде, что он сам поплывет». Сделать так, чтобы ребенок отправился в самостоятельное плавание — ваша родительская обязанность.

комментировать

Подпишись на канал 7Дней.ru
Загрузка...

Рейтинги

ПОПУЛЯРНЫЕ КОММЕНТАРИИ

  • #
    Привить ребенку самостоятельность и ответственность могут помочь Авторские Кубики SOLVIK Виктории Соловьевой. Занимаясь с Кубиками, у детей формируется искренний интерес к себе, а значит и договориться с ребенком и мотивировать его будет легче. Дети мгновенно увлекаются Кубиками SOLVIK.

  • #
    #comment#
  • Не удалось отправить сообщение

    Читайте еще