Полная версия сайта

Как научить ребенка читать быстро и правильно?

Несколько простых заданий для отработки у детей навыка смысловой догадки, являющегося первым этапом развития осмысленного скорочтения.

«Ребёнок медленно читает, не понимает, о чём текст, возвращается к одним и тем же строчкам снова и снова, не умеет выделять главные мысли и отвечать на вопросы. В результате — не успевает по многим предметам, долго и мучительно выполняет домашнее задание, сильно утомляется и испытывает отвращение к книгам и чтению. Знакомая ситуация, не правда ли?» — говорит Гюзель Абдулова, научный редактор книги «Самый эффективный тренажёр по скорочтению» («АСТ»).

Как научить ребенка скорочтению

Умение читать действительно один из самых важных навыков, способствующих успешному усвоению знаний. Но, к сожалению, целенаправленно этому учат только в начальной школе. Обычно педагоги используют усреднённые нормы техники чтения для этого возраста, разработанные ещё в советской школе.

В средних классах, в старшем звене, а также для взрослых нормы чтения и программы развития в России не разработаны. Зачастую человек всю жизнь читает со скоростью, достигнутой в начальных классах. Редко кто интуитивно осваивает способы и приёмы скорочтения.

Большинство взрослых читают со скоростью 120–180 слов в минуту при уровне понимания 50%, поэтому такие результаты считаются нормой. Существует даже мнение, что более быстрое чтение может навредить ребёнку. Мировой опыт показывает, что у нас есть внутренние резервы для повышения скорости и качества чтения минимум в 3 раза!

Чем раньше мы начнём заниматься с ребёнком, тем лучше будут показатели, а значит — успеваемость и качество обучения. Обратите внимание, что под скорочтением мы понимаем не только скорость прочтения текста, но главное — качество восприятия, глубину понимания и осмысления.

Правильнее было бы назвать это рациональным чтением, поскольку скорость и способ чтения выбираются в зависимости от цели чтения (выборочное, обучающее, чтение художественного текста и др.).

Смысловая догадка

Подготовка к скорочтению начинается задолго до того, как ребёнок пошёл в школу. Важно заранее создать устойчивый фундамент — достаточный уровень развития речи. Наиболее благоприятное время для этого — от полутора до трёх лет. Мы не читаем слова по буквам, мы их узнаём и понимаем. Если у ребёнка маленький словарный запас, то он не сможет усвоить прочитанное. Больше говорите с ребёнком, вводите новые слова, понятия, объясняйте значение слов.

В три-четыре года можно начинать знакомить с цифрами и буквами, готовить руку к письму. Речь становится всё более осознанной, мысли — ясными и оригинальными, идёт интенсивное развитие органов чувств, мелкой моторики пальцев рук. В пять-шесть лет пора осваивать технику чтения. Активно развивается воображение, в памяти накапливаются образы окружающего мира, ребёнок всё больше взаимодействует с людьми, осваивает нормы общения.

Уже в семь-восемь лет можно формировать навык смыслового чтения, так как достаточного уровня развития достигают мышление и произвольное внимание. Предугадывание, предвосхищение, или антиципация, — это свойство нашего мышления, которое помогает лучше и быстрее понимать текст. Умение быстро предугадывать буквы, слова и словосочетания непосредственно влияет на скорость чтения и глубину понимания, является основой беглого, правильного, осмысленного чтения.

При систематических тренировках ребёнок учится по начальным буквам называть слово, по начальным словам — фразу, по начальным фразам рассказывать текст. Именно в этом состоит секрет скорочтения. Когда это качество мышления хорошо развито, чтение ребёнка становится более динамичным, осмысленным, глубоким, уходят многие трудности, повышается интерес.

Подпишись на канал 7Дней.ru


Комментарии



Загрузка...

Войти как пользователь

Вы можете войти на сайт, если зарегистрированы на одном из этих сервисов:
или