В Санкт-Петербурге показали уникальный спектакль легендарной Пины Бауш

Балет «Полнолуние» впервые приехал в Россию.

Инна Фомина
Сцена из балета «Полнолуние» Фото: Предоставлено Годом Германии в России 2020/2021
Сцена из балета «Полнолуние»

На Основной сцене Александринского театра впервые в Санкт-Петербурге прошли гастроли знаменитого «Танцтеатра Вупперталь Пина Бауш». Создатель этой труппы немецкая танцовщица и балетмейстер Пина Бауш была одой из самых ярких фигур современной хореографии, гуру и реформатором танца 20 века. Неслучайно Бауш можно увидеть в фильмах Феллини («И корабль плывёт…»), Альмодовара («Поговори с ней»). А Вим Вендерс снял о выдающемся балетмейстере-новаторе целый фильм «Пина», важнейшим элементом которого стал как раз балет «Полнолуние». Бауш создала своей уникальный авторский стиль в стенах  Вуппертальской Оперы. Горожане не сразу приняли ее авангардные, такие далекие от академических традиций спектакли и толпами уходили со спектаклей Бауш. Но затем балеты Пины покорили весь мир. Она стала иконой современного искусства, труппа была переименована в ее честь. А Бауш наряду с Фридрихом Энгельсом стала самой известной личностью, связанной с Вупперталем. В июле 2009 года собиралась на гастроли в Москву со своим спектаклем «Семь смертных грехов», но умерла у себя на родине 30 июня от рака лёгких (ей было 69 лет). И вот теперь ее труппа показала в городе на Неве спектакль «Полнолуние». Этот бессюжетный, остроумный и очень поэтичный спектакль был создан Пиной Бауш в 2006 году. Но до сих пор воспринимается «на ура» – именно его восстановили на сцене Танцтеатра к 75-летнему юбилею хореографа. В этой поздней работе Пины так гармонично сочетаются все ее находки в области хореографии, музыки и сценографии, что «Полнолуние» можно считать визитной карточкой труппы.

Сцена из балета «Полнолуние» Фото: Предоставлено Годом Германии в России 2020/2021
Сцена из балета «Полнолуние»

Гастроли в Санкт-Петербурге, которые были организованы в программе Года Германии в России в партнерстве с Гёте-институтом и пройдут под эгидой Международного театрального фестиваля «Александринский», должны были состояться еще в 2020 году. Но пандемия нарушила эти планы и выступления пришлось перенести на год позже. Гастроли в городе на Неве ждали не только россияне («на Пину Бауш» специально приехали балетоманы из разных городов), которые смели все билеты в кассах «Александринки» за два дня. Артисты «Танцтеатра Вупперталь» тоже с нетерпением ожидали этого турне. Из-за пандемии труппа, которая обычно очень много ездит по миру, долгое время не могла гастролировать. И Россия стала всего лишь вторым пунктом (вслед за Францией) в ее гастрольной афише после большого перерыва. Кстати, организаторам помимо особых мер безопасности, связанных с коронавирусом, пришлось решать и проблемы, вызванные с тем, что труппа Бауш всегда была очень интернациональна (ведь для балетмейстера главным в танцовщике была не хореографическая подготовка, соответствие фигуры и возраста балетным стандартам, а харизма, эмоциональность, музыкальность и артистизм). Среди артистов труппы почти нет граждан Германии. И сотрудникам Года Германии в России пришлось утрясать массу нюансов при получении российских виз. Впрочем, все члены труппы вне зависимости от национальности и гражданства оказались по-немецки аккуратны: чтобы в Питере не заболеть, они до минимума сократили свое общение с чужими людьми, отказавшись от традиционных приемов-фуршетов.

Сцена из балета «Полнолуние» Фото: Предоставлено Годом Германии в России 2020/2021
Сцена из балета «Полнолуние»

На особую атмосферу «Полнолуния» публику настраивали уже в фойе Александринки. Всем гостям меняли привычные белые медицинские маски на черные, чтобы светлые «пятна» в зрительном зале не нарушали визуальную целостность постановки. Сценография спектакля внешне очень проста: черная сцена с трехметровым черным валуном в центре (на этот камень в разных сценах с невероятной ловкостью карабкались танцовщики). Музыкальный ряд спектакля представлен сочинениями разных авторов — Тома Уэйтса, Амона Тобина, Александра Баланеску, Сat Power, Карла Крэйга, Джюна Мияке. Но все фрагменты, включая произведения электронного дуэта Leftfield, группы Magyar Posse и Ненада Джелича, удивительным образом связаны в единую партитуру, погружающую слушателя в магическую атмосферу. А основной музыкальной темой балета стала известная Memoires Du Futur Рене Обри.

Также важнейшим элементом «Полнолуния» является вода. Она благодаря мастерству постоянного сценографа Пины Бауш Петера Пабста «играет» множество ролей. Свой путь сверкающая в прожекторах обычная жидкость начинает, когда превращается в  шампанское: его артисты щедро наливают из пластиковых бутылок по фужером, потихоньку заливая сцену. «В полнолуние можно пить и не пьянеть», —  так затем одна из актрис объясняет этот фрагмент, а также само название постановки. Затем воды становится все больше. Актеры плещутся и плавают в ней брассом, поливают валун-скалу из ведер, вздымая грандиозные брызги, с отчаянной радостью прыгают с утеса в воду. А в конце каждой действия на артистов с колосников обрушивается дождь, точнее настоящий водопад. Он – так кажется зрителям – должен устроить на сцене вселенский потоп (хотя реально воды набирается по щиколотку). Но благодаря хитроумной системе водостоков и неглубокому желобу в глубине сцены, а также специальному покрытию, стихия на сцене не выходит из берегов.

Сцена из балета «Полнолуние» Фото: Предоставлено Годом Германии в России 2020/2021
Сцена из балета «Полнолуние»

Просто удержаться на ногах на мокрой сцене или на скользком валуне уже нелегко. А танцовщики Вуппертальской труппы — выдающиеся мастера — в таких условиях танцуют (причем женщины – на высоких каблуках)! Половина приехавших в Питер актеров в 2006 году выпускала премьеру вместе с Бауш, а Джулия Анна Станцак работала с Пиной еще в 80-ые. Причем артисты в «Полнолунии» не только танцуют, но и общаются со зрителями. Они произносят реплики, всегда сопровождающиеся громом аплодисментов и смехом публики (специально для гастролей в России эти остроумные афоризмы танцовщики выучили на русском). Например, одна артистка заявляется: «вода закипает при 100 градусах, а молоко — когда я отворачиваюсь». А еще во время спектакля брюки и рубашки мужчин и струящиеся, «в пол» платья женщин постоянно намокают, и «танцующим под дождем» не раз приходится переодеваться. Поэтому 13 танцовшикам в «Полнолунии» помогают сразу 4 костюмера.

Сцена из балета «Полнолуние» Фото: Предоставлено Годом Германии в России 2020/2021
Сцена из балета «Полнолуние»

Вокруг показа «Полнолуния» Год Германии устроил целую программу для зрителей. Презентация книги, посвященной Пине Бауш, четыре лекции о разных аспектах творчества хореографа, кинопоказ ее балетов собрали сотни любителей современного балета и его гуру из Вупперталя – Пины Бауш.

комментировать

Подпишись на канал 7Дней.ru

ПОПУЛЯРНЫЕ КОММЕНТАРИИ
    Начни обсуждение! Оставь первый комментарий к этому материалу.

Читайте еще