«Жестокий романс»: катастрофа на фоне Костромы

Как Эльдар Рязанов превратил «Бесприданницу» в хит кинематографа.
Ирина Данилова
|
27 Января 2009
Еще читая «Бесприданницу», Эльдар Рязанов знал, кто сыграет главные мужские роли: Андрей Мягков — Карандышева, Никита Михалков — Паратова
Еще читая «Бесприданницу», Эльдар Рязанов знал, кто сыграет главные мужские роли: Андрей Мягков — Карандышева, Никита Михалков — Паратова
Фото: Николай Малышев/Фотохроника ТАСС

Не каждая актриса может похвастаться таким дебютом, как у Ларисы Гузеевой. В первой же своей роли она стала возлюбленной Никиты Михалкова, едва не вышла за Андрея Мягкова, вскружила голову Алексею Петренко. И все это под чутким руководством Эльдара Рязанова, превратившего «Бесприданницу» Островского в «Жестокий романс»… Сентябрьским вечером 1983 года снимали сцену из «Жестокого романса», когда Карандышев (Андрей Мягков), узнав, что его невеста уехала на «Ласточку», нанимает лодку и отправляется следом.

По сценарию на фоне лодки с Мягковым красиво проплывает колесный буксир «Самара». Как вспоминал Эльдар Рязанов, сцена предполагалась несложная. Однако первый дубль вышел невыразительным, лодка и буксир прошли друг от друга слишком далеко. А вот второй едва не поставил на съемках картины крест. Мягкова попросили подплыть поближе к судну, а капитану дали указание от лодки не отдаляться. Актер взялся за весла и с командой «Мотор!» принялся яростно грести в сторону «Самары», но поскольку сидел спиной к ней, не видел, что происходит сзади. На берегу же через несколько мгновений поняли: катастрофа неминуема, стали кричать отдаляющемуся актеру, но из-за шума лопастей пароходного колеса тот ничего не услышал.

Дело в том, что огромные, трехметровые чугунные лопасти образовали сильное течение, вроде водяного вихря, засасывающего под пароход все. Лодка с Мягковым за считаные секунды исчезла с поверхности воды. Капитан скомандовал «стоп машина», но это ничего уже не могло изменить. Все замерли, не зная, что предпринять. Через какое-то время на поверхность стали всплывать щепки, доски, сломанное весло... И вдруг в нескольких метрах от «Самары» вынырнул Мягков! Первым его заметил местный мальчишка, который закричал: «Смотри, а дядя-то лысый!» — в воде с актера слетел парик… На удивление, на артисте не оказалось ни одной царапины. Окоченевшего героя (вода была не больше 10 градусов) быстро переодели и отправили отогреваться на другой корабль, где был горячий душ.

С тех пор Андрей Мягков справляет два дня рождения: один — когда появился на свет, второй — 20 сентября, когда чудом спасся.

Завершив работу над «Вокзалом для двоих», Эльдар Рязанов искал материал для нового фильма. Мечтал о «Мастере и Маргарите», затем — о «Дорогой Елене Сергеевне» по одноименной пьесе Людмилы Разумовской. Однако запуститься ни с той, ни с другой картиной не удавалось. И он засел за чтение классиков, надеясь отыскать свою тему. Куприн, Бунин, Островский... «Я прочитал «Бесприданницу» как вещь свежую, — вспоминает Рязанов. — Память моя не была отягощена дотошным знанием пьесы, историей ее создания, и она мне очень понравилась.

Фото: Николай Малышев/Фотохроника ТАСС

Решил: надо снимать!»

Еще во время прочтения режиссер четко представил, что Паратова будет играть Никита Михалков, а Карандышева — Андрей Мягков. Получив их предварительное согласие на работу в будущей картине и разрешение на экранизацию, Эльдар Александрович засел за сценарий. Довольно скоро режиссер определился и с другими актерами: Вожеватов — Виктор Проскурин, Кнуров — Алексей Петренко, Огудалова — Алиса Фрейндлих. Дольше всего искали исполнительницу роли Ларисы. По режиссерской задумке ее внешность должна быть такова, чтобы с первого взгляда стало понятно, почему к девушке неравнодушны столько мужчин. На пробы приходили студентки и выпускницы театральных и киновузов из разных городов. Конкуренцию им составила студентка последнего курса Ленинградского института театра, музыки и кинематографии Лариса Гузеева, появившаяся на пробах в рваных джинсах, разных сандалиях, с длиннющими ногтями, раскрашенными в разные цвета.

При этом девушка курила «Беломор» и сквернословила. На свою героиню Гузеева стала похожа только после того, как ей изменили прическу и переодели в подобающее платье. Режиссер был доволен: «У Ларисы привлекательное лицо, огромные глаза, стройная фигура... Не все в ней, конечно, устраивало, не во всем я был уверен, когда утверждал Гузееву на роль, но полагался на себя и на великолепных актеров, которые будут окружать ее во время съемок…»

Первый съемочный день был назначен на конец июля 1983 года в кропоткинских переулках Москвы. Именно там началась работа над сценами в доме Карандышева.

Художник картины отыскал в том районе старинный особняк с сохранившимся двориком и каретным сараем. И несколько дней группа не давала спокойно жить законным жильцам дома. Впрочем, и большинство других объектов «Жестокого романса» — не декорации, а подлинные места: колесный пароход, старинный вокзал, дебаркадеры, улицы Костромы, куда группа переехала в начале осени. «Реальность парохода (он был построен в начале века и нами только чуть поддекорирован), подлинность его фактур, эстетичность форм корабля и то, что судно было не бутафорским, а могло еще и двигаться по Волге, придавали действию ощущение всамделишности», — вспоминает Рязанов. Даже туман, застилающий реку и корабль в конце второй серии, — настоящий. Приступая к съемкам, режиссер предполагал снять трагические кадры «Жестокого романса» именно в такой атмосфере, только для ее создания требовались дым-машины.

Но в один из съемочных дней город и реку заволокло таким туманом, что Рязанов быстро переиграл рабочие планы и снял финал. В картине только две декорации — дом и двор Огудаловых. Последний был выстроен на берегу Волги в Костроме, а интерьер дома воссоздавался уже на «Мосфильме». Есть в «Жестоком романсе» и еще одна кинематографическая обманка, но связана она уже с главной героиней. Дело в том, что на приемке картины членам худсовета пришелся не по вкусу голос Ларисы Гузеевой — по их мнению, ее тембр не подходил к образу Ларисы. Поэтому в картине за актрису говорит Анна Каменкова, а романсы, в том числе и «А напоследок я скажу…» исполняет Валентина Пономарева. Зато нет никакой обманки со знаменитым «Мохнатым шмелем» — его исполняет Никита Михалков.

Съемки этого эпизода едва не стоили Андрею Мягкову жизни
Съемки этого эпизода едва не стоили Андрею Мягкову жизни
Фото: Riverfleet.ru.

И вот уж сколько лет прошло с октября 1984 года — выхода картины на экраны, а случается, кто-нибудь да попросит Никиту Сергеевича исполнить свой хит…

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Таро-гороскоп на апрель 2024 года для всех знаков зодиака
Апрель станет непростым месяцем. С первых дней Меркурий развернется и пойдет в обратном направлении, поэтому многие знаки окажутся перед выбором или их дела начнут буксовать. Каждому представителю зодиакального круга не помешает помощь или хотя бы совет. Карты Таро укажут правильный путь для каждого, с этими рекомендациями вы сможете избежать проблем и даже выбиться в лидеры.

Таро-гороскоп на апрель 2024 Овен




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог