Стивен Спилберг: «Я из тех, кто ищет приключений!»

«Не стоит меня всегда хвалить. Не любите меня всегда, любите меня хотя бы иногда».
Мария Обельченко
|
01 Ноября 2011
Фото: Splash News/All Over Press

В современном кинематографе не найти фигуры, равной Стивену Спилбергу. Трудно себе представить этого человека с его неиссякаемой страстью к кино почивающим на своих более чем заслуженных лаврах. Сегодня самое любимое детище Спилберга — новый анимационный проект в 3D «Приключения Тинтина: Тайна единорога» по легендарным комиксам бельгийца Жоржа «Эрже» Реми.

— Стивен, почему именно эти комиксы — не американские! — вдохновили вас не только взвалить на себя продюсерские хлопоты, но и самому встать у руля режиссерского, что делаете не слишком часто последнее время?

— В 1981 году, когда мне перевели французские рецензии на фильм «Индиана Джонс и Искатели потерянного ковчега», я с удивлением узнал, что тамошние критики расценили мой труд как дань уважения наследию некоего Эрже.

Делать нечего, пришлось ознакомиться с творчеством такого, как выяснилось, знаменитого бельгийца. Попросил помощника, он купил мне одну из его книг — на французском языке. И хотя я не знаю этого языка, я все понял! Потому что рисунки Эрже бесподобны. Словом, я купил все книги этого автора и с тех пор стал одним из многомиллионной армии его фанатов. Чувство юмора Эрже напоминает мне старые, еще немые комедии.

Так вот моя давняя подруга и сообщница Кэтлин Кеннеди (входит в число самых влиятельных женщин и продюсеров Голливуда, вице-президент Академии кино. — Прим. ред.) не удивилась, когда я сказал, что мы обязаны снять кино по этим книгам. Потому что ей отлично известна моя слабость к героям азартным, ищущим на свою голову приключений. Им во что бы то ни стало нужно докопаться до разгадки, раскрыть какую-нибудь безнадежную тайну. Такие люди меня очень вдохновляют. Да я и сам такой. (Улыбается.) Кэти сразу предложила встретиться с Эрже. Я ему позвонил. Он сказал, что всегда считал меня единственным, кто способен перенести его персонажей на экран. И пригласил нас с Кэти к себе в гости. Но спустя несколько недель Эрже, увы, умер. Я был в отчаянии. В то время я конечно же хотел снять обыкновенный фильм, где героев играли бы актеры.

Например, Джека Николсона прочил на роль Капитана Хэддока, спившегося морского волка. А на роль Тинтина я, если бы существовала машина времени, позвал бы Уолтера Маттау. Роман Полански, старый добрый друг, уже согласился снять один из задуманных мною фильмов. Но... Я всегда повторяю: нет смысла говорить о кино, пока не написан сценарий. Тогда так ничего и не вышло. В общем, пришлось продлить договор на владение правами. И вот в 2001 году на меня, наконец, нашло озарение, как нужно перенести любимых героев на экран. И процесс вновь начался. На сей раз с помощью цифровых технологий я хотел скомбинировать анимацию с актерской игрой. То есть передать персонажам, выполненным по правилам анимации, живые и точные актерские качества.

Кадр из фильма «Приключения Тинтина: Тайна единорога»
Кадр из фильма «Приключения Тинтина: Тайна единорога»
Фото: SONY PICTURES

— Но как вы этого добились? Ведь у актеров не было во время съемок ни костюмов, ни грима — все, что им так привычно помогает войти в образ...

— Да, наши актеры вынуждены были носить специальные шлемы. С маленькими камерами и сенсорными датчиками у самого лица, позволяющими фиксировать мельчайшие эмоциональные нюансы речи, выражения глаз, движения губ и лицевых мускулов. Отсмеявшись друг над другом — обычно не менее десяти минут хохотали, — они забывали обо всем и перевоплощались в своих персонажей. В этом секрет актерского мастерства. В умении каждый божий день включать воображение. Я не верю в то, что компьютерная графика и спецэффекты уменьшают творческий подход и потенциал режиссера. Тинтин в этом смысле — огромный шаг вперед для меня. Как был в свое время, в 1993 году, «Парк юрского периода».

Тогда я впервые в истории кинематографа создал персонажей полностью с помощью компьютера, и они стали звездами этого фильма. Злодея в «Тинтине» играет Дэниел Крейг. Сам Джеймс Бонд. Он сказал мне, что очень рад поработать в столь экспериментальном пространстве, но больше всего рад, что, если что-то пойдет не так, его никто не узнает: «Узнают персонаж, придуманный Эрже, а меня винить не будут, потому что лица-то моего не увидят». (Смеется.)

— Вы бываете когда-нибудь не правы?

— Скажу так: я никогда в жизни не брался за дело, не будучи уверен, что все получится. И в голову не приходило спрыгивать с подножки уже мчащегося вперед по уложенным мною же шпалам поезда и сдаваться.

— Питер Джексон — знаменитый кинорежиссер и продюсер вместе с вами работал над «Тинтином...» в качестве продюсера. И он особенно восхищается одним вашим качеством: вы всегда остаетесь ребенком в душе. А чем Питер восхищает вас?

— Я был удивлен терпением Питера и его способностью тщательно все продумывать. Он прирожденный разрешитель проблем, как я называю подобных людей. Ни за что не позволит даже крохотному препятствию или сложности загнать себя и тех, кто с ним работает, в угол. А вот я не могу так методично и спокойно относиться к проблемам и поиску их решения. На площадке я ужасно беспокоюсь и нервничаю. У меня тысячи идей, и я не умею сам себе быть цензором. Если бы я был похож на Питера, не делал бы столько бесполезных кадров, и не пришлось бы все это потом выбрасывать в корзину.

С женой Кэти Кэпшоу
С женой Кэти Кэпшоу
Фото: Splash News/All Over Press

Питер же отлично умеет видеть картину в целом, какой бы гигантской она ни казалась. В общем, мы с ним походили на двух ученых, пытающихся каждый своим методом взломать тайный и загадочный код. Никакой борьбы эго или соревнования — всего лишь два фаната Тинтина, которые хотели как можно лучше представить его приключения зрителям. Пожалуй, только с Джорджем Лукасом я испытывал подобное удовольствие от сотрудничества.

— Скажите, на ваш взгляд, скоро наступит время, когда все будут снимать в 3D?

— Думаю, да. А как только зритель перестанет замечать трехмерное измерение, эта технология превратится в всего лишь очередной инструмент и способ рассказать историю — что всегда, я очень хотел бы верить, останется главным в кино.

И билеты, возможно, станут дешевле, если будет таких фильмов не меньше, чем тех, что в двухмерном измерении. Но пока не всякую историю, не всякий фильм можно снимать в 3D. Потому что 3D требует очень тренированного глаза. И лучше, если продюсеры будут приглашать режиссеров, у которых с этим все в порядке. Очень плохо, когда такие фильмы снимают бездумно, исключительно из коммерческих соображений.

— Какой ваш самый любимый фильм — из своих?

— «Список Шиндлера», потому что это очень личное кино. Я снимал его для себя, у меня есть такие проекты. «Инопланетянин» тоже из их числа. Мне почему-то было ужасно грустно после того, как закончились съемки, расставаться с детьми.

С Дрю Бэрримор, которую я как дочку полюбил. Я не сразу разобрался, в чем причина моей тоски. А потом понял, что хочу иметь много детей и большую-большую семью. А ведь до этого даже мыслей никогда таких не было. Так что, наверное, благодаря этому фильму у меня столь огромная семья — семеро детей. Возможно, я еще испытываю слабость к картине «Индиана Джонс и Храм судьбы». Ведь там я встретил и влюбился в будущую мать своих детей Кэти Кэпшоу. (У Спилберга был сын Макс от первого брака с Эми Ирвинг, а у Кэти — дочка Джессика и приемный сын Тео, которого позже усыновил Спилберг. Кэти родила Стивену троих детей — Сашу, Сойера и Дестри Эллин. А еще они усыновили уже сообща дочку Микаэлу. — Прим. ред.)

— Какие фильмы вы показываете своим детям?

— Разные.

Потому что все дети разные. Даже если воспитываются и живут в одной семье. По-разному взрослеют. Обычно младшие просят показать им «Индиану…», чему я всегда радуюсь. Но потом требуют и другие фильмы и задают много вопросов. Важно знать своих отпрысков, понимать их индивидуальные особенности. Я, например, никогда не показывал «Челюсти» своим детям до 13 лет, а «Список Шиндлера» — пока им не исполнилось 15. Кстати, у нас все дома умеют снимать на камеру. Я поощряю всех снимать как можно больше и чаще. Потому что, просматривая их видеосюжеты, я учусь лучше понимать своих детей как личностей. Вижу, как работает их воображение, ведь они сами изображают разных персонажей, придумывают костюмы, роли себе. Можно почерпнуть очень много полезной информации.

— Значит, ждем от вас «Парк юрского периода 4», продолжение «Тинтина...», фильм «Авраам Линкольн» и…

С сыном Сойером (всего у четы Спилберг — Кэпшоу семеро детей, включая приемных). Портофино, июль 2011 г.
С сыном Сойером (всего у четы Спилберг — Кэпшоу семеро детей, включая приемных). Портофино, июль 2011 г.
Фото: SPLASH NEWS/ALL OVER PRESS

словом, всех проектов, над которыми вы работаете, и не перечислишь…

— Да, сценаристы озадачены и, надеюсь, не подведут. «Парк...» должен выйти года через три-четыре. Но знаете что? Не стоит меня всегда хвалить. Нехорошо, когда всё и всеми оценивается одинаково. Не любите меня всегда, любите меня хотя бы иногда. (Смеется.) Это самый лучший стимул двигаться вперед.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая