На съемках Цыплакова учила целоваться партнера

Как снимали «скользкие» сцены в советском кино и делали зиму из пожарных машин.
Ирина Данилова
|
07 Мая 2009
Евгения Симонова* и Сергей Насибов
Евгения Симонова* и Сергей Насибов
Фото: Итар-Тасс

Когда в 70-х на экраны страны вышел фильм «Школьный вальс», где показывали постельные сцены с участием школьников, скандал был шумный. В те годы не то что показывать, говорить об этом было неприлично.

Все смешалось в доме Кнушевицких: дочь, десятиклассница Зося, — беременна от одноклассника. Но то, что представлялось девушке большой любовью, в одночасье оказалось главным разочарованием.

Cказав любимому о будущем ребенке, она поняла, что он не готов стать отцом. Зато готов стать мужем ее одноклассницы Дины…

С этой историей пришла на Киностудию им. Горького драматург Анна Родионова. Кстати, вместе со сценарием «Школьного вальса» она принесла и «Карнавал», впоследствии взятый Татьяной Лиозновой в работу. Ну а «Вальс» редакторы студии тут же предложили режиссеру Павлу Любимову. «Давно хотел снять фильм о молодежи, — вспоминает режиссер. — Поэтому решил, что возьмусь за работу. Только слегка изменил со сценаристом некоторые сцены. Например, мы расширили тему выпускного бала и придумали разговор между матерью Дины, героиней Нины Меньшиковой, и Зосей.

Мать Дины, не зная о ситуации Зоси, рассказывает ей, какой хороший мальчик Гоша и как она рассчитывает, что у них с Диной все сложится…»

Завершив работу над сценарием, режиссер принялся за поиски актеров. Со «Школьным вальсом» произошла история, не типичная для кино: исполнительницы главных женских ролей были утверждены без проб. Приглашение на роль Дины Евгения Симонова* получила в городе Иванове на кинофестивале. За несколько лет до этого Любимов уже звал юную актрису пробоваться в картину «Свой парень» на роль главной героини — эдакого «своего парня». Пару раз 16-летняя Симонова приходила на встречи к режиссеру, однако тот все же выбрал другую актрису. «Мне нравились пробы Жени. Но, глядя на нее, как-то не верилось, что окружающие смогут принять ее за парня, — вспоминает Любимов.

— В результате с Симоновой мы расстались. И когда уже спустя время я встретил ее на фестивале, то поспешил исправить ошибку. Подошел к Жене и сказал: «Прости меня, я тогда ошибся. Снимайся у меня!»

19-летнюю Елену Цыплакову тоже взяли без проб. По совету второго режиссера Любимов посмотрел картину с ее участием «Не болит голова у дятла» и тут же решил, что другой Зоси ему и не надо. А вот рокового одноклассника Гошу пришлось поискать. «Несколько помучился с выбором главного героя именно потому, что я больше понимал в женских образах», — делится Любимов, в итоге остановивший свой выбор на начинающем актере Сергее Насибове. Артист был тогда настолько неопытен и «зелен», что ему многое приходилось объяснять буквально на пальцах: как держаться перед камерой, куда смотреть. Елена Цыплакова даже была вынуждена учить его целоваться в кадре.

Артистка Евгения Симонова* в роли Дины Соловьевой в фильме режиссера Павла Любимова «Школьный вальс»
Артистка Евгения Симонова* в роли Дины Соловьевой в фильме режиссера Павла Любимова «Школьный вальс»
Фото: Итар-Тасс

Кстати, после того, как были утверждены актеры на Зосю и Гошу и картина вот-вот должна была запуститься, стало понятно, что участие Цыплаковой и Насибова под большим вопросом. Ректор ГИТИСа, на первом курсе которого они учились, был категорически против того, чтобы его студенты снимались в кино. Помогла Татьяна Лиознова, входившая в худсовет при Киностудии им. Горького и следившая за работой над «Школьным вальсом». Лиознова пообещала Елене Цыплаковой, что если у нее возникнут проблемы с учебой в ГИТИСе, то она поможет ей с поступлением во ВГИК. А поскольку ректор вопрос поставил жестко: либо кино, либо ГИТИС, молодой актрисе пришлось уйти из вуза. Компанию ей составил и Насибов. А Лиознова свое слово сдержала, приняв актеров на второй курс в свою вгиковскую мастерскую.

Первый съемочный день «Школьного вальса» прошел в Москве в апреле 1977 года. Месяц выдался жарким, снег уже давным-давно растаял. Однако первой снимали именно зимнюю сцену, когда героиня Цыплаковой, стоя в вестибюле общежития, звонит по телефону, смотрит в окно, а на улице — снег. Чтобы создать соответствующую зимнюю погоду, на площадку пригласили пожарные машины, которые залили пеной все в округе… Как вспоминает Любимов, съемки шли легко, группа сложилась дружная, однако напряжение все-таки было. «Меня предупредили: «Тема-то у вас «скользкая», поэтому будем по ходу дела, если что, исправлять», — рассказывает режиссер. — В 70-е годы фильмов на сексуальную тему было немного, а уж наш, про школьную любовь с беременностью и плохим финалом, вообще — первый.

Поэтому киноначальники нас жестко контролировали и постоянно требовали для просмотров отснятый материал». Все по-черновому смонтированные части фильма регулярно отвозились бдительным чиновникам…

Но основные правки коснулись «Школьного вальса», когда он уже готовился к показу. В Госкино не понравился финал — «слишком грустный». Ведь изначально режиссер не давал зрителям никаких надежд на то, что главные герои будут снова вместе. В финале Зося и Гоша расставались навсегда. Но по требованию госчиновников режиссеру пришлось переозвучить главного героя. И в сцене, когда во время вечера встреч выпускников он с Зосей стоит на лестнице, появился вопрос Гоши о том, может ли он увидеть сына. «В результате получился открытый финал, — вспоминает Любимов.

— И мне это не нравится, я хотел закончить жестко...»

Председателю Госкино Филиппу Ермашу фильм не понравился категорически. Отстаивать «Школьный вальс» к нему отправился директор Киностудии им. Горького Григорий Бритиков. Высокопоставленный чиновник при встрече вылил потоки нецензурной брани, смысл которой сводился к тому, как можно такое показывать? Ермаш заявил, что положит фильм на полку. Однако несколько звонков в ЦК партии — режиссер добился, чтобы там посмотрели «Школьный вальс», — изменили ситуацию. Наверху фильм понравился, и Госкино пришлось выпустить его в прокат. Правда, и тут Ермаш попытался подпортить ситуацию, выпустив «Вальс» небольшим количеством копий — всего 6 и с показом в «заштатных» кинотеатрах. И вновь звонок в ЦК партии изменил ситуацию: копии допечатали, а съемочная группа объездила с картиной едва ли не все города Советского Союза.

А вот когда фильму предстояло отправиться на показ в ГДР, режиссер вновь понервничал. Министр внутренних дел отсмотрел все ленты, отправляющиеся за границу, и возмутился, что школьники в фильме Любимова играют на вечеринке у Дины «в бутылочку». Он счел это преступной игрой и в ультимативной форме потребовал вырезать сцену с «безобразным развлечением». И хотя весь тираж картины был уже напечатан, «бутылочку» вырезали. Правда, позднее ее все же восстановили… Кстати, некоторые сцены режиссер картины сам убрал. Так, значительно сократилась жизнь Зоси в общежитии. Исчез эпизод знакомства главной героини с матерью-одиночкой, после чего Зося понимала, какая непростая и безрадостная судьба ее ждет в будущем.

Артисты Елена Цыплакова в роли Зоси Кнушевицкой и Сергей Насибов в роли Гоши Кораблева в фильме режиссера Павла Любимова «Школьный вальс»
Артисты Елена Цыплакова в роли Зоси Кнушевицкой и Сергей Насибов в роли Гоши Кораблева в фильме режиссера Павла Любимова «Школьный вальс»
Фото: Итар-Тасс

Так же до минимума свелась роль Виктора Проскурина, начальника строительного управления, который выступал на собрании против проживания в общежитии матери-одиночки… «Но мне эти эпизоды показались лишними, — признается Любимов, — и я решил от них отказаться…»

Простым зрителям картина нравилась. Правда, иногда на творческих встречах режиссер слышал упреки и по поводу «плохого финала», и по поводу «безнравственности главной героини», забеременевшей вне брака… Но как бы там ни было, вот уже 30 с лишним лет картину не забывают…

* Признан иностранным агентом по решению Министерства юстиции Российской Федерации



Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая