На съемках Цыплакова учила целоваться партнера

Как снимали «скользкие» сцены в советском кино и делали зиму из пожарных машин.

Ирина Данилова
Евгения Симонова и Сергей Насибов Фото: Итар-Тасс
Евгения Симонова и Сергей Насибов

Когда в 70-х на экраны страны вышел фильм «Школьный вальс», где показывали постельные сцены с участием школьников, скандал был шумный. В те годы не то что показывать, говорить об этом было неприлично.

Все смешалось в доме Кнушевицких: дочь, десятиклассница Зося, — беременна от одноклассника. Но то, что представлялось девушке большой любовью, в одночасье оказалось главным разочарованием.

Cказав любимому о будущем ребенке, она поняла, что он не готов стать отцом. Зато готов стать мужем ее одноклассницы Дины…

С этой историей пришла на Киностудию им. Горького драматург Анна Родионова. Кстати, вместе со сценарием «Школьного вальса» она принесла и «Карнавал», впоследствии взятый Татьяной Лиозновой в работу. Ну а «Вальс» редакторы студии тут же предложили режиссеру Павлу Любимову. «Давно хотел снять фильм о молодежи, — вспоминает режиссер. — Поэтому решил, что возьмусь за работу. Только слегка изменил со сценаристом некоторые сцены. Например, мы расширили тему выпускного бала и придумали разговор между матерью Дины, героиней Нины Меньшиковой, и Зосей.

Мать Дины, не зная о ситуации Зоси, рассказывает ей, какой хороший мальчик Гоша и как она рассчитывает, что у них с Диной все сложится…»

Завершив работу над сценарием, режиссер принялся за поиски актеров. Со «Школьным вальсом» произошла история, не типичная для кино: исполнительницы главных женских ролей были утверждены без проб. Приглашение на роль Дины Евгения Симонова получила в городе Иванове на кинофестивале. За несколько лет до этого Любимов уже звал юную актрису пробоваться в картину «Свой парень» на роль главной героини — эдакого «своего парня». Пару раз 16-летняя Симонова приходила на встречи к режиссеру, однако тот все же выбрал другую актрису. «Мне нравились пробы Жени. Но, глядя на нее, как-то не верилось, что окружающие смогут принять ее за парня, — вспоминает Любимов.

— В результате с Симоновой мы расстались. И когда уже спустя время я встретил ее на фестивале, то поспешил исправить ошибку. Подошел к Жене и сказал: «Прости меня, я тогда ошибся. Снимайся у меня!»

19-летнюю Елену Цыплакову тоже взяли без проб. По совету второго режиссера Любимов посмотрел картину с ее участием «Не болит голова у дятла» и тут же решил, что другой Зоси ему и не надо. А вот рокового одноклассника Гошу пришлось поискать. «Несколько помучился с выбором главного героя именно потому, что я больше понимал в женских образах», — делится Любимов, в итоге остановивший свой выбор на начинающем актере Сергее Насибове. Артист был тогда настолько неопытен и «зелен», что ему многое приходилось объяснять буквально на пальцах: как держаться перед камерой, куда смотреть. Елена Цыплакова даже была вынуждена учить его целоваться в кадре.

Артистка Евгения Симонова в роли Дины Соловьевой в фильме режиссера Павла Любимова «Школьный вальс» Фото: Итар-Тасс
Артистка Евгения Симонова в роли Дины Соловьевой в фильме режиссера Павла Любимова «Школьный вальс»

Кстати, после того, как были утверждены актеры на Зосю и Гошу и картина вот-вот должна была запуститься, стало понятно, что участие Цыплаковой и Насибова под большим вопросом. Ректор ГИТИСа, на первом курсе которого они учились, был категорически против того, чтобы его студенты снимались в кино. Помогла Татьяна Лиознова, входившая в худсовет при Киностудии им. Горького и следившая за работой над «Школьным вальсом». Лиознова пообещала Елене Цыплаковой, что если у нее возникнут проблемы с учебой в ГИТИСе, то она поможет ей с поступлением во ВГИК. А поскольку ректор вопрос поставил жестко: либо кино, либо ГИТИС, молодой актрисе пришлось уйти из вуза. Компанию ей составил и Насибов. А Лиознова свое слово сдержала, приняв актеров на второй курс в свою вгиковскую мастерскую.

Первый съемочный день «Школьного вальса» прошел в Москве в апреле 1977 года. Месяц выдался жарким, снег уже давным-давно растаял. Однако первой снимали именно зимнюю сцену, когда героиня Цыплаковой, стоя в вестибюле общежития, звонит по телефону, смотрит в окно, а на улице — снег. Чтобы создать соответствующую зимнюю погоду, на площадку пригласили пожарные машины, которые залили пеной все в округе… Как вспоминает Любимов, съемки шли легко, группа сложилась дружная, однако напряжение все-таки было. «Меня предупредили: «Тема-то у вас «скользкая», поэтому будем по ходу дела, если что, исправлять», — рассказывает режиссер. — В 70-е годы фильмов на сексуальную тему было немного, а уж наш, про школьную любовь с беременностью и плохим финалом, вообще — первый.

Поэтому киноначальники нас жестко контролировали и постоянно требовали для просмотров отснятый материал». Все по-черновому смонтированные части фильма регулярно отвозились бдительным чиновникам…

Но основные правки коснулись «Школьного вальса», когда он уже готовился к показу. В Госкино не понравился финал — «слишком грустный». Ведь изначально режиссер не давал зрителям никаких надежд на то, что главные герои будут снова вместе. В финале Зося и Гоша расставались навсегда. Но по требованию госчиновников режиссеру пришлось переозвучить главного героя. И в сцене, когда во время вечера встреч выпускников он с Зосей стоит на лестнице, появился вопрос Гоши о том, может ли он увидеть сына. «В результате получился открытый финал, — вспоминает Любимов.

— И мне это не нравится, я хотел закончить жестко...»

Председателю Госкино Филиппу Ермашу фильм не понравился категорически. Отстаивать «Школьный вальс» к нему отправился директор Киностудии им. Горького Григорий Бритиков. Высокопоставленный чиновник при встрече вылил потоки нецензурной брани, смысл которой сводился к тому, как можно такое показывать? Ермаш заявил, что положит фильм на полку. Однако несколько звонков в ЦК партии — режиссер добился, чтобы там посмотрели «Школьный вальс», — изменили ситуацию. Наверху фильм понравился, и Госкино пришлось выпустить его в прокат. Правда, и тут Ермаш попытался подпортить ситуацию, выпустив «Вальс» небольшим количеством копий — всего 6 и с показом в «заштатных» кинотеатрах. И вновь звонок в ЦК партии изменил ситуацию: копии допечатали, а съемочная группа объездила с картиной едва ли не все города Советского Союза.

А вот когда фильму предстояло отправиться на показ в ГДР, режиссер вновь понервничал. Министр внутренних дел отсмотрел все ленты, отправляющиеся за границу, и возмутился, что школьники в фильме Любимова играют на вечеринке у Дины «в бутылочку». Он счел это преступной игрой и в ультимативной форме потребовал вырезать сцену с «безобразным развлечением». И хотя весь тираж картины был уже напечатан, «бутылочку» вырезали. Правда, позднее ее все же восстановили… Кстати, некоторые сцены режиссер картины сам убрал. Так, значительно сократилась жизнь Зоси в общежитии. Исчез эпизод знакомства главной героини с матерью-одиночкой, после чего Зося понимала, какая непростая и безрадостная судьба ее ждет в будущем.

Артисты Елена Цыплакова в роли Зоси Кнушевицкой и Сергей Насибов в роли Гоши Кораблева в фильме режиссера Павла Любимова «Школьный вальс» Фото: Итар-Тасс
Артисты Елена Цыплакова в роли Зоси Кнушевицкой и Сергей Насибов в роли Гоши Кораблева в фильме режиссера Павла Любимова «Школьный вальс»

Так же до минимума свелась роль Виктора Проскурина, начальника строительного управления, который выступал на собрании против проживания в общежитии матери-одиночки… «Но мне эти эпизоды показались лишними, — признается Любимов, — и я решил от них отказаться…»

Простым зрителям картина нравилась. Правда, иногда на творческих встречах режиссер слышал упреки и по поводу «плохого финала», и по поводу «безнравственности главной героини», забеременевшей вне брака… Но как бы там ни было, вот уже 30 с лишним лет картину не забывают…

комментировать

Подпишись на канал 7Дней.ru

ПОПУЛЯРНЫЕ КОММЕНТАРИИ
    Начни обсуждение! Оставь первый комментарий к этому материалу.

Читайте еще