«Карнавал»: автобиография с поправкой на успех

Фильм снискал всенародную любовь и славу: его готовы пересматривать снова и снова.
Наталья Волошина
|
06 марта 2009
Фото: Tassphoto.com

Фильм Татьяны Лиозновой «Карнавал» в России любят так сильно, что готовы пересматривать снова и снова. И только два человека — актер Александр Абдулов и композитор Максим Дунаевский — при словах «Муравьева. Карнавал» нервно вздрагивали...

Режиссер Татьяна Лиознова, сняв «Семнадцать мгновений весны» и «Три тополя на Плющихе», в принципе могла бы больше вообще не работать. Она преподавала во ВГИКе, учила студентов, как снимать гениальные фильмы, когда ей в руки попал старый номер журнала «Искусство кино».

Повесть Родионовой об обаятельной провинциальной девчонке, приехавшей покорять столицу, взволновала режиссера Татьяну Лиознову не на шутку — в героине она узнала себя
Повесть Родионовой об обаятельной провинциальной девчонке, приехавшей покорять столицу, взволновала режиссера Татьяну Лиознову не на шутку — в героине она узнала себя
Фото: Tassphoto.com

Повесть Анны Родионовой об обаятельной провинциальной девчонке, приехавшей покорять столицу, взволновала Лиознову не на шутку — в героине она узнала себя. Режиссер придумала для своих студентов задание — экранизировать отрывки из повести. Ученики лезли из шкур вон, пытаясь угодить педагогу, однако та лишь недовольно хмурилась: все было не то. Тогда Лиознова решила снимать сама. Повесть Родионовой она почти полностью переписала, добавив к портрету Нины Соломатиной эпизоды из собственной жизни. Например, момент, в котором Нина пьет воду из колонки на улице. «У дома, где я когда-то жила, была такая же колонка, — вспоминала Лиознова. — И мы с подружками, возвращаясь из школы, в мороз пили оттуда ледяную, аж зубы сводило, воду, лишь бы показать мальчишкам, какие мы боевые».

Финал картины, когда повзрослевшая Нина возвращается домой и тревожно всматривается в лицо спящей матери, тоже автобиографичен. Мама Татьяны Михайловны во время съемок «Карнавала» тяжело болела. Каждый раз, когда у режиссера выдавались свободные пять минут, она звонила домой, узнать, все ли там в порядке.

Никакие пробы для фильма не устраивались, режиссер скопом утвердила актеров, с которыми работала на предыдущей своей картине «Мы, нижеподписавшиеся»: Клара Лучко исполнила роль Жозефины Викторовны, а Юрий Яковлев — отца Нины. А вот к Ирине Муравьевой Лиознова присматривалась очень долго: все-таки тридцатидвухлетней на тот момент актрисе предстояло сыграть шестнадцатилетнюю выпускницу школы.

Кадр из фильма "Карнавал". Исполнители главных ролей Юрий Яковлев и Ирина Муравьева
Кадр из фильма "Карнавал". Исполнители главных ролей Юрий Яковлев и Ирина Муравьева
Фото: Tassphoto.com

Саму же Ирину этот факт ничуть не смущал. «Я же семь лет проработала в детском театре, где постоянно играла то девочек, то мальчиков, — рассказывала Ирина Вадимовна. — Поэтому предложение Лиозновой сыграть школьницу меня обрадовало: такая замечательная возможность вспомнить молодость». Режиссер Татьяна Лиознова славилась своим суровым нравом, но и это совершенно не испугало Муравьеву. «Надо признаться, я знала, что Татьяне Михайловне нравится, как я играю. Когда снимали мои крупные планы, она всегда стояла рядом и после особо удачных дублей аплодировала и часто восторженно выкрикивала: «Молодец! Здорово!» А вот Екатерину Жемчужную, сыгравшую цыганку Карму, выбирали из огромного числа претенденток. Роль у нее была хоть и яркая, но не такая уж и сложная: все больше молчать да бросать многозначительные взгляды.

Только вот сцена на кухне, в которой Карма много курит, далась Жемчужной с трудом. Ее героиня должна была смачно дымить папиросами «Казбек», а сама Екатерина совершенно не выносит никотина. Кстати, мужа Кармы, от которого она уходит, в картине сыграл настоящий супруг Жемчужной — Георгий. Надо ли говорить, что после выхода фильма Ирина Муравьева стала лучшим другом всех советских цыган? «Однажды мы с сыном пошли в зоопарк, — вспоминала Ирина. — Тогда по Москве много цыган ходило, и вот один такой табор нас окружил, они начали хлопать, смеяться, улюлюкать, кричать «О, «Карнавал»!» Я поняла, что я — их человек, они меня за свою признали».

Фраза Эльдара Рязанова, сказанная им Лиозновой после премьеры «Карнавала», уже стала легендарной.

«Знаешь, Таня, а я ведь тебе по-хорошему завидую. Сделать картину, где целых пятнадцать минут зал хохочет так, что музыки не слышно, не каждому дано». Эльдар Александрович конечно же имел в виду эпизод, в котором Нина Соломатина в цирке дает представление на роликах вместо Мишки, у которого случился понос. Чтоб вы знали, до съемок в «Карнавале» ни главная героиня, ни артисты ансамбля на роликах ни разу даже не стояли: в начале восьмидесятых это было вовсе не такое популярное развлечение, как сейчас. Заниматься с приглашенными тренерами всем приходилось каждый день по нескольку часов кряду. К Муравьевой даже массажиста приставили — снимать напряжение в ногах и спине. В самый разгар тренировок Театр Моссовета, в котором работала Ирина, отбыл на гастроли в Киев. Чтобы не прерывать тренировки, следом за Муравьевой в Киев отправился весь ансамбль «Ритмы планеты» вместе с тренером.

Там, между спектаклями примы, они и учились. Падали все, конечно, нещадно, ходили сплошь в синяках и ссадинах. «У тех роликов было по четыре колеса, а это значило — никакой маневренности, — рассказывала Ирина. — Ни в коем случае нельзя было наступать на пятки: колеса моментально несли назад, и я падала. Но в итоге кататься я научилась прилично, так что для роли даже подыгрывать приходилось, чтобы показать, что я неуверенно стою на роликах». А вот косолапого учить кататься было не надо — он работал в медвежьем цирке Филатовых и отлично знал свое дело. Ему только сшили шикарное красное платье и цилиндр, которые в конце съемок мохнатому артисту и подарили. Кстати, медведица Фонтанка, сыгравшая в «Карнавале» того самого Мишку, до сих пор жива и дает представления.

Кататься на роликах Муравьева училась между театральными репетициями. Поначалу ходила вся в синяках, но в итоге кататься научилась прилично
Кататься на роликах Муравьева училась между театральными репетициями. Поначалу ходила вся в синяках, но в итоге кататься научилась прилично
Фото: Tassphoto.com

Правда, сложные трюки ей уже не доверяют: она выходит на сцену с оркестром, в котором играет на ударных. Иногда пожилая артистка засыпает прямо во время выступления и падает со стула, чем неизменно забавляет публику.

Сложно сказать, чем именно фильм снискал народную любовь и славу: обаянием ли главной героини или удачно подобранными танцевальными номерами. Лиознова очень серьезно относилась к этим музыкальным вставкам, во время которых Нина Соломатина представляла себя то в одном, то в другом образе. Перед съемками режиссер отсмотрела выступления многих танцевальных коллективов по всей Москве. Полностью удовлетворил ее лишь ансамбль Бориса Санкина «Ритмы планеты». Ирину Муравьеву вводили в уже готовые номера, актриса признавалась, что разучивать танцевальные фигуры ей было гораздо проще, чем учиться кататься на роликах.

После выхода картины над Абдуловым, сыгравшим Никиту, долго еще подшучивали: «Тебя тут Муравьева разыскивала, просила перезвонить»...
После выхода картины над Абдуловым, сыгравшим Никиту, долго еще подшучивали: «Тебя тут Муравьева разыскивала, просила перезвонить»...
Фото: РИА "Новости"

«Танцы я обожаю, — рассказывала Муравьева. — Всегда много и охотно плясала, так что с этим у меня проблем не было. Моментально разучила и запомнила все сложнейшие акробатические номера».

Александр Абдулов, сыгравший «золотого мальчика» Никиту, в которого влюбляется Нина Соломатина, после выхода картины несколько раз попадался на одну и ту же шутку своих приятелей из «Ленкома». Мужики делали встревоженные лица и сообщали Абдулову: «Тебя тут Муравьева разыскивала, просила перезвонить». Актер спешно кидался на поиски ее телефона и только по сдавленным смешкам догадывался, что снова попался: видимо, по телевизору показывали «Карнавал» с неизменным эпизодом, в котором Муравьева поет «Позвони мне, позвони».

А между тем эту песню, ставшую хитом, в фильме исполняла вовсе не Ирина Муравьева, за нее пела Жанна Рождественская. «Лиознова обещала, что петь в фильме, так же как танцевать и кататься на роликах, я тоже буду сама, — делилась с нами Ирина. — Но потом пригласила Рождественскую. Я не стала выяснять, почему так вышло, и совсем на нее не обиделась — Жанна лучше поет. Потом, уже после выхода картины, меня пригласили на фирму «Мелодия», где я записала пластинку с этой песней. Ее до сих пор часто включают на радио, и вот там-то уже звучит мой голос!» Изначально фильм задумывался Татьяной Лиозновой как музыкальный. Поэтому к текстам песен и музыке она была особо требовательна. Идея номера, в котором Нина, будучи дворником, метет опавшую листву, а потом вдруг начинает грезить наяву, представляя себя танцующей с прекрасными артистами и поющей пронзительную песню о любви, принадлежала самой Лиозновой.

... а Муравьеву просто замучили вопросом: «Ну почему у вашего смешного фильма такой грустный финал?» Ирина утешала впечатлительных: «Нина обязательно станет актрисой!»
... а Муравьеву просто замучили вопросом: «Ну почему у вашего смешного фильма такой грустный финал?» Ирина утешала впечатлительных: «Нина обязательно станет актрисой!»
Фото: Tassphoto.com

Она прочла много стихотворений, связанных с телефоном, в том числе у Анны Ахматовой, но никак не могла нащупать нужную интонацию. Максиму Дунаевскому заказали музыку. Ох и намучился же он с песней «Позвони мне, позвони». Несколько раз Лиознова заставляла Дунаевского переписывать мелодию, ее совершенно не устраивали варианты, предлагаемые композитором. Во время шестого визита Лиознова наконец-то воскликнула: «Вот! Это именно то, что нужно!» Дунаевский вздохнул с облегчением: только он знал, что этот шестой вариант на самом деле был первым, придуманным им в самом начале. Текст для шлягера Татьяна Михайловна поручила сочинить Роберту Рождественскому.

В итоге и ему пришлось повозиться: слова никак не хотели укладываться в музыку. Лиознова несколько раз ездила в Переделкино, где жил тогда Рождественский, и они на пару то укорачивали, то, наоборот, удлиняли текст.

После выхода картины режиссера и исполнительницу главной роли просто замучили одним и тем же вопросом. «Ну почему, — спрашивали восторженные зрители, — почему у вашего смешного фильма такой грустный финал? Неужели же Нине Соломатиной, такой смешной и доброй, так и не повезет?» Ирина Муравьева неизменно утешала особо впечатлительных: «Нина обязательно станет актрисой! Не такой я ее сыграла, чтобы она легко сдалась на милость обстоятельствам». А Татьяна Лиознова всегда от этого вопроса расстраивалась.

В самом начале фильма на столбе рядом с большим портретом Аллы Пугачевой висит маленькая потрепанная афиша Нины Соломатиной с приглашением на ее спектакль. «Видно, начало я не очень ярким сделала, — сокрушалась Татьяна Михайловна. — Но мне хотелось, чтобы все было по правде. Поэтому и афиша нашей Нины маленькая, едва заметная. Иначе бы не так жизненно получилось».

События на видео
Как правильно обрезать кусты малины в октябре — увеличите урожай в 4 раза
Многие дачники сталкиваются с проблемой слабого плодоношения малины в сезон. Автор Дзен-канала «Хозяюшка» открыла многим глаза на важность осенней обрезки кустов, которая напрямую влияет на объем урожая.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая