Как Михалков хотел и играть, и снимать, и на лошади скакать

«Я по склонам кувыркался. Райкин с Богатыревым прыгали со скалы в горную реку Арго...»
Ирина Данилова
|
30 Июня 2010
Никита Михалков в роли Брылова
Никита Михалков в роли Брылова
Фото: RUSSIAN LOOK

Не с каждой картиной у режиссера бывает связано столько приятных воспоминаний. «Свой среди чужих, чужой среди своих» для Никиты Михалкова фильм особый. И не только потому, что это его первая полнометражная работа. За время, пока она снималась и готовилась к выходу на экраны, Михалков успел жениться и стать отцом… Сорок лет назад небольшая заметка, прочитанная студентом ВГИКа Никитой Михалковым в одном из советских журналов, стала отправной точкой в создании фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих».

Первая роль Татьяны Михалковой
Первая роль Татьяны Михалковой
Фото: OUTNOW

Конечно, тогда еще ни о каких «чужих» и «своих» речи не было. Просто начинающего режиссера, в ту пору увлеченного картинами мастера вестернов Серджо Леоне, заинтересовала описанная история. Из Сибири в Москву отправляется поезд с золотом, реквизированным у буржуазии, и его захватывает белогвардейская банда. Сокровища переходят из рук в руки, пока не отбиваются чекистами и не возвращаются советской власти...

Вместе со своим другом, сценаристом Эдуардом Володарским, Михалков принялся за написание повести «Красное золото». Один за другим появляются в ней чекист Шилов, ротмистр Лемке, есаул Брылов, татарин Каюм, председатель губкома Сарычев…

А вскоре они уже главные герои сценария картины «Полмиллиона золотом вплавь, пешком и волоком», впоследствии — «Свой среди чужих...». С ней выпускнику ВГИКа Михалкову и предстояло начать свою профессиональную работу на «Мосфильме» в качестве режиссера. Параллельно снимаясь в одной из главных ролей в фильме Сергея Соловьева «Станционный смотритель», Никита Сергеевич собирал группу для своего проекта — съемки должны были начаться весной 1972 года. И, кстати, никаких мучений с поиском исполнителей главных ролей он не испытывал. Большинство из них были его друзьями и с удовольствием соглашались работать. С самого начала работы над сценарием Михалков писал роль Шилова именно на Юрия Богатырева, которого уже давным- давно приметил в студенческих спектаклях.

«Впервые я увидел Юру в «Щуке», он играл Версилова в «Подростке», — вспоминает режиссер, — и для меня это было открытием. Он был моложе меня, но показал такую зрелую работу, что я сначала к нему пригляделся, а потом увидел в нем совершенно фантастическую фактуру. Огромного роста, масштабный, мощный... Первой его работой в кино была роль немца в моем дипломном фильме «Спокойный день в конце войны», и он там такой трогательный, странный, большой... И с этого момента пошло: роль в «Своем среди чужих...» уже писалась специально для него...»

Отчасти благодаря Богатыреву на роль Каюма был утвержден Константин Райкин. Как вспоминал актер: «Это особая для меня картина и, полагаю, лучшая моя работа в кино, так как я очень избирательно отношусь к ролям и редко снимаюсь.

Я оказался в съемочной группе почти случайно: мы учились с Богатыревым на курсе Катина-Ярцева, а Михалков ходил на наши спектакли, интересовался нашим курсом…»

Изначально режиссеру было понятно и то, кого надо пригласить на роли председателя губкома Сарычева и председателя ЧК Кунгурова. «Когда мы писали с Володарским сценарий, я сразу представлял, что Сарычева должен сыграть Солоницын. Я даже и не спрашивал его — написал и предложил… Не было сомнений и с Пороховщиковым, который сыграл Кунгурова», — рассказывает Михалков. Ну а в образе есаула Брылова молодой режиссер видел… исключительно себя: «Этот герой писался под меня. Я хотел на картине делать все сразу: и снимать, и играть, и на лошади скакать…» Сразу же ответили согласием и художник-постановщик Александр Адабашьян, и композитор Эдуард Артемьев — для них это была уже вторая работа с Михалковым.

Кадр фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»
Кадр фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»
Фото: Итар-Тасс

Ответил согласием дебютантам в большом кино и оператор Павел Лебешев. Команда собиралась задорная и молодая. Была найдена натура: предполагалось снимать картину в Чечне…

Однако в запланированное время картина «Свой среди чужих...» так и не запустилась… Никиту Михалкова призвали в армию. Как вспоминает режиссер, причиной тому стали его любовные приключения: какое-то время он крутил роман с дочерью одного высокопоставленного чиновника, но чувства охладели. И молодой человек, решив порвать с девушкой, написал ей письмо. Оно попало в руки ее родителям: папаша так рассвирепел, что решил отомстить бывшему ухажеру дочери и приказал отправить его послужить Отечеству.

Впрочем, Никита Сергеевич не слишком расстроился из-за такой перспективы, поскольку предполагал, что его, как студента ВГИКа, обязательно отправят служить, как и всех учащихся этого вуза, либо в Театр Советской Армии, либо в подмосковное Алабино. «Я думал, что для меня в каком-то смысле это будет полезно, — рассказывает Михалков, — поскольку предполагал, что сумею подготовить сцены с лошадьми, которых в фильме много…» Попросив товарищей дождаться его, чтобы продолжить работу над «Своим среди чужих...», он отправился на призывной пункт. А оттуда, вопреки своим ожиданиям, в Камчатскую военную флотилию Краснознаменного Тихоокеанского флота. Только и это время не прошло даром для будущей картины. В редкие свободные минуты Михалков брался за режиссерский сценарий, что-то переписывал, сокращал…

А спустя год, вернувшись в Москву, возобновил работу над картиной.

«Фильм снимался легко, — вспоминает Михалков. — Не было нажима, напряжения, страшных судорог. Было тяжело физически, но мы не замечали этих трудностей, не останавливались, не зацикливались на них, просто перескакивали». И, пожалуй, только в юношеском пылу можно было не обращать внимания на опасность многих трюков, которые актеры выполняли без страховки и дублеров. «Ничего не боялись, — подтверждает Михалков. — Мы шли на опасность, не зная, что это опасность. И весь фильм на этом построен. Я по склонам кувыркался. Райкин с Богатыревым прыгали со скалы в горную реку Арго…» Конечно, прежде чем заставить артистов прыгать с десятиметровой высоты в непредсказуемую горную реку, ее глубину предварительно измерили железной рельсой — выходило метра два, не больше.

Однако в группе не предполагали, что рельс просто сносит сильным течением… Неудивительно, что об этом прыжке у исполнителя роли Каюма остались не самые приятные воспоминания. «Было страшно, — признается Константин Райкин. — Вода мутная, ледяная, воронка вихрем закручивается. Но зажмурил глаза и прыгнул… Одежда намокла, стало тянуть на дно. В реке то глубоко, то мелко, то бьешься о камни. Если бы не Богатырев, за которого я держался, как за надувной матрас, утонул бы…»

Богатырев же, по воспоминаниям режиссера, оказался человеком абсолютно бесстрашным, крепким, выносливым. Если на площадке Михалкова называли «лось номер один», то Богатырева — «лось номер два».

Кадр фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»
Кадр фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»
Фото: Итар-Тасс

Надо прыгнуть — прыгал. Надо сесть в седло — сел, хотя до этого к лошади близко не подходил. «Я был совершенно потрясен, когда мы начали сниматься и должны были с ним скакать, — рассказывает Михалков. — И я так случайно спрашиваю: «А сколько ты занимался?» Юра спокойно ответил: «Два раза». Я возмутился: как его можно пускать в горы на лошади по каменистой дороге?! Но деваться некуда, и решил попробовать. И был удивлен, когда увидел, что Юра сидит в седле, словно в нем родился!» Правда, в одной из сцен лошадь понесла актера, он не смог ее остановить и тяжело упал. В группе были в ужасе. Но актер быстро встал, отряхнулся. И если бы у многих после случившегося возник страх перед верховой ездой, Богатырев как ни в чем не бывало снова сел в седло… Впрочем, удивил режиссера актер и еще одним своим качеством.

Когда по сценарию он должен был ударить Кайдановского, выясняя, где золото, Михалков понял, что Богатырев не умеет… драться. «Когда я на репетиции увидел, как Юра складывает кулак абсолютно по-женски, я спросил: «Ты что, не дрался никогда?» Он ответил: «Никогда». Я был потрясен: крепкий, рослый, статный! Но совершенно без уличного «воспитания». В эпизоде «Своего среди чужих…» в первый и единственный раз снялась в кино и Татьяна Михалкова: ее героиня приходит в мечтах есаула Брылова… Когда ведущая манекенщица СССР отправлялась с Михалковым на съемки картины, они были еще не расписаны. «Никита взял меня как свою невесту в Грозный на съемки фильма. И я совершенно не ожидала, что именно там мы и поженимся! У меня даже свадебного платья не было…» Но именно в экспедиции режиссер сделал предложение руки и сердца своей избраннице.

«Свадьба получилась смешной, — вспоминает Михалков. — Тогда полагалось ждать три месяца после подачи заявления, а у нас времени не было, мы каждый день с утра до ночи снимали, торопились, пока в горах не похолодало. В итоге взяли операторскую машину и в компании Богатырева, Кайдановского, Лебешева, Шакурова поехали в загс. Тот не работал по случаю субботы, но мы договорились, чтобы нас впустили и зарегистрировали. Он был странный, деревенский. Вся процедура проистекала под истошные крики Тани: по загсу бегали мыши, и она то и дело впрыгивала на стул…» Так что не было тогда у Михалковых ни чинной свадьбы с банкетом в ресторане, ни свадебного путешествия. Событие отметили по-походному и продолжили работу над фильмом. Тогда это казалось им самым важным...

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Как коронавирус изменил мир и медицину
Пандемия коронавируса, начавшаяся в конце 2019 года, изменила мир, и не только медицинский: многие компании отправили своих сотрудников на удаленку, стремительно стали развиваться различные онлайн-сервисы, люди начали более трепетно относиться к своему личному пространству, повысился уровень личной и общей гигиены и т. д.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог