Как Инин сделал Гундареву свахой из общежития

О непростой судьбе фильма и объявлении-вдохновении.
Ирина Данилова
|
27 Марта 2009
Фото: Personastars.com

«Женщина старше 40 лет хочет найти друга жизни, желательно непьющего, 44—50». Именно благодаря этому объявлению в провинциальной газете, попавшемуся когда-то на глаза сценаристу Аркадию Инину, зрители и увидели фильм «Одиноким предоставляется общежитие»…

Знакомые Аркадия Инина давно знали о его увлечении — коллекционировании необычных, смешных вырезок из газет.

И поэтому частенько присылали ему из разных уголков Советского Союза что-нибудь занимательное, найденное в публикациях. Однажды в почтовый ящик сценариста попали два объявления: из Риги и из Донецка. «Это были скромные объявления о том, что одинокая учительница желает познакомиться с одиноким мужчиной до 50 лет, — вспоминает Аркадий. — Конечно, теперь это воспринимается как норма, но в 1980 году подобное печаталось впервые, и мне прислали их как образцы юмора и идиотизма. В те, советские, годы люди жили коллективно, счастье человека было только в коллективе, ни о каком одиночестве и речи не было. Помню, я показывал эти вырезки друзьям, и мы вместе веселились: «Какой бред, женщина предлагает себя! Кто на такое откликнется?» Однако посмеялись над первой вырезкой, потом над второй, а третья, вскоре пришедшая из Алма-Аты, Инина уже не так развеселила: «Мне 29 лет, окончила университет, работаю в технической библиотеке, круг интересов — рукоделие, люблю спорт, изобразительное искусство, путешествия.

В роли главной героини драматург Аркадий Инин видел только Наталью Гундареву
В роли главной героини драматург Аркадий Инин видел только Наталью Гундареву
Фото: Елена Сухова

Хочу познакомиться с мужчиной 30—35 лет, непьющим. Охотно разделила бы тяготы жизни с военнослужащим из отдаленного гарнизона». А уж когда подобные объявления стали появляться все чаще и чаще, а порой занимать целые полосы и в «Литературной газете» вышла небольшая статья о том, что коллектив состоит из личностей, а если отдельная личность несчастна, то и коллектив не может быть полноценным, сценарист призадумался. И поняв, что эта тема становится актуальной, решил писать лирическую комедию — «Одиноким предоставляется общежитие».

Название появилось быстрее сюжета сценария. «Общежитие придумалось потому, что в те годы на заводах и фабриках в объявлениях о поиске специалистов всегда, как штамп, приписывалась фраза: «Одиноким предоставляется общежитие», — вспоминает Инин. Вскоре сценарист уже сидел в кабинете коменданта женского общежития завода имени Орджоникидзе и знакомился с жильцами, собирая материал для будущего сценария. Что-то из тех разговоров и наблюдений вошло в фильм, однако в сильно измененном виде. К примеру, как и в картине, комендантом заводского общежития был мужчина. Правда, выглядел он иначе: кучерявый красавец баянист, от которого девушки сходили с ума, а некоторые рожали от него детей. Довольно быстро этого донжуана уволили с занимаемой должности. Списывать характер с него Инин не стал, придумал свой — грубоватого женоненавистника в тельняшке, со шрамом на лице...

В начале лета 1982 года написанное произведение было отправлено на конкурс комедийных сценариев.

Кадр из фильма «Одиноким предоставляется общежитие»
Кадр из фильма «Одиноким предоставляется общежитие»
Фото: Еженедельник "7 Дней"

И 14 июня жюри, куда входили Ролан Быков, Лариса Голубкина, Виктор Мережко, перечитав 26 присланных работ, отдало «Одиноким предоставляется общежитие» почетное второе место, присудив первое Леониду Трееру за «Первое место присуждается». А вскоре сценаристу позвонил режиссер Самсон Самсонов...

В том, что главную роль, Веру Голубеву, должна играть именно Наталья Гундарева, не сомневался ни сценарист, ни режиссер. «Я писал сразу на Гундареву, — рассказывает Аркадий Инин.

— Она уже снималась в фильме по моему сценарию «Однажды 20 лет спустя», и на этот раз другой актрисы я не видел. Правда, предварительного одобрения Натальи Георгиевны не получал, поскольку не имею привычки что-то заранее показывать и рассказывать». Режиссер, получив согласие актрисы, больше на роль Голубевой никого пробовать не стал. Кстати, в том, что на роль коменданта общежития Фролова выбрали Александра Михайлова, тоже не обошлось без участия Инина. Однажды увидев актера в фильме «Риск — благородное дело», он понял, что именно такой герой им и нужен. Самсонов, познакомившись с артистом, тут же утвердил его и других кандидатов больше не смотрел. Посоветовал Инин режиссеру и Виктора Павлова на роль «боцмана», друга Фролова. И с этим выбором Самсон Самсонов согласился. И не ошибся, поскольку актер все время что-то придумывал на площадке.

Вплоть до таких мелочей, как очки с большими диоптриями, которые носит его герой. Кстати, эти очки в момент съемок Павлов снимал с режиссера — тот на самом деле ходил в таких. Других артистов Самсонов подбирал самостоятельно: Елена Майорова, Елена Скороходова, Татьяна Агафонова, Татьяна Божок… Неожиданно для всех пригласил на роль жесткой и малоприятной «воспитательницы общаги» Тамару Семину, которая после работы в «Вечном зове» у всех ассоциировалась только с образами положительных героинь. Сыграть другой характер актриса согласилась с удовольствием, поскольку и сама устала от того, что все ее воспринимают как «родину-мать» и «вселенскую доброту». Не отказался от эпизодической роли и любимый армянин Советского Союза Фрунзе Мкртчян, хотя по сценарию «восточный мужчина с пышными усами» Вартан был стопроцентным грузином.

Актеру очень нравилась разыгрываемая история с возвращением жены Нины Александровны, которая «не оправдала моих надежд на счастливую семейную жизнь и абсолютно не умеет готовить». Импровизируя во время съемок, Мкртчян придумал, что во время этого эпизода переговаривается с женой на армянском языке, а также досочинил текст Инина, добавив к нему коронную фразу про омлет: «Утром — яичница, днем — яичница, вечером — яичница, ночью — омлет». И, конечно, именно ему пришла в голову идея сцены новогодней ночи, когда его герой приходит в общежитие с огромным арбузом…

В сценарий, принятый в марте 1983 года к запуску, никаких кардинальных изменений ни сценаристу, ни режиссеру вносить не пришлось.

Режиссер Самсон Самсонов
Режиссер Самсон Самсонов
Фото: Итар-Тасс

Так же как и в текст, который в фильме сохранился практически дословно. Именно Инин придумал большинство фраз, ставших народными. «Известное дело, парень неплохой — водка плохая». Или: «Он же старый!» — «Старый? Ну и что? Тебе же его не варить!»

А в одном эпизоде сценарист задал непростую задачу съемочной группе, придумав, что к Вере возвращается одна из выданных ею замуж героинь. Да не одна, а с новорожденным. Ребенка для кадра нашли, но только по сюжету, когда Голубева склоняется над ним, он должен плакать. А малыш этого делать никак не хотел. Чего только не придумывали, чтобы заставить его захныкать. Даже осветительные приборы на него направляли — безрезультатно! И тут бабушка малыша вспомнила, что внучек не любит, когда ему тесемки на чепчике развязывают, сразу выказывает недовольство.

Однако как ни развязывали и снова ни завязывали эти тесемки, младенец довольно кряхтел, хлопал ручками и, посасывая соску, с интересом изучал незнакомых людей. Так и остался он в кадре спокойным и милым ребенком.

Однако некоторые сцены, прописанные в сценарии, в фильм так и не вошли или были переписаны прямо во время съемок. Как вспоминает сценарист, игра таких ярких актеров вносила свои коррективы в сюжет. Порой одно то, как посмотрела Гундарева или ответил Михайлов, делало ненужным следующие эпизоды. Так, не вошла в фильм сцена, в которой впервые пришедший в общежитие Фролов, сидя на проходной, видит лысого мужчину, залезающего на второй этаж общежития по доске, а как только он забирается, вахтерша тут же убирает доску… Сократилась рабочая тема, сцены в цеху у станков, проходы от общежития на фабрику и обратно.

Поубавилось и женских разговоров, в которых Вера наставляла подруг, как вести себя с мужчинами; ее разговор с директором комбината о слухах про брачную контору. Нет в картине и беседы Веры с Люсей, влюбленной в пьяницу Митьку, где Голубева как могла отваживала подругу от плохого парня и приводила главный аргумент: у Люси наметился порядочный жених, который скоро получит собственную квартиру! Поубавилось сцен и у Тамары Семиной: в первоначальном варианте ее героиня запрещает матери Валентины Шубиной, приехавшей к дочери из села, пройти в общежитие, поскольку Валя «проштрафилась, водя к себе мужской пол».

Кстати, большая часть женских страстей кипела не в настоящем общежитии, а в декорациях на «Мосфильме», где было выстроено практически все — от вестибюля, лестницы и коридора общаги до комнат героев, кухни, актового зала, кабинета Ларисы.

Для натурных съемок подобрали женское общежитие в центре Москвы, почту. А ткацкую фабрику, на которой работают герои, снимали в Иваново.

Премьера картины состоялась в Доме кино 7 января 1984 года. Большинство рецензий были восторженными и хвалебными, а на заводах и фабриках после просмотра фильма зрители собирались и часами рассуждали на темы одиночества или необходимости брачных контор. Тем удивительнее казались критические отзывы. В «Советской культуре» резюмировали: «Фильм плохой. Он унижает и женщин, и мужчин.

Неужели недостаточно тех объявлений на досках, которые неприятно читать? Делать об этом фильм?! Кому он нужен?» Ткачиха из Москвы на полосе московской газеты возмущенно писала: «По-моему, это просто издевательство над теми, кто живет в женских общежитиях… Я так живу уже пять лет. И никогда у нас подобного не было». Вторила ей студентка из Ленинграда: «Складывается такое впечатление, что проблема замужества затмила в этих девушках все другие интересы. Пусть это звучит несколько банально, но женщины действительно лучшая половина человечества, и хотелось бы, чтобы она всегда была гордой и прекрасной, а не такой жалкой, какой преподнесли ее создатели этого фильма…» А другая признавалась: «Фильм мне ужасно не понравился, хотя он современный, правдивый, жизненный. Мне 28 лет, я не замужем, потому что не нравлюсь современным мужчинам, которые хотят себе в жены красивых легкомысленных дурочек.

Кадр из фильма «Одиноким предоставляется общежитие»
Кадр из фильма «Одиноким предоставляется общежитие»
Фото: Еженедельник "7 Дней"

А мне не нравятся такие мужчины. И вообще мне жить не хочется после этого фильма».

Впрочем, сколько зрителей, столько и мнений. Ведь даже в картине среди жительниц общежития ткацкой фабрики не было ни одного похожего характера. Только надежды схожие. Как говорила после выхода на экран Наталья Гундарева: «Людям очень хочется верить в реальную возможность такого же своего счастья, потому что о большой любви, о гармонии, о понимании мечтают все. И при сегодняшнем одиночестве многих женщин важно, что кино пусть даже с шуткой, но говорит об идеальных отношениях…»




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая