Как Анна Слю приобрела сверхспособности

Создатель сериала «Вижу – Знаю» на НТВ Виктор Согомонян раскрывает секреты успешного фильма
29 Сентября 2016
Виктор Согомонян
Виктор Согомонян
Фото: из личного архива Виктора Согомоняна

Продюсером и автором захватывающей идеи сериала «Вижу – знаю», с успехом прошедшего на канале НТВ, был Виктор Согомонян – доктор политических наук, профессионально изучающий проблемы коммуникации. Виктор рассказал 7days.ru, как возникали неожиданные повороты сюжета, как главную героиню научили использовать дар и зачем ее развели с мужем.

— Виктор, как вы придумали свою Жанну, которая наделена талантом «читать лица»?

— Рождение идей — занимательный процесс, чего бы это ни касалось: науки, политики или кино. В науке все более-менее понятно: набираешься новых знаний – и рождаются новые идеи для открытий, для новых научных статей и книг. А вот откуда берутся творческие идеи – не знаю. Я не могу, вслед за Ахматовой, сказать, мол, «из какого сора растут стихи»… Просто однажды у меня перед глазами появилась девушка по имени Жанна. Сразу вся, вплоть до цвета волос… Когда один из сценаристов предложил назвать главную героиню Александрой, я даже удивился: как это – Александра? Ведь ее же Жанной зовут (Смеется). Вообще, в принципиальных моментах идти на компромисс означает просто разрушить замысел. А в остальном – конечно же, надо. В процессе долгих обсуждений Жанна превратилась из меланхоличной девушки, цитирующей Бродского, в странноватую персону, которая живет сама по себе. У нее свои тараканы в голове, особые отношения и с мужчинами, и с собственным отцом… Согласно первоначальной задумке Жанна была замужем за Алексеем (Валерий Панков). Но опытные люди подсказали, что будет правильнее оставить ее одинокой. Она обаятельна и привлекательна, но попробуй строить отношения, если видишь человека насквозь! Кстати, актрису на главную роль выбрал работавший тогда генпродюсером НТВ Данила Шарапов. Анна Слю, на мой взгляд, вжилась в образ идеально.

— Вам удалось поучаствовать в создании литературного сценария?

— Я нередко бываю в Москве, но живу в Ереване, однако современные технические средства позволяли мне полностью участвовать в процессе создания фильма, в том числе, в написании сценария. Вначале с моим другом и коллегой, сопродюсером Михаилом Волобуевым, затем с Александром Нечаевым и Михаилом Россолько (НТВ), с режиссерами (Алексей Луканев, Эльдар Салаватов), со сценаристами во главе с Леонидом Кориным мы обсуждали повороты сюжета каждой серии. Самой важной нашей задачей было получить детективные истории с нетривиальной структурой и финалом. Например, в серии «Весь я» три ограбления совершены, на первый взгляд, тремя людьми. Только Жанна догадывается, что на самом деле это один и тот же человек….

Фото: кадр из сериала

— Вашу героиню сравнивали с главным героем сериала «Обмани меня»…

— У доктора Кэла Лайтмана (Тим Рот) все гораздо проще: либо правда, либо ложь. У Жанны куда больше так называемых бинарных (двойных) оппозиций: способен или нет, умеет – не умеет, предрасположен или нет, является — не является и т.д.. У нее больше инструментов для понимания ситуации. Знания — психология, лингвистика, антропология, социология. И необъяснимый дар видеть больше других, который она получила после инъекции неизвестного лекарства, разработанного ее отцом-фармакологом. Не будь этого дара, ей пришлось бы пройти гораздо более длинный путь. И еще ей помогает физиогномика, хотя это и псевдонаука.

— Думаю, многие мечтали бы разбираться в людях с первого взгляда.

— В моей собственной практике общения первые ощущения почти всегда оказывались самыми верными. Именно при знакомстве глубинные качества человека вдруг на какой-то миг оказываются на поверхности, он выкладывается, даже если не хочет. Срабатывает то ли система самозащиты, то ли система самопрезентации… А вот при следующих встречах человек уже может быть закрыт. Кстати, за годы работы пресс-секретарем президента Армении, мне довелось познакомиться и поработать с государственными деятелями, которые, как рентген, могут многое сказать о человеке – безошибочно! – после одной-единственной встречи...

— Знаете, меня поражают повороты вашей судьбы. Вы участвовали в армянской лиге КВН, занимались политической журналистикой на телевидении, были пресс-секретарем президента Армении, затем возглавили канцелярию экс-президента, параллельно погрузились в науку - и вдруг превратились в продюсера успешного телесериала...

— Если завтра я скажу родным и друзьям, что решил заняться физикой, никто не удивится, я вас уверяю (Смеется). Знаменитые британские ученые несколько лет назад обнаружили, что организм человека вырабатывает гормон удовольствия в момент творчества, создания чего-то нового, в момент открытия... Может быть, секрет именно в этом? К тому же, ведь дело не только в том, что мне нравится делать: ведь еще должны быть соответствующие условия и возможности. А они у меня, к счастью, есть: Роберт Седракович (Кочарян, экс-президент Республики Армения — Прим. 7days.ru) всегда поощрял и сейчас поощряет мою научную и творческую деятельность; семья с пониманием относится к моим периодически повторяющимся рабочим «выходным». А все друзья, в том числе  московские, продолжают трепетно относиться к моим разнообразным творческим идеям. Однажды я рассказал им историю про девушку Жанну и чуть ли не сразу же получил предложение реализовать эту идею. Здесь хотел бы сказать слова признательности телекомпании НТВ. На канал я попал в эпоху перемен. Начинал сериал при одном руководстве, заканчивал при третьем… Но все, кто был рядом, привносили в проект свои идеи — и сериал становился лучше. Я и поверить не мог, что, сняв 50 классных фильмов, люди могут искренне загореться 51-м, в каком-то смысле экспериментальным. Коллективное создание чего-то нового было, пожалуй, самым интересным для меня в работе над сериалом. И еще раз хотел бы сказать спасибо моему талантливому сопродюсеру Михаилу Волобуеву, замечательным российским актерам, креативному продюсеру, операторам, технической группе – всем, кто участвовал в создании фильма…

Фото: кадр из сериала

— Рискну предположить, что для вас фильм стал лабораторией, площадкой для очередного научного эксперимента

— Во многом – да. Мир меняется, в обществе формируются новые клише и рутины межличностной коммуникации. И в этом смысле очень важен посыл, который мы транслировали с экрана: человек должен внимательнее вглядываться и вдумываться в другого. Иначе мы, даже разговаривая на одном языке, перестанем понимать друг друга. А это может привести к известной библейской истории про Вавилонскую башню...

— Действительно ли в сериале использованы истории, описанные в научных работах известных психологов?

— Да. Только мы переносили в фильм не сами истории, а их суть и структуры. Так, например, и Жак Лакан и Карл Густав Юнг описывают наблюдения за пациентами с так называемым синдромом «злой судьбы» или «черного рока», когда человеку кажется, что он приносит несчастье и его удел – быть героем страшных трагедий, при этом, человек как бы и сам тянется к этим несчастьям и страданиям. Мы, естественно, убрали конкретику, оставили только схемы. Так, например, появилась серия про футболиста, которому угрожают, а жена пытается его защитить. Двое ее бывших любимых мужчин по разным причинам умерли. Ей кажется, что из-за нее. И теперь она боится, что все повторится, и в то же время она этого ждет. Когда опасность проходит, она пытается сама убить мужа, лишь бы свершился «злой рок»... В серии «Бег по кругу» убивают директора большой авиакомпании. Убийцей оказывается бывший управляющий владелец. Когда-то он начал с нуля, работал без перерывов и отпусков и превратил авиакомпанию в одну из самых крупных в стране. Он заработал миллиард, купил дом своей мечты где-то в Австрии, переселился туда с семьей, оставил дела и вроде бы живет, наслаждаясь свободой. Но он уже неисправимый трудоголик, и готов убрать с дороги всякого, кто мешает ему вернуться к прежнему образу жизни. Психологи описывают множество случаев с так называемыми фиксированными сублимациями, когда человек привыкает направлять энергию только в одном направлении. Не специально — просто в другом он не умеет. Достигнув какого-то порога, он уже не способен перестроиться. В этой серии Жанна обращает внимание коллег на то, с каким удовольствием этот человек после похорон друга и старого компаньона возвращается в свой кабинет и начинает пахать на износ... Он просто не умеет жить иначе.

— Вы впервые побывали на съемочной площадке сериала. Какие остались впечатления?

Виктор Согомонян
Виктор Согомонян
Фото: Юрий Феклистов

— Было очень интересно увидеть, как организовывают массовые съемки, как оборудован павильон, чтобы снимать не одну, а пятьдесят сцен… Новые технологии, конечно, потрясают! На площадке я внимательно следил за работой режиссера Алексея Луканева. Судя по его почерку и готовности экспериментировать, учиться, невзирая на достаточно большой опыт, у него впереди очень много хороших фильмов. Как говорится, никогда не надо останавливаться в самосовершенствовании… Надеюсь, что мне удается внушать это и своим детям. У нас с женой Анной их двое. Дочке Маше 6 лет, она учится во втором классе. У нее невероятно стройная для своих лет логика, хорошее чувство юмора и обостренное чувство справедливости. Сыну Эрнесту — четыре года, а он уже – без наших усилий и вмешательства, сам  читает и разговаривает на трех языках: армянском, русском и английском. В шутку мы даже хотели сделать ему страничку в Википедии – «Эрнест Согомонян-младший, полиглот»...

— А лично вы как-то продолжаете самосовершенствоваться?

— Если брать какие-то бытовые вещи, то, например, два года назад бросил курить (курил, представьте, с 16-и лет). Начал ходить в спортзал, чего прежде никогда не было. С увлечением и огромной пользой для себя прочел знаковые работы двух французских «структуралистов» Жиля Делеза («Логика смысла») и Клода Леви-Стросса («Сырое и приготовленное»). Очень рекомендую всем, кто стремится лучше познать себя и Человека вообще. В профессиональной научной сфере взялся за новое большое дело. С армянскими и российскими коллегами – лингвистами и политологами – работаем над новым научным сборником, который будет посвящен исследованиям политического дискурса. Буквально на днях (октябрь 2016 г.) в журнале «Политическая наука», который издает Институт научной информации (ИНИОН), выходит моя статья «Метаморфозы коммуникаций в публичном дискурсе» — о стремительно меняющихся сегодня механизмах общения и взаимопонимания в глобальном обществе.

— Что вас больше всего удивляет в людях? Качество, свойство, чувство?

— Любовь, ее безграничность, неоднородность, невероятная эмоциональная насыщенность. Когда-то в фильме «Обыкновенное чудо» меня зацепила мысль: «Счастливы безумцы, которые влюбляются так, как будто будут жить вечно». Ничего более глубокомысленного на эту тему я не слышал…

— Вы будете продолжать сотрудничать с телевидением?

— Я получил огромное удовольствие от дебютной работы и, конечно, хочу сделать что-то новое. Кстати, обсуждение новых проектов с НТВ уже идет...

Наталья НИКОЛАЙЧИК.

Что подарить из еды на Новый год 2026 — правила этикета не дадут попасть впросак
Традиционно считается, что на Новый год съедобные подарки дарят только детям, однако такой презент подойдет и взрослому человеку, если учитывать некоторые правила этикета. Вот пять вариантов, которые окажутся уместны и не заставят вас краснеть.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая