Иван Понкратов: «Сейчас в кино время молодых, которым есть что сказать»

Режиссер о фестивальном кино, его темах и трендах.
7days.ru
|
15 Декабря 2021

– Как вы пришли в кино и в режиссуру? 

– Я родился и вырос в городе Старый Оскол. В детстве хотел быть военным, работать в МЧС. Думал, вот школу окончу, пойду в армию, а потом в спецназ, буду карать негодяев или бороться со стихиями, спасать людей. Но… увлекся народным театром у нас в городе – и решил попробовать себя в актерской профессии. Поступил в Ярославский театральный институт. И как-то, уже ближе к концу первого курса, лежу в общежитии, смотрю на потолок и понимаю: что-то ты, Ванек, не тем занимаешься, что-то не то. Ну не то!



И тут приходит мне в голову идея для короткометражного фильма. Я быстро набросал сценарий, историю. Приезжаю в свой город, снимаю – и мне нравится то, что получилось! Вроде неплохо для первого раза. Собираю рецензии, комментарии и понимаю: вот оно – то, чем я хочу заниматься. Ушел из театрального института и махнул во ВГИК. Но у меня не было опыта с поступлениями на режиссуру, а оно сильно отличается от актерского. Во ВГИК требовалась творческая папка, в ней – фотографии, рассказ о себе, нужно было собирать очень много материала. В общем, я с этим не справился, не попал даже на первый тур. И решил снова пойти в актеры. Поступил в частный театральный институт. Когда учился, снова ощущал: не то! После первого курса приехал в свой город и снял там еще один короткометражный фильм – «Грань».

– Именно с этим фильмом вы в 19 лет взяли Гран-при на фестивале «Короткий метр». Что он изменил в вашей жизни?

– После съемок я продолжал учиться в частном театральном институте. Относились там ко мне неважно: я часто прогуливал занятия. Но мне было интереснее на курсах в академии Михалкова, куда я ходил на мастер-классы. Один из них проводил Владимир Иванович Хотиненко, он говорил нам, что кино сегодня перестало быть элитарным искусством и сегодня им может заниматься каждый. Значит, и я тоже!

К следующему его мастер-классу я записал на диск «Грань», на обложке дал свои контактные данные, приложил письмо: очень люблю ваши фильмы «72 метра», «Мусульманин», а «Зеркало для героя» вообще – фильм, который, мне кажется, должен быть, в библиотеке школьника. После мастер-класса он выходит на улицу – я к нему. «Здравствуйте, – говорю, – Владимир Иванович, я кино тут снял, вы же говорите, что кино уже не элитарное искусство. Я на диск его записал, посмотрите, пожалуйста». Он взял и уехал. А я вернулся в свой частный театральный институт, хожу грустный, думаю: что же делать... И тут звонок: «Алло, алло, Иван, это Хотиненко. Посмотрел я твой фильм. Молодец, хорошая работа! Слушай, приходи на высшие курсы сценаристов-режиссеров, поговорим». Я от счастья прямо в коридоре колесом прошелся!

Побежал на эти курсы ВКСР. Хотиненко еще раз похвалил, потом предложил: а давай покажем твою работу моим студентам. Показал, а потом спросил, есть ли у меня высшее образование, потому что на ВКСР берут только с высшим. Я говорю: «Нет». Он: «Жалко. Во ВГИК думаешь поступать?» Я: «Конечно!». Он мне: «Ну все тогда!»

Собственно, так я и поступил во ВГИК на бюджет, в мастерскую Андрея Андреевича Эшпая. А к середине второго курса меня отчислили – за то, что я не сдал английский язык. В порыве злости я решил: да пошло всё! Пошел в военкомат и буквально через два дня уехал в армию, меня взяли в воздушно-десантные войска. Занимался там фотографией и видеосъемкой. Снимал учения, у меня очень большой архив. Снял ролик, так сказать, рекламный нашему батальону… В общем, армия мне пошла на пользу. Собственно, дальше, после службы, я стал заниматься рекламной съемкой, чтобы как-то на хлеб заработать.

Потом началась пандемия, а я решил снять новый короткометражный фильм – «Как художник хотел повеситься». Недавно я его выложил в Интернет, можете посмотреть.

– Приятно было получить награду на кинофестивале?

– Гран-при за «Грань» – пока моя единственная победа на кинофестивале. Но для меня ценна даже не она, а сам мой первый кинофестиваль, потому что там я увидел уровень. Не хотеть победить было бы лукавством, да, было приятно. Но когда ты не побеждаешь, мне кажется, это не должно отражаться на твоем моральном состоянии. Ты же привозишь кино, чтобы его показать, чтобы его посмотрели, собрать какую-то обратную связь. А награда – приятный бонус. Будет победа, не будет – это чистая лотерея.

– У вас нет профильного образования, но вы успешно снимаете, половина ваших фильмов попадает на фестивали. В чем секрет? Вы попали в тренд? Как вообще можно попасть в шот-лист того или иного фестиваля?

– Кинофестивали – довольно интересная тема. Там говорят: нам важна ваша индивидуальность, ваше индивидуальное видение... Кинофестивали рады брать яркие работы, с медийными личностями, провокационные даже отчасти, потому что это привлекает внимание. Обратная сторона этой медали: если у тебя высказывания о чем-то простом, насущном, о хлебе, о полях, о забытой русской деревне, – это сегодня не в тренде. Твой фильм могут взять, но шансов меньше.

Опять же, с одним фильмом не попадешь на все кинофестивали, потому что они требуют определенных разных тем. Да и сложно это – снимать кино для всех фестивалей: невозможно же усидеть на всех стульях сразу. Но кинофестивали безусловно важны, это свет для твоего фильма, ибо как еще его увидят зрители, помимо Интернета? Единственная возможность, наверное, для простых ребят – посмотреть свои работы на большом экране со зрителями в зале.

– Фестивали сегодня и 20 лет назад отличаются, как думаете?

– Меняется человечество – и меняется тренд на самого человека. Из-за этого меняется все, и кино, и кинофестивали. Фильмы 10-20 лет назад были про другого человека. В них был другой темпоритм, другой лейтмотив вообще, даже музыка, свет – все отличается, потому что человек мыслил тогда визуально немного иначе. Не было Интернета, не было вот этого клипового мышления… Сегодня вообще другой тренд.

Как думаете, нынешнему поколению легче, проще быть режиссером, чем раньше?

– Конечно, в разы проще. У каждого сейчас телефон, ты его берешь – и можешь творить что угодно. С этой маленькой пимпочкой, этим маленьким объективчиком в камере люди зарабатывают миллионы, делают революции, какие-то громкие заявления... Сегодня вы можете снять видео, выложить его в Интернет, а завтра оно алгоритмами ютуба зафорсится и попадет в тренды – и вуаля, вы проснулись знаменитым.

Понятно, что тут есть и другая сторона медали – большая конкуренция. В этом плане нам сложнее, но в плане массовости легче в разы. Потому что кино перестало быть элитарным видом искусства.

–Можете ли вы сказать, что индустрия кино в России сейчас активно развивается?

– Снимается больше, снимается лучше – по сравнению с прошлым временем. Развиваются платформы. И я надеюсь, что платформы дают возможность выразить себя не только тем, кто удобен, но и молодым, которым есть что сказать. И это очень круто, потому что порождает какие-то новые уникальные вещи, мысли, возможности. Сейчас вообще на кино, на сериалы появляется некая мода. Как говорил Владимир Ильич, кино – важнейшее из искусств. Так что да, индустрия в России развивается, кино набирает обороты.

– Каким, по вашему, будет кино в будущем?

– Я надеюсь, что когда-нибудь, по крайней мере у нас, в России, появится детский кинематограф. Думаю, что кто-нибудь из влиятельных людей задумается: ребята, мы забываем о детях, а дети-то тоже смотрят кино. Не все же им питаться Марвелом и Черным пауком! Какими вырастут наши дети, таким и будет наше будущее. Вот почему я думаю, что кино сделает огромный шаг в развитии после того, как у нас появится детский кинематограф. И что будущее кино начнется с детского кинематографа.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram