В театре имени Моссовета – премьера: спектакль для молодежи «Общага-на-крови»

Дипломный спектакль выпускников режиссерско-актерской мастерской Кончаловского вошел в репертуар.
Елена Валеева
|
21 Февраля 2022
"Общага-на-крови"
"Общага-на-крови"
Фото: пресс-служба Театра им. Моссовета

В нынешнем театральном сезоне это второй в театре им. Моссовета премьерный спектакль о молодежи и для молодежи. Уже собирают публику «Жестокие игры», поставленные по пьесе Алексея Арбузова. А теперь в репертуаре появилась новая постановка – «Общага-на-крови» по роману Алексея Иванова. И если Арбузов написал «Жестокие игры» в конце 70-х, почти 50 лет назад, то «Общага-на-крови» - это детище 90-х со всеми вытекающими последствиями. Почему в создании молодежного репертуара театр берется за сюжеты из нашего недавнего, но все-таки прошлого? Вопреки мнению, что истории, рассказанные в них, устарели, режиссеры театра умеют работать с классикой и подчеркивают вечные проблемы – то, что остается с нами и в нас, сколько бы лет ни прошло. В «Жестоких играх» речь, по сути, о том, что уже взрослые дети считают: родители их совсем не понимают и фактически бросили. Героям приходится в состоянии жестоких разочарований выстраивать собственные отношения, как умеют. И на собственном опыте они получают уроки жизни, которая совсем не игра, когда речь о любви и нелюбви, страдании и непонимании.

"Общага-на-крови"
"Общага-на-крови"
Фото: пресс-служба Театра им. Моссовета

«Общага-на-крови», в прошлом году появившаяся в ГИТИСе как дипломная работа старшекурсников режиссерско-актерской мастерской Кончаловского, теперь перекочевала в репертуар театра им. Моссовета – и обосновалась на «Сцене под крышей» (откуда, кстати, недавно съехал, вернувшись в ГИТИС, другой студенческий спектакль ГИТИСа «Толстая тетрадь» Татьяны Тарасовой, попасть на который в небольшой зальчик института желающим сложно до сих пор, несмотря на то, что показы идут не первый год). 

Теперь выпускники мастерской Кончаловского стали стажерами театра Моссовета и вместе со «штатными» молодыми актерами решили показать «Общагу-на-крови» широкому зрителю. «Это спектакль, в котором молодежь говорит о молодежи на понятном для них языке», – сказал после премьеры об «Общаге» худрук Театра имени Моссовета Евгений Марчелли

Поставила спектакль режиссер Олеся Невмержицкая (имя которой в этом сезоне возникает в связи с громкой постановкой уже второй раз: сразу ставшая популярной комедия «Восемь любящих женщин», вышедшая в октябре 2021-го с участием звезд театра, – это тоже ее постановка). Особо хочется отметить художника «Общаги» Анастасию Никонову, которая наполнила сценическое пространство, казалось бы, самыми простыми вещами, но каждая многофункциональна, символична и не мешает следить за перипетиями сюжета.

Каков же сюжет? Пятерка приятельствующих студентов, три парня и две девушки, в результате сложных интриг оказываются выгнанными из общаги, но, как это обычно и случается, из нее не уходят, всегда есть у кого перекантоваться, пока о «нелегале» не стукнули коменданту. Как удивленно отметила одна из сегодняшних зрительниц первых показов, «и чего они так держатся за общагу? Сняли бы квартиру, пошли работать»…

И тут становится ясно, что не все зрители умеют рассматривать сюжет как с точки зрения истории (в 90-е студенты были куда больше привязаны к общагам по ряду веских причин), так и в более широком смысле. Поскольку стоит условно принять, что речь не только и не столько об одной, отдельно взятой общаге, где за случающимися драмами тянется шлейф непростых событий. Прежде всего это сюжет обо всем окружающем мире, о жизни по сути – и кто-то, не принимая жестокость происходящего, готов шагнуть с крыши. Ну, или надо приспосабливаться.

"Общага-на-крови"
"Общага-на-крови"
Фото: пресс-служба Театра им. Моссовета

 Насколько все это главным героям удается (спойлер: на самом деле не всем) – надо смотреть. И наслаждаться своего рода достаточно простой и понятной «клиповой» подачей, состоящей из множества эпизодов студенческого бытия. Нам словно в увеличительное стекло приближают то одного героя, то другого - показывают, как он решает поступать (и зрители поневоле решают, как бы поступили они). В предложенных каждому обстоятельствах есть выбор между любовью и угодничеством ради комнаты в общаге, поддержкой или предательством ради собственной выгоды, между заметить подлость или, струсив, пройти мимо и, наконец, верить ли в Бога и каков он в представлении 20-летних… Согласитесь, ничто из этого, увы, не устарело сегодня. Разве сейчас нет тупиков, выбраться из которых возможно, лишь отступив от каких-то уже ранее усвоенных внутренних правил? 

Вот почему спектакль «Общага-на-крови» будет интересен как ровесникам героев, так и тем, кто старше, кто заметит разницу в обстоятельствах, но согласится с тем, что в начале взрослой жизни каждому надо понять, по ком звонит колокол... 

Первые зрители реагировали на спектакль шумно, аплодируя после удачных монологов, песен (соло и хором), танцев и рискованных, на грани фола, сцен… Да, это спектакль о молодых и для молодых, тех, кто начинает взрослую жизнь и приобретает собственный опыт. И каждую минуту надо решать: сдаться обстоятельствам и что-то предпринять.

В спектакле играют Евгения Лях (комендант общежития Ботова), Денис Зайнуллин (ее муж Ринат), Александр Шумский (председатель студсовета Гапонов), Дарья Балабанова (следователь). Студенты: Кирилл Крутько (Отличник), Ксения Комарова (Леля), Дарья Таран (Нелли), Ник Кропалов (Игорь), Ваня Пищулин (Иван), Юлия Бурова (Серафима), Михаил Филиппов (Петров), Анастасия Белова (Марина), Виолетта Шахназарян и Юлия Жогова (Первокурсница), Юлий Худяков (Музыкант).  




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая