44-летняя Анна Большова превратилась в Раневскую

Актрисе необычайно идет новый образ.
Елена Валеева
|
28 Декабря 2020
Фото: пресс-служба МХАТ им. Горького

Появление Анны Большовой в реконструированном спектакле «Вишневый сад» во МХАТ им. Горького поразило театралов. Актриса, несмотря на множество киноролей и ролей в театрах (а она работает в «Ленкоме») впервые получила возможность сыграть Чехова, и сразу Раневскую. Оказалось, что она идеально вписывается как в саму пьесу, так и в декорации Владимира Серебрякова – художника, который создал эти декорации еще для премьеры этого спектакля в 1988 году, когда в роли Раневской была Татьяна Доронина. И эти декорации – восстановленные для новой версии «Вишневого сада» - реально одна из веских причин, по которым стоит посмотреть реконструкцию.

Итак, сегодня в спектакле занят новый состав, решение пригласить Анну Большову оказалось очень удачным. От нее же глаз не отвести! В свои 44 актриса выглядит великолепно. А стильные наряды, созданные для нее художником Еленой Зыковой, подчеркивают идеальное сложение театральной звезды.

Фото: пресс-служба МХАТ им. Горького

Как оказалось, актрисе необычайно идут наряды, стилизованные под начало XX века: они подчеркивают и формы ее груди, и тонкую талию, и высокую шею. Перед нами новая Раневская: пусть легкомысленное, но совершенство. И от этого еще больше жалко того, что случается в ее жизни, когда она теряет усадьбу и сад. О том, как получила эту роль, заслуженная артистка России рассказывает так:

«Мне позвонил Эдуард Бояков. Есть такие предложения, от которых не отказываются: сперва говорят «да», а потом уже думают. У меня никогда не было наглости мечтать о Раневской, страх одолевал. Но наша актерская природа такова, что интересная роль, помимо твоей воли, западает в душу, как семечко в благодатную почву, и начинает прорастать. Ты можешь терзаться сомнениями, а рабочий процесс в тебе уже идет.

На первой репетиции Валентин Валентинович Клементьев, режиссер нашего спектакля, просто начал с цифр, чтобы мы могли понять, что значат те суммы, которые фигурируют в пьесе. Чтобы понять, что теряешь, надо понять, что имеешь. А что значит иметь огромное поместье с небывалым вишневым садом в начале ХХ. Сад – это и некая аллегория, и очень конкретная вещь. В короткий период цветения он одаривает нас неземной красотой. В ней есть что-то божественное, но проходящее. Мне нравится идти по ремаркам Чехова, они – ключики к роли, подобно психологическому жесту у Михаила Чехова. Это как шарада, которую ты разгадываешь в репликах, в ремарках».

Фото: пресс-служба МХАТ им. Горького

Большова-актриса намного умнее своей героини, а потому именно трагические моменты выглядят убедительнее, чем это самое легкомыслие. Хотя, может быть, это и фишка: на контрасте «стрекозы», до которой начинает доходить ужас ее положения в момент продажи родового имения, которое приобрел «муравей» - купец Лопахин, имеющий четкое представление о том, что нужно с этим садом делать. Как уже успели заметить театральные критики, Раневская в исполнении Большовой, несмотря на сюжет, по которому уезжает за границу, а словно умирает тут, сидя на стуле, узнав, что всё продано. Актриса в этот момент настолько внутри роли, что ей и говорить ни о чем не надо, а по щекам текут слёзы.

Фото: пресс-служба МХАТ им. Горького

В роли Лопахина молодой актер МХАТ им. Горького Павел Устинов (имя, прогремевшее летом 2019 года в связи с общественными волнениями того времени). 25-летний артист самокритичен, говорит, что для него это роль «на вырост». Но надо сказать, что в паре с Анной Большовой оба превосходны: Раневская – уходящая эпоха, транжира, не умеющая организовать себя, Лопахин – деятельный, энергичный, восторженный от того, что «пробился наверх» и теперь ему принадлежит имение, на порог которого вообще не пускали его деда - крепостного.

Среди других удач нельзя не отметить яркую и необычную Шарлотту Ивановну, развлекающую скучающее окружение Раневской, – Наталия Моргунова. Интересен театральный дебют Марии Следневой: она сыграла Аню, которая под впечатлением от общения с учителем Петей Трофимовым (Дэвид Пилия) загорается идеей трудиться во благо общества. Хороша и роль забытого всеми Фирса, ее исполнил заслуженный артист РФ Геннадий Кочкожаров.

Фото: пресс-служба МХАТ им. Горького

Режиссер Валентин Клементьев, когда-то игравший в этом спектакле Лопахина, считает, что Чехов сегодня более современен, чем тридцать лет назад. Как ни странно, какие-то вещи, которые не приходили в голову тогда, сегодня становятся ясными. Это самая сложная, самая непонятная, самая недоисследованная пьеса Чехова и самая сложно решаемая. О своей нынешней работе как режиссера он говорит: «Мы исследуем пьесу с современных позиций, отсюда и расстановка персонажей, и взаимоотношения между ними, естественно. Все концентрируется вокруг главной героини, поэтому мы всю работу начинаем сначала, проходим этот путь как новый, но у нас остаются великолепные декорации Владимира Серебровского, в которых мы ничего не меняем. Ни одного актера из спектакля 1988 года в нашей постановке нет, перед зрителем предстанет принципиально новая работа, но соответствующая той энергетике, которая была в том спектакле».

Фото: пресс-служба МХАТ им. Горького

Театр можно поздравить с этой реконструкцией спектакля. Она стала восьмой из заявленных в этом сезоне 20 премьер.

Мужской вопрос: что нужно знать о простатите и аденоме при встрече с ними
Каждый мужчина в своей жизни слышал эти 2 слова: простатит и аденома. Чаще всего — в кабинете специалиста, от друзей или в рекламе по телевизору. Заболевания рано или поздно приходят к большинству, но мало кто готов к этой встрече. Эта деликатная тема вызывает страх, недопонимание и стыд, заставляет откладывать визит к специалисту, усугубляя проблему.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая