Иван Стебунов: «После рождения сына у меня ощущение, что жизнь только началась»

Иван Стебунов давно полюбился зрителю как характерный и разноплановый герой.
Анжелика Пахомова
|
27 Октября 2025
Иван Стебунов. Фото
Иван Стебунов
Фото: Ирина Жиркова

Иван Стебунов давно полюбился зрителю как характерный и разноплановый герой. Ярко заявив о себе в «Курсантах», он создал много запоминающихся образов в кино. А еще актер 20 лет служит в театре «Современник», в прошлом сезоне сыграл главную роль в новой постановке по пьесе Чехова «Дуэль», сейчас ждем премьеру «Женитьбы Бальзаминова». А в кинотеатрах с 9 октября — премьера фильма Артема Михалкова «Первый на Олимпе», где Иван сыграл одну из главных ролей.

— Иван, совсем скоро на экраны выйдет фильм «Первый на Олимпе» — с интересным сюжетом, красочными съемками на природе. А помните, как вас утвердили в этот проект?

— Пробы прошли интересно. В прошлом году я впервые в жизни решил заняться голоданием, прилетел в Горный Алтай в специальный санаторий. Там провел без еды десять дней — только вода и масса всяких приятных процедур. (Кстати, через полгода я повторил эту процедуру в Тарусе, там был курс восемь дней.) В общем, открыл для себя интересный вид оздоровления, поднятия энергии. Именно в этот момент мне позвонили с предложением о проекте. Попросили прислать фото, как я выгляжу, потом записать самопробу. И вот тут все совпало: я худой, загорелый, в горах на берегу Катуни, все так невероятно красиво обставлено. Еще надел красную рубаху, которую зачем-то взял с собой. Меня сразу утвердили, хоть это и было дистанционно. Роль серьезная, это предполагает общение с режиссером и все остальное, но, видно, горели сроки, и, в общем, все удачно совпало. Это было замечательно — находиться на Алтае, уже зная, что вернешься в Москву и сразу же поедешь в Петербург на съемки.

— Как вам работалось с режиссером, Артемом Никитичем Михалковым?

— Артем — профессиональный человек, для которого очень важно, что он делает. И это, безусловно, передается всем, кто работает с ним на площадке. Мне самому было дорого находиться в такой атмосфере, где есть ощущение, что для каждого члена съемочной группы проект важен. Обычно кино интересует только режиссера, может быть, в меньшей степени оператора, сценариста — в общем, небольшую когорту людей... На этом проекте каждый был увлечен. Как там костюмеры работали, гримеры — с большой любовью и к режиссеру, и к оператору, ну и ко мне, в частности, и вообще ко всем артистам. Да, команда собралась классная: что ни фамилия, то настоящий профессионал.

Иван Стебунов
Иван Стебунов на съемках фильма «Первый на Олимпе», 2025 год
Фото: пресс-служба кинокомпании «Централ Партнершип»

— Ваша роль предполагала спортивную активность?

— Да. Я играю военного летчика, очень уверенного в себе человека, знающего, как надо жить, что в этой жизни правильно, что нет, что такое черное, что такое белое, где добро, где зло. Как правило, женщины быстро устают от таких мужчин... Не буду забегать вперед и раскрывать сюжет. Пусть женская аудитория решит, кого должна была выбрать главная героиня — меня или моего соперника. Там есть любовный треугольник. Я не видел финального результата — не стал этого делать, хоть и была такая возможность. Хочу сесть и посмотреть фильм целиком вместе со зрителем, делать для себя какие-то открытия.

— Знаю, что вы любите играть военные роли...

— Очень люблю, мне нравится надевать военную форму, а здесь еще период — конец 40-х — начало 50-х годов. Форма тех лет, конечно, любого мужчину украшает очень сильно. Особенно когда это летчик. Тут что ни костюм, то восторг. Девочки-костюмеры видели, что мне очень нравится белый китель, но по сюжету у нас не было сцен, где я могу его использовать. В итоге они сказали: «Ладно, мы придумали, давай вот в этой сцене ты заедешь за ней в белом кителе». Да, мне невероятно нравится вся эта история.

— Иван, вы упомянули родные места, Алтай, так понимаю, регулярно там бываете. Но значительная часть вашей жизни протекала в Новосибирске. Как вспоминаете свою жизнь там?

Ирина Паутова, Артем Михалков и Иван Стебунов
Ирина Паутова, режиссер Артем Михалков и Иван Стебунов на съемках фильма «Первый на Олимпе», 2025 год
Фото: из архива И. Стебунова

— Я действительно своей родиной считаю Алтайский край. Мне там хорошо и комфортно. В детстве ездил на лето в две деревни, мамину, Колыванское, и папину, Шарчино. А родился я в Павловске. Просто моя мама меняла театры, искала лучший для себя вариант, мы сменили несколько городов. До этого был Оренбург, потом перебрались в Новосибирск. И у меня была постоянная смена школ, смена коллектива. Не могу назвать этот город своим, хотя там были и школа, и первые два года театрального училища, и первые влюбленности, первая серьезная дружба, которая до сих пор остается. И первые выходы на сцену в театре «Глобус», где работала моя мама.

— Лет в пять у вас это уже было?

— Да. Не скажу, что мне это нравилось. Нравился спектакль «Карлсон», потому что у реквизиторов оставались пирожные и они меня все время угощали. И спектакль «Золотой слон», мы там играли детей из деревни, где находят золотого слона, и весь колхоз пытается понять, что с ним делать. Очень смешная, мудрая, хорошая пьеса. В колхозе для массовки всегда требовались дети. Это было для нас счастье, потому что там тоже был задействован реквизит, много всякой еды, и было здорово. У нас не было никакого жесткого рисунка, никаких конкретных задач, мы могли просто веселиться и дурачиться на сцене. В общем, это две пьесы, в которых я впервые начал выходить на сцену. Зарплата нам выдавалась в эклерах.

И плюс, конечно, возможность быть рядом с мамой. В этом смысле я абсолютно закулисный ребенок. Знал текст за каждого персонажа, и была смешная история, когда один артист в какой-то из праздников решил сократить слова, чтобы быстрее отыграть уже третий или четвертый спектакль за день... А я сидел на балкончике в зрительном зале и громко сказал: «Дядя Володя, вы текст перепутали!»

— Прямо при всех?

Иван Стебунов
Иван Стебунов в сериале «Котовский», 2009 год
Фото: Sovkinoarchive/Vostock Photo

— Да, при всех. «Вы сейчас не то сказали!» И начал повторять за ним реплику... В общем, не дал я ему возможности сократить спектакль. Ну, это мне лет пять или шесть было буквально.

У меня действительно было по-настоящему счастливое детство. Правильно Станиславский сказал, что мы счастливые люди, нам дали тысячу кубометров, в которых можем придумывать любой мир. Театр — это замечательное пространство, где ты можешь прожить любую жизнь. Поэтому, наверное, этим и занимаемся.

И мое детство так и прошло среди сказок. Это были и «Аладдин», и «Щелкунчик». Вообще, театр «Глобус» — это бывший ТЮЗ, он славится серьезным подходом. Есть там и студия пластики, и студия вокала. Если вы идете на спектакль «Летучий корабль», то увидите летучий корабль, яркую постановку с танцами, с массой артистов на сцене — все, как должно быть. Поэтому у меня очень высокий вкус к детским спектаклям, эта ниша у нас очень сложная...

— Иногда халтурка попадается.

— Да. А у меня действительно очень высокая планка, потому что я с детства знаю, как это может быть. И что нужно, чтобы ребенку не было скучно. Потому что он теряет интерес мгновенно, удержать это внимание очень сложно, все время должно что-то происходить. Вообще, это отдельный талант — заниматься детскими спектаклями. Люди, которым удается что-то сделать в этой области, заслуживают большого признания.

Иван Стебунов
Иван Стебунов в сериале «Курсанты», 2004 год
Фото: Sovkinoarchive/Vostock Photo

— Как вы в такой сказке выросли и все-таки подумывали о военной карьере?

— У меня в роду многие мужчины — военные... У мамы было три сестры, сейчас остались две, и все они вышли замуж за военных. Поэтому вся моя жизнь — люди в погонах вокруг, такая романтика. Да, где-то лет до четырнадцати я мечтал о Суворовском училище, просто грезил и о форме, и обо всем этом. Но из-за перелома, из-за спорта на тот момент это не получилось. И так сложилось — пошел в артисты, занимать чужие места. (Улыбается.)

Я сломал шейные позвонки на соревнованиях по борьбе, это известная история, и пришлось все отложить, а дальше уже было не встроиться. Именно в тот год, когда надо было поступать, после восьмого класса все это произошло.

— Я так поняла, что из-за юного возраста вы эту травму пережили спокойно...

— Пережил достаточно легко. Со своими нюансами, все-таки год я ходил в специальном корсете. Ходить мог, но спать — только на спине.

Иван Стебунов и Анна Котова
Иван Стебунов и Анна Котова в сериале «Кунгур», 2022 год
Фото: Sovkinoarchive/Vostock Photo

— Но, может быть, именно это уберегло вас от того, чтобы не пойти в борьбу профессионально, что опасно.

— Да, борьба — спорт сложный, травматичный. А началось все так. На урок труда зашли в класс два тренера, сказали: «Мы из «Спартака», набираем секции: вольная борьба и классическая. Кто хочет, записывайтесь». Это было здорово, все бесплатно, и, конечно, мальчишки выстроились в очередь. Не знаю почему, но слово «вольная» мне не понравилось, а классическая борьба, еще и греко-римская, — это прозвучало. Конечно, это то, что нужно нам, пацанам: и коллектив, и игры, и соревнования. И конечно, у нас в раздевалке висела знаменитая фотография Александра Карелина с Олимпиады, где он участвовал с травмой — отрыв большой грудной мышцы. Борцам известно, что это очень тяжелая травма. И он вышел бороться в финал с ней и победил.

Так вот, у нас висел огромный плакат именно с этим моментом — с его звериным лицом, когда он поднимает соперника. А мы еще знаем подтекст, что ему невероятно тяжело и он совершает просто гладиаторский поступок — с такой травмой выйти на ковер и бороться. Нас это вдохновляло. Тренеры нами занимались, борцовские лагеря у нас были каждое лето, и там бесконечные кроссы, борьба, соревнования... Это здорово, то, что нужно подростку.

— Спортивное прошлое помогает теперь в жизни?

— Да, бывают какие-то моменты, когда вдруг неожиданно это из меня вырывается. Был случай в Барселоне, ко мне привязались карманники. У них такая схема: они идут, начинают болтать с тобой, потом делают подсечку... Когда ты падаешь, якобы подхватывают, и в этот момент уже у тебя в карманах ничего нет. И вот они за мной увязались, раз — эту подсечку мне... И все, карманник отлетает от меня буквально на три метра. Я говорю: «What are you doing?» И они мгновенно отвязались.

Иван Стебунов
Иван Стебунов в сериале «Пираньи», 2011 год
Фото: Sovkinoarchive/Vostock Photo

— Поняли, что попали на профессионала.

— Да, серьезно, меня это спасло. Там рядом еще стояли барселонские девушки с пониженной социальной ответственностью, и они прямо аплодировали. Я даже сам не понял, как это произошло, у меня тело само сработало.

— Иван, знаю, что актерскому мастерству первые два года вы учились в Новосибирском театральном училище. Вы оттуда сами ушли или не совсем?

— Да нет, не сам, это молодость... Нам по 15—16 лет, 1996 или 1997 год, все были яркие, активные ребята. Там был какой-то конфликт, чуть-чуть подрались, просто шумно все произошло, потому что зеркало разбилось в фойе. Если бы не оно, все было бы хорошо. Но вот, зараза, разбилось, поэтому все и приобрело такой масштаб. Можно было остаться учиться, походить, попросить... Но я подумал: ладно, раз уж так совпало, это знак. Плюс у меня уезжала сестра в Москву, она устроилась работать в московский ТЮЗ... И маме было спокойнее, что с сестрой отправляюсь. Я приехал в Москву, не поступил, это тоже известно.

— А вы почувствовали разницу Новосибирска с московским ритмом?

Иван Стебунов. Фото
Иван Стебунов
Фото: Ирина Жирковава
Иван Стебунов. Фото
Иван Стебунов
Фото: Ирина Жиркова

— Я почувствовал. Может, это еще моя скорпионская натура, мне в Москве первое время было тяжеловато. С другой стороны, что вспоминать 17-летнего пацана, тяжело ему было или нет, комфортно или не очень. У меня был товарищ, я смеялся над ним: он прилетал из Новосибирска, учился в ГИТИСе заочно. И ездил туда на метро с пересадкой, хотя, если бы просто перешел дорогу, можно было и не ездить. Но он этого не понимал. И я наверняка делал такие же ошибки.

— Но Питер, куда вы попали учиться, по-моему, чудесный выбор и вуз.

— Да, может быть. Хотя Питер 1998 года совсем не тот, что сейчас. Но мне это как раз нравилось, в этом смысле город был больше по душе, чем Москва. Слушайте, сейчас зайдешь на улицу Рубинштейна — это просто какая-то невероятная красота, ты не хочешь уходить. А в 1998 году там была одна рюмочная «Ливиз», и все, просто мрак, честно говоря. Питер прямо тогда был настоящим... Но это меня и завлекло. В то время мне очень нравился Достоевский, «Преступление и наказание». И нам повезло, нам показывали чебуречную, где сидел Мармеладов, или путь Раскольникова через Моховую. Известно ведь, что прототипы у этих героев были. Там не было всей этой философской подоплеки, но такой молодой человек существовал. Мы проходили настоящий путь Раскольникова, именно теми подворотнями. На меня тогда это производило невероятное впечатление.

— Вы же рано начали работать, сниматься.

— Старался, да. Мне повезло, потому что уже на третьем курсе меня утвердили в немецкий проект, и так я впервые оказался в кадре. А потом устроился работать сторожем в ресторан два через два, и это была большая удача. Мне платили по 500 рублей за ночь, это огромные деньги были на тот момент, и все время еда была из ресторана. Ну и какие-то подработки постоянно. Нашему курсу повезло: педагог по хореографии Эдвальд Арнольдович Смирнов занимался всеми творческими программами в «Астории», и спасибо ему огромное, он подтягивал нас почти под каждый корпоратив. Выделил 6—7 человек и все время что-то нам давал. То мы на разогреве у группы «Чай вдвоем» выступали, то еще что-нибудь. А уж Новый год — это всегда «Астория». Обязательно что-то должны были придумать, вписаться в программу. Но это было здорово.

Иван Стебунов с женой
Иван Стебунов с женой Еленой, 2025 год
Фото: из архива И. Стебунова

— Как вы понимаете, я много беседую в актерском мире, вижу, что люди активные не сидят без работы и не рассказывают, как они 20 лет ждали своего первого фильма. Работа начинается еще во время учебы. И кстати, не ждут, пока их Тарковский пригласит... Я имею в виду, что после первой звездной роли вы не отказывались от предложений.

— Слушайте, я восхищен людьми, которые умеют отказываться, чего-то ждать и при этом выживать. Не знаю, как им это удается. Я в свое время брался за любую работу, не всегда это было правильно, и даже от чего-то нужно было отказаться. Но я человек паникующий, поэтому не был придирчив. Для актерской карьеры это не совсем хорошо, но я эти ошибки делал.

— Но у вас всегда был театр. Вы тот редкий человек, который был в театре в старые времена. У нас сейчас уже немногие-то Волчек вживую видели, а вы с ней работали. Потом — в более новые. А сейчас — сверхновые. Поэтому вам есть с чем сравнивать... Можно же было уйти миллион раз.

— Можно. Я думаю, у каждого бывают в жизни и карьере моменты, когда об этом задумываешься. Я и уходил на два года, еще при Галине Борисовне. Но сейчас очень светлая полоса, серьезная, рабочая, мне это нравится. У нас очень искренние, откровенные отношения с нашим художественным руководителем Владимиром Машковым. Для меня самое дорогое, когда человек какие-то маски не надевает, он честен с нами, что мы все отмечаем про себя и очень этим дорожим. Мы на одном языке разговариваем. Так оно и происходит: сначала все в напряжении, не понимают, что будет, но это все до первой репетиции.

Мы много работали и общались в момент подготовки пьесы «Дуэль»... Владимир Львович, как художественный руководитель, проводил с нами очень много времени. Порой даже до полтретьего ночи задерживался. И конечно, в такие моменты ты сближаешься и начинаешь друг друга больше узнавать. Владимир Львович располагает к себе тем, что он искренне заинтересован в хорошем результате. Настолько увлечен тем, что у нас завязалось, получилось, не получилось. Даже наблюдать за его лицом в тот момент, когда мы проходим очередную сцену, интересно, это отдельный фильм можно снимать, как он в нас включен, как переживает, сам смеется, реагирует. В наше время мало кто так работает, так вкладывается в актеров. У нас очень насыщенный получился год — столько мероприятий, задач, еще сейчас был показ самостоятельных работ. Худрук дал задание всей труппе сделать самостоятельные отрывки.

Иван Стебунов
Мы так устроены: можем кряхтеть «Ай, устали, устали», но каждого из нас на два дня из театра отпусти, так всё — уже на третий все хотят вернуться и не знают, чем себя занять. Так устроен артист...
Фото: Ирина Жиркова
Иван Стебунов. Фото
Иван Стебунов
Фото: Ирина Жиркова

— Даже опытным актерам?

— Конечно.

— А для чего?

— Я думаю, прежде всего чтобы понять, какой материал нам интересен, что мы можем, о чем думаем. День показов был для нас настоящим праздником. Мы с Ольгой Родиной делали сцену с матерью, «Гамлет и королева», из третьего акта. На показах была вся труппа, пришли актеры Театра Табакова. Зал был заполнен, и это тоже давало особую атмосферу.

Все наши службы подошли всерьез к этому. Из 21 отрывка сделали мини-спектакль, у каждого были и декорации, и музыка, и свет выставлен. Что хорошо, было много смешных отрывков, и наши службы все так распределили — где посмеяться, где подумать, простроили всю программу. Ну прямо праздник творчества— таким у нас был последний день сезона.

Дмитрий Смолев и Иван Стебунов
Дмитрий Смолев и Иван Стебунов в спектакле «Дуэль», театр «Современник», 2025 год
Фото: Авилов Александр/Агентство «Москва»

А следующий сезон — 70-й, юбилейный, думаю, будет еще больше работы. Для меня она уже началась, мы с режиссером Сергеем Газаровым репетируем «Женитьбу Бальзаминова». За последние годы, точно могу сказать, я превратился в настоящего театрального артиста, потому что загрузка очень большая, и это хорошо.

— Нет усталости от такой нагрузки?

— Мы так устроены: можем кряхтеть «Ай, устали, устали», но каждого из нас на два дня из театра отпусти, так всё — уже на третий все хотят вернуться и не знают, чем себя занять. Так устроен артист, как правило. Я очень уважаю людей, которые там, за воротами, могут увлекаться огородничеством или строительством, но это редкость. Нам бы все что-то сочинять, быть в другом, придуманном мире. Как бы это странно ни звучало, но нам там комфортнее, понятнее, спокойнее. Это особенность творческих людей.

— Но все-таки вы совсем недавно стали отцом, и это накладывает отпечаток на ваше расписание... Приходится быть собранным.

— Да, это счастье. Но жена молодец, она мне дает и отдохнуть... Даже сегодня ребенок себя вел неспокойно ночью, и она мне дала возможность поспать, уходила в другие комнаты. Но вообще, для меня это все как музыка — и плач, и любой звук ребенка. Бывает, что он три раза подряд чихнет и потом так тяжело вздохнет, прямо как взрослый... (Улыбается.)

Иван Стебунов
Иван Стебунов на репетиции спектакля «Дуэль», театр «Современник», 2025 год
Фото: Александра Комарова/пресс-служба театра «Современник»

Конечно, мы счастливые родители. Каждый его чих, каждый поворот головы, каждый звук для нас — это какое-то восхищение, счастье. Очень много смеха в доме появилось. Может быть, это громко звучит, но сейчас у меня ощущение, что жизнь началась по-новому, какая-то совершенно другая. И даже, может быть, она только и началась.

— То есть это правда, что после рождения ребенка появляются новые силы? Несмотря на всю нагрузку?

— Конечно. А уж здоровью это помогает серьезно. Мы все какие-то проблемы со спиной нахватали, а тут все прошло. Серьезно! Видимо, такие гормоны начинает вырабатывать сам организм — и счастья, и радости, и какого-то успокоения даже. И помимо миллиона беспокойств, которое дарит тебе появление нового человека, у тебя внутри появляется невероятный покой.

— А уже заметно, какой у Германа характер?

— Для меня сын все равно уже самый лучший, самый талантливый... Пока он абсолютно позитивный пацан, очень много улыбается. Постоянно. Я выхожу с ним погулять.

Иван Стебунов
Есть ощущение и счастья, и радости, и какого-то успокоения даже. И помимо миллиона беспокойств, которое дарит тебе появление нового человека, у тебя внутри появляется невероятный покой
Фото: Ирина Жиркова

— То есть вы не боитесь взять ребенка в руки?

— Страх есть, он голову еще не держит, но я помогаю жене, успокаиваю его и периодически даю ей тоже возможность отдохнуть. Выхожу с сыном на прогулку на полтора или два часа, и в этот момент Лена может как-то выдохнуть.

Я говорю, нам это все в счастье и в радость, и проблемы — не проблемы. И его плач — это еще музыка для меня. Пусть плачет иногда, мне это вообще не мешает. Я все равно часто нахожусь на работе. Жена меня называет работоголиком, но мне все время надо куда-то лететь, ехать... Завтра рано утром я улетаю в Киров на театральный фестиваль и без этого не могу. Мне хватает суток отдыха дома, и на второй день я уже начинаю думать, что у меня в расписании. Считаю, артист не должен долго отдыхать. Как говорится, сон разума рождает чудовищ. Вот в моем случае это точно. До конца ноября все мои дни расписаны, и я этому рад.

Мужской вопрос: что нужно знать о простатите и аденоме при встрече с ними
Каждый мужчина в своей жизни слышал эти 2 слова: простатит и аденома. Чаще всего — в кабинете специалиста, от друзей или в рекламе по телевизору. Заболевания рано или поздно приходят к большинству, но мало кто готов к этой встрече. Эта деликатная тема вызывает страх, недопонимание и стыд, заставляет откладывать визит к специалисту, усугубляя проблему.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая