«Театр уж полон, ложи блещут...» Традиции и правила для посетителей театра XIX века

Говорят, что среднестатистический россиянин сейчас посещает театр один-два раза в год. Выйдя с...
Репродукция картины «Ложа в день романтической премьеры»
«Главным правилом в выборе туалета было не перестараться и не затмить своим видом членов императорской фамилии». Репродукция картины Альбера Робида «Ложа в день романтической премьеры», 1888 год
Фото: Vostock Photo Archive

А кто же сидел в партере? Первые ряды — для министров, офицеров высших чинов и других значимых лиц. Начиная с четвертого ряда — места для банкиров, чиновников, артистов и иностранцев. Дамы в партере не появлялись вплоть до второй половины XIX века, потом им разрешалось сидеть в креслах. Мы, конечно же, имеем в виду ряды кресел в партере до бельэтажа. А вот за ними была зона недорогих стоячих мест, где могли появиться бедные дворяне, чиновники, студенты и даже мещане. Также небогатые посетители размещались на балконе, где не только сидели, но и стояли. Здесь чаще всего была самая благодарная публика, которая выражала свои эмоции бурно. Нередко именно она задавала тон тому, как примут представление. Именно здесь можно было встретить истинных ценителей театра.

А что же было в репертуаре? Главными театрами XIX века были Большой и Малый в Москве и Мариинский и Александринский в Петербурге. Репертуар зависел от Императорской театральной конторы. Актеры и остальные работники театра принадлежали не к конкретной труппе, а ко всем театрам сразу, и нередко случалось, что московскому артисту срочно нужно было ехать в Петербург, а петербургскому — выступать в Москве. Спектакли не ставили по полгода, как теперь, а выбирали «на потребу дня». Премьеры появлялись часто и иногда быстро уходили — смотря какие сборы будут, как публика примет. Шли чаще всего не на постановку, а на актера. Если какой-то монолог нравился публике, актера тут же могли вызвать на бис, и он повторял сцену.

Вообще, понятие «спектакль» было не таким, как сейчас. Они больше напоминали сборник концертных номеров. Например, прошла премьера «Ревизора»: на афише сначала «Ревизор», а дальше — «Сват Гаврилыч, или Сговор на яму». Это означало, что после спектакля давали водевиль — самый популярный жанр у русской публики. Им считалось необходимым «разбавлять» серьезные представления. Помните фильм об актрисе Асенковой «Зеленая карета»? Она сыграла сложную драматическую роль, но публике это «не зашло». После этого ее попросили переодеться и участвовать в водевиле, так как зрители привыкли видеть девушку в комедии. Именно поэтому публика могла приходить в театр в любое время и почти никогда не смотрела все, что давали в этот вечер, — ведь действо могло идти с восьми и до ночи, иногда давали по три спектакля за вечер. Часто знатоки приходили на какую-то его часть или, как в опере, на одну арию в исполнении любимого певца. 

Театр воспринимался как развлечение, а не как место, где будут серьезно думать и напрягаться. Именно поэтому водевилями «разбавляли» все. И актеры не обращали внимания, что народ ходит из ложи в ложу, что в зал кто-то зашел и ищет свое место или, наоборот, внезапно встал и вышел. Это никак не относилось к артистам. Те прекрасно понимали: если участвуют в первом — как правило, одноактном — спектакле, то в это время еще будет продолжаться съезд гостей. Второй спектакль, состоявший из нескольких актов, считался основным, и здесь еще можно было рассчитывать на внимание зрителей. Третий, «разъездной», — как правило, легкий водевиль — шел под постепенное освобождение зала. И это считалось нормальным.

1 2 3 4 5 6 7

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая