Формула любви Александра Абдулова

«Герой должен умереть молодым» — старая японская пословица, переписанная множество раз многими великими».
Александр Абдулов. Фото
Александр Абдулов
Фото: Валерий Плотников

«Герой должен умереть молодым» — старая японская пословица, переписанная множество раз многими великими. Он жил всего 54 года — смешная цифра. Впервые вышел на сцену в пять лет. У него был «Ленком» и множество фильмов. Он многое сыграл, еще больше — не сыграл. И еще сложный вопрос с любовью. «Трудно поверить, как такой мужчина, как Саша Абдулов, и вдруг обделен любовью. В это же поверить невозможно! Да не может такого быть! Но это было», — утверждает фотограф Валерий Плотников, которому принадлежат самые пронзительные и смелые портреты актера. «Он не верил в любовь», — считает его ближайшая подруга Елена Проклова.

— Валерий, вы же прекрасный физиогномист и человек тонкий и замечающий нюансы. Можете рассказать, каким был Александр Абдулов?

— К счастью, у меня сохранились не только впечатления, но и моя первая съемка Саши, где он молод и красив, как Феб. Студии у меня еще не было, и мы работали на моей кухне. Меня порадовало и поразило, насколько он хорош! Энергичный и прекрасный, казалось, вся жизнь, счастливая и победительная, будет принадлежать ему, он все преодолеет и заставит Ирочку Алферову полюбить его. Очень трогательно было смотреть на то, как он ее обожает и какая в этом присутствует горечь, потому что Ира позволяла себя любить. С ее стороны к нему не было такого захлеста и живого энергичного чувства, как у Саши.

Валерий Плотников
Фотограф Валерий Плотников
Фото: Алексей Антоненко

— Когда мы общались с Ириной, меня удивило, что она не считала Абдулова красавцем, скорее наоборот.

— Ира просто предъявляла повышенные требования к Саше по всем статьям. Не только к внешности. И многие ее требования были обоснованными. Когда Саша увидел, что ничего не строится и не складывается так, как он хочет, стал себя разрушать. Я живу давно и видел несколько подобных трагедий, и не только у мужчин, но и у женщин, — когда человеку хотелось всем своим существованием как бы выкрикнуть: «Ах так! Жизнь ко мне несправедлива! Ну так я отомщу этой жизни, я ее разрушу до основания!» Нечто похожее происходило и с ним.

У меня такое впечатление, что, отчаявшись, он планомерно взялся себя уничтожать. Его загулы были оттуда. «Женщины бросаются на шею? Ну и пусть бросаются, не жалко!» А о том, что проигрывал сам и как человек, и как мужчина, он не думал. И в конечном итоге своего добился — разрушил себя. Это особенно ярко видно, если положить рядом фотографии первого и последнего Сашиного периода. Внешние изменения чудовищные. Это как себя надо не любить, чтобы довести до такого состояния! На первой фотографии было все, и в первую очередь обещание совсем другой — прекрасной — жизни. Той жизни, которой у него не было. Не сложилось, не срослось. Насильно мил не будешь — простая, жесткая, но справедливая формулировка, которая сломала многих.

Александр Абдулов с Ириной Алферовой и дочерью Ксенией
Александр Абдулов с Ириной Алферовой и дочерью Ксенией, 1984 год
Фото: Валерий Плотников

Трудно поверить, как такой мужчина, как Саша Абдулов, — и вдруг обделен любовью. В это же поверить невозможно! Да не может такого быть! Но это было. Вся страна была бы счастлива с ним, а Саше нужна была Ирка...

— Зрители полюбили его, как только он появился в «Обыкновенном чуде». И это было окончательно, бесповоротно и до конца его дней. В чем заключалась тайна и магия Александра Абдулова?

— Саша был поцелованный Богом. Потрясающе удачно после ГИТИСа попал в театр Марка Захарова, лучший театр страны. Кстати, есть фотография, которую я сделал в кабинете Захарова, там Збруев, Янковский, Караченцов, Олег Шейнцис, Марк Анатольевич и кто-то еще. Я их специально загнал за диван у Марка в кабинете. И это было время такой концентрации таланта в театре, такая потрясающая атмосфера там и такие персонажи, что с ума можно сойти. Это сыграло огромную роль в жизни Саши.

— Вы ведь снимали его не только с коллегами, друзьями, но и с семьей.

— Да, вот известную фотографию, где Саша, Ирочка и Ксюша, их дочка, делали у Славы Зайцева. Он меня часто выручал, ведь для меня было проблемой, во что одевать артистов. У меня, например, есть фотография Караченцова, где Коля одет во все мое. На нем его только трусы и носки. Многие артисты не отличались хорошим вкусом. И в тот раз мы тоже пошли к Славке в мастерскую и там делали эту тройную фотографию, которую почему-то недавно показывали в программе об Абдулове или об Алферовой, комментируя, что это Слава Зайцев ее сделал.

— Абдулов был для Ксюши хорошим отцом?

Михаил Кокшенов, Александр Абдулов, Леонид Куравлев
Михаил Кокшенов, Александр Абдулов, Леонид Куравлев в фильме «Самая обаятельная и привлекательная», 1985 год
Фото: Киноконцерн «Мосфильм»/FOTODOM

— Ксюшу он любил как свою. Это были отношения отца с дочерью. Никаких комплексов, мол, это не мой ребенок, а какого-то другого мужика, а я теперь — отвечай, не было. Саша очень нежно и по-настоящему относился к Ксюше.

Но и своих детей он очень хотел. Я не был свидетелем того, что Саша становился на колени перед Ирой и говорил: «Роди мне ребенка!» Но это было так очевидно — он мечтал, чтобы она ему родила!

— Мне кажется, каким он был человеком, можно понять по фото Абдулова с Пельтцер в костюмах из «Поминальной молитвы». По ней видно, как он нежно к Татьяне Ивановне относится. Фотография уже стала классикой.

— Я для себя ее зову «Бабушка и внучек». Я сделал фотографию просто по наитию. До этого месяца три уговаривал Сашу, что надо бы сделать фото с Татьяной Ивановной, с «баушкой», как он ее называл. Я говорил:

— Она уйдет и ничего же не останется!

— Ну а как?

Александр Абдулов и Ирина Алферова
Александр Абдулов и Ирина Алферова в фильме «С любимыми не расставайтесь», 1979 год
Фото: из архива киностудии имени М. Горького

Действительно, нереально было ее снимать, потому что она тогда уже была сильно нездорова, ее привозили в театр на спектакль из больницы и после спектакля обратно.

Отношения их с Сашей были очень трогательными. Саша буквально перед каждым спектаклем с ней репетировал. Он говорил: «Баушка, баушка, мы выходим из правой кулисы, я делаю пять шагов, а потом что я тебе говорю?» И Татьяна Ивановна говорила, как студентка, которая должна сдать экзамен, но мало что помнит. «А ты мне что отвечаешь?» — спрашивал Саша. Она ему что-то говорила. И вот так перед каждым спектаклем. И я этим удивительным отношением Саши к Татьяне Ивановне был просто заведен. В результате построил подобие декорации в подвале театра, где было кафе. И мы в антракте на лифте аккуратненько, под локотки, свезли Татьяну Ивановну вниз, посадили возле этой условной декорации...

Кстати, фотография снята незадолго до того, как он собрался меня убивать.

— Боже, какие страсти у вас кипели!

— Да, к сожалению... Все было прекрасно вплоть до одного события, к которому мы и приближаемся, когда Саша, спускаясь по ступеням театра Марка Захарова, сказал: «Плотников, я тебя убью». Причем не в шутку, а серьезно и сосредоточенно.

— Был повод?

Леонид Ярмольник, Михаил Перченко, Виктор Иванов и Александр Абдулов
«Группа-рок «Бедность не порок». Леонид Ярмольник, Михаил Перченко, Виктор Иванов и Александр Абдулов, начало 80-х годов
Фото: Валерий Плотников
Леонид Ярмольник, Михаил Перченко, Виктор Иванов и Александр Абдулов
«Группа-рок «Бедность не порок». Леонид Ярмольник, Михаил Перченко, Виктор Иванов и Александр Абдулов, начало 80-х годов
Фото: Валерий Плотников

— Я в свое время делал такую забавную и парадоксальную фотографию, на которой квартет — Леня Ярмольник, Саша Абдулов, Витя Иванов и Миша Перченко.

Эта фотография изначально делалась на память для Леночки Кореневой, которая, выйдя замуж за иностранца, уехала на ПМЖ (а в нашем понимании навсегда) в Америку. Были напечатаны два кадра размером 60 на 60, как будто конверт для несуществующей грампластинки, с надписью: «Группа-рок «Бедность не порок». В одном варианте, где они в заштопанных вещах, слово «БЕДНОСТЬ» написано крупно, а «не порок» — мелко. А в другом — наоборот. Все прекрасно, подарок сделан. Прошло время. И эта история обернулась совершенно катастрофически. В 1990 году стал выходить еженедельник «Экран и сцена», где Боря Берман работал заместителем главного редактора. Он знал об этой пикантной съемке и умолял: «Дай мне фотографии». Я отказывался, в итоге решил перехитрить Борю и сказал ему: «Эти фотографии публикуются только в паре, если ты берешь одну, то берешь и другую». Боря сказал: «Я напечатаю обе». Я в это не поверил, ни в какой редакции это было невозможно, и дал ему эти две фотографии. Но вскоре вышел «Экран и сцена», на первой полосе размером со спичечную коробочку напечатана фотография — они в одежде. А на последней во всю дурь — они обнаженные и подпись: «Они продали с себя все, чтобы подписаться на «Экран и сцену». Наверное, это смешно, но мне было не до смеха, просто почву из-под ног вышибло...

Татьяна Пельтцер и Александр Абдулов
Татьяна Пельтцер и Александр Абдулов. Спектакль «Поминальная молитва», театр «Ленком», 1990 год
Фото: Валерий Плотников

Саша об этом узнал не сразу. Тогда артисты зарабатывали в поездках «за колбасой», и Леня Ярмольник, менеджер от бога, организовывал туры для великолепной четверки друзей — Абдулова, Янковского, Збруева и его самого. Такой сборный концерт, с которым можно было мотаться по городам и весям. Но обычное выступление как бы выглядело? Выходил бы, допустим, Янковский, начинал говорить какую-то речь. Ярмольник, Збруев и Абдулов сидели бы это время за сценой и ждали своей очереди. Но Леня придумал потрясающе — за вечер брать четыре площадки и выступать на всех сразу. Тогда они полетели на буровые. Один начинал выступать на одной, а трое других на других буровых, так они и менялись. Все гениальное просто.

Но сатана подгадит — так уж подгадит. Одномоментно с выходом этой обложки в журнале выходит клип Серова «Ты меня любишь». И если вы помните, там по сценарию у Ирочки и Серова нежные и страстные объятия. Она подает ему фрукты и вино, он катает ее на яхте под парусом, что в представлении всего советского народа соответствует определенным тесным отношениям.

И вот возвращается Леня Ярмольник с «колбасных» гастролей и рассказывает мне жуткую историю: «Представляешь, все зрители на вечере встречи на этих буровых стали спрашивать у Сашки: «Это правда, что ваша жена вам изменяет с Серовым? А что, правда, вы такой бедный, что вам пришлось с себя все продать и голым сниматься?» Это Абдулова, красавца, мечту всех женщин страны, засыпали унизительными вопросами! Леня меня предупредил: «Готовься, он тебя будет убивать». Я был виноват, потому что не сказал резко «нет» Берману. Мне тогда казалось, Боря мой друг. Но он меня подвел, и я получил Сашу Абдулова в новом качестве...

— Неужели он так и не простил вас?

Александр Абдулов и Семен Фарада
Александр Абдулов и Семен Фарада в фильме «Формула любви», 1984 год
Фото: Киноконцерн «Мосфильм»/FOTODOM

— Нет. Мы с Сашей расстались навсегда. Из-за Бермана я потерял очень хорошего и достойного человека. Саша просто взял и отрезал: «Кто такой Плотников? Знать не знаю и не хочу». Это действительно было очень жестко.

И вот проходит какое-то количество лет, Саше исполняется пятьдесят, его первый и последний юбилей. Его приглашают Берман с Жандаревым на свою программу и задают вопрос: «Скажите, а вас предавали в жизни?» И Саша говорит: «Да, Плотников». Я передачу не видел, но тут же мне стали звонить: «Ты, оказывается, предал Абдулова, и Саша помнит это до сих пор!» Мы на 50-летии встречаемся с Борей Берманом в «Ленкоме». Я говорю: «Боря, ты вот настоящий журналист, так почему же ты не продолжил тему этого предательства Плотникова? Представляешь, как получилось бы интересно, если бы Саша в прямом эфире узнал, что, оказывается, ты напрямую причастен к моему предательству, и он бы тебе сразу по роже дал в прямом эфире». И Боря сказал: «Ой, ну потом поговорим», — и смылся. Конечно, ни потом и никогда мы так и не поговорили. А мне уже было и бессмысленно, Сашу я потерял. Но вот такая некрасивая история.

— Сегодня очень многие называют себя друзьями Абдулова. Кто с ним по-настоящему дружил?

— Ну, пожалуй, Леня Ярмольник. Я их даже называл Ярмольник и Абдульник... А вообще, мне кажется, у Саши не так уж хорошо было с друзьями. Какие друзья, если у него долгое время все вертелось вокруг игорного стола? Он либо играл, либо яростно сводил счеты со всеми представительницами женского пола. В нем действительно жили ущербность и обида. Саша прекрасно понимал, что любую женщину он может поманить пальцем и она станет его. У него было два периода: один — в который была нужна Ира. Другой — когда никто не нужен. И тогда начался круговорот этих подруг, жен... И я смотрю на эти лица и понимаю, что это не Сашино «представление о прекрасном». А куда деться? Другого нет.

У меня ощущение, что он не то что впустую прожил жизнь, а всего наполовину. И большую часть того, что должен был сделать, не осуществил. Вот, пожалуй, такое резюме — невеселое, но объективное.

— Почему так произошло, какая ваша версия?

Александр Абдулов и Евгения Симонова
Александр Абдулов и Евгения Симонова в фильме «Обыкновенное чудо», 1978 год
Фото: Киноконцерн «Мосфильм»/FOTODOM

— Саша был слишком ярок, не могу сказать, что глубок, как говорил Ульянов про Фейербаха. И дело даже не в нем, жизнь была такая: ресторан, Дом кино, ресторан, Дом искусства, Сережа Соловьев, треп, все хорошо, замечательно. Ребята, а теперь о серьезном. А о серьезном сказать нечего...

— Что из того, что сделал Абдулов, действительно ценно, с вашей точки зрения?

— Каждый раз, когда я смотрю «Формулу любви», где Саша и Фарада поют «Уно-уно-уно-ун моменто», я понимаю, что это потрясающе! Помните, там есть сцена, где Саша снимает парик и глазами так делает, мол, ну извини, — у меня просто перехватывает дух.

Всю Сашину жизнь и такой ее трагический финал очень точно характеризует фраза о его герое в фильме «Мастер и Маргарита»: «Рыцарь свой счет оплатил и закрыл».

Елена Проклова: «Мне одной Саша плакал в жилетку»

— Елена, всем почему-то казалось, что все женщины, которые находятся рядом с Абдуловым, обязательно должны быть в него влюблены, но это не так. Вы ведь просто дружили много лет?

Александр Абдулов
Обо всей Сашиной жизни и ее трагическом финале точно говорят в «Мастере и Маргарите»: «Рыцарь свой счет оплатил и закрыл»
Фото: Валерий Плотников

— Да, именно дружили, без всяких нюансов. Саша очень любил женщин, но мы решили, что нам гораздо лучше быть друзьями, чем очередными любовниками друг для друга.

— Как вы познакомились?

— На съемках телеспектакля «Капитанская дочка». Я играла Машеньку, а он Петра Гринева. Я уже была известной артисткой, Саша только начинал, и поэтому относился ко мне восторженно-почтительно. Но с юмором при этом. Он вообще был очень веселый, открытый и обаятельный парень, сразу вызывавший симпатию к себе. И это первое прекрасное впечатление от него я помню до сих пор. Но я тогда совершенно не предполагала, что меня с ним будут связывать долгие годы дружбы.

Вообще, замечательная компания тогда подобралась. Там снимался еще один начинающий артист — Леня Филатов. И оба выказывали мне свое расположение. А я оставалась равнодушной. В то время я была первый раз замужем, но наличие супруга не мешало мне и кокетничать с обоими, и над ними же издеваться. Помню, мы сидим, гримируемся. Я Лене Филатову говорю: «Тебе это никак не поможет. Зачем гримируешься? Нос у тебя так и останется длинным, сам ты маленький, щуплый, красивым никогда не станешь». — «Лена, никак?» — «Никак!» И мы смеемся.

— Внешность Абдулова вряд ли вам удавалось высмеять. Над чем смеялись в его случае?

— Я шутила на другие темы. Высокомерно спрашивала: «Саш, ты это читал?» — «Нет!» — «Ну я так и думала. Одно слово — Фергана!» Я была эдакая стервочка.

Елена Проклова, Александр Абдулов и Игорь Бочкин
Елена Проклова, Александр Абдулов и Игорь Бочкин на премьере фильма «Желтый карлик», 2001 год
Фото: Sovkinoarchive/Vostock Photo

С Сашей мы позже снимались в Ленинграде, но в разных фильмах. Я в «Сентиментальном романе», а он в чем-то другом. Жили в одной гостинице. Сашка был окрыленный, у него тогда только-только начинались отношения с Ирой Алферовой, у меня тоже был роман. По вечерам мы все вчетвером встречались в ресторане, танцевали, потом шли к нашим ленинградским друзьям в гости. Время проводили интересно, даже всякие мистические развлечения были — сеансы, когда двигали вещи или вызывали духов.

— Как вы проводили спиритические сеансы?

— Брали большой лист ватмана, с помощью большого таза чертили круг, делили его на сектора, писали алфавит, вопросы, плюсы, цифры и так далее. Это была большая карта. Дальше мы брали свечу, ставили блюдце, на котором изображали стрелку. Это блюдце медиум нагревал над пламенем свечи.

— А кто был медиумом? Кого-то приглашали?

— Нет. Я была медиумом, у меня есть особые способности... Так вот, тишина полная, все сидят, взявшись за руки, кроме меня. На меня кладутся руки с двух сторон. Я нагреваю это блюдце, ставлю на место, и мы должны руки поставить особенным образом. Мы делаем кольцо на блюдце, соединяем наши энергетики. И дальше я говорю: «Мы вызываем духа...» И называем имя. Горит одна свеча. Обязательно должна быть темнота, свеча, деревянный стол. Все снимают свои кольца. И потом я спрашиваю: «Дух, вы здесь?» Блюдце начинает ходить по бумаге и пишет, допустим, «д», «а». Или можно расчертить карту и на одной стороне будет написано «да», а на другой «нет», и так далее. И дальше на любой вопрос, который мы задаем, блюдце нам пишет ответ этой стрелкой.

И мы однажды вызвали дух Алекандра Сергеевича Пушкина. И он буквально читал нам свое неизвестное четверостишье. Тогда всех колотило и трясло. Я сейчас говорю, и у меня снова мурашки по телу идут. Очень жалею, что это стихотворение не записали...

Елена Проклова
Елена Проклова, 2016 год
Фото: Филипп Гончаров

Но чаще всяких подобных сеансов наш досуг занимали рассуждения о том, что такое актерская профессия, как какого персонажа лучше играть. Наше увлечение спиритизмом можно легко объяснить тем, что это все шло в актерскую копилку. Ведь что такое сделать роль? Забраться в чужую шкуру? Понять, что человеком движет, какой у него внутренний мир, что он ощущает, как слышит, что любит, что нет? Это непросто. Ты начинаешь репетировать нового персонажа и на себя примеряешь другую судьбу, эмоцию, энергию. Поэтому, мне кажется, хороший артист должен интересоваться очень многими, даже очень необычными вещами. А Саша был очень хорошим артистом.

— Вы ведь не только дух Пушкина вызывали, но и каких-то других известных людей?

— Да, много кого, а бывало, просто дух. И задавали ему вопросы. Саша спрашивал: что меня ждет впереди; буду ли я известным или это временно; выгонят меня из театра или нет; соглашаться на эту роль или не соглашаться?

— Казалось бы, Абдулов абсолютный реалист, а тут почти волшебство...

— Ой, что вы, Санька был такой наивный, такой увлеченный, такой оторванный от земли! Даже когда в возрасте стал мэтром, ребенок в нем оставался до конца. А тогда, в молодости, он был просто херувим. Большой и очень красивый херувим. Хотя он мне рассказывал о своем драчливом детстве и сумасшедшей юности — святым он не был. Но был чистым, наивным и простым человеком. В хорошем смысле простым.

У каждого из нас есть какие-то наши краеугольные камни. У него они были предельно четкие. Это хорошо, а это плохо, это доброе, это злое. Надо бить в морду первым, потому что иначе дадут тебе. С женщинами нужно спать. Родителей надо почитать, звонить каждый день.

Александр Збруев, Александр Абдулов, Дмитрий Липскеров, Николай Гуляев, Николай Караченцов, Олег Шейнцис, Олег Янковский и Марк Захаров
Александр Збруев, Александр Абдулов, Дмитрий Липскеров, Николай Гуляев, Николай Караченцов, Олег Шейнцис, Олег Янковский и Марк Захаров после репетиции спектакля «Школа для эмигрантов», театр «Ленком», 1990 год
Фото: Валерий Плотников

Саша очень самолюбивый человек и очень тяжелые прожил детство, юность. В семье он все время должен был доказывать, что лучший.

— У всех на слуху было интервью его мамы, которая рассказывала, что не хотела его рожать, но аборты были после войны запрещены и она сохранила беременность, надеясь на появление девочки. Но родился мальчик. И даже возник вариант поменять его на девочку — другая роженица родила третью дочь. Но на это все же не решились...

— Саша этим со мной никогда не делился, но это объясняет очень многое: несмотря на внешний фейерверк, он был внутренне очень ранимый, раненый и закрытый человек. Я, возможно, была тем единственным другом, которому он мог позволить себе поплакаться в жилетку. То есть открыть ту дверцу, которая наглухо задраена.

Конечно, ему было обидно, что мама скупа на похвалы и всегда беспокоится о старших сыновьях, а не о нем.

Саша был удивительно щедрым к родственникам — братьям, их женам и своим племянникам, и широта его души поражала...

Саша каждый день звонил маме: «Мамочка, мы едем туда, ты как себя чувствуешь? Леночка хочет тебе сказать... Лена, скажи два слова... Мартиросян хочет тебе сказать... Скажи маме два слова». Он заботился о том, чтобы ее жизнь была радостной и приятной... Горел везде — и в работе, и в отношениях с близкими. Может, поэтому так быстро и сгорел.

Александр Абдулов
Александр Абдулов в фильме «Убить дракона», 1988 год
Фото: «Советский экран»/FOTODOM

— А он предвидел, что долго не проживет?

— Не знаю... Но я знаю, что, когда ему поставили диагноз, категорически запретили курить. И он взбунтовался: «Знаете что? А идите-ка вы все! Как пил, как курил, как гулял, так и доживу свою жизнь! Я ничего не собираюсь менять, я такой, какой есть». Он такой человек был...

— Какой?

— Он не верил в любовь!

— Не верил?

— Нет, не верил! Говорил, что это все ерунда, что не существует ни преданности, ни верности, ни любви. Спрашивал:

Александр Абдулов с мамой
Александр Абдулов с мамой Людмилой Александровной, 2004 год
Фото: архив «7 Дней»

— Ленка, а правда, что когда любишь, то если тебе понравился другой мужик, ты с ним не можешь пойти?

— Не могу.

— Ну как это? Что, прямо вот любовь, которая не дает жить как хочешь и спать с кем хочешь?

— Да.

Он не понимал каких-то вещей...

— Возможно, он изменил в конце жизни свой взгляд на этот вопрос?

— Может быть, хотя верится с трудом. Но это не его вина, это беда... В любом случае он сделал многое для своих близких, родных, друзей. Для зрителей, в конце концов. Он сыграл столько ролей! Разве это можно назвать неудачной жизнью? Она короткая, но удачная...

— Ваша вторая совместная картина с Абдуловым — «Желтый карлик». Между первой и второй работой с ним прошло больше 20 лет. За это время он сильно изменился?

Александр Абдулов
Александр Абдулов с новорожденной дочкой, 2007 год
Фото: архив «7 Дней»

— Знаете, у меня с моими мужчинами-партнерами почему-то всегда складываются очень доверительные отношения. Всегда во время первого общения открывается друг другу что-то такое, что нельзя закрыть или забыть с течением лет. Это настоящие человеческие отношения, когда и ты знаешь, и о тебе знают все. И когда через много лет встречаешься, хочется не формально спросить, как дела, а обнять. С Сашкой именно так и было. И он остался тем же прекрасным, родным человеком, как и много лет назад. Мы как будто не расставались...

А потом мы с ним играли мужа и жену в антрепризном спектакле Димы Астрахана «Все проходит». Десять лет колесили по стране и миру. Импровизировали бесконечно. Помню, однажды после первого акта, где у нас была сцена ссоры, Сашка меня за грудки схватил и почти заорал:

— Не смей так со мной разговаривать! Ты что, с ума сошла? Ты же мне чуть по морде не дала!

— Но я же играю роль!

Александр Абдулов
Таких людей, как он, я больше не знаю! Но бедные женщины, которые оказывались рядом с ним! Как можно было все это терпеть?
Фото: архив «7 Дней»

В финале наши герои хотели покончить жизнь самоубийством. И последние реплики — «Какая же ты дура!» — «Как же я тебя люблю...» — «И я тебя сильно люблю». И вот в этом диалоге было столько того, чего Саша не имел в жизни... Он хотел, чтобы это было, но у него не получалось. Он бросался на первых попавшихся женщин. Ему было важно только, чтобы она была эффектная и красивая. А человеческих отношений не успевал ни построить, ни заметить. Вот какая-то такая его нескладность.

Зато в Санькиной жизни была дружба! В нашей компании мой первый тост был всегда таким: «Я пью за мужскую дружбу, за красоту ваших отношений. Я сижу, любуюсь и думаю, как жаль, что я не мужик, что у меня нет таких друзей!» И это правда. Поддержка, взаимовыручка, умение за секунду собраться, полететь на другой конец света, чтобы помочь — отвезти в больницу, устроить дела, найти нужных людей, деньги... У Сашки было человек двадцать только самых близких друзей. Среди них Никоненко, Мартиросян, Ярмольник. И гордилась, что я, женщина, тоже вхожу в этот круг.

Как же жаль, что эта компания рассыпалась. Абдулов был центром. Когда он был жив, в мой день рождения, 2 сентября, весь лес возле дома в Подмосковье был битком забит гостями. Санька умел любое самое бытовое событие сделать исключительным. Или притащит с собой каких-то цыган, или наварит целый котел плова. Как-то раз привез мне в подарок телегу с козами и овцами.

— Что вы с ними сделали?

— Съели...

Таких людей, как он, я больше не знаю! Но бедные женщины, которые оказывались рядом с ним! Как можно было все это терпеть? Постоянную ораву друзей, череду проблем, эту вечную милицию... Санька всегда воевал за себя, за других, за свободу: «Как это нельзя курить в вагоне? Кто сказал? Мое купе, специально буду курить!» В этом он весь! Сегодня бы его назвали дебоширом. Помню, летим мы в Америку с антрепризой, причем гастролей этих мы долго и трудно добивались, и вдруг в самолете Саша ложится в проходе и заявляет: «Буду здесь спать! В кресле ноги болят». 

Александр Абдулов
Александр Абдулов в фильме «Рецепт ее молодости», 1983 год
Фото: «Мосфильм»

Стюардессы с ним, конечно же, не справились, и в США нас ждала полиция. При этом Сашу хотели транспортировать обратно. Но он даже бровью не повел, приказал нам успокоиться и набрал какой-то номер: «Привет! Да, я уже здесь. Елы-палы, давай мчи быстрей! Жду!» Буквально через пару минут рядом с нами как будто материализовался какой-то местный мафиози, чуть ли не хозяин аэропорта. А Санька начал задирать полицейских: «Ну что? Отправили меня обратно? Отправили?! Ха!» Не представляю, каким должен быть уровень человека, чтобы в Америке решить проблему с полицией! Но среди Сашкиных друзей кого только не было, удивительные персонажи!

За десятилетие, что мы с Сашкой играли эту антрепризу, просто невообразимые происходили истории и чудеса. Я была рядом с ним как с другом счастлива. Я его называю «абдуловский период» и очень по нему скучаю...

— Вы ведь снимались в его последнем фильме «Гиперболоид инженера Гарина», где он был и режиссером, и продюсером, и актером?

— Да. Саша много лет хотел снять этот фильм и вот в конце жизни приблизился к мечте. Мы работали в Крыму. Снимали сцену. Он дал задание мне, Косте Цзю и еще кому-то. Длинный кадр, он заканчивается, мы смотрим, — Саши нет в его режиссерском кресле. Я спрашиваю у кого-то из группы:

— А где Саша?

— Ему стало плохо, он у себя в вагончике.

Мы подходим, а рядом уже стоит скорая. Совсем скоро его увезли в больницу в Севастополе, прооперировали там и вскоре переправили в Москву. Это было начало конца.

После его смерти говорили, что кто-то должен доснять фильм. Но, по-моему, никто не сможет сделать это так, как хотел Саша, и потому это все не имело никакого смысла.

В свой день рождения — за работу: Дед Мороз зажжет новогоднюю елку онлайн
Знаменитый житель Великого Устюга, Дед Мороз, примет поздравления от всех жителей страны.Теперь каждый сможет стать гостем праздника, не покидая уют своего дома. Прямой эфир с торжества организован на официальной странице Вологодской области в RUTUBE. Трансляция начнется в 12:00 по московскому времени. 

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая