Хельга Филиппова: «В «Триггере» у меня было два любимца — Максим Матвеев и Даня Воробьев»

«Потом наш худрук рассказывал, что принял меня за иностранку».
Елена Ланкина
|
14 Марта 2025
Хельга Филиппова. Фото
Хельга Филиппова
Фото: Олег Мантуляк/из архива Х. Филипповой
Хельга Филиппова с Евгением Леоновым
С Евгением Леоновым, начало 70-х годов
Фото: из архива Х. Филипповой

«Потом наш худрук рассказывал, что принял меня за иностранку. С короткой стрижкой, в воздушном платье из жатого шифона и грубых ботинках с квадратными носами я выглядела как француженка. Точнее, как французская авантюристка из Петрозаводска! Но он не смог найти аргументы для отказа».

— Хельга, в титрах одного из фильмов, снятых в начале двухтысячных, вы значитесь как Ольга Филиппова...

— Не может быть. Ольга Филиппова — совсем другая актриса.

— Поэтому я и подумала, что вы сменили имя, дабы вас не путали!

— Нет, я всегда была Хельгой. У меня финские корни. Мои дедушка и бабушка были финнами. Дедушка вырос в США, но ему были близки идеи коммунизма, и в 1932 году он приехал в Советский Союз строить новую жизнь. С моей бабушкой дед познакомился в лагере, куда они, как многие финны, попали в годы сталинских репрессий.

Я родилась и выросла в Петрозаводске. Папа у меня был токарем высшего разряда и всегда работал с личным клеймом. Он выполнял самые сложные заказы разных предприятий и даже делал детали уникальных медицинских приборов. Мама получила педагогическое образование, работала в школе, но в 40 лет поменяла профессию и стала хорошим экономистом.

В детстве я была очень активной, занималась во всевозможных кружках. Просилась в художественную и музыкальную школу, но меня в них не отдали, потому что обучение там было платным, а еще надо было столько всего купить... Для занятий музыкой, например, требовалось пианино. Я, конечно, не понимала, сколько оно стоит. Папа любит вспоминать, как однажды мы с ним приехали в Питер и зашли в Гостиный двор. Там в одном из магазинов стоял красивый белый рояль. Увидев его, я попросила: «Пап, купи!»

— Сколько вам тогда было?

— Лет пять или шесть. У меня есть фотография в этом возрасте, которой я очень дорожу. Вот, смотрите: я в центре, рядом с Евгением Леоновым. Мы тогда всей семьей отдыхали в пансионате в Зеленогорске. Евгений Павлович приехал туда с творческим вечером, и мне посчастливилось сфотографироваться с ним вместе с другими зрителями.

— После встречи с Леоновым вы решили стать артисткой?

— Нет, хотя в школе участвовала в художественной самодеятельности. Я бойкая была и смелая, как мальчик, и занималась спортивным ориентированием с элементами альпинизма. Получила разряд кандидата в мастера спорта и с нашей школьной командой, можно сказать, обошла всю страну.

Навсегда запомнила один поход зимой, при температуре минус двадцать пять. Мы тогда сбились с маршрута и были вынуждены топтать лыжню. Потом очень долго шли до ближайшей деревни. В тот день я узнала, что такое мираж. Во время короткого привала вдруг увидела мужика в телогрейке и шапке-ушанке, сказавшего: «Остался один километр, вы уже близко». Обрадовалась. Что такое километр? Ерунда! Мы продолжили путь, но деревни все не было и не было. В какой-то момент я увидела впереди уже несколько мужиков, звавших нас за собой и вскоре растаявших в тумане, потом перед глазами возникла церковь, и я подумала: «Вот и деревня». Но церковь тоже исчезла, а мы все шли и шли. И когда показались реальные дома, я сказала: «Ребята, не верьте, это мираж!»

— Спорт вас закалил?

— Дисциплинировал, выработал ответственность, собранность, способность к быстрому принятию решений. И понимание того, что действительно важно, а что нет.

— Сейчас чем-то занимаетесь?

— Нет! Через год после окончания школы я поступила в Санкт-Петербургский институт культуры и почувствовала, что мне не хватает физической нагрузки. Ничего похожего на спортивное ориентирование там не было, и я пошла на бадминтон. Какое-то время этого хватало, а потом наступило лето. На каникулах я не занималась спортом и вдруг поняла, что больше и не хочу. И если бы сейчас мне, например, предложили бегать по утрам, я бы ответила: «Ни за что!» Потому что до сих пор помню неприятный привкус железа во рту, появлявшийся при больших нагрузках.

Хельга Филиппова
Хельга Филиппова в спектакле «В Мадрид, в Мадрид...», НДТ, начало 2000-х годов
Фото: из архива Х. Филипповой
Хельга Филиппова
Хельга Филиппова на песенном конкурсе «Шанс», 1991 год
Фото: из архива Х. Филипповой

— Что привело вас в институт культуры?

— Это длинная история. В старших классах я все-таки стала подумывать об актерской профессии и написала в один театральный институт: «Подскажите, что нужно сдать, чтобы к вам поступить!» Мне прислали программку. Я ее полистала и решила, что такое не потяну. Слишком высокие требования предъявлялись к абитуриенту. Тут еще мама рассказала о том, как тяжела и опасна актерская профессия, на примере Елены Драпеко, чуть не утонувшей на съемках фильма «...А зори здесь тихие». И я передумала становиться актрисой.

— Ваша мама увлекалась кино, читала «Советский экран»?

— Не только. Наша семья выписывала 32 журнала и кучу газет. «Советский экран» был у дедушки. Он любил читать и собрал шикарную библиотеку, в которой, например, была знаменитая БВЛ — «Библиотека всемирной литературы» в 200 томах. Интересно, что когда дедушка приехал в Советский Союз, то знал только английский язык. Позже освоил финский. А для того чтобы он овладел русским, бабушка ему в течение трех лет каждый день устраивала диктанты, и с домашними дед общался исключительно по-русски. Ругался с бабушкой по-фински. У него была смешная присказка: «Октябрьская революция из русского языка изъяла «ять», а я — мягкий знак». Он принципиально никогда не писал «ь» в окончаниях глаголов. Английский дедушка не забывал, поддерживал в форме. Любимым занятием у него было разгадывание кроссвордов в «Огоньке», очень сложных...

Так вот, после окончания школы я решила никуда не поступать, потому что не понимала, в чем мое призвание. Педагогом, как мама когда-то, быть не хотела, математиком тоже, хотя любила точные науки. Когда уставала или нервничала, открывала учебник высшей математики и решала примеры. Меня это как-то структурировало, и я успокаивалась.

В то время нашего завуча по внеклассной работе назначили директором школы, и она предложила мне стать пионервожатой. Еще существовала пионерская организация. В школе я проработала год. Идеологическим воспитанием почти не занималась, в основном организовывала досуг ребят, придумывала какие-то мероприятия, вечера, конкурсы. Эта работа вполне закономерно привела меня в Санкт-Петербургский институт культуры, который я окончила по специальности «организация и методика культурно-просветительской работы». Должна была стать директором какого-нибудь дома культуры или спортивного комплекса. Но решила, что не буду работать по этой профессии.

Однажды подруга рассказала, что некий иностранец набирает вокальную группу для работы в ресторанах в Швейцарии. Прослушивания проходят в Союзе театральных деятелей.

— Не хочешь сходить?

— Хочу, — ответила я. Хотя не занималась вокалом и никогда не ходила на прослушивания. Это была чистейшая авантюра.

Спела я неплохо. Иностранец взял в свою группу меня и еще нескольких девчонок, купил нам билеты на поезд, и мы уехали в Варшаву. Там он снял квартиру, в которой мы стали разучивать песни из репертуара Шаде, Мадонны, Фила Коллинза и других западных звезд. Но вскоре случилась война в Персидском заливе, и в Польшу стали возвращаться музыканты, работавшие за границей. Мы не могли составить им конкуренцию.

— До Швейцарии вы не добрались?

— Нет, но домой я уезжала с мыслью, что через несколько месяцев вернусь в Польшу. И будучи деятельным человеком, решила не сидеть сложа руки. В Петрозаводске пришла в Министерство культуры и предложила свои услуги. Меня охотно взяли, и через неделю я стала старшим методистом.

— Чем вы занимались?

— По моим меркам, сущей чепухой. Но должна была отсиживать положенные восемь часов с девяти утра до пяти вечера. Для меня это было невыносимо, я стала думать, чем бы еще заняться. Однажды на глаза попалась газета, в которой было объявление о наборе в молодежную студию при финском драматическом театре. Я подумала, что речь о художественной самодеятельности, и обрадовалась, что нашла себе развлечение. Буду днем работать, а вечером заниматься в студии.

Набрала указанный телефонный номер. Хмурый мужской голос на том конце провода спросил:

— Что вы хотите?

Хельга Филиппова
После зачисления передо мной встала дилемма: остаться на скучной, но хорошо оплачиваемой работе, или сделаться нищей студенткой
Фото: Олег Мантуляк/из архива Х. Филипповой

Я возмутилась:

— Что я хочу? Себя попробовать! Себя показать!

Повисла длинная пауза. Наконец голос сказал:

— Ну приходите в театр.

Я пришла и увидела мужчину лет сорока с кудрявыми волосами и голубыми глазами. Оглядев меня, он с сомнением спросил:

— Вы вообще что-нибудь читали?

Видимо, его озадачил мой внешний вид, хотя по меркам того времени я выглядела шикарно. На мне были блестящие черные лосины и кофта неонового зеленого цвета, с жабо, спереди короткая, сзади длинная. Челка тоже была зеленой.

— Конечно, читала, — ответила я. — Вам перечислить авторов? Чехов, Достоевский, Солженицын, Булгаков. Дальше продолжать?

— Нет, прочитайте что-нибудь.

Тут я напряглась, потому что не готовила программу. К счастью, вспомнила стихотворение Мандельштама, которое и прочитала. Мужчина велел: «А теперь басню». Я знала только «Волка и Ягненка». Не очень твердо, мой экзаменатор несколько раз меня поправлял. Потом я еще спела и станцевала с грехом пополам, и он сказал:

— Хорошо, вечером придете и покажете то же самое директору театра и моему курсу.

— Какому курсу?

— Который я обучаю. Да, и переоденьтесь, пожалуйста.

— Если найду в шкафу что-нибудь другое, — дерзко ответила я.

Кофту заменила, лосины оставила. Вечером пришла, отчитала ту же самую программу и услышала, что меня берут. Тогда же узнала, что летом в студию были вступительные экзамены, как в театральный вуз, со всеми полагающимися тремя турами. На дворе стояла осень, ребята успели проучиться целый месяц. Руководил студией мужчина, велевший мне переодеться, — Лев Борисович Эренбург, замечательный режиссер и педагог, ученик Товстоногова.

После зачисления передо мной встала дилемма: остаться на скучной, но хорошо оплачиваемой работе, или сделаться нищей студенткой. На размышление дали неделю. На занятиях мозг у меня просто взрывался от количества новой информации. Когда мы стали разбирать литературные произведения, чтобы подготовить отрывки, я поняла, что раньше ничего не понимала, хотя и читала все это. Лев Борисович учил нас правильно читать, дал ключи. В общем, в студии было так круто и интересно, что через неделю я уже не сомневалась в том, что надо бросить работу и заниматься театром.

Хельга Филиппова, Даниил Воробьев и Максим Матвеев
Хельга Филиппова, Даниил Воробьев и Максим Матвеев, 2021 год
Фото: из архива Х. Филипповой

— Сколько продолжалось ваше обучение?

— Два года, после чего меня взяли в финский драматический театр. Но я очень быстро поняла, что работать там не смогу. Сыграла всего в одном спектакле.

— Финским театр назывался номинально?

— Нет, и в студии мы два года учили язык. В совершенстве я его не выучила, но играла в спектакле на финском. Потом из-за отсутствия практики позабыла то, что знала. Но, бывая в Финляндии, многие вещи понимала на каком-то невербальном уровне.

— Вы не пытались показаться в другой театр?

— Нет, я решила: может, мне и не театром нужно заниматься, а чем-то другим? Пошла работать в бутик и попробовала поступить в музыкальное училище.

Однажды предложили поучаствовать в конкурсе молодых исполнителей «Шанс». Я согласилась — не потому, что хотела заявить о себе как о певице. Мне было интересно, как устроены такие конкурсы. В итоге я заняла первое место с песней Мадонны!

— Не зря вы осваивали в Польше ее творчество!

— Да, но я чуть не вылетела после первого тура. На нем нельзя было петь на английском языке, и я исполняла старый советский шлягер «Мишка, Мишка, где твоя улыбка?» в непривычной, джазовой манере. Жюри меня просто закатало в асфальт, а зрители поддержали. У них было право оставить одного участника, и я прошла.

Для второго тура учила песню, написанную специально для меня. Но накануне его выяснилось, что минусовка записана на тон ниже и петь в такой тональности невозможно. К счастью, у одного из музыкантов оказалась минусовка песни Мадонны.

— А как я ее выучу?

— Я дам тебе кассету, — успокоил он.

По ней мне и пришлось всю ночь учить текст — на слух, записывая на листочке английские слова русскими буквами. Чтобы обыграть плохое знание материала, я придумала целый номер, в который позвала своего сокурсника Вадима Грушевского. Он загримировался и оделся под Мадонну, даже сделал себе остроконечный бюстгальтер, как у нее. Мы вышли вместе, потом Вадик стал танцевать, а я якобы с «пачкой писем» присела на стул. Это от кого? Не может быть! От Мадонны! Открыла письмо, достала листочек с текстом, взяла микрофон, спела и победила.

— Страсть к авантюрам у вас в крови?

— Авантюрное начало мне часто помогает. По-моему, человек должен откликаться на новые вызовы и расширять свои горизонты.

— После победы на конкурсе вы решили поступить в музыкальное училище?

Хельга Филиппова
Хельга Филиппова в сериале «Неоконченный бой», 2019 год
Фото: из архива Х. Филипповой

— Мне было интересно, пройду или нет, я себя испытывала. Это тоже была авантюра, конечно, потому что в такие учебные заведения обычно поступают выпускники музыкальных школ или хотя бы люди, знающие нотную грамоту. Я ее не знала и на музыкальных инструментах не играла, поэтому квест не прошла. Но получила предложение заниматься индивидуально народным вокалом. И «галочку» себе поставила: ага, я пою, все, снято.

— А в каком бутике вы работали?

— Он назывался «Новая мода», и там продавалась авторская одежда разных художников. Руководство никак не могло определиться с тем, какую должность я занимаю. Ведь я не только продавала какие-то вещи, но и могла помочь покупателю сделать выбор и одеться красиво, а еще занималась оформлением магазина, формировала интересные комплекты и подарки. То есть, по сути, была и продавцом, и стилистом, и дизайнером.

— Сами одевались в этом бутике?

— Иногда покупала какие-то вещи, а другие заказывала в ателье. Например, у меня было платье а-ля Надежда Константиновна Крупская, в пол, с воротничком, прямо исторический костюм. Под него была специально сделана шляпка-таблетка с вуалькой. Сама я тоже себе шила. Например, брюки-галифе из ярко-зеленого бархата, которые носила с красной рубахой, сумкой в виде портупеи и белой буденовкой.

— Народ не шарахался?

— Народ — нет. Но если я куда-то выходила в таком виде вместе с папой, он держался в отдалении. Мама иногда говорила:

— Оденься ты наконец как все!

— В черную юбочку и белую блузочку? Ну нет!

Мне нравилось играть с вещами и стилями и создавать красоту своими руками. Иногда, когда какое-то изделие уже было готово, я к нему остывала. Мне было неинтересно его носить. Как-то связала свитер с пейзажем. Там были не только вывязаны домики и деревья, но еще и кое-что вышито сверху. Сначала я отнесла свой свитер в художественный салон, но, увидев, что за два дня почему-то никто его не купил, сняла с продажи и подарила одному человеку.

— Вам не было обидно, что актерская карьера прервалась в самом начале?

— Нет, ведь те навыки, которые дал мне Эренбург, остались при мне. Просто я не хотела работать в конкретном театре, а куда двигаться дальше, не понимала. Однажды однокурсник Артур Харитоненко рассказал, что учится в Санкт-Петербургской академии театрального искусства на актерско-режиссерском курсе у Михаила Александровича Хусида. Предложил поступить к ним. А я уже и сама подумывала о том, чтобы продолжить образование.

Хусид был известным режиссером и реформатором кукольного театра, а также основателем «Интерстудио» — Международной мастерской театра синтеза и анимации СПГАТИ. «Интерстудио» часто называли Царскосельским филиалом, потому что мастерская находилась в городе Пушкине, ранее носившем название Царское Село. В распоряжении студентов было трехэтажное здание Запасного дворца Кочубея. Обучение было бесплатным, мы получали очень хорошую стипендию, и нам оплачивали проезд. Сейчас многие театры занимаются синтезом и анимацией, используют видеоинсталляции, балет, рок-музыку. Тогда это было в диковинку, и прародителем этого направления был Михаил Хусид. Я приехала к нему в мае, когда учебный год уже близился к окончанию. Услышав, что хочу у него обучаться, Михаил Александрович удивился:

— Как вы себе это представляете? Мои студенты уже год как учатся.

— Ну и что? Как выпускнице института культуры часть предметов мне могут зачесть. Те, которых не будет хватать, я сдам. Что касается актерского мастерства, то я умею гораздо больше, чем большинство ваших студентов, потому что два года отучилась у Льва Эренбурга.

— А сколько вам лет?

Хельга Филиппова с сыном и мужем
Хельга Филиппова с сыном Никитой и мужем Александром, 2024 год
Фото: из архива Х. Филипповой

— Двадцать три.

— Для актрисы слишком много.

— Я не хочу быть актрисой, меня интересует режиссура.

Потом наш худрук рассказывал, что принял меня за иностранку. С короткой стрижкой, в воздушном платье из жатого шифона и грубых ботинках с квадратными носами я выглядела как француженка. Точнее, как французская авантюристка из Петрозаводска! Но он не смог найти аргументы для отказа. Предложил подготовить отрывок. Я взяла рассказ Чехова «Дочь Альбиона» и сделала его вместе с будущими однокурсниками. После учебы у Эренбурга это не составляло труда. Меня зачислили сразу на второй курс. И опять без экзаменов и творческого конкурса.

— Артисты вашего поколения обычно рассказывают, как тяжело было учиться в лихие девяностые. А у вас, получается, все было в шоколаде — и учились во дворце, и стипендию получали, и даже проезд вам оплачивали?

— Ну это как посмотреть. Добираться до нашего дворца было тяжело, я очень уставала. Жила на Озерках, в северной части Санкт-Петербурга, а Пушкин располагается в 30 километрах к югу от него. Дорога до места учебы на трамвае, метро, электричке и автобусе занимала два часа. Обратно — столько же. И так каждый день.

Стипендии не хватало. Хорошо, муж помогал — мой однокурсник. Тогда мы еще не были расписаны, но жили вместе. Обычно студенты актерских и режиссерских факультетов подрабатывают аниматорством, праздниками. Я поставила детский спектакль «38 попугаев» по Григорию Остеру, и мы с ребятами играли его по детским садам.

— Вы ведь и Эренбурга привезли к Хусиду?

— У него все время менялись педагоги по актерскому мастерству, постоянного не было. И я действительно привезла Льва Борисовича. В то время он работал врачом в Петрозаводске. У него ведь не только режиссерское, но и филологическое, и медицинское образование.

Когда наш курс оканчивал академию, мы решили не расставаться. Так возник Небольшой драматический театр, художественным руководителем которого стал Лев Борисович Эренбург. Официально НДТ был зарегистрирован 1 сентября 1999 года. Статус государственного театра получил только через десять лет, и первые лет пять мы работали вообще без зарплаты. С помещением помогло казачество Санкт-Петербурга — предоставило его в центре, на Думской улице, возле Гостиного двора. Мы там репетировали в течение двух лет. Играли на разных площадках. Денег на машину не было, и реквизит приходилось возить на себе в общественном транспорте — в основном гробы и коляски.

— Что?

— Репертуар у нас тогда был небольшой. Чаще всего мы играли спектакль «В Мадрид, в Мадрид...», с которого и начался НДТ. Это история о безумной испанской семейке, в которой используются инвалидные коляски, гробы и клетки для птиц. Соответственно, если мы играли, допустим, в «Балтийском доме», то грузили костюмы на инвалидные коляски, брали в руки гробы и шли в метро.

— Пассажиры были в шоке?

— Они видели, что гробы не настоящие. Но, конечно, мы выглядели живописно и бросались в глаза.

Интереснее всего реагировали офицеры таможенной службы. На театральные фестивали в Европу мы ездили на поезде и весь реквизит везли с собой в купе. Читая список багажа, таможенники веселились от души, потому что там значились не только гробы и инвалидные коляски, но и порнография и фаллоимитатор.

— Ваша постановка производила фурор?

Хельга Филиппова и Лев Эренбург
Хельга Филиппова и режиссер Лев Эренбург, 2024 год
Фото: из архива Х. Филипповой

— Она пользовалась огромным успехом, возможно потому, что решена в очень необычном жанре, у нас он называется черно-белым трагифарсом. Мы опирались на пьесу Хуана Хосе Алонсо Мильяна «Цианистый калий... с молоком или без?», но очень сильно обострили все предлагаемые обстоятельства. Характеры и ситуации в этом спектакле доведены до абсурда, и возникает безумная смесь смешного и страшного. Я вам сейчас перечислю некоторых персонажей: глухонемая дурочка, нимфоманка и алкоголичка, парализованная испанка, старая дева и так далее. И все они одержимы мечтой попасть в Мадрид, как чеховские сестры когда-то в Москву.

— Вы играете Лауру, старую деву, которая и готовит кофе с цианистым калием?

— Да, она хочет отравить 92-летнего дедушку, мешающего ей жить. По мнению Лауры и ее парализованной матери, если уничтожить злосчастного старика, жизнь наладится.

— Вашему театру уже 25 лет, но спектакль «В Мадрид, в Мадрид...» по-прежнему является визитной карточкой НДТ?

— И самым аншлаговым. Он меняется вместе с нами по мере нашего взросления, оставаясь таким же смешным и интересным, как раньше. Я до сих пор нахожусь в поиске, как еще можно сыграть Лауру. Спектакль живой, хотя мы играем его четверть века.

Удивительно, что за это время практически никто из актеров, создававших НДТ, не ушел из театра. Представляете, я работаю с людьми, которых знаю 30 лет! Это моя семья. Мы не похожи друг на друга, но разговариваем на одном языке, потому что вместе учились, развивались и выросли в крутых актеров и личностей. Это счастье — являться частью такой сильной и сплоченной команды.

— Лаура — ваша любимая театральная роль?

— Одна из любимых. Я еще очень люблю роль Женщины в спектакле «Ю» по мотивам пьесы Ольги Мухиной. Она сочинена мною целиком и полностью. У Мухиной нет такого персонажа, есть две сумасшедшие старухи, произносящие странные монологи, из которых ничего не вытащить. Я почитала их, придумала свою бабку и написала для нее монолог, являющийся финалом спектакля.

Обычно на нем все плачут. А мне и хотелось создать такого персонажа, над которым можно посмеяться, а потом поплакать, чтобы возник контрапункт. Мы часто встречаем на улицах или в магазинах старых людей, которые очень медленно двигаются, очень долго открывают кошелечек дрожащими руками и что-то достают, и всегда находится какой-нибудь человек, который говорит: «Ну сколько можно копаться!» Никто не задумывается, какую жизнь прожили эти люди, какое, может быть, героическое у них прошлое. Они всем мешают. В спектакле «Ю» сначала все посмеиваются над нелепой бабкой, а в конце понимают, что она пережила войну, лагеря и навсегда сохранила любовь к одному человеку и верность ему...

— А когда и как в вашу жизнь вошло кино?

— Впервые я снялась вскоре после окончания «Интерстудио» в российско-итальянском фильме «Русская красавица». Сыграла жену кубинского посла.

— Облик у вас тогда был вполне подходящий — длинные темные волосы...

— Потом я их обрезала, потому что такой меня практически не снимали. Мы, актеры, когда выпускаемся из театральных вузов, думаем, что будем нарасхват, но этого не происходит, и начинаются поиски причины. Я решила подстричься, и, когда сменила образ, меня как будто бы чаще стали утверждать.

— Не раз слышала от ваших коллег: «Перекрасилась — стали снимать, подстриглась — стало больше ролей». Такие превращения действительно работают?

— У кого-то работают, у кого-то нет. Сколько я уже сыграла, а до сих пор не знаю, по каким законам происходит утверждение. У меня сейчас такая позиция: если тебя не утвердили, значит, это не твое, ты не должна это играть. В качестве подтверждения я смотрю фильмы, в которые пробовалась, но не была утверждена, и принимаю позицию режиссера, выбравшего другую актрису. Признаю, что она сработала точнее.

— В свое время вам пришлось побороться с режиссером за одну из ваших лучших киноролей — следователя Ганеевой в сериале «Черный ворон»?

Хельга Филиппова, Татьяна Колганова и Ирина Пегова
Хельга Филиппова, режиссер Татьяна Колганова и Ирина Пегова, 2021 год
Фото: из архива Х. Филипповой

— После проб режиссер Андрей Кравчук сказал:

— Тебе не подходит эта роль. Ты слишком хорошо выглядишь. А Ганеева — старая дева.

— Подожди, это же просто делается. Смотри, стоит мне зализать волосы, гребеночку надеть, очки роговые, и я уже другой человек. И вообще, старая дева — это не внешность, а способ мышления.

Когда я готовилась к роли Лауры в спектакле «В Мадрид, в Мадрид...», то довольно долго общалась с психиатром. Мне хотелось понять, в каких конкретных особенностях, физических, психических, выражается это состояние — старая дева. Психиатр рассказал, что таким женщинам свойственна эхолалия, то есть неконтролируемый повтор слов или фраз. В спектакле Лаура говорит: «Наливаешь холодной воды из-под крана, ждешь, пока закипит, закипит». Еще многим старым девам свойственны так называемые непродуктивные движения. Лаура без конца открывает и закрывает веер. У многих из них есть какой-то фетиш. У моей героини это ножницы.

Когда я рассказала обо всем этом Андрею, он ответил: «Хорошо, давай попробуем». И меня утвердили. От этой роли я получила колоссальное удовольствие. Она одна из моих любимых.

— Вы участвовали в съемках легендарного фильма Александра Сокурова «Русский ковчег», снятого одним кадром. Чем они запомнились?

— Необыкновенной ночью, проведенной в Эрмитаже. Как известно, фильм снимался в Зимнем дворце, в котором по сюжету оказывались два путешественника во времени. Перед ними проходили три века истории этого «русского ковчега», от петровских времен до блокады Ленинграда. Репетиции заняли несколько месяцев. Все актеры, и я в том числе, приехали в Зимний к семи часам вечера 22 декабря 2001 года, а снимать нас начали только в двенадцать часов следующего дня. Нас ведь было несколько сотен, и всех нужно было одеть, загримировать. И это было просто чудо какое-то, волшебный сон, когда залы Эрмитажа заполнили герои разных эпох в старинных костюмах. У меня было платье в стиле второй половины XIX века, с четырехметровым треном. В нем я и прикорнула на диванчике, а трен расстелила на полу, чтобы не помять во сне. Каково же было мое изумление, когда, проснувшись, я увидела, что на нем спят несколько актеров! Двигаться побоялась, так и лежала, пока они не встали.

— Сколько заняла съемка?

— Около полутора часов. Два раза мы начинали, и происходил какой-то сбой — слава богу, в первом зале или во втором. Потом объявили десятиминутную готовность там, где работала я, то есть вот-вот должна была войти камера, и вдруг погас осветительный прибор. Сейчас же распахнулись двери, в зал въехала машина с лестницей, на которой сидел человек с кислородным шнуром. Он воткнул его в погасшую лампу, она зажглась, машина уехала, двери за ней закрылись, и в ту же секунду в зале появилась камера! Это было невероятно красиво.

— Одно время вы «специализировались» на иностранках...

— Я сыграла немку, еврейку, голландку, англичанку, финку. Видимо, у меня европейский типаж.

— ...но постепенно у вас сложилось амплуа сильной женщины и даже стервы?

— Стерва была вначале. Как-то позвонили:

— Хельга, здравствуйте, мы бы хотели предложить вам роль. Это такая бизнесвумен...

— ...и сука, — подхватила я.

— Ой, вы что, уже читали сценарий?

Хельга Филиппова и Артур Харитоненко
Хельга Филиппова и Артур Харитоненко в спектакле «В Мадрид, в Мадрид...», НДТ, 2014 год
Фото: Ирина Тимофеева/НДТ

— Нет, просто это не первое предложение.

Постепенно мне стали предлагать и каких-то других персонажей. Одна из моих любимых острохарактерных ролей в кино — Люба в сериале «Неопалимая купина» по произведениям Бориса Васильева.

На пробах я честно призналась режиссеру Дмитрию Тюрину, что из сценария ничего не поняла про свою героиню:

— Про всех остальных могу рассказать, отчего они такие, что с ними происходит, а с Любой не складывается у меня. Такое впечатление, что роль недописана. Просто есть женщина, работающая на железнодорожной станции, в кубовой, она строгая. И все.

— Поэтому я тебя и позвал.

— То есть я могу делать все что хочу?

— Да.

— Хорошо, я подумаю.

Почитала Бориса Васильева, подумала. Приехав на съемку в Прибалтику, сказала Диме: «Слушай, у меня только один вариант, я тебе его покажу. Мне кажется, Люба не совсем здоровая, блаженненькая». И я показала ему такую женщину, перекошенную, трясущуюся. Рядом с Димой сидела актриса Клава Коршунова, которая изумленно спросила:

— И ты так сможешь полностью сыграть роль?!

— Конечно, смогу.

— Ну, может быть, так остро не стоит, помягче, — заметил Дима. — Просто мы скоро уедем отсюда и уже ничего не сможем переснять.

Но когда я начала работать в кадре, он попросил: «Не надо смягчать, давай по полной». А у меня уже сложилась героиня, я поняла ее способ думать, отчего у нее такие реакции.

— Режиссеры часто вам говорят «делай что хочешь, я тебе доверяю»?

— Последнее время бывает такое. Мне дают возможность посочинять.

— А как было в «Триггере»? Ваша героиня в первом сезоне — мать погибшего Леонида и Николая — запомнилась мне даже больше знаменитого Артема Стрелецкого в исполнении Максима Матвеева!

Хельга Филиппова и Юрий Евдокимов
Хельга Филиппова и Юрий Евдокимов в спектакле «На дне», НДТ, 2014 год
Фото: Ирина Тимофеева/НДТ

— Режиссером первого сезона тоже был Дима Тюрин. И он меня не ограничивал. А что касается Артема Стрелецкого, то я с большой нежностью отношусь к Максиму Матвееву, особенно в «Триггере». Мне кажется, у него там богатейшая актерская палитра.

Понимаете, бывает, что у актера роль длинная, а он везде одинаковый. А у Максима на протяжении сериала абсолютно разные краски и огромное количество пристроек, как мы, актеры, это называем. Он потрясающий в «Триггере».

— Короля играет свита. Не было бы у Стрелецкого такого врага, как ваша мамаша, глядишь, и его образ получился бы менее ярким.

— Кино — история коллективная. В «Триггере» у меня было два любимца — Максим Матвеев и Даня Воробьев, игравший моего сына Николая.

— Многим зрителям полюбилась ваша Ирина Юрьевна, врач-невролог, в сериале «Знахарь».

— Она хорошая. И после «Знахаря» мне писали очень много медиков. Они хвалили мою работу и утверждали, что первый раз увидели в нашем сериале реальных врачей. То есть мы попали в характеры, и консультанты, работавшие на проекте, сделали свое дело. У нас не было ляпов.

— Очередную странную женщину вы сыграли в фильме «Синдром отложенного счастья», снятом вашей коллегой по театру Татьяной Колгановой?

— В этом фильме Таня была не только режиссером, но и сценаристом, и у нее снялся практически весь НДТ. Проб не было, она знала, кого и в какой роли хочет снимать. Персонажи написаны на определенных актеров. У меня Таня попросила разрешения вставить в фильм героиню, придуманную мной для спектакля НДТ «Оркестр» по пьесе Жана Ануя. Я там играю парализованную женщину, и у меня всего одна сцена — танец. В фильме я тоже парализована и тоже танцую, но подтекст совсем другой.

— Как вам работалось с Колгановой?

— Прекрасно. Она же просто умничка, и мы 25 лет работаем в одном театре и очень хорошо знаем друг друга. Мне кажется, Тане очень удался этот фильм. В нем много и смешного, и трагичного. Это потрясающая работа.

Не так давно Колганова выпустила еще два фильма. Детский — «Мухадракон» и документальный — о Небольшом драматическом театре. Оба замечательные.

— В минувшем году вы снялись в сериале «Тайны Карениной». Что это за проект?

— Уникальный, художественно-документальный. Он основан на книге Павла Басинского «Подлинная история Анны Карениной», но в нем есть игровые эпизоды. По сюжету сейчас как будто снимается очередная экранизация знаменитого романа, что очень интересно обыгрывается. Например, в одной из сцен двое актеров на роль Вронского в ожидании кастинга спорят об этом герое. Нам показывают и прототипов главных действующих лиц.

— Кого же сыграли вы?

— Графиню Лидию Ивановну, знакомую Анны Карениной и приятельницу ее мужа. Такую его тень. Она в немалой степени способствует разрушению семьи Каренина, потому что любит его и пытается расчистить место вокруг него, чтобы заполнить пустоту собой. Очень рекомендую вам и вашим читателям посмотреть этот сериал.

— Мне кажется, с годами у вас стало больше интересных предложений.

Хельга Филиппова
Хельга Филиппова в спектакле «Ю», НДТ, 2014 год
Фото: Ирина Тимофеева/НДТ

— Когда я пополнела, у меня появились острохарактерные роли, которых раньше мне не давали. И это так здорово! Мне очень нравится играть странных женщин. Когда мы делали в НДТ спектакль «На дне», то сами выбирали роли, которые хотим исполнять. И я выбрала Анну.

— Калеку?

— Калекой ее сделала я. У Горького Анна умирает от туберкулеза. Играть это на сцене невыгодно. У туберкулеза два основных признака — кровохаркание и кашель. Ну, первый один раз еще можно использовать. А кашлять на сцене нельзя, потому что рефлекторно начинают кашлять зрители в зале. Я стала искать для Анны смертельную болезнь с яркими признаками, с помощью которых можно что-то играть. Консультировалась с врачами, ходила в больницы. И нашла — сухотку спинного мозга, когда у больного не работают руки, ноги и лабильна психика, то есть он может вести себя по-разному. То как ребенок, а то и очень агрессивно. Перепады настроения позволяют придумывать интересные решения разных сцен.

В спектакле, например, есть сцена, когда Анна проявляет любовь и заботу к мужу. А как это может сделать человек не ходячий, плохо говорящий и плохо двигающийся, для которого самая обыкновенная бытовая вещь — проблема? Я обострила обстоятельства и придумала, что Анна вяжет мужу свитер. Спицы для нее необыкновенно опасны, потому что координация движений нарушена, любое неловкое движение — и можно попасть в глаз. И это так обогатило сцену!

— У вас актерская семья?

— Муж у меня не актер.

— Он же учился вместе с вами и, по-моему, даже с вами снимался когда-то, в фильме «Подсадной»?

— Но однажды сказал: «Я не хочу этим заниматься». Хотя у него были все основания. Думаю, мой муж был бы очень интересным и большим артистом, если бы остался в театре, у него прекрасная природа. Он не любит театр.

— Сын Никита не собирается пойти по вашим стопам?

— Нет, нет. Ему шестнадцать, он учится в президентском кадетском училище, и сам его выбрал. Это не я настояла. В середине восьмого класса, во время зимних каникул, Никита просто каждый день твердил: «Мама, как мне стать кадетом? Как мне стать кадетом?» Я удивлялась, потому что раньше даже мысли не могла допустить, что ребенок пойдет по военной линии. Ничто не предвещало. Но моя мама всегда уважала мой выбор и научила этому меня. Я уважаю выбор ребенка.

Позвонила в приемную комиссию:

— Скажите, если мальчик очень хочет учиться в кадетском училище, может ли он перейти в него из общеобразовательной школы?

— Может. Приходите послезавтра на собеседование.

Мы пришли. На следующий день сына зачислили в училище, где он обучается уже третий год и очень доволен.

Никита абсолютно не похож на нас с мужем, потому что мы гуманитарии, художники, а он химик. Сейчас пишет научную работу. Химией увлекается очень серьезно, идет по военному направлению.

— А как Никита относится к актерской профессии?

Хельга Филиппова и Константин Шелестун
Хельга Филиппова и Константин Шелестун в спектакле «Господа проклятые», НДТ, 2021 год
Фото: Елена Дуболазова/НДТ

— До шести лет он вообще не знал, чем я занимаюсь. Ну ходит мама на работу, и все. Свои спектакли и фильмы я ему не показывала. Но однажды в детском саду Никите сказали, что его мама работает в театре, и он очень удивился. А потом как-то сказал: «Господи, какая у тебя скучная профессия!» У меня дыхание перехватило. Я спросила:

— Почему?

— Ну каждый день одно и то же.

— А какая профессия не скучная?

— Инженер. У него каждый раз новые задачи.

В детстве он меня часто удивлял своими высказываниями. В четыре года выдал такой перл: «Если женщина имеет детей, то в старости она будет бабушкой, а если женщина не имеет детей, то в старости она будет старухой». Или, помню, собираемся мы в детский сад, я говорю:

— Давай быстренько завтракай.

— Я уже поел. Сейчас мне пора в школу.

— А ты в школе учишься? — подыграла я.

— В третьем классе.

— И какие у вас предметы?

— Геометрия, математика и астрономия.

— Очень интересно, тогда отвечай: сколько планет в Солнечной системе?

— Девять.

— Какая самая большая звезда?

— Солнце.

Хельга Филиппова
Хельга Филиппова в спектакле «История доктора Дулиттла», 2021 год
Фото: Е. Горохова/НДТ

— И какая по счету от Солнца планета Земля?

— А об этом нам сегодня на уроке расскажут, — выкрутился Никита.

— Вы не нашли, что ему возразить по поводу «скучной» профессии?

— Я решила, что не буду его переубеждать. Знаете, в детстве у Никиты была очень киношная внешность. Его можно было снимать, и мне несколько раз это предлагали. Но я всегда говорила: «Если сын сам захочет заниматься актерской профессией, сознательно, то пусть занимается. А тянуть его в кино или кружки театральные я никогда не буду». Я вообще против детских театральных студий, потому что они, за редким исключением, ломают детей. Потом им сложнее поступать в театральные институты, потому что природа сломана. И сниматься для детей не очень полезно. Я знаю не одну трагедию.

Ребенок до девяти лет не может отделить себя от героя, дистанцироваться. Если он кого-то играет, то играет себя. А сценарии бывают разные, в том числе и очень страшные. И они влияют на детскую психику.

Никита, кстати, уже ходил на мои спектакли. А недавно я обнаружила, что он изучал мою фильмографию. Раньше не проявлял заинтересованности в том, чем мама занимается, и вдруг оказалось, что он в курсе того, где я снималась и снимаюсь, и что-то смотрит.

— Вам еще не предлагали преподавать?

— Я иногда это делаю. Но, по-моему, время еще не пришло. Нет, я могу преподавать, но это накладывает такую большую ответственность и отнимает такое количество времени, да практически все время, что я пока себе позволить такое не могу.

— За исключением педагогики вы открыты для любых новых вызовов и предложений?

— В общем-то, да. Как-то спросили: «Слушай, а ты не можешь снять рекламный ролик?» Я никогда этим не занималась, но ответила: «Да, было бы любопытно, давайте». И придумала очень интересную историю.

В другой раз предложили помочь с декорациями для спектакля НДТ «История доктора Дулиттла» и сделать маски для актеров. Я походила по магазинам, подумала, из чего их можно было бы быстро изготовить и чтобы они при этом были легкими. Взяла одноразовые тарелки и строительный фен, выложила на ведре контур маски из фольги и с помощью фена очень быстро сделала слепки, которые потом обработала и превратила в маски. Художник Андрей Севбо поразился, когда это увидел: «Господи, на то, чтобы сделать такую маску, нужно огромное количество времени. Изготовить слепки, залить формы и так далее. Это гениально».

— К вам обратились, потому что вы рукастая?

— Конечно, в театре же об этом знают. И у меня муж работал художником-декоратором. Одно время, когда театр не приносил денег и кино было не так много, мы с ним организовывали большие корпоративы. Я выступала в качестве режиссера, а муж занимался декораторством. Мы много чего мастерили вместе. Сейчас, когда я прихожу в строительный магазин и просто смотрю на какой-то материал, то уже знаю, как с ним обращаться и что в результате может выйти. Например, из пластиковой мочалки, если залить ее определенной краской, может получиться прекрасный парик для ангелочка.

Для «Истории доктора Дулиттла» я связала семь кошачьих шапок для актеров, ни одна из них не повторяется, они все разные. Смастерила из старых капроновых колготок усы и шапочки для тараканов. Когда возникла необходимость сделать костюм паука, сшила ему платье из распущенных капроновых колготок, получилась просто дизайнерская вещь. Помимо этого, я еще сделала обитателей морского дна — медуз, рыбок. Их актеры водили, как кукол. В свое время мне не довелось поучиться в художественной школе, картины рисовать я не могу, но теперь фактически занимаюсь прикладным искусством, потому что чувствую форму и материал.

Вообще человек может гораздо больше, чем думает сам. В нем заложено огромное количество способностей, о которых он узнает постепенно, открывая какую-то очередную «дверцу». Как-то общалась с художником, и он сказал, что каждый человек умеет рисовать, просто не каждый может справиться с барьерами. Например, тебе сказали: нарисуй стакан. Ты смотришь на него, и у тебя возникает куча барьеров — опасений, что ты неправильно передашь форму и цвет, неправильно расположишь светотень. И ты не рисуешь. А если тебя, например, попросить нарисовать печаль, ты справишься. Потому что печаль абстрактна и у каждого разная. Когда ты снимаешь барьеры, то отпускаешь себя, твой мозг говорит: «Да ты умеешь рисовать!»

В каком-то смысле я тоже постепенно снимаю барьеры. Сначала сняла рекламный ролик, потом небольшой фильм. В пандемию, когда большинство актеров сидели дома, я скачала специальные программы и стала рисовать мультики. У людей тогда вдруг образовалось огромное количество свободного времени, и можно было заняться тем, на что его не хватало раньше. Мы в театре должны были поддерживать контент в интернете, и я записала аудиорассказ. Потом решила, что просто слушать неинтересно, нужен визуальный ряд. И я создала его — из детских рисунков и огромного количества фотографий, найденных в Сети.

Хельга Филиппова
Человек может гораздо больше, чем думает сам. В нем заложено огромное количество способностей, о которых он узнает постепенно
Фото: Олег Мантуляк/из архива Х. Филипповой

Моя гордость на сегодня — фильм про Антарктиду для школы, в которой раньше учился Никита. Однажды там решили снять видео о полярнике, участвовавшем в 24 экспедициях на ледяной континент. Сначала дети записали для него видеовопросы, потом приехали к нему и записали видеоответы. Попробовали все это смонтировать и поняли, что смотреть невозможно, скучно. Обратились за помощью ко мне, и я сделала 30-минутное кино. Видео об Антарктиде собирала по кусочкам в интернете — по две, три, четыре секунды. Выкладывая фильм в Сеть, я обратилась к зрителям: «Если вы учитель географии, или учитель химии, или учитель биологии, или просто родитель, посмотрите обязательно этот фильм, потому что он реально очень интересный, покажите его детям». Сначала у меня было две тысячи просмотров. Сейчас не знаю, сколько их, не отслеживала.

Еще я помогаю студентам Санкт-Петербургского института кино и телевидения. Недавно снялась в студенческой работе. Редко на это соглашаюсь. Отказываюсь обычно на начальном этапе, а тут прочитала сценарий и подумала: интересно, но есть вопросы. Написала режиссеру. Она вышла на связь. Три часа мы с ней проговорили о том, что нужно сделать. Через неделю она прислала новую версию. Я увидела, что та переработана, и согласилась сниматься.

— Многие преподаватели жалуются, что нынешние студенты невежды, ничего не читают.

— Нет, что вы! Они читают больше меня, все смотрят. Во всяком случае, студенты института кино и телевидения, с которыми я общаюсь. Они такие тонкие, такие умненькие, делают такие интересные работы! Я получаю большое удовольствие от общения с ними. У нас растет замечательное новое поколение.

Как-то получила сценарий, написанный 25-летним человеком — Ильей Михеевым. Прочитав его, я подумала, что это круто, очень круто, и не могла поверить, что автор так молод. Ну не может такой юный человек так мыслить и писать! Он же был режиссером этой картины, и когда я пришла к нему на съемку, то была в полном восторге. Илья так необычно и тонко разбирал сцены и делал такие нестандартные предложения, что хотелось их сразу воплотить в жизнь. Фильм замечательный получился, называется «110».

У нашего кинематографа большое будущее, я в этом убеждена. Я являюсь режиссером-постановщиком церемонии открытия и закрытия Международного кинофестиваля студенческих работ звукорежиссеров «INтонации» и вижу эти работы. Там есть о чем подумать и поговорить...

Синоптик Вильфанд рассказал, когда в Москве выпадет снег — уверен в этом
Научный руководитель Гидрометцентра России Роман Вильфанд сообщил, что в ближайшее время москвичи могут не ждать осадков. Это связано с влиянием антициклона, который установился над столицей и продлится как минимум до начала следующей недели.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая