Тина Стойилкович: «Кто не рискует, тот не пьет шампанское»

Тина Стойилкович. Фото
Тина Стойилкович
Фото: Вадим Гортинский/Пресс-служба Театра Наций

«Помню, как после премьеры сериала «Москва слезам не верит. Все только начинается» Жора Крыжовников подошел к моим родителям. И мама с папой говорили ему: «Спасибо!» А он в ответ: «Это вам спасибо, если бы вас не было, не было бы нашего кино». И мама тут же начала плакать».

— Тина, когда я готовилась к встрече, читала вашу биографию и некоторые ваши интервью, честно говоря, была поражена. Я даже не представляла, что вы родом из Белграда. И путь у вас оказался очень непростым. Вы приехали в Москву совсем юной — без знания русского языка, культуры, без поддержки семьи и без денег. Считаете ли вы себя сильной девушкой?

— Да, да, да. Знаете, это понимание пришло ко мне не сразу. Когда мы снимали наш проект «Москва слезам не верит. Все только начинается», вдруг поймала себя на мысли: сколько всего я сделала! До этого просто шагаешь, не задумываясь. Мне было восемнадцать, когда я уехала. Я не понимала, что значит остаться одной, что значит жить в чужой стране, говорить на другом языке. Я вообще не осознавала масштаба. Все происходило на каком-то юношеском энтузиазме и максимализме, который всегда был частью моего характера. Я ехала налегке, с азартом, с ощущением: «Ну ладно, разберемся, как-нибудь оно получится». И, видимо, во мне было какое-то внутреннее желание идти вперед, не бояться. Поэтому сейчас, когда оглядываюсь назад или даю интервью, думаю: «Вот это я крутая!»

— Знаете русскую поговорку «Кто не рискует, тот не пьет шампанское»?

— Да! Мне так она нравится! Это прямо про меня, хоть я и не пью шампанское, но по ощущениям — в точку. И еще — «Игра стоит свеч». Вот именно такое у меня было состояние: я шла вперед, не зная, что ждет дальше, но ощущала — это того стоит. Мне казалось, что впереди открывается какая-то другая, новая жизнь, и я не могла позволить себе упустить этот шанс.

— Давайте тогда вспомним, как все начиналось. Откуда у вас появилось желание стать актрисой, несмотря ни на что?

— С самого детства мне нравилось бывать в театре. Маме давали специальные купоны, и время от времени мы могли ходить на спектакли. Чаще всего это были детские постановки — новогодние, пасхальные, к 8 Марта. У меня еще тетя работала телеведущей в передаче «Глобус-автобус» —детской программе про путешествия. Для меня это было потрясающе: тетя — в телевизоре! Потом она повела меня в театр кукол, и мне там очень понравилось. Вообще, я была ребенком, который мог буквально влипать в экран. Например, мультфильм «Бемби» пересматривала раз по десять подряд. Мама до сих пор рассказывает родственникам, что я приходила домой и могла весь день смотреть его снова и снова. Я так вовлекалась в этот мир — он был для меня волшебным, сказочным, не таким, как та реальность, в которой мы жили. А реальность была тяжелой: Белград бомбили, мы пережили войну, санкции, все это поствоенное серое время.

— Получается, театр и кино были для вас своего рода побегом в мир, где теплее и ярче?

— Именно так. Это было место, где все казалось лучше, красочнее, ярче. Но при этом я не только хотела смотреть со стороны, мне хотелось участвовать. Уже в детском саду, когда мы ставили утренники, спектакли, я получала огромное удовольствие. Хотя была очень стеснительной, почти неразговорчивой, у меня было мало друзей. Мама до сих пор удивляется, как я так изменилась, потому что тогда могла сидеть одна в углу с игрушками и ни с кем не общаться. А сейчас я абсолютно другой человек — открытый, разговорчивый, раскрепощенный.

Мне всегда нравилось придумывать истории, и я вовлекала в них свою младшую сестру. У нас был телефон-раскладушка Nokia 7373 — я использовала его как реквизит. Мне было лет десять, сестре шесть, и я устраивала целые постановки. Например, играла женщину, которая приходит помогать бедной семье, а сестра изображала несчастного ребенка, живущего в сарае. Эти сюжеты рождались под впечатлением от передач, где настоящие семьи участвовали в конкурсах, чтобы государство помогло им построить дом. Я обожала такие программы и переносила их в свои игры. Мы ставили настоящие спектакли: приходили соседи, друзья бабушки и дедушки, а я даже брала с них символическую плату — по одному динару. Все мое детство проходило в таком воображаемом театре.

Тина Стойилкович
Тина Стойилкович на съемках сериала «Москва слезам не верит. Все только начинается», 2025 год
Фото: Wink.ru

— Актрису в вас заметили довольно рано?

— Когда мне было лет двенадцать-тринадцать, а может, еще одиннадцать, моя первая учительница, которая вела с 1-го по 4-й класс, сказала маме: «Она очень талантливая, отдайте ее в актерскую школу». Так я оказалась в своей первой студии. Позже, уже в 5-м классе, учительница сербского языка и литературы посоветовала другую школу — одну из лучших в Белграде. Я туда поступила, но обучение оказалось слишком дорогим, и мама смогла оплатить только полгода. Тогда педагог сказал: «Может, это даже к лучшему. Если не форсировать, у нее сохранится желание быть актрисой, и оно станет только сильнее». Но даже этого опыта мне хватило, чтобы почувствовать профессию. Я проучилась один семестр — примерно полгода. Мы работали над речью, вниманием, делали специальные упражнения — это была полноценная актерская подготовка, и мне там очень понравилось.

А потом я оказалась в независимом андеграундном театре, которым руководил знаменитый югославский режиссер, в свое время оказавшийся под запретом. Он открыл собственный театр и набирал молодых ребят в массовку. Для меня все было невероятно: новые друзья, сцена, опыт, настоящая театральная атмосфера. Я была в восторге и все больше убеждалась, что хочу заниматься именно этим.

— Вариантов пойти в другую профессию не было?

— До того как я узнала о возможности учиться в России бесплатно, у меня действительно был план Б. Поступить в Белграде в театральный университет очень сложно, поэтому я продумывала два запасных варианта. Первый — учеба по направлению «криминальная психология» в Торонто: у меня был очень хороший английский, и там была сильная программа.

— В Торонто? Ничего себе!

— Да, там отличная программа по криминальной психологии. Тоже была возможность учиться бесплатно — требовалось сдать экзамены, чтобы получить стипендию. Второй вариант — криминалистическо-полицейский университет в Белграде.

— Почему именно криминалистика?

— В подростковом возрасте я смотрела много криминальных сериалов, меня завораживали истории о работе с малолетними — как их перевоспитывают, как помогают выбраться из сложных ситуаций. Эта тема участия в воспитании детей всегда была мне близка. Частично актерство для меня — тот же способ просвещения: через роль, сериал или фильм можно подарить людям эмоцию, заставить задуматься, натолкнуть на какие-то изменения. Мне хотелось делать мир лучше и помогать людям — и криминалистика казалась одним из способов. Конкретно меня интересовала работа с несовершеннолетними правонарушителями.

Сдала экзамены, мне сказали, что у меня хорошие шансы, и я этому обрадовалась. Знала, что потребуется физическая подготовка, но спортом занималась всю жизнь, поэтому думала, что справлюсь. Однако такой вариант существовал исключительно до того момента, как в моей жизни появилась Россия.

Иван Янковский и Тина Стойилкович
Иван Янковский и Тина Стойилкович на съемках сериала «Москва слезам не верит. Все только начинается», 2025 год
Фото: Wink.ru

— И вариант с Торонто не получил продолжения?

— Когда я узнала о возможности учиться в России и приехала в Москву, все остальные планы потеряли смысл. Я впервые увидела спектакли «Бег» Бутусова и «Евгений Онегин» Туминаса в Вахтанговском театре — и сразу поняла: никаких запасных вариантов больше не существует. Это был именно тот масштаб, о котором мечтала. Сравнивать Торонто с Россией уже не имело смысла — я знала, что хочу попробовать себя только здесь.

— Помните момент, когда сообщили родителям, что поедете в Москву и будете поступать на актерский?

— Помню хорошо. Я пришла из школы и рассказала: «Есть возможность учиться бесплатно в России, если меня туда возьмут на актерский». Папа посмотрел на меня и спросил: «Ты серьезно?» Он говорил, что в Белграде тоже можно учиться, но я отвечала: «Папа, это Россия, это Станиславский, это другой уровень». Он даже шутил: «Только через мою могилу». Я ответила: «Пап, мне уже восемнадцать, я взрослая, сама решаю, чего хочу. Ты меня не остановишь — это моя мечта». Он спорил: «Какая Россия? Ты там никогда не была!» А я сказала: «Вот и поеду».

— А ваши родители бывали в России?

— Нет.

— То есть представление о стране они имели только по учебникам?

— Да. Когда они учились в школе, русский язык был обязательным: Югославия тогда иначе относилась к России. У них осталось общее представление — несколько слов вроде «привет», «пока», «меня зовут». Если кто-то говорил очень медленно, можно было уловить смысл. А знания о стране сводились к картинкам из учебников: Красная площадь, Кремль, Петербург как самый красивый город. На этом все.

— Поэтому они были против?

— Конечно. Они твердили: «Нет, нет, нет». А меня это, наоборот, подстегнуло. Я всегда была бунтаркой. Больше всего меня ранило, что отец относился к моей мечте несерьезно. Все школьные постановки мама и сестра посещали, а он не пришел ни разу. Впервые на моем спектакле оказался уже в России, это был мой дипломный показ. Мы играли «Трех товарищей», я исполняла Пат. В финале выходим на поклон, и вдруг папа появляется с букетом, в слезах. Дарит его мне и не может остановиться. Я тоже заплакала, за мной — все однокурсники: они знали, как непросто мне давалась учеба, что я не раз была на грани. И знали, какой у меня строгий отец. Это впечатление на всю жизнь, я до сих пор пересматриваю видео, и у меня бегут мурашки.

Егор Кенжаметов и Тина Стойилкович
Егор Кенжаметов и Тина Стойилкович в сериале «Оффлайн 2. Уязвимость обнаружена», 2023 год
Фото: kinopoisk.ru

— Папа хотел, чтобы вы выбрали «нормальную» профессию...

— Да. Родители же мечтают, чтобы ребенок устроился в офис, получал стабильную зарплату... Если бы я поступала не на актрису, а, например, на менеджера по рекламе, отец, возможно, воспринял бы это спокойнее. Но сам факт моего отъезда из родного Белграда он пережил тяжело. Не понимал, зачем я хочу уехать. Моя идея с Торонто вызывала у него лишь скепсис: «Ну конечно, Торонто...» Криминалистика ему тоже не нравилась. В целом он хотел, чтобы я пошла по научной линии.

Я хорошо училась. Математика, физика, химия давались легко. Папа мечтал, чтобы я стала ученым, приносила пользу Сербии. Его задело, что уезжаю: будто я неблагодарна, будто мне мало того, что родители сделали. Он не мог тогда принять, что я бегу не от них, а навстречу своей мечте. И понял это только недавно, когда увидел результат. На премьере «Москва слезам не верит. Все только начинается» родители были поражены. Они ходили по городу, видели афиши, журналы, интервью и не верили, что это действительно я.

Мама это все фотографировала. Повторяла: «Это моя! Моя девочка, которую я носила под сердцем». Хотя и ей было тяжело принять мой отъезд. Долго родители жили с мыслью, что я вернусь: «Наиграется и прилетит». Когда я приезжала ненадолго, спрашивали: «Почему так быстро обратно? Что тебе там работать?» Они не понимали.

— А кто ваши родители по профессии? Они связаны с творчеством?

— Нет, совсем нет. Мама работает администратором-финансистом в большой компании, которая занимается замороженными продуктами. Папа — в торговле, перевозке и продаже продукции. Сам он оканчивал архитектурную студию, мама училась на эколога, но по профессии оба работать не смогли, пришлось идти в более простые, бытовые сферы. При этом они всегда любили кино, сериалы, музыку, фестивали — в этом смысле родители очень молодежные.

— Но все-таки отпустили?

— Меня невозможно было остановить. Я пять раз приезжала в Москву поступать: первый тур, второй, третий... Каждый месяц — январь, март, апрель, май, июнь. Между турами были большие перерывы, а я еще училась в гимназии в Сербии, поэтому постоянно возвращалась домой. Нам повезло, что тогда отец работал в аэропорту и для членов семьи были большие скидки. Это оказалось решающим. Было непросто: дорога, язык, неизвестность. Но в конце концов все решилось, и настал день настоящего отъезда.

Это была ночь с 26 на 27 августа. Мы в аэропорту с чемоданами, регистрация, паспортный контроль... И только тогда до нас дошло, что происходит. Сначала мама заплакала, потом сестра, потом и я. В тот момент мы все вместе осознали: я действительно уезжаю.

— А как вы поступали без знания русского? Или языки похожи?

Данила Краснов, Наталья Способина и Тина Стойилкович
Данила Краснов, Наталья Способина и Тина Стойилкович на съемках сериала «Многогранники», 2024 год
Фото: kinopoisk.ru

— Да, похожи. Если тебе говорят очень медленно, еще и жестикулируют, и все это на определенную тему, тогда можно понять. Но в первые дни было смешно и сложно. Помню, когда мы приехали, у иностранцев забирали паспорта. Ко мне подходит девушка и говорит: «Серия». У нас в Сербии «серия» — это сериал. Я стою, думаю: «Боже, в какой серии я успела сняться?» Говорю ей: «Нет-нет, я не актриса, но хочу быть актрисой». А она: «Серия паспорта». Я в ступоре — у нас ведь нет никакой серии, только номер. В итоге 20 минут пытались объясниться, пока я не поняла, что это такое. Чуть с ума не сошла.

Или другой случай. Я пришла на вступительные в джинсах и рубашке. Девушка посмотрела на меня и говорит: «Юбка». А для меня это слово ничего не значило, у нас юбка — сукня. Она показывает — я понимаю. Отвечаю: «Я не имею». Она: «Надо». А у меня ее просто не было, никто не сказал, что девочкам нужно приходить в юбке и на каблуках. Я стою и думаю: «Ну все, значит, не поступлю, если такие правила».

— Я, признаться, тоже не знала, что есть такой дресс-код.

— Да-да. Там свои порядки: девочки должны выглядеть как девочки, ноги должны быть видны. По крайней мере в Щукинском так. Может, в других вузах иначе. А я пришла — джинсы, рубашка, вид у меня самый заурядный. Стою в очереди. Встретила там еще одну девушку, объясняла ей на английском: «Я скажу текст, а ты поправь, правильно ли по-русски говорю». Она соглашается. Я говорю: «Я из Белграда». Она: «Нет, из Белгорода». Я ей: «Нет, из Белграда». А сама думаю: «Неужели сошла с ума? Я же знаю, откуда родом». Тогда даже не подозревала, что есть город Белгород. В итоге сказала ей: «Окей, забудь», — отошла и села.

Потом нас начали запускать в зал. Все это было дико: я не представляла, что заходишь десятками, что стоишь в одной группе с девятью другими, что выходишь по очереди, читаешь — и все слушают. Для меня это был шок. Вот очередь дошла до меня. Выхожу. Мне говорят: «Фамилия, имя, отчество». А я не понимаю, что это значит. Начинаю свой рассказ: «Здравствуйте, меня зовут Тина, я из Сербии, мне 18 лет, я хочу быть актрисой, мои родители из Сербии...» Они меня останавливают и быстро, в одно слово говорят: «Фамилия, имя, отчество». Я снова ничего не понимаю и опять свое: «Здравствуйте, я Тина...» Все начинают смеяться.

Спрашивают: «Вы по-русски говорите?» Я: «Да». Понятно было, что плохо. Тогда они говорят: «Ну почитайте на своем, на сербском». Я думаю: «Хвала Богу!» — как у нас говорят. С радостью начала читать. Они снова смеются. Потом: «А теперь на русском». Я начинаю, а они: «Нет-нет, лучше не надо».

— А что вы читали?

— Лермонтова — «И скучно, и грустно, и некому руку подать...».

— На русском?

— Конечно. Я серьезно готовилась. Но волнение мешало: вместо «грустно» у меня выходило «грусьно», вместо «подать» — «податьс». В какой-то момент они говорят: «Поднимите волосы». Я не понимаю, что это значит. Смотрю и отвечаю: «Нет». Они начинают показывать руками. А я даже не знаю, как сказать, что у меня нет резинки. У нас на сербском — гумица. Я им: «Я не имею гумицы», — и показываю пальцем кружочек. Все это выглядело очень комично.

Тина Стойилкович
Тина Стойилкович в сериале «Многогранники», 2024 год
Фото: kinopoisk.ru

А потом, когда дочитала, они сказали: «Ты очень интересная, но нужен язык». Я: «Да, да». И все равно они меня слушали серьезно. На последнем туре, когда снова читала на русском, меня попросили повторить на сербском, чтобы стало понятно: я не глупая, просто плохо говорю. И уже при Князеве и других я прочитала на своем языке.

— У вас был репетитор по русскому языку или занимались сами?

— В школе у меня была преподавательница, с ней я в основном и занималась. А когда поступила в институт, уже никаких репетиторов не было — моими настоящими учителями стали друзья и однокурсники. Моя лучшая подруга из Екатеринбурга, и она все время была рядом, помогала.

— Но у Екатеринбурга ведь тоже свой говор, свои словечки.

— Вот именно! Поэтому на первых пробах меня часто спрашивали: «Вы случайно не с Урала?» Мне это казалось смешным. Только потом поняла, что Дианка меня учила языку, а она-то с Урала. Хотя у нее идеальный русский, все равно кое-какие интонации во мне закрепились.

— Помните тот момент, когда вы уже увидели себя в списках поступивших, когда стало ясно: все, вы приняты?

— Помню. Настоящее ощущение, что все действительно случилось, когда нас собрали на сцене и выстроили в ряд. Стоим — человек тридцать с лишним. И вот тогда я поняла: все, вот оно. Даже не в тот момент, когда назвали мою фамилию. Девчонки обычно кричат, радуются, а у меня реакция была спокойная: «Прикольно». А вот когда мы выстроились в полукруг, нам начали что-то говорить... У меня сразу зажим: ничего не понимаю. Но я уже успела подружиться с ребятами, они потом пересказывали мне на английском. И именно тогда я почувствовала: начинается совсем другая жизнь.

— Но не было страха, что языковой барьер может мешать понимать педагогов и из-за этого вас могут отчислить?

— Нет, страха не было. Я всегда относилась так: «Да ну придумаю что-нибудь, сделаю, справлюсь». Но, конечно, это был тяжелый момент. Мне постоянно говорили, что я не буду работать в России.

В институте мне не раз твердили: «Ты плохо говоришь, не учишь, не становишься лучше. У тебя дикий акцент. Ты не будешь работать». И это повторялось не только там, но и на пробах. Приходишь, а тебе прямо в лицо говорят: «Господи, почему же нам не сказали, что вы не из России? Что она здесь делает?»

Тина Стойилкович
Мама все фотографировала: журналы, интервью, афиши, съемки. Повторяла: «Это моя! Моя девочка, которую я носила под сердцем»
Фото: Анастасия Милинец/из архива Т. Стойилкович

Бывали и педагоги, которые говорили: «Ты все равно вернешься в Сербию, будешь там работать в провинциальном театре», — а на мои просьбы помочь избавиться от акцента только разводили руками: «Это только сама. Слушать, слушать...» Я не понимала, что именно слушать — и так все время слушала русскую речь. И когда себя слышала, тоже не понимала, что не так выговариваю.

В какой-то момент я даже сказала родителям: «Мы больше не будем разговаривать по телефону, чтобы язык не привыкал». Общались только письменно. Я действительно очень хотела, чтобы у меня получилось заговорить по-русски. В меня почти никто не верил — разве что художественный руководитель Нина Игоревна Дворжецкая и педагоги Наталья Юрьевна Щукина и Дмитрий Николаевич Волков. Вот они поддерживали. А большинство думали: «Да она вернется в свою Сербию — и нормально ей будет».

— Это, наверное, очень сильно вас расстраивало.

— Конечно. Представьте: ты и так в чужой стране, говоришь на чужом языке, и тебе еще постоянно твердят, что ты «не такая», что должна быть другой, «более русской»... А я тогда вообще не понимала, что это значит. Было тяжело. Это стало настоящей травмой, которая преследовала меня не только в профессии, но и в личных отношениях. Я встречалась с мужчиной, и он все время повторял: «Ты не такая». Мы были вместе несколько лет, и все эти годы я доказывала ему, и себе, и окружающим, что «такая».

— В чем именно «не такая»? В менталитете, в восприятии мира?

— Да, в другом взгляде на жизнь, в менталитете. Не такая красивая, талантливая, умная. Абсолютно везде я чувствовала себя «не такой». И не могла принять, что не такая, какая ему нужна.

— Несколько лет с таким человеком... Вы выдержали долго.

— Да, потому что я доказывала и ему, и себе, и всем вокруг, что достойна. Эта тема очень долго тянулась за мной. И только недавно я смогла справиться с травмой — в том числе благодаря работе с психологом. Вдруг осознала: «Я уже здесь. Я состоялась. Кому и зачем все время что-то доказываю?»

Очень переживала, когда педагоги говорили: «У тебя ничего не получится». Но вместо того чтобы встать, развернуться и уйти со словами «это ваше мнение», я выбирала другое: «Я вам докажу, что молодец. Поверьте в меня». Сейчас понимаю, что это было следствием отсутствия внутренней опоры в очень важном возрасте. Мне было всего восемнадцать, когда я переехала в Россию, я никогда раньше не жила одна. А дома у нас всегда была теплая, поддерживающая атмосфера, где все берегут друг друга. Родители — это мой тыл, моя сила. Я вышла из дома счастливым человеком, которого любят безусловной любовью — не как актрису, а просто как человека. А здесь, в другой стране, мне этого не хватало, и я все время пыталась всем доказать свою ценность.

— Вы делились с родителями этими переживаниями?

Тина Стойилкович
Тина Стойилкович на съемках сериала «Государь», 2025 год
Фото: kinopoisk.ru

— Нет, никогда. Я никогда не плакала перед ними. Хотя столько раз бывало: прихожу из института, закрываюсь и реву в подушку. Или иду пешком от Арбата до «Баррикадной» — а наше общежитие было на «Полежаевской». Я обожала эти прогулки: просто шла, плакала и выпускала все. А потом звонила родителям и делала вид, что все нормально. Никогда с ними не делилась тем, как мне плохо, что в меня не верят. Была пара серьезных моментов, когда признавалась, что дела нехороши, но никогда не говорила: «Я уезжаю».

На четвертом курсе случилась отвратительная ситуация с одной студенткой и ее семьей, после которой я хотела вернуться домой. И в какой-то момент было ощущение, что весь мир ополчился против меня: студенты, их семьи, педагоги. Меня при всех унижали, настраивали против меня, как сейчас модно говорить, буллили. Мне тогда казалось, что все — конец.

Так как у меня не было никакого другого круга общения — весь мой мир сводился к институту, к однокурсникам и педагогам, — я думала: если они меня не принимают, значит, меня не принимает вся страна. В силу возраста, неуверенности и отчаяния я глобализировала частные ситуации.

— С чем это было связано? Зависть?

— Наверное, зависть, неуверенность в себе — разные причины бывают, и часто они не в тебе. Сейчас я это понимаю, но тогда казалось иначе. Наверное, поэтому я так люблю наш сериал: он про настоящую женскую дружбу, которая встречается нечасто. Редко складываются хорошие отношения между женщинами, почти всегда присутствуют зависть, интрига. Я много думала, почему так устроен мир. Выросла среди мальчишек. У меня все братья, только одна младшая сестра, на четыре года моложе. Всегда дружила с парнями, с ними было проще, а с девчонками хорошие отношения у меня редко получались.

— А сейчас у вас есть близкая подруга?

— Да, конечно. У меня есть три подруги из Сербии, с которыми мы уже семь лет не вместе. Не созваниваемся каждый день, не пишем друг другу постоянно, но остаемся очень близкими. Я знаю: что бы ни произошло, могу им позвонить и они мне тоже. И в России, как бы тяжело мне ни было, я нашла друзей. Вот моя Дианка из Екатеринбурга, Тоня — москвичка, Настюша из Питера, еще Даша из Рязани. Мы собрались впятером — все разные, но очень любящие друг друга и поддерживающие.

А еще я очень люблю Сашу Ревенко. Мы знакомы всего полтора года, ну, может, чуть больше, но ощущение, что она была в моей жизни всегда. Все говорят: актрисы не могут дружить, между ними всегда зависть. Это неправда. Если человек хороший, никакой зависти не будет. Помню, мы с Саней шли на одни и те же пробы. Я сказала: «Я иду на кастинг». Она: «Я тоже. Ты на эту роль? И я на эту». И нас поставили в один день, друг за другом. Саня говорит: «Я тебя подожду, когда закончишь. Не буду стоять здесь, выйду на улицу, пойдем потом кофе выпьем». Мы спокойно после проб пошли пить кофе. Какая разница, кто из нас получит эту роль? Я буду счастлива, если ее возьмут. Потому что это Саня, моя подруга. А для нее — то же самое. Вот это для меня и есть настоящая дружба и любовь.

— Тина, как начался ваш путь в кино? Вы уже в институте ходили на пробы?

— Да, с первого курса, постоянно. Конечно, отказы были. И сейчас это продолжается: даже после съемок в большом проекте отказывают.

Тина Стойилкович
Тина Стойилкович и Константин Плотников (II) на съемках сериала «Государь», 2025 год
Фото: kinopoisk.ru
Антон Хабаров и Тина Стойилкович
Антон Хабаров и Тина Стойилкович на съемках сериала «Казанова. В бегах», 2025 год
Фото: Ольга Смирнова/кинокомпания «Амедиа Продакшн»

— А я думала, что после больших ролей у актеров появляется больше предложений...

— Предложений стало больше, но утверждений почти не было. Вы даже не представляете, сколько людей говорили мне: «Ты снялась в «Москва слезам не верит. Все только начинается» и этим загубила себе карьеру». Если гадости пишут зрители — ладно, это их мнение. Но когда подобное говорят люди из профессии, я теряюсь.

— Но узнавать после «Москва слезам не верит. Все только начинается» вас точно будут. У вас еще такой запоминающийся голос...

— Вы бы знали, сколько хейта я слышала из-за своего голоса. Мне часто говорят: «У вас грубый голос, с хрипотцой». А я думаю: ребят, ну вот такая я родилась. Никогда не курила, не пила. Почему кто-то должен меня унижать или не любить только из-за тембра? Да, у меня такой голос. Кому-то он очень нравится, кому-то — нет.

Помню, как после спектакля меня встретила знакомая моей коллеги. Она сказала: «Ты такая красивая, но голос у тебя ужасный». И я стою, думаю: зачем? Даже если не нравится, можно же промолчать.

Пишут всякое, но, слава богу, я не читаю. Мне от этого плохо. Если в моих соцсетях начинается злость и агрессия, я просто удаляю эти комментарии. Считаю, что имею на это право. Хотите — пишите у себя на странице, но не в моем пространстве. Я против негатива. Не нравится сериал — ну так не смотрите, найдите другой и напишите про него что-то хорошее. Зачем тратить энергию на плохое, на то, что тебе не нравится? Неужели это интереснее, чем делиться добром и светом?

— Вы сейчас рассуждаете очень зрело, словно человек, который поработал с психологом. Но вначале все равно ведь было тяжело...

— Мне кажется, дело даже не в психологии, а в том, как тебя воспитывали, какие ценности были в семье. Меня родители никогда не ругали. Со мной с детства разговаривали как со взрослой. Я всегда спрашивала маму: «Как ты это умеешь? Я тоже так хочу». У нас в семье были любовь, поддержка, понимание. С детства мне повторяли: «Ты самая лучшая, самая прекрасная, самая нежная, самая талантливая». Даже если я вытворяла глупости и меня ругали, это все равно было с любовью. Я привыкла к такому общению — нежному. И очень тяжело переношу крик. Если на меня кричит режиссер, сразу зажимаюсь. Хотя понимаю, что это может быть не на меня лично, а на ситуацию, все равно мне становится очень плохо.

В начале пути я переживала очень, а сейчас, если кричат, просто переключаю внимание, игнорирую, дышу.

Понимаю, что мне очень повезло. Я осознала это, уже повзрослев, когда увидела, как бывает у других в семье. И тогда подумала: «Господи, как же мне повезло с родителями!» Все время им говорю: «Спасибо, я вас люблю. Спасибо за то, что вы такие, и за то, что вложили в нас с сестрой столько любви и света».

Константин Фридовский и Тина Стойилкович
Константин Фридовский и Тина Стойилкович в спектакле «Пастух и пастушка», Театр Наций, 2025 год
Фото: Иван Пономаренко/Пресс-служба Театра Наций

Помню, как после премьеры сериала Жора Крыжовников подошел к моим родителям. И мама с папой говорили ему: «Спасибо!» А он в ответ: «Это вам спасибо, если бы вас не было, не было бы нашего кино». И мама тут же начала плакать.

— Для родителей услышать такие слова — это, наверное, счастье.

— Конечно. Мои родители не идеальные, но я их так люблю, так благодарна им!

— Давайте продолжим с «Москва слезам не верит. Все только начинается» — громким, заметным проектом, вышедшим этой осенью в онлайн-кинотеатре Wink. Как проходили пробы? Вас долго утверждали или все произошло неожиданно и быстро?

— Как мне потом рассказали, до меня искали героиню почти год. Перепробовали массу кандидаток, а я пришла — и все сразу сложилось. Изначально мне даже не объяснили, что это проект Жоры Крыжовникова и Оли Долматовской, просто прислали текст для самопроб. Я записала видео, и меня пригласили на очные пробы. И только там я увидела режиссеров.

— Помните первые ощущения от встречи?

— Да, и они были очень теплые. Мне понравилось, что все проходило просто и по-человечески: «Привет-привет, как дела? Ну, расскажи о себе». Мы поговорили, посмеялись, я вспомнила какие-то свои истории про Москву. А потом: «Ну, давай пробы писать». И это сразу расположило. Жора, несмотря на медийность и огромный успех, оказался абсолютно простым и открытым человеком. Не сноб, не звезда, а настоящий собеседник. И это правда редкость. Очень часто приходишь на пробы — и видишь надменность, желание продемонстрировать, «как надо». Причем встречается это и у взрослых режиссеров, и у молодых, что удивляет еще больше. Ведь можно же по-человечески. Мы же все хотим классно работать?

— А сами съемки сериала какими запомнились?

— Это было бесконечное счастье, щенячий восторг. Для меня — самый любимый проект. У меня были и хорошие работы, и сложные. Например, первый важный опыт с Кириллом Плетневым в сериале «Оффлайн» до сих пор тепло вспоминаю. Но здесь совпало все: история, стиль, жанр — именно то, что близко душе, о чем я мечтала. Тем более это мюзикл — особая, сказочная форма, не социальная драма.

— Как вам работалось с Иваном Янковским? Говорят, он очень хороший человек...

Тина Стойилкович и Константин Фридовский
Тина Стойилкович и Константин Фридовский в спектакле «Пастух и пастушка», Театр Наций, 2025 год
Фото: Иван Пономаренко/Пресс-служба Театра Наций

— Это правда. Ваня — потрясающий партнер. Тактичный, добрый, заботливый. Всегда предлагал куртку, когда было холодно, поддерживал в сложные моменты, умел разрядить атмосферу шуткой. У нас оказалось много точек соприкосновения, например общая любовь к спорту. В итоге сложились теплые дружеские отношения. Он совсем не звезда в плохом смысле этого слова: всегда приходил готовым, вопросы задавал только по делу. Никакой «зазнайки», никакой показной звездности.

— Взрослую героиню в картине сыграла Марина Александрова. Как вы восприняли такое решение?

— Для меня это было потрясение. Изначально пробовали сделать так, чтобы я сама сыграла и молодую, и взрослую героиню. Начали накладывать грим, «состаривать» меня: морщины, тени — все как положено. Но очень быстро стало ясно: это не работает. Женщина в 40 лет выглядит иначе. Современные женщины этого возраста часто выглядят прекрасно, и моя «искусственная» версия смотрелась неправдоподобно. Все немного расстроились, сказали: «Пока заходим в съемки, а там посмотрим, как будет дальше».

И вот однажды Оля Долматовская на одном мероприятии увидела Марину Александрову. И говорит Жоре: «Смотри, вон Тина!» Она в первый момент действительно приняла ее за меня. Потом пригляделась: «Нет, это Марина. Боже, какие они похожие! Какая Марина красивая, какая в ней зрелость, настоящая героиня!» Помню, как Оля потом подошла ко мне на смене — счастливая, сияющая — и сказала: «Я тебя нашла! Нашла твою взрослую версию!»

— Тина, как вы относитесь к тому, чтобы смотреть себя на экране?

— Для меня это всегда тяжело. Я очень субъективна, не могу спокойно ебя видеть. Мне кажется, что все не так, все нужно переснимать, и этот процесс может стать бесконечным. Поэтому принципиально не подхожу к плейбэку. Но есть ситуации, когда так все же надо сделать, и этому я учусь у других актеров. Вот, например, Настя Талызина: она может сразу посмотреть дубль, отметить, где лучше, где хуже. А я так не умею пока.

— А помните первый раз, когда увидели себя в кадре? Какой был ваш первый проект?

— Формально моим первым проектом стала «Герда» Натальи Кудряшовой: там у меня было всего два съемочных дня, но на премьеру я не попала и себя так и не увидела. Настоящим же экранным опытом для меня стал «Оффлайн». Когда посмотрела его, то осознала, какая это огромная работа: вспоминала каждый съемочный день, как создавались сцены. Этот проект стал для меня полноценным шагом в кино — эмоциональным, важным, совершенно другим по сравнению с театром или институтом, где все устроено иначе.

Именно после «Оффлайна» обо мне заговорили как об актрисе: стало понятно, что я могу играть, что есть внешность. И самое главное — режиссер поверил в меня. Хотя Кирюше пришлось переписать весь сценарий, сделать мою героиню сербкой, чтобы оправдать акцент. А во втором сезоне он уже смеялся и говорил: «Чего ты так хорошо говоришь, блин?»

— Как вы этого добились?

Сергей Епишев и Тина Стойилкович
Сергей Епишев и Тина Стойилкович в спектакле «Друзья», Театр Наций, 2024 год
Фото: Ира Полярная/Пресс-служба Театра Наций

— Опыт, постоянное общение с людьми — так постепенно речь становилась чище. А для «Москва слезам не верит. Все только начинается» мне даже выделили персонального педагога из Школы-студии МХАТ, Наталью Волошину, и мы занимались индивидуально, чтобы акцент совсем не был слышен. Теперь, спустя семь лет в России, я чувствую язык, понимаю юмор, легко подхватываю русские словечки.

— Знаете, я брала интервью у актера-австрийца, он давно живет в России, прекрасно говорит по-русски, но все равно чувствуется — чужестранец. Акцент, интонации... А с вами такого ощущения нет.

— Думаю, тут сыграла роль братская близость Сербии и России. Я искренне люблю Россию, люблю русский язык, мне здесь все очень нравится. Я в восторге от русской поэзии — Пушкина, Лермонтова. В Сербии, например, вообще невозможно, чтобы ударение падало на последний слог, поэтому стихи звучат по-другому. А когда я впервые начала читать русскую поэзию, просто обомлела — какая это красота! Русский язык музыкален, звучит удивительно. Я правда очень люблю его, и, наверное, поэтому так легко и смело влилась в среду. Еще важно, что с самого начала не стала держаться за сербскую диаспору. Часто бывает: человек уезжает в другую страну, но остается в своем круге, не учит язык. Я таких русских знаю в Белграде: живут три года и не говорят по-сербски, только в своей компании общаются. Это не мой стиль. Я сознательно выбрала другое. У меня здесь все друзья русские, и, кстати, многие знакомые сербы, живущие в Москве, тоже отлично говорят по-русски.

— А у вас на родине уже знают, что вы актриса?

— Нет. Там я чужая. Всегда шучу: в России я как будто не русская, а в Сербии — не сербка. Снялась в одном фильме — и все, особого следа это не оставило. Пока в Сербии не выйдет какой-нибудь сериал или фильм с моим участием, обо мне там не узнают. Я мечтаю, чтобы «Москва слезам не верит. Все только начинается» показали в Сербии. Там еще Милош Бикович сыграл, а он ведь не только актер, но и продюсер. Очень надеюсь, что именно он поможет сделать так, чтобы «Москву...» показали.

— Кстати, он же тоже из Сербии. Вы с ним знакомы?

— Да, познакомились на фестивале в Ханты-Мансийске. Там же я встретилась с Кустурицей — невероятное впечатление.

— Разговаривали на русском?

— Сначала на сербском. Но когда перешли к работе, стало удобнее говорить по-русски.

— Сегодня вас можно назвать успешной актрисой не только в кино, но и в театре. Причем вы играете на одной из главных сцен Москвы — в Театре Наций. Как сложился ваш путь туда?

Тина Стойилкович и Олег Савцов
Тина Стойилкович и Олег Савцов в спектакле «Друзья», Театр Наций, 2024 год
Фото: Ира Полярная/Пресс-служба Театра Наций

— В Театр Наций меня пригласил режиссер Олег Долин. Он увидел меня на одном из экзаменов в Щукинском институте и позвал на кастинг в свой спектакль «Лекарь поневоле». Это был мой четвертый курс, и я, как полная идиотка, пропустила приглашение — просто не посмотрела почту. Потом долго себя корила: как я могла так упустить шанс?

Через год у меня снова был вариант ввестись в спектакль, уже другой, но началась спецоперация, работа с иностранными режиссерами встала на паузу. Тем не менее меня уже запомнили. Кастинг-директор Анна Гусарова видела меня и позже пригласила на открытые пробы. Один из таких кастингов был грандиозным — участвовало около двухсот человек. Это был проект японского режиссера Мотои Миуры «Друзья», и я его прошла. Миура выбрал меня, а потом на репетиции пришел Евгений Витальевич Миронов, ему понравилась моя работа, и он предложил меня Сергею Сотникову в спектакль «Пастух и пастушка».

Сейчас в Театре Наций у меня два проекта — «Друзья» Мотои Миуры и «Пастух и пастушка». Еще один спектакль запланирован, но он появится только через год.

Работа с Мотои Миурой стала для меня невероятным впечатлением: это был культурный и творческий микс, когда артисты из разных школ — МХАТ, «Щука», ГИТИС — сошлись вместе и стали настоящей командой. Мы очень сдружились, каждый привнес в спектакль часть себя, и получилось что-то общее, редкое.

А в «Пастухе и пастушке» совсем другой коллектив, но такой родной, что я их просто обожаю. Настолько талантливые, смешные, умные ребята — мне с ними так легко и хорошо. Там я познакомилась с Мариной Дровосековой: я раньше ее не знала, думала, что она «большая актриса», а оказалось — удивительно простая, открытая, даже подарила мне баночку собственного варенья в начале сезона.

Вообще, в Театре Наций особая атмосфера. Там не задерживаются «не те» люди — начиная с администрации и заканчивая костюмерами и артистами. Все строится на уважении, любви и творчестве. Это не про самолюбование и амбиции, а про настоящее искусство и желание создать историю.

— Родители приезжали на ваши премьеры?

— Да, они были на «Пастухе и пастушке». Это было особенно интересно, потому что они не знали текста, не были знакомы с произведением, а в этом спектакле слово играет огромную роль. Мне было важно понять, что они воспримут. И они все почувствовали, все поняли. Какие-то детали могли ускользнуть, но в целом уловили смысл и энергию. Для меня это стало показателем: значит, мы сделали хорошую работу.

— Наверное, они очень гордятся вами?

— Очень. Хотя до сих пор находятся в каком-то легком шоке. Мама иногда пишет: «Тина, ну ты же актриса!» А я отвечаю: «Да, мам, вообще-то да, я актриса». Она: «Невероятно!» Папа все время рассказывает друзьям и родственникам истории про меня, повторяет одно и то же по пять раз. Мама шутит, что остановить его невозможно.

Тина Стойилкович
Папа все время рассказывает друзьям истории про меня, повторяет одно и то же по пять раз. Мама шутит, что остановить его невозможно
Фото: Мария Цветкова/из архива Т. Стойилкович

— За время вашей работы вы встретили много известных, талантливых людей. Были ли слова или советы, которые для вас стали по-настоящему важными?

— Да. Мне очень помог проект «Москва слезам не верит. Все только начинается». С ним я внутренне повзрослела. Перестала искать опору вовне и начала чувствовать ее в себе. Жора Крыжовников поверил в меня, дал роль, и мы работали так, что, даже если что-то не получалось, он всегда был уверен: получится. Никогда не сомневался. Иногда давал советы, которые казались актерскими разборами, но на самом деле были жизненными. Например, у нас была сцена с Ваней, и он сказал: «Что ты стараешься перед ним? Если он не хочет тебя принять, зачем?» Такие простые слова вдруг меняли угол зрения, помогали по-другому относиться и к роли, и к жизни. Он очень точно чувствует людей.

— Вам нравится, как развивается ваша карьера? Или бывают моменты, когда вы боитесь, что что-то идет не так?

— За последние полгода было проектов пять, куда я очень хотела попасть, но меня не утвердили. Переживала, а потом поняла: надо расслабиться, наслаждаться жизнью. Все твое придет.

Когда ко мне пришел проект «Москва слезам не верит. Все только начинается», я была в ужасном состоянии. Мне казалось, что у меня никогда не будет ни семьи, ни любви, чувствовала себя разбитой, долго жила одна. И тут пришла «Москва...» — как спасение. А вместе с ней пришел и мужчина, которого я полюбила. Все произошло в один период и буквально перевернуло мою жизнь.

— То есть сейчас можно сказать, что вы в отношениях?

— Да. У меня прекрасный мужчина, которого я очень люблю. Он моя опора и поддержка.

— Он тоже актер?

— Да. Но пока не хочу говорить, кто именно.

— Не ревнуете друг друга к партнерам по съемкам? В вашей профессии ведь часто бывают сцены поцелуев, близости.

Тина Стойилкович
Мне очень помог проект «Москва слезам не верит. Все только начинается». Я внутренне повзрослела. Перестала искать опору вовне
Фото: Мария Цветкова/из архива Т. Стойилкович

— Конечно, неприятно. Но это часть работы. Ты знаешь, что за этим ничего нет. Все упирается в доверие: либо оно есть, либо нет. Человек может изменить и соврать где угодно, а не только на съемках. Поэтому важно принимать: если я люблю и доверяю, то принимаю все — и профессию, и обстоятельства. Да, неприятно смотреть, когда он кого-то целует в кадре, но я понимаю: это не по-настоящему.

— Ну а когда вы целуетесь с Ваней Янковским, ему, наверное, тоже не очень приятно?

— Думаю, да.

— Вы давно вместе?

— Не так давно. И начались отношения очень забавно. Первое, что я ему сказала, когда мы встретились и просто пошли гулять: «Никаких актеров, никогда!» Я была уверена, что их в моей жизни больше не будет, что все актеры — плохие партнеры. А он меня убедил, что другой.

Вдохновляющие подарки к Новому году от Newby Teas
Подарочный набор «Селестиал» – приглашение в мир античных легенд. Его роскошное оформление в сине-золотых тонах переносит в эпоху богов Олимпа. Внутри вас ждет 12 уникальных купажей Newby, среди которых Нефритовый Улонг, Верхний Ассам, Масала Чай и другие. Подобно олимпийским богам, каждый сорт обладает собственным, ни на что не похожим характером – от цветочной нежности до выразительной терпкости. Как и Апполон, Зевс и Афродита, чьи образы вдохновили дизайнеров Newby на создание набора, каждый чай олицетворяет вневременные ценности. Особое внимание заслуживает экологичная упаковка каждой пирамидки из биоразлагаемого материала, компостируемого даже в домашних условиях.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая