Нелли Гаранян: «Он говорил: «Я не могу дирижировать голодными музыкантами»

«Жора всегда брал саксофон с собой, даже в отпуск. Помню, в каком-то гостиничном номере, чтобы никому не мешать своей игрой, он вошел... в шкаф и там немножко позанимался»
Елена Цыганкова
|
01 Августа 2024
Георгий Гаранян. Фото
Георгий Гаранян
Фото: Игорь Гаврилов/из архива Н. Гаранян
Нелли Гаранян
«Жора говорил: «Четвертая — самая любимая». А еще я не раз слышала от него: «Я всю жизнь тебя искал». И когда мы возвращались откуда-нибудь домой, он обычно говорил: «Ты была лучше всех». Нелли Гаранян, 2023 год
Фото: Василий Редкин/из архива Н. Гаранян

«Жора всегда брал саксофон с собой, даже в отпуск. Помню, в каком-то гостиничном номере, чтобы никому не мешать своей игрой, он вошел... в шкаф и там немножко позанимался».

— Георгий Арамович часто заканчивал свои концерты знаменитой джазовой пьесой «Караван». И объявлял он ее всегда одинаково: «Какая песня без баяна, какой же джаз...»

— Без Гараняна!

— Да, зал всегда хором заканчивал эту фразу именно так, хотя подразумевалось: без «Каравана». А действительно, какой же джаз без Гараняна?

— Ну какой джаз... Отвечу не как жена Георгия, а как журналист, который всю жизнь писал и снимал телесюжеты о культуре: роль Гараняна в советском джазе огромна. Когда-то я спросила его: «Что ты считаешь самым важным из того, что сделал?» И он, знаменитый музыкант, создавший три прекрасных биг-бенда и легендарный ансамбль «Мелодия», композитор, чья музыка звучит в «Покровских воротах» и других любимых миллионами фильмах, непревзойденный виртуоз-саксофонист, сказал: «Может быть, учебник?»

— О каком учебнике речь?

— Гаранян написал учебник по аранжировке, по которому учатся все джазовые музыканты. Это реальный бестселлер. И представляете, этот уникальный учебник написал человек без музыкального образования! Ведь Георгий — инженер, окончил Станкин по специальности «Приборы точной механики».

— Но вклад Георгия Гараняна, конечно же, неизмеримо больше, чем учебник по джазовой аранжировке...

Георгий Гаранян, Мурад Кажлаев, Вадим Людвиковский, Юрий Саульский, Олег Лундстрем и Богдан Троцюк
«Георгий как-то сказал: «Я был единственным в мире дирижером симфонического оркестра без музыкального образования». Георгий Гаранян, Мурад Кажлаев, Вадим Людвиковский, Юрий Саульский, Олег Лундстрем и Богдан Троцюк, начало 60-х годов
Фото: из архива Н. Гаранян

— Конечно. Процитирую слова Владимира Чижика, гениального джазового трубача, друга Георгия. Он говорит, что Жора всю страну научил играть свинг (это такое направление в джазовой музыке). «Мы не понимали, почему у нас это не получалось, — говорит Чижик. — А Жора благодаря своим математическим мозгам во всем разобрался, пришел в оркестр и сказал: «Я все понял: трубы играют так, тромбоны — так, а саксофоны — вот так!» И действительно, все сразу получилось! «Но самое главное, — продолжает Чижик, — это то, что Гаранян стал писать аранжировки в этом формате. Теперь все было в нотах, и любой джазовый музыкант мог легко свинговать».

— Ох, в какие музыкальные дебри мы забрались! Давайте выбираться! Вот в 70—80-е годы огромной популярностью у нас в стране пользовался инструментальный ансамбль «Мелодия» под руководством Георгия Гараняна. Это же «Мелодия» записала пластинку Владимира Высоцкого, ставшую легендарной?

— Да, и Андрея Миронова с песнями Яна Френкеля. И Александра Калягина с песенками кота Леопольда. И еще многих-многих других музыкантов и артистов. Алексей Рыбников говорил мне, что он ходил по кабинетам и выколачивал для записи «Мелодию» и только «Мелодию» — тогда все хотели записываться именно с ней, потому что знали, что это гарантированное качество.

Музыка в исполнении ансамбля «Мелодия» звучит в огромном числе кинофильмов — «31 июня», «Романс о влюбленных» — всех не перечесть. Но уникальность «Мелодии» прежде всего в том, что она стала исполнять музыку советских композиторов в джазовой обработке. Это было, можно сказать, рождением нового направления в джазе.

— Нелли, а Георгий Арамович застал те времена, когда джаз в нашей стране считался чуждым, инородным для советского человека искусством? «Сегодня он играет джаз, а завтра — Родину продаст!» — под этим лозунгом с джазом неутомимо боролись...

— Застал, конечно! Жора рассказывал, как, когда он учился в Станкине и играл в студенческом оркестре, ребят вызывали в комитет комсомола и на полном серьезе угрожали: «Мы вам саксофоны-то разогнем!» Это ж надо было додуматься до такого! Жора помнил, как в газете «Правда» писали: «Пагубный пример утери самостоятельности показывают эти стиляги, которые идут на поводу у западной культуры...» Это все было при нем. И поэтому, когда я недавно прочитала интервью молодого музыканта, который утверждает, что «запрет джаза в СССР — это миф», я подумала: «Ну а ты-то откуда это можешь знать?»

Так что «Мелодия» не зря родилась! Если бы джаз не запрещали, может, Георгию и не пришла бы в голову такая мысль, что надо играть советскую, всенародно любимую музыку, но... в джазовой обработке. А знаете, как появился ансамбль «Мелодия»? Это же произошло после разгона эстрадного оркестра под управлением Вадима Людвиковского, в котором Жора работал саксофонистом и вторым дирижером. Это был один из самых ярких оркестров нашей страны. Но его закрыли и уволили всех музыкантов. Композитор Матвей Блантер, автор песни «Катюша», пытался защитить оркестр, пошел к Сергею Лапину, главе Гостелерадио, старался его убедить: «Это же такой хороший оркестр! Его даже Би-би-си передает!» — «Вот поэтому они нам и не нужны!» — отрезал Лапин. 

Тогда музыкантам стало понятно, что джаз никогда не будет «любимым ребенком» у нас в стране, что в любой момент могут снова полностью закрутить гайки. И чтобы в этих условиях все-таки продолжать играть джаз, Гаранян и Чижик создали новый ансамбль из числа музыкантов оркестра Людвиковского. И они стали исполнять любимую советскую музыку в джазовом ключе. И первая же выпущенная ими пластинка разлетелась тиражом в четыре миллиона экземпляров. На заре создания ансамбля Чижик говорил: «Знаешь, Жора, у меня такая мечта — вот мы с тобой идем, например, по Новосибирску или по Костроме летом, окна распахнуты, и оттуда звучит наша музыка». И ведь они это сделали! Так потом и было. Музыка в исполнении ансамбля «Мелодия» действительно гремела из всех радиоприемников и телевизоров.

Георгий Гаранян
«Когда-то Жору, перспективного молодого саксофониста, принял в свой оркестр сам Олег Леонидович Лундстрем. А потом, спустя годы, он передал Гараняну дирижерскую палочку лидера оркестра». Георгий Гаранян, 70-е годы
Фото: из архива Н. Гаранян

— И все-таки как же так получилось, что человек без музыкального образования стал выдающимся музыкантом?

— А потому, что Георгий был очень устремленным. Как он сам говорил, ставил перед собой цели и их реализовывал. Сначала захотел стать музыкантом, саксофонистом. Стал. Потом — дирижером. Стопроцентное попадание! Затем — композитором, аранжировщиком. Причем вот именно в такой последовательности, потому что Жора считал, что аранжировщика не бывает без композитора. И опять все получилось. Причем каждый раз Георгий устанавливал себе самую высокую планку — иначе не мог. А однажды Жора мне сказал: «Слушай, а все музыканты признают, что я музыкант другого уровня». Я говорю: «Признают, несомненно, иначе как бы ты руководил оркестром?»

— А причем тут был Станкин, технический вуз, если Георгий Арамович хотел стать музыкантом?

— Георгий поступил туда исключительно ради своего отца, инженера, потому что очень уважал и почитал его. Это отец сказал ему: «Надо получить настоящую профессию, а потом занимайся чем хочешь». Он видел интерес сына к музыке, но не воспринимал это всерьез, считая напрасной тратой времени. Жору поддержала мама. Однажды она пошла к соседке, учительнице музыки, и попросила: «Можешь позаниматься с Жорой?» Та сказала, что у нее совсем нет времени. Тогда мама Жоры предложила: «А давай я тебе компенсирую твое время? Есть что-то, что ты не любишь делать дома?» — «Белье не люблю стирать», — сказала соседка. На том и договорились: пока Жора занимался с учительницей фортепиано, мама стирала белье. Но занятия быстро закончились, потому что он не хотел играть гаммы. Выучил сразу «Венгерскую рапсодию» Листа и «переиграл» руки. Учительница сказала: «Музыкантом тебе не быть!»

А джазом Жора заболел, посмотрев американский фильм «Серенада солнечной долины», где играет знаменитый биг-бенд Гленна Миллера. Жора ходил на этот фильм семь раз — так ему понравилась музыка! Тогда он понял, что хочет играть только джаз. Поэтому в Станкине первым делом создал музыкальный ансамбль, где сам играл на клавишах. А когда Жора принес домой саксофон и стал на нем заниматься, отец чуть не выгнал сына из дома. Но, как обычно, на помощь пришла мама Жоры.

— Георгий Арамович говорил вам, почему он выбрал именно саксофон?

— Счастливое стечение обстоятельств. Староста группы попросил Георгия отнести саксофон в починку. Жора отнес, потом пришел забирать инструмент из ремонта, дунул, чтобы посмотреть, как починили, и ему это понравилось. Так все и началось. Джаз, который играли в Станкине будущие инженеры, пользовался огромной популярностью не только в своем институте. Туда приходили послушать музыку и потанцевать студенты со всей Москвы. А потом Жора окончил институт, получил «настоящую» профессию, как хотел его отец, и пошел... в Москонцерт. Саксофонистом. Работал в разных ансамблях — начал с Эдит Утесовой, а потом пошел в ЦДРИ к Юрию Саульскому, в оркестр «Первый шаг».

— Как легко у него все получилось!

Георгий Гаранян
Георгий Гаранян на джаз-фестивале, 1965 год
Фото: из архива Н. Гаранян

— Это только так кажется. На самом деле за этим стоял огромный труд и упорство Георгия. Он рассказывал, как, занимаясь часами, разбивал губы в кровь и подстилал, спасая пол, газетку. Как дирижер однажды сказал ему после репетиции: «А завтра можешь не приходить, у нас концерт». «И я понял, — сказал Жора, — что на репетициях я играть мог, а вот на концерт меня не зовут, потому что там будут играть только мастера». И он стал заниматься еще больше. В какой-то момент отчаялся, решил, что у него ничего не выйдет, бросил занятия. Но через неделю все-таки не выдержал, взял саксофон — и звук пошел, полился так, как ему хотелось.

— А в те годы, наверное, купить саксофон было непросто?

— Вот этого я не знаю. Но то, что к инструменту своему он относился очень трепетно, — это я видела. Долгое время Георгий не давал мне даже прикоснуться к его саксофону. Жора очень любил играть, но никогда не мучил своими репетициями соседей. Помню, как мы ехали в лифте вместе с соседкой, и Жора спросил у нее: «Надеюсь, я не очень шумлю?» — «Вы очень мало шумите, — с сожалением сказала она. — Мне жалко, что я живу за три этажа от вас. Вот соседям, которые живут выше, повезло больше».

И надо сказать, что обычно Жора занимался очень мало, так, дунет пару раз — и все. Но он всегда брал саксофон с собой, даже в отпуск. Помню, в каком-то гостиничном номере, чтобы никому не мешать своей игрой, он вошел... в шкаф и там немножко позанимался. Был и еще один способ никого не беспокоить: Жора мог заниматься без инструмента, только с одним мундштуком — чтобы губы не теряли упругость, чтобы дыхание сохранялось.

— На каком саксофоне играл Гаранян? Это же имеет огромное значение для музыканта-профессионала.

— Георгий коллекционировал саксофоны, и каждый из них (а он играл на всех) имел большую ценность. Одному — более ста лет, он 1904 года выпуска, это американский инструмент фирмы Conn, редчайшая вещь. Сейчас все пять саксофонов Гараняна находятся в Российском национальном музее музыки. Их все можно будет увидеть на выставке, которую готовит музей к 90-летию Георгия — оно широко будет отмечаться в этом году.

— Джаз — это огромная, но все-таки часть жизни Георгия Арамовича. Расскажите, пожалуйста, о его работе в кино.

— Георгий был дирижером Государственного оркестра кинематографии. Он записал музыку более чем к двумстам фильмам. К «Иронии судьбы...», например. А в «Бриллиантовой руке» Андрей Миронов танцует на палубе под саксофон Гараняна. Как отрицательный персонаж, замечу. И в мультике «Ну, погоди!» в одной из серий тоже звучит саксофон Георгия и уже упомянутая джазовая пьеса «Караван». Надо сказать, в советских фильмах и мультфильмах отрицательных персонажей всегда озвучивали джазом. Но вообще оркестр кинематографии был не джазовым, а симфоническим. И Георгий как-то сказал: «Я был единственным в мире дирижером симфонического оркестра без музыкального образования». Кстати, вспомнилась одна смешная история, мне рассказал ее не Георгий, а человек, который был участником той же телепередачи. 

Георгий Гаранян
«Как приглашенный дирижер Георгий немало ездил по стране, дирижировал местными оркестрами и выступал там как солист». Георгий Гаранян, 2007 год
Фото: Павел Корбут/из архива Н. Гаранян
Георгий Гаранян
«Сейчас все пять саксофонов Гараняна находятся в Российском национальном музее музыки. Их можно будет увидеть на выставке, которую готовит музей к 90-летию Георгия — оно широко будет отмечаться в этом году». Георгий Гаранян, 2005 год
Фото: Игорь Гаврилов/ из архива н. Гаранян

Прямой эфир был посвящен теме музыкального образования. Позвали Гараняна, мэтра джаза, о теме его не предупредили. Он пришел. Начался эфир. И ведущая к нему обращается с вопросом: «А что вы думаете о музыкальных школах, Георгий Арамович?» И Гаранян чуть не завалил всю передачу. «А зачем они нужны? — сказал он. — Если человек захочет учиться музыке, он и сам выучится, вот как я, например». Представляете, что было с ведущей? Она не знала, как вырулить из этой ситуации!

— Нелли, а когда вы впервые увидели Гараняна?

— Когда он обнимал Людмилу Гурченко в музыкальном телефильме «Любимые песни». И, как потом мне рассказывал Жора, после этого фильма по Москве поползли слухи, что у Гурченко с Гараняном роман. Но на самом деле никакого романа у них, скорее всего, не было.

— А как начался ваш роман?

— Я работала тогда в Госкомиздате, в отделе пропаганды книги, и у меня был друг Арсений Лобанов, очень интересный человек. А он, как оказалось, был самым близким другом Георгия. И однажды Арсений зашел ко мне на работу вместе с Георгием. Мы приятно пообщались, пошутили, посмеялись, а потом я сказала, что мне пора — надо было ехать в «Останкино», готовить очередную телепередачу про книжки. И Георгий предложил меня подвезти. После этого он стал звонить и предлагать встретиться, а у меня все не было времени. Работа, дом, маленькая дочка — когда мне было еще на свидания ходить? Как-то он позвонил, а я ему опять: «Не могу, нет времени, к тому же мне надо еще новый стол собрать». Он тут же за это ухватился: «Я очень хорошо собираю столы». Но я отказалась от его помощи. И когда он позвонил в следующий раз, то просто выставил мне ультиматум, сказал: «Если у вас на меня никогда нет времени, то я больше звонить не буду». Ну, думаю, ладно, схожу к нему один раз на свидание. Сходила. И с этого все началось.

— Он красиво ухаживал?

— Очень! Но Жора, как человек практический, сразу предупредил: «Цветов у тебя не будет никогда, но колбасы и всего остального — сколько угодно». Причем он знал, что я не люблю колбасу, в его словах это прозвучало просто как символ благополучия. И я приняла его условия, мне даже понравилась такая прямота. И что касается всего остального, то именно так оно потом и было: Жора был очень добрым, щедрым человеком и с легкостью относился к разным бытовым вещам. Например, если я в каком-то магазине могла стоять в раздумьях, какую кофточку купить — белую или красную, он подходил ко мне, выхватывал их у меня из рук, кидал в корзину обе и говорил: «Это не стоит твоих раздумий вообще!» И у него было такое замечательное выражение, он говорил: «Не думай, сколько ты тратишь, думай, как заработать». И Жора всегда следовал именно этому принципу. Когда в девяностые он, знаменитый саксофонист, дирижер и композитор, любимец публики, вдруг остался без работы и без денег, взял свой синтезатор и пошел работать рядовым музыкантом, клавишником, в оркестр Цирка на Цветном бульваре. 

Согласитесь, что на такое способен далеко не каждый знаменитый человек. Там его через какое-то время увидел Юрий Никулин и сказал администратору: «Как наш клавишник на Гараняна похож!» А администратор в ответ: «А это и есть Гаранян». — «Отлично! — обрадовался Никулин, — я нашел главного дирижера!» И Жора стал главным дирижером оркестра старого цирка. И проработал там 15 лет. Поэтому предстоящий юбилей Гараняна мы будем праздновать именно в цирке Никулина на Цветном бульваре. А тогда у Жоры открылась новая грань таланта. Он сочинил много прекрасной цирковой музыки. Да и дирижирование оркестром в цирке требовало особой специфики. Надо было подстраиваться под работу артистов на манеже. И, как рассказывал Жора, музыканты оркестра были настолько приучены в цирке работать синхронно, что даже когда однажды из-под купола сорвался воздушный гимнаст, барабанщик по инерции автоматически отбил дробь, не успев понять, что произошло.

Георгий Гаранян
«Он 1904 года выпуска, это американский инструмент фирмы Conn, редчайшая вещь»
Фото: из архива Н. Гаранян

— Нелли, вы же были не первой женой Гараняна?

— Четвертой. Мне тут как-то позвонили с одного телеканала:

— Здравствуйте, мы вам звоним как жене Гараняна. Хотим взять у вас интервью.

— Пожалуйста, — говорю. — О чем бы вы хотели, чтобы я рассказала?

— Вот вы пели в квартете «Аккорд»...

— Нет, — говорю, — в квартете «Аккорд» пела третья жена Жоры, Инна Мясникова, а я четвертая.

— А, ну да, — не теряются на том конце провода. — А еще мы хотели бы вас расспросить про вашу дочку Наташу...

— Дочка Наташа — от первого брака Георгия.

Георгий и Нелли Гаранян
«Он не был домоседом. Старость его дома не застанет, он в дороге, он в пути — это про него». Георгий и Нелли Гаранян в Париже, начало 2000-х годов
Фото: из архива Н. Гаранян

— Ладно, — не сбавляет напора мой собеседник. — А можно мы все-таки пришлем вам вопросы?

— Хорошо, — говорю, — присылайте.

И они присылают: как Георгий Гаранян познакомился с Инной Мясниковой, почему не сложился их брак, как сильно переживал Гаранян расставание с Мясниковой? И так далее и тому подобное. Я тогда позвонила продюсеру и спросила:

— Как вы думаете, у нас была такая несчастливая жизнь, что мы с Георгием только и делали, что разговаривали про его бывших жен? Про то, как он тосковал в разлуке по какой-то из них?

— Ой, простите, пожалуйста, — извиняющимся тоном сказал продюсер. — Это не я составлял вопросы.

Так и сорвалось мое интервью.

— Не страшно вам было становиться четвертой женой?

— Ну, четвертая — это не самая большая цифра. Максим Дунаевский, кажется, женился раз семь. А Юрий Саульский сам рассказывал, что его прозвали «муж-застройщик», потому что каждый раз, когда он разводился, оставлял жене квартиру и начинал строить себе новую, кооперативную. Говорят, в Союзе композиторов в телефонной книжечке, где были записаны домашние телефоны членов Союза, имена жен композиторов писали карандашиком — так удобнее было вписывать новое. А по поводу того, что я четвертая, честно говоря, даже не думала. Единственное, я категорически не хотела встречаться с бывшими женами Жоры, хотя он поначалу думал, что мы могли бы дружить и ходить друг к другу в гости. Но я никак не могла этого принять, хотя понимаю, что все его бывшие жены — достойные, уважаемые женщины. Жора, который очень ценил женскую красоту, не преминул мне как-то рассказать, что одна из его жен работала манекенщицей и демонстрировала платья для невест, что доверяют только самым красивым. Но я так и не стала ни с кем знакомиться. Хотя вот теперь с Жориной дочкой от третьего брака, Кариной, мы дружим.

Георгий Гаранян
Нелли Гаранян, Бенни Голсон, Георгий Гаранян и Валерий Пономарев, начало 2000-х годов
Фото: Александр Забрин/ из архива Н. Гаранян

Да нет, мне не было страшно. Жора говорил: «Четвертая — самая любимая». А еще я не раз слышала от него: «Я всю жизнь тебя искал». И когда мы возвращались откуда-нибудь домой, он обычно говорил: «Ты была лучше всех». Меня каждый раз удивляло, как он умудрялся открывать мне входную дверь, лишь заслышав мои шаги в подъезде — я даже не успевала вставить ключ. Это, конечно, было безумно приятно. Вообще, Жора был на редкость внимательным и заботливым мужем. Он говорил, что это у него такой рефлекс, инстинкт — заботиться. Он любил и умел создавать удобства, делать жизнь приятной и радостной. С ним было очень хорошо. И даже если мы ссорились, он всегда приходил ко мне первым, и проблема улетучивалась. А еще я только сейчас поняла, насколько мастерски он дирижировал нашей жизнью. Я-то была уверена, что в семье самая главная я, что независима в своих решениях и что все у нас так, как я хочу. А когда Жоры не стало, поняла, что порой совершенно не знаю, как быть в той или иной ситуации. Оказывается, во всем главенствовал Жора. Но, как мудрый человек, он сделал все для того, чтобы я этого не замечала.

У нас была чудесная атмосфера дома, в которой всем было хорошо. Мы с Жорой никогда не грузили друг друга своей работой. Каждый занимался своим делом. У Жоры, помимо музыки, это были еще какие-то худсоветы, комиссии по присуждению званий, наград и тому подобное, в которых он состоял как признанный мэтр. И вот как-то раз позвонила мне незнакомая женщина и попросила поговорить с Георгием, чтобы он за кого-то там похлопотал. Я даже слегка опешила от такой бесцеремонности. «Знаете, — говорю, — у нас в семье не принято вмешиваться в работу друг друга. Если Георгий начнет меня просить: «Сними вот этого!» (а я работала тогда в новостной программе на НТВ), а я его: «Проголосуй за этого!», вы представляете, во что превратится наша жизнь?»

Кстати, вспомнился такой случай. В саду «Эрмитаж» открывался джаз-фестиваль. И меня отправляли его снимать. Я пыталась отказаться, говорила, что, по-моему, мне туда не надо, потому что там главное действующее лицо — мой муж, пусть сюжет снимет кто-нибудь другой. «Ну, зритель все равно не знает, что это твой муж, — сказала редактор (а как журналист я известна под фамилией Закирова). — Поэтому поезжай и снимай, лучше тебя этого никто не сделает». Приезжаем мы с оператором Лешей Червяковым, он мне говорит:

— Давай с главного начнем, он сейчас на сцене, мы его снимем, а потом всех остальных.

Я говорю:

— Нет, давай снимем всех остальных, а потом — главного.

Начали снимать участников фестиваля. Снимаем, снимаем, и Леша говорит:

— Слушай, а мы этого, главного, не упустим?

Георгий Гаранян
Как мне рассказывал Жора, после этогофильма по Москве поползли слухи, что у него с Гурченко роман. Но никакого романа не было
Фото: Олег Матвеев/ из архива Н. Гаранян

— Нет, не упустим.

И самым последним мы снимаем Георгия, я записываю свой стендап, привожу материал на студию, монтирую, сюжет выходит в эфир. А на следующей съемке мы вновь работаем с Червяковым, и он мне говорит:

— А что ж ты мне не сказала, что Гаранян — твой муж? Приезжаю на студию, а меня Миткова спрашивает: «А вы Неллиного мужа сняли?» Я говорю: «Нет, не сняли». Она: «Как? Вы не сняли Гараняна?!» Тут уже я обомлел: «А что, это ее муж?»

Рассказала Жоре, а он засмеялся: «Сказала бы своему оператору, что упустить меня невозможно, схвачен крепко!»

— Нелли, а как восприняла появление Георгия Арамовича ваша дочка?

— Веронике тогда было восемь лет, и она, конечно, не собиралась никого принимать в нашу с ней семью. А его так уж точно! Может быть, она и предполагала, что когда-нибудь я снова выйду замуж, но не за такого взрослого и солидного человека, как Георгий. Он же был намного старше меня. И поэтому она ему устроила небольшое испытание. У нее был набор открыток — портреты русских писателей, и она стала экзаменовать Жору, кто есть кто. Он назвал всех, кроме, кажется, Державина. И Вероника вопросительно подняла на меня глаза: «Как же, мол, так?» — «Послушай, — говорю, — Державин — это не первый эшелон писателей, поэтому прости Георгию это незнание. Лучше проверь его по математике, он, наверное, хорошо в ней разбирается». Вероника охотно подсунула ему какие-то примеры, результат ее устроил, и она сказала: «Да, пожалуй, он может мне даже иногда помогать с уроками». 

Потом они, конечно, подружились, но далеко не сразу. Жора, естественно, хотел как можно быстрее наладить хорошие отношения с Вероникой, и однажды он приехал к нам, когда меня не было дома, взял Веронику, посадил ее, как взрослую, на переднее сиденье в машину, привез в какой-то огромный магазин и покупал ей все, на что она покажет пальцем. В результате, что называется, он ее купил. Вероника поняла, что он очень добрый, щедрый и к тому же может помочь с математикой! И у них действительно сложились замечательные отношения. А кроме того, Веронике очень повезло, потому что именно в этот период Жора работал в цирке, и в выходные дни она смотрела по два или даже по три представления в день. Утром они вместе уезжали в цирк, а в перерывах между представлениями Вероника делала уроки. Вот что такое счастливое детство!

У Жоры был чудесный характер, замечательное чувство юмора, с ним было легко и просто. Но при этом я всегда чувствовала себя защищенной. Рядом был настоящий мужчина — умный, честный, сильный. Помню, однажды я вышла из дома и увидела, что моя машина почему-то стоит поперек дороги, а не у бордюра, как обычно. В растерянности позвонила Жоре. «Только ничего не трогай! — сказал он. — Я сейчас». Когда он открыл машину и начал садиться, я сказала: «Давай я, ты же важнее для народа». Но ситуация, на самом деле, была нешуточная. Шли девяностые. Бог его знает, кто и зачем так развернул машину? Жора велел мне отойти подальше, сел за руль, включил зажигание, прогрел машину, подождал еще какое-то время, потом вышел и сказал: «Ну, теперь можешь ехать!»

Георгий Гаранян
Большой зал консерватории. Георгий Гаранян с возрожденным ансамблем «Мелодия», 2006 год
Фото: из архива н. Гаранян

— А как вы любили отдыхать? Наверное, Георгий Арамович уставал от гастролей и любил побыть дома?

— Он не был домоседом. Старость его дома не застанет, он в дороге, он в пути — это про него. Нашим любимым городом был Баден-Баден. И мы очень любили с Жорой нырять в этот Баден-Баден и проводить там время. Как только у нас выдавалась свободная неделя — мы туда. Нет, конечно, в других городах и странах мы тоже бывали, но часто это совмещалось с Жориной работой. Мы старались спланировать гастрольный график так, чтобы после его концертов оставалось время погулять по городу, набраться впечатлений. Помню, в Париже организаторы концерта предложили нам поехать в Лувр. Приезжаем, а там забастовка. Тогда мы пошли в одни гости, потом в другие, потом в знаменитое кафе... И вернулись в отель в 12 часов ночи, совершенно никакие, подшофе. И Игорь Михайлович Бриль, знаменитый наш джазовый пианист, который отказался от похода в Лувр, увидев нас, веселых и бесшабашных, произнес: «Это что, в Лувре так наливают?» А Святослав Бэлза, музыковед, эрудит, неизменный ведущий концертов Гараняна, мгновенно ответил: «Любовь к искусству вознаграждается!»

А, например, когда мы ездили на джаз-фестиваль в Финляндию, Жора, который привык, что его всюду обхаживают и показывают все самое интересное, удивился: «А что это, про нас как будто бы все забыли? Никто к нам не приходит, никто не звонит, никуда не зовет». А я, как бумажная душа, уже успела пролистать книжку, которую подарили Георгию вместе с другими сувенирами от организаторов фестиваля. Книжка была о Финляндии. И в ней говорилось о том, что если тебя финн уважает, то он не будет к тебе приставать, он оставит тебя в покое. Я рассказала об этом Жоре. И он засмеялся: «Слушай, значит, нас очень сильно уважают!»

А в Баден-Бадене, мы, естественно, не преминули заглянуть в знаменитое казино, где когда-то немало денег просадил Федор Михайлович Достоевский. Я не подходила ни к одному игровому столу. Жора, как азартный человек, тоже. «Давай скорей уйдем отсюда, — шепнул мне он, — иначе я начну играть!» Он реально был очень азартным человеком и к поездкам относился так же — азартно. Очень любил гастролировать с оркестром. И тут Жора мог рассказать много самых разных историй. Ну, например, как в первой гастрольной поездке их обманули менеджеры-организаторы. После аншлаговых концертов те просто сбежали, забрав с собой весь гонорар музыкантов, и им не на что было возвращаться домой. И тогда Георгий пошел на местный рынок, продал свой концертный пиджак и вернулся в Москву.

Вообще, менеджеры-мошенники — это, к сожалению, не такая уж редкость в гастрольной жизни. А ответственность за все, если происходит какая-то неприятная ситуация, несет дирижер оркестра. И Георгию не раз приходилось «выбивать» заработанный гонорар у недобросовестных организаторов. Или расплачиваться с музыкантами оркестра из своего кармана. А сколько раз ему доводилось сталкиваться с тем, что музыкантов норовят использовать на каких-то торжествах бесплатно: ну что, мол, им стоит прийти и сыграть? Помню, как на каком-то организационном совещании так и заявили: оркестр должен работать бесплатно. А Жора всегда отстаивал интересы музыкантов. «Вот интересно, — сказал он, — давайте остановимся на этом пункте: вот вы как режиссер получаете гонорар?» — «Ну конечно». — «А почему музыканты должны работать бесплатно? Вы после этого концерта принесете домой деньги, а музыканты что принесут?» И Жора сказал: «Нет, этого не будет! Работа музыкантов — огромный труд. А за труд надо платить». Жора был очень порядочен и щепетилен, особенно в финансовых вопросах. Он говорил: «Я не могу дирижировать голодными музыкантами».

— Гаранян же возглавлял несколько оркестров?

— Да, у него было два прекрасных созданных им биг-бенда — Краснодарский и Московский. Какое-то время Георгий руководил еще и знаменитым Государственным камерным оркестром джазовой музыки имени Олега Лундстрема. Когда-то Жору, перспективного молодого саксофониста, принял в свой оркестр сам Олег Леонидович. А потом, спустя годы, он передал Гараняну дирижерскую палочку лидера оркестра. Кроме того, как приглашенный дирижер Георгий немало ездил по стране, дирижировал местными оркестрами и выступал там как солист. Еще был главным дирижером на песенных конкурсах в Юрмале, Сочи, других городах. «Представляешь, — рассказывал мне Жора, вернувшись с такого конкурса, — 15 часов простоял на ногах: сначала репетиция, потом звуковая репетиция, потом концерт. Артисты меняются, а дирижер-то один». Помню смешную историю на балу мэра Москвы. Там все артисты, вся наша попса, пели под фанеру. После окончания бала его режиссер подошел к Жоре поделиться впечатлениями. «Хороший, — говорит, — был концерт, такой простой, все под фанеру». — «Да, — сказал Жора, — простой, все под фанеру. Но махал-то я вживую!»

— Какой у Гараняна был бешеный темп жизни!

Георгий Гаранян и Святослав Бэлза
«В числе Жориных ближайших друзей — Александр Анатольевич Ширвиндт, Святослав Бэлза, Арсений Лобанов, Владимир Чижик, коллега и друг». Георгий Гаранян и Святослав Бэлза на музыкальном фестивале Сrescendo в Тель-Авиве, 2008 год
Фото: Е. Сухова/архив «7 Дней»

— Совершенно ненормальный! Нередко бывало, когда он, например, сыграв дневной концерт в Краснодаре, ехал в аэропорт и оттуда мчался в Концертный зал имени Чайковского, где уже давал вечерний концерт. Я пыталась как-то уговорить Георгия сделать график чуть более щадящим, говорила: «Давай спланируем так, чтобы между твоими концертами был хотя бы день перерыва». Но так не получалось.

— А с кем дружил Георгий Арамович?

— С Андреем Мироновым — они оба обожали джаз, были фанатами хорошего звука. На пластинке Миронова, которую они вместе записали, Андрей написал: «Жора, времени мало, новых друзей не будет, дружим и что-то делаем». Лариса Голубкина рассказывала, что когда Андрей купил новые колонки, то позвал Жору их протестировать, и они вдвоем ползали на коленках по комнате, слушая, как звучит здесь, там, в разных углах.

В числе Жориных ближайших друзей — Александр Анатольевич Ширвиндт, Святослав Бэлза, Арсений Лобанов, Владимир Чижик, коллега и друг, который до сих пор много теплого говорит о Жоре.

— Георгий Арамович любил принимать у себя друзей?

— Очень. Не говоря уж о том, что у нас дома все время паслись музыканты его коллективов, они приходили постоянно. Мы любили устраивать дома званые обеды. Есть смешная история. Был день рождения Жоры, и он выпал на такой период, когда муж был безумно занят и поэтому ничего отмечать не собирался. Когда с утра все начали звонить и поздравлять, Жора всем говорил: «Знаешь, я не приглашаю гостей, но ты можешь зайти ко мне в любой момент и выпить со мной рюмку». И так он сказал абсолютно всем, кто звонил. И «в любой момент» никто не пришел, а все пришли одновременно — вечером, часов в семь. Я вижу, что люди уже просто не помещаются в квартире! Но у нас в доме всегда было полно еды, и, конечно, мы стали всех кормить, угощать. 

В общем, гости заняли все пространство, стали мило и весело общаться друг с другом, а нам троим — Жоре, Веронике и мне — места за столом не осталось. Про именинника все напрочь забыли, все увлеченно обсуждали какие-то политические проблемы. Жора тихо пошел в свою музыкальную студию и сел за компьютер. Вероника тоже ушла к себе. А я отправилась на кухню. Стою, размышляю, как же спасти ситуацию. Увидела огромный арбуз на столе и придумала. Вернулась в гостиную и торжественно объявила, что все, кто хочет арбуз, идут на кухню. Часть гостей радостно последовала за мной. Потом Вероника сказала: «Да, так провалить свой день рождения, — это, конечно, надо умудриться!»

И еще один забавный момент с того дня рождения. В числе Жориных гостей оказалась и одна моя коллега. Она позвонила мне в тот день по работе. Краем уха услышав, что я общаюсь с какой-то Таней, Жора подумал, что я разговариваю с подругой, взял у меня трубку и сказал: «Танька, у меня сегодня день рождения, и ты можешь в любой момент зайти и выпить со мной рюмашку». На том конце провода повисла пауза. Коллега растерялась, потому что они были едва знакомы и уж, конечно, никогда не были на «ты». Потом «Танька» вышла из ступора и ответила: «Спасибо, но у меня даже подарка нет!» На что Жора ей весело заявил: «Ничего! Расплатишься натурой!» И вот она приходит вечером с подарком, вручает ему бутылку виски. Жора лучезарно улыбается, благодарит. А потом берет меня под руку, уводит на кухню и спрашивает: «Это кто?» Я говорю: «А это та, которая будет с тобой натурой расплачиваться!»

Георгий Гаранян
Георгий Гаранян и его биг-бенд. Музыкальный фестиваль Сrescendo в Тель-Авиве, 2008 год
Фото: Е. Сухова/архив «7 Дней»

Надо сказать, что Жора, при всех своих талантах и регалиях, был абсолютно обычным, нормальным человеком. С ним было легко и просто общаться самым разным людям. Георгий мне как-то рассказывал: «Иду по студии, слышу — кто-то кричит: «Жора! Жора!» Я оглядываюсь, а мне приятель говорит: «Это не тебя зовут! Жора — вон тот, а ты — Георгий Арамович».

— Чувство юмора Гараняна — это отдельная история. Он так чудесно шутил, когда общался с публикой на своих концертах...

— Да. И дома мы постоянно подтрунивали друг над другом. Мне рассказывала одна довольно популярная в 60—70-х годах певица, Эльмира Уразбаева, как однажды на гастролях в ее комнате собралось много народу и кто-то из музыкантов хотел открыть окно. «Не надо открывать, — попросила Эльмира, — там шумно». «Конечно, на улице очень шумно, когда открывается окно в комнату Уразбаевой», — сказал Жора.

Парадоксальный взгляд на ситуацию — это одна из граней юмора Георгия. Но всегда это был взгляд доброго человека.

Взять хотя бы историю с созданием фестиваля «Играем джаз с Гараняном». Жора считал, что научить джазовому мастерству можно только на сцене, как говорится, из рук в руки. И он захотел «растить» профессиональных джазменов с детства. А для этого придумал фестиваль, на котором бы джаз играли и юные, и знаменитые музыканты. И когда был первый фестиваль, Жора пошел посмотреть репетицию со словами «Как бы эти дети мне весь концерт не испортили!» Пошел, послушал и говорит своему оркестру: «Так, мужики! Напряглись, собрались! Смотрите, какие конкуренты растут!»

Я любила бывать на Жориных репетициях. Там было столько юмора! «А сейчас мы сыграем то же самое, — говорит музыкантам Жора, — но в два раза быстрее! Потому что мы горячие!»

— Музыканты его, конечно, обожали?

— Да, еще и потому, что он охотно учил всех, всем все передавал, он делился своими секретами, в отличие от многих других, которые стараются все держать при себе. Он был и в творческом плане очень щедрым человеком.

Георгий Гаранян
Вообще, Жора был на редкость внимательным и заботливым мужем. Он говорил, что это у него такой рефлекс, инстинкт — заботиться
Фото: Е. Сухова/архив «7 Дней»

— Это гены, как думаете?

— Не знаю, я ведь уже не застала родителей Жоры. А он не так уж много рассказывал мне про них. Знаю, что его мама, Вера Петровна, была русской, а папа — армянином, который подростком сбежал из Турции от геноцида армян в начале XX века. Все его родственники погибли, а Араму удалось спастись: когда турки за ним погнались, он спрятался в стоге сена. Турки протыкали этот стог вилами, но Арам был маленький, щупленький, он сжался, и вилы его не достали. Между прочим, фамилия Арама была Караян. Когда на границе оформляли документы, ему не стали писать «Караян». «Нет у нас Караянов, — сказал тот, кто заполнял бумаги, — у нас все Гараняны. Будешь Гараняном». Так его и записали. «Представляешь, как мне повезло? — шутил Георгий, — как бы я жил с фамилией Караян?» Герберт фон Караян, как известно, — знаменитый на весь мир дирижер. Но в каждой шутке, как говорится, есть доля шутки: Жора на самом деле был очень скромным человеком. Я как-то его спросила: «А почему ты никогда не играешь на концертах свою музыку?» Он пожал плечами: «А зачем? Полно хорошей музыки». Жора считал, что композитор — это не тот, кто играет свою музыку, а тот, музыку которого играют другие.

И вот сейчас, на юбилейных торжествах, мы хотим сыграть ту музыку Гараняна-композитора, которую он сам не играл. Оказалось, что ее очень много. Часть нот нам предоставила радиостанция «Орфей», они у них лежали в нотных архивах. Часть я нашла у нас дома. Мы соединим джаз, эстраду, классику и цирк в одно грандиозное шоу, которое пройдет в цирке Никулина на Цветном бульваре прямо в день рождения Георгия, 15 августа. 19 октября состоится юбилейный концерт в Ереване, в Концертном зале имени Арама Хачатуряна. А 25 октября — в Большом зале Московской консерватории.

— В консерватории?

— Да, не удивляйтесь. Гаранян — единственный джазовый музыкант, у которого был персональный абонемент в Большом зале. В рамках этого абонемента Георгий проводил цикл интереснейших концертов. И поэтому в юбилейных торжествах запланирован концерт в консерватории, в котором камерный оркестр «Виртуозы Москвы» сыграет вместе с ансамблем «Мелодия» Георгия Гараняна. Когда-то этот проект — совместное выступление «Виртуозов Москвы» с джазменами — придумал еще Георгий. Он назывался «Джаз в смокингах», имел огромный успех, был выпущен одноименный компакт-диск.

К 90-летию Георгия Гараняна будет еще несколько интересных концертов и фестивалей — программа празднования разнообразна и насыщенна.

— Нелли, а почему вы не напишете книгу о Георгии Арамовиче? Вы рассказали сейчас столько интересных историй...

— Надеюсь, напишу. Сейчас я как раз собираю материал. Но это будет не мой рассказ. Это будут воспоминания разных людей, которые когда-либо пересекались с Жорой. Не только музыкантов, которые с ним работали. Я бросила клич в одной из социальных сетей, и мне стали присылать совершенно неожиданные и прекрасные истории. Например, недавно написала одна женщина, как она была на юбилейном концерте Алексея Рыбникова, села в зале на свободное кресло, а потом пришел мужчина, и оказалось, что это место было его. Она вскочила, чтобы его пустить, но он замахал руками: «Не-не-не!» И простоял у стеночки весь концерт. Это был Жора.

Он был уникальный. И как музыкант, и как человек. Его нет уже 14 лет, но он рядом, его музыка звучит — в кино, в эфире радиостанций, на сцене концертных залов. Гараняна помнят и любят миллионы людей. А я счастлива, что когда-то все-таки нашла время пойти с ним на свидание, которое впоследствии подарило нам с Георгием 20 счастливых лет совместной жизни.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая