Галина и Евгений Киндиновы: «Коля долго не женился. Конечно же, романы у него были, но не с актрисами»

«Коля потрясающе двигался, танцем занимался с детства — его мама была балетмейстером, работала с...
Николай Караченцов. Фото
Николай Караченцов
Фото: Валерий Плотников

«Коля потрясающе двигался, танцем занимался с детства — его мама была балетмейстером, работала с балетными труппами в Москве, создавала коллективы в Монголии, Вьетнаме, Сирии. Он был не очень высокого роста, но потрясающе сложен, двигался и танцевал изумительно. У нас все девчонки хотели танцевать только с ним».

Евгений Арсеньевич: Мы с Колей Караченцовым учились на курсе Виктора Карловича Монюкова и Киры Николаевны Головко в Школе-студии МХАТ. Какое же было золотое время, скажу я вам! Вспоминаю его с огромной радостью. Утром начинались занятия по актерскому мастерству, вокалу, танцам, речи, сцендвижению. Потом трехчасовой перерыв, и во второй половине дня — занятия по общеобразовательным предметам. Иногородние студенты, в том числе моя будущая жена Галя, возвращались в общежитие, оно находилось совсем рядом с Камергерским переулком. Там они отдыхали, обедали. А нам, москвичам, разбегаться по домам не имело ни малейшего смысла, все жили далеко от центра. Так что не оставалось ничего другого, как убивать время, гуляя по улицам и придумывая всяческие развлечения. Наша троица — Боря Чунаев, Коля Караченцов и я — сложилась сразу, как только мы поступили. Боря был самым старшим из нас.

Иногда мы не уходили из Школы-студии. Боря приносил гитару, на которой сам прекрасно играл. Покажет нам с Колей какие-то аккорды, а мы по очереди пытаемся их повторить. Так в конце концов и научились играть. Пели и играли рок — кто лучше. Коля прекрасно пел под свой же аккомпанемент. У него со временем сложилась целая концертная программа, где он исполнял песни и играл на гитаре. Брал он инструмент и на творческие встречи со зрителями, непременно что-то исполнял под аплодисменты публики. Замечу, что и я это делал в итоге не хуже. Спасибо Боре Чунаеву.

Галина Максимовна: Ребята — Женя, Коля и Боря — были все время на связи. Они играли в чикирому, когда выдавалась свободная минута между занятиями. Это такой футбол. В пустой аудитории напротив друг друга ставили четыре стула, ребята садились, раздевались, под эти стулья нужно было загнать теннисный мячик. И вот они сидели и гоняли этот мяч туда-сюда. Это было их любимое занятие.

Однажды зимой ребята заглянули к нам в общежитие. Помню, сидели, что-то обсуждали и договорились до того, что Борька на спор пообещал прогуляться по Тверской раздетым. Он снял пальто, шапку и, обмахиваясь носовым платком, делая вид, что изнывает от страшной жары, профланировал-таки от Камергерского до Пушкинской площади. У шедших ему навстречу вытягивались от удивления лица, прохожие только что пальцем у виска не крутили. Мы это видели своими глазами, поскольку его сопровождали. Но уж такие у нас были актерские развлечения. Коля с Женей, чтобы рассмешить нас, девчонок, позже повторяли этот «подвиг».

Евгений Арсеньевич: Почти напротив Школы-студии в полуподвальном помещении располагалось кафе, которое мы прозвали «Артисти?к». Для нас, бедных студентов, там было недешево, но после стипендии мы туда непременно заходили, могли себе позволить заказать какую-нибудь рыбку или другую нехитрую закуску. С выпивкой было сложнее, в «Артисти?к» подавали исключительно коньяк.

— А водочки можно?

— Нет, водку мы не наливаем.

Артисты, отыгравшие спектакль во МХАТе, заглядывали в кафе, чтобы прямо у стойки опрокинуть рюмочку коньяка, сбросить напряжение после творческой работы. Нам коньяк был в то время не по карману, но сердобольное руководство кафе шло навстречу: нам разрешали приносить с собой бутылку водки, ее разбавляли чайной заваркой и ставили нам на стол в графинчике, чтобы выглядело как коньяк.

Галина Максимовна: Иногда ребята шли куда-нибудь в палисадник, брали с собой бутылку вина, сидели, вели беседы о театре... Единственный минус — из закуски у них был на всех один глазированный сырок.

Евгений Арсеньевич: Чтобы у читателей не сложилось превратного впечатления, подчеркну: в этом вопросе мы соблюдали умеренность. Виктор Карлович был здесь категоричен и крайне строг. Однажды кто-то из однокурсников появился на занятиях, что называется, после вчерашнего. Годы-то молодые, активные, многие поступили после школы, всем лет по восемнадцать. И Монюков, очень доброжелательный по отношению к своим ученикам, предупредил: «Если продолжите в таком же духе, мы с вами распрощаемся!» Помню, все страшно перепугались.

А Кира Николаевна Головко относилась к нам как заботливая мама, была по-человечески внимательна. Если дома у кого-то случались неприятности, она это чувствовала, помогала, поддерживала, могла и подкормить, и помочь небольшими деньгами.

Галина и Евгений Киндиновы
«В конечном итоге выпускной танец мы, разумеется, станцевали с Женей, потому что нас уже связывали романтические отношения». Галина и Евгений Киндиновы, 60-е годы
Фото: из архива Киндиновых

Галина Максимовна: Помню, как Кира Николаевна повезла ребят с нашего курса с концертами в Мурманск, где в свое время ее муж, адмирал Головко, служил на Северном флоте. Мы с Караченцовым попали в эту компанию. Нас разместили в скромной гостинице, откуда возили по воинским частям. Мы выступали перед местными моряками в клубах, стихи читали, песни пели под гитару.

Мне поездка особенно запала в память. Мы с Колей специально для той программы отрепетировали ковбойский танец, в финале которого он рывком поднимал меня на плечо и уносил за кулисы. И вот привезли нас на подводную лодку, где предстояло станцевать. Я сразу отметила, что потолок там низкий, не развернуться. Попросила Колюню: «Поднимай меня осторожнее». — «Хорошо». Но Колин темперамент в танце зашкаливал. Конечно же, он подбросил меня на плечо так, что я стукнулась головой о потолок. Слава богу, не сильно.

Коля потрясающе двигался, танцем занимался с детства — его мама была балетмейстером, работала с труппами в Москве, создавала балетные коллективы в Монголии, Вьетнаме, Сирии. Он был не очень высокого роста, но потрясающе сложен, двигался и танцевал изумительно. У нас все девчонки хотели танцевать только с ним.

Педагог по танцу Ольга Всеволодовна Гернгросс, выпускница Вагановского училища (картинная галерея ее предков занимала все стены в ее квартире), уговаривала:

— Галя, вот смотри, какой Женя Киндинов мужественный, будешь с ним танцевать.

— Нет, — упрямилась я, — не хочу, я буду с Колей.

Евгений Арсеньевич: Да, все с ним хотели встать в пару, она была не одна такая.

Галина Максимовна: В конечном итоге выпускной танец мы, разумеется, станцевали с Женей, потому что нас уже связывали романтические отношения. Ольга Всеволодовна поставила для нас «Осенний вальс». Начинался он с того, что два старичка двигались вглубь сцены, а потом вдруг скидывали плащи, и к публике выходили уже два юных существа. Женя — в зеленом сюртуке, я — в дивном белом платье... Мы начинали вальсировать — это было потрясающе!

А Караченцов с Чунаевым разучили какой-то испанский танец, напоминавший корриду, в котором я тоже участвовала. Там был момент, когда я с разбега прыгала им на руки и они меня держали. И на репетиции эти малолетние хулиганы вдруг отпускают руки, и я распластываюсь на полу, как лягушка. Это Борька мне за что-то отомстил. Шлепнулась я не сильно, но обиделась, сказала им: «Бессовестные!» Потом, конечно, помирились.

Евгений Арсеньевич: Наше общение с педагогами было каким-то душевным, радостным, искренним. Не припомню никакого вранья.

Галина Максимовна: А Монюков этого не терпел. У нас был полный контакт, уважение к педагогам, огромное доверие, потому что мы понимали: нас учат очень хорошо, к нам относятся как к своим детям. Педагоги часто собирали нас, чтобы просто посидеть за столом, поговорить, попеть песни, почитать стихи.

Виктор Карлович готовил нас к реальному театру. Счастье, что в конце нашего обучения между нами не случилось каких-то склочных выяснений отношений, не возникло зависти друг к другу. Мы четко знали, кто какие роли играет. Спасибо ему за это. Коля, Женя, Боря уже выходили на мхатовскую сцену в массовках. За это им платили три рубля, на них можно было поесть. На курсе мы общались как семья. После окончания Школы-студии каждый год встречались и с педагогами, и с сокурсниками.

Николай Караченцов и Галина Киндинова
«Попросила Колюню: «Поднимай меня осторожнее». — «Хорошо». Но Колин темперамент в танце зашкаливал. Конечно же, он подбросил меня на плечо так, что я стукнулась головой о потолок». Николай Караченцов и Галина Киндинова, 60-е годы
Фото: из архива Киндиновых

Мы с Женей выпускались с «Врагами» Горького. Посмотрев дипломный спектакль, Павел Александрович Марков написал про Женю в журнале «Театр», что это лучший дебют года.

А Караченцов на дипломе играл эдакую шпану в спектакле по современной советской пьесе про дворовых ребят.

Евгений Арсеньевич: Я тоже участвовал в постановке вместе с Колькой. Спектакль был озорной, с юмором, песнями, мы играли его с удовольствием, нам было весело.

Галина Максимовна: А я в том спектакле играла бабушку в возрасте, такую эстонку с акцентом. В классическом репертуаре педагоги Колю мало занимали. Он был безумно хорош и заразителен в современной действительности, в современных песнях, которые пел. Коля проживал жизнь активно, весело, с душой. Он был общительным, обладал чувством юмора. Вообще, у нас на курсе учились замечательные ребята, и Коля в их числе. Неудивительно, что все продолжали дружить и по окончании Школы-студии.

Коля долго не женился. Конечно же, романы у него были, но не с актрисами, а, как мы слышали, с балетными красавицами. Но он никогда не приглашал их на наши показы. Мы их не видели и не знали. После института Коля пошел в «Ленком», мы с Женей остались во МХАТе. Когда периодически встречались, неизменно спрашивали:

— Коль, ты когда женишься?

— Да нет, пока не собираюсь.

И вот однажды мы с Женей поехали в гости к его сестре, вышли из метро «Аэропорт» и встретили Колюню. Как всегда, интересуемся:

— Коль, ну когда ты наконец женишься! Есть претендентка?

И он нас огорошил:

— Есть, женюсь. Ты, Галь, наверное, ее не знаешь.

— Скажи, кто это.

Николай Караченцов
Николай Караченцов в фильме «Чокнутые», 1991 год
Фото: «Советский экран»/FOTODOM

— Это Люда Поргина.

— Да знаю я Люду. И ты правда женишься на ней?

— Да.

— А почему ты решился?

— Знаешь, она так похожа характером на мою маму.

Людка тогда была худенькая, глазастенькая, очень симпатичная. Правда, она была замужем, но развелась. И вскоре мы гуляли у них на свадьбе.

Евгений Арсеньевич: Собрались все свои у них дома. Получилось как-то тепло, по-студенчески. И в дальнейшем часто собирались у Коли с Людой. Их квартира находилась в центре, в Брюсовом переулке, а когда Коля стал ведущим артистом «Ленкома», у них появилась большая квартира. Мы там встречались и общались замечательно. А еще ходили друг к другу на спектакли. Попасть на «Юнону и Авось» было невозможно — такой немыслимый лом стоял на этот спектакль. Но Коля выбил для нас контрамарку. Он обладал фантастическим темпераментом. Играть такие сцены было ему легко и в кайф. Он оставался громким человеком не только тогда, когда это требовалось по роли, но и в жизни.

Галина Максимовна: Хочу рассказать об одном случае. Женя находился где-то на съемках. А не только Колюня, но и часть ребят с нашего курса ушли в «Ленком», потому что вроде бы худруком театра должны были назначить Монюкова. И вот ребята говорят: «Галка, приходи к нам на спектакль». Сажают меня в первый ряд. И случилось как в сказке про Буратино, когда он пришел на спектакль, где играли Пьеро с Мальвиной, и те потом затащили его на сцену. Тот же самый вариант повторился у нас. Колька увидел меня и весь спектакль играл для меня, ходил передо мной, смешил. Я хохотала невозможно. Потом мы, конечно, встретились, посидели.

Общались тесно, мы видели все его спектакли, он с удовольствием звал. Однажды пригласил на свой творческий вечер в Дом кино, настаивал: «Приходите обязательно». А Колюня там пел замечательно, его научили вокалу друзья-музыканты. Коля дружил с Максимом Дунаевским. Нам иногда давал послушать свои записи, спрашивал: «Как вам? Понравилось?» В тот раз посреди концерта он вдруг обратился к залу: «Знаете, сегодня здесь присутствует мой друг Женя Киндинов». Зрители тоже обрадовались, стали аплодировать.

Евгений Арсеньевич: Мы действительно любили друг друга. Коле было важно, чтобы у нас все шло нормально. Если вдруг случалось что-то плохое, он старался нам помочь, поддержать. Это были настоящие дружеские отношения.

Галина Максимовна: Коля очень любил свою маму, а Янина Евгеньевна обожала сына. Она, по-моему, была его первой поклонницей, первым союзником, первым советчиком. Ребята рассказывали, как каждый раз после спектакля он звонил маме и делился, как прошел день, как он отыграл спектакль. Янина Евгеньевна была очень симпатичной. А Колиного папу мы не видели, они разошлись, когда Коля еще не родился. Мама ездила на гастроли за рубеж, и Колюня был всегда прекрасно одет в модные роскошные джинсы.

Но однажды мама привезла ему из Вьетнама обезьянку, звали ее Линька. Я просила:

Николай Караченцов
Николай Караченцов на съемках фильма «Человек с бульвара Капуцинов», 1987 год
Фото: ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»/FOTODOM

— Коль, расскажи про обезьяну.

— Ну что тебе рассказать, давай приходи, посмотришь на нее сама.

И вот мы собрались к нему с нашим однокурсником Колей Малюченко. Женя опять уехал сниматься. Приезжаем в гости, заходим в квартиру, а там настоящий погром — штора сорвана, обои подраны! Я спрашиваю:

— Коль, а где Линька?

— Пришлось ее отдать, ты посмотри, что она здесь натворила!

В общем, так и не пришлось повидать его обезьянку.

Когда его мама ушла, Люда говорила, что с Колей творилось невероятное. Печальная весть застала его где-то на съемках, он приехал и буквально вполз в квартиру, потому что уход мамы стал для него жутким горем, настоящей трагедией.

И эту нишу заполнила собой Люда. Мы были у них в гостях, когда они уже переехали на Суворовский бульвар. Люда ушла на репетицию. Колюня сказал: «Ребята, мне сейчас нужно отъехать, записать телеинтервью, потом я вернусь, посижу с вами и поеду на Ленинградский вокзал, у меня съемки в Питере. Галь, ты возьми все в холодильнике, поставь на стол». Я открыла холодильник, а там все заставлено плошечками с винегретиком, салатиками, котлетками. Люда заранее приготовила еду, чтобы любимый муж пришел и сразу поел. Мы все это выставили на стол, закусили, Коля пришел, тоже закусил. Посидели, он уехал на вокзал, а мы разошлись по домам. Люда о нем очень заботилась.

Кто-то осуждал ее за то, что выводила больного Караченцова на светские мероприятия. А я считаю, что она правильно делала, окружала его теплом и заботой, вытаскивала из депрессии. Люда продолжала собирать в доме гостей, чтобы Коля не чувствовал себя изгоем. Он всегда сидел с нами за столом, где царила атмосфера дружбы. Мы с Женей присутствовали и на их венчании. Несмотря на то что Коля незадолго до этого вышел из больницы, он отстоял на ногах весь чин венчания, церемония получилась красивой и трогательной. Люда сдержала клятву: была рядом с Колей и в горе, и в радости.

Евгений Арсеньевич: Мы жили радостно и интересно не только те четыре года в институте, но и когда стали работать в театрах. Крепко дружили, хорошо общались. Вспомнил, и на душе потеплело.

Галина Максимовна: Главное, что мы не расстались, ходили друг к другу на спектакли, в гости. Колюня, нам есть что вспомнить...

1 2 3 4
Вдохновляющие подарки к Новому году от Newby Teas
Подарочный набор «Селестиал» – приглашение в мир античных легенд. Его роскошное оформление в сине-золотых тонах переносит в эпоху богов Олимпа. Внутри вас ждет 12 уникальных купажей Newby, среди которых Нефритовый Улонг, Верхний Ассам, Масала Чай и другие. Подобно олимпийским богам, каждый сорт обладает собственным, ни на что не похожим характером – от цветочной нежности до выразительной терпкости. Как и Апполон, Зевс и Афродита, чьи образы вдохновили дизайнеров Newby на создание набора, каждый чай олицетворяет вневременные ценности. Особое внимание заслуживает экологичная упаковка каждой пирамидки из биоразлагаемого материала, компостируемого даже в домашних условиях.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая