— Леонид Иович, а как? Вы сам великолепный актер, покажите мне, что вы от меня хотите.
Гайдай мгновенно перевоплотился в Эллочку: он откинулся на спинку стула, закинул ногу на ногу и, закатив глаза, манерно поправил рукой прическу. Это было сделано так точно, что я сразу же схватила роль.
— Поняла?
— Все поняла.
Он мне очень точно показал характер моей героини. Вы знаете, характерные актеры ведь идут от внешнего. Когда я вижу, как моя героиня одета, как причесана, какая у нее жестикуляция, я знаю, как она думает, какая она.
После этого он со мной вообще не возился, все шло легко и просто, я точно знала, какая Эллочка. И он позволял мне импровизировать. Мне с Гайдаем было легко, думаю, и ему со мной легко было работать.
Люди, которые работали с Гайдаем, очень трепетно относились к фильму. Снятый рабочий материал ходили смотреть не только гримеры, но и костюмеры. Как-то во время съемки я стала машинально поправлять парик, и без того безукоризненно сидевший на голове. В перерыве ко мне подошла гример и сказала: «Наташа, не волнуйся, мы здесь за кадром постоянно следим за тобой, чтобы у тебя носик не лоснился, чтобы был волосок к волоску, чтобы все было в порядке. Ты, пожалуйста, думай только об одном — о роли».
Я помню, когда в Рыбинск приехала, тут же с поезда поехала сниматься. И пока я между дублями сидела и ждала команды, костюмерша подошла ко мне, сняла с меня узкие туфельки, в которых я снималась, и надела удобные широкие сандалии, чтобы ноги отдохнули.
— Известно, что все фильмы Гайдая проходили худсоветы, комиссии. Придирались ли к фильму «12 стульев»?
— Я думаю, нет. Знаю, что очень придирались к «Ивану Васильевичу». Там такие аналогии шли... А вот в этом фильме, думаю, что нет. Потому что Гайдай снимал по роману Ильфа и Петрова, это была советская классика.
Премьера состоялась в кинотеатре «Россия». Эти кадры в конце фильма взяты с премьеры. Гайдай специально ввел их в финал, где все герои поднимаются по лестнице среди зрителей. Во-первых, чтобы сбить трагичность конца, ведь Бендер погиб, а во-вторых, чтобы показать связь времен. Это был своеобразный прыжок во времени. Все персонажи фильма переместились в наше время. Они такие же, как мы...
Зрительный зал, конечно, был полон, все прошло очень торжественно. Потом — премьера в Тбилиси, летала туда со съемок. Я в это время снималась на Киностудии Довженко. Грузины принимали, как полагается, великолепно. Их земляк сыграл главную роль в фильме Гайдая...
— На вас, наверное, после премьеры посыпались предложения сниматься?
— Я тут же получила роль у Михаила Швейцера в фильме «Карусель» по рассказам Чехова. Новелла, в которой я снималась с Владимиром Басовым, называлась «Роман с контрабасом» и была центральной в фильме, шла сквозной линией до финала. На княжну Бибулову пробовалось много актрис, в том числе Анастасия Вертинская. И она наверняка сыграла бы, если бы не одно «но»: Настя не помещалась в футляр контрабаса, а я — легко. Думаю, именно потому меня и взяли в картину.