«Лунатики», «Блондинка» и Роман Михайлов: фильмы первого (и последнего) фестиваля «Выборг» – от худшего к лучшему

Последнего — потому что он вновь называется «Окно в Европу». Вот так бывает!
Иван Афанасьев
|
12 Августа 2023
«Лунатики» фото
«Лунатики»
Фото: Кадр из фильма

«Осьминог» (реж. Алексей Степанов)

«Осьминог» фото
«Осьминог»
Фото: Кадр из фильма

Герметичный то ли триллер, то ли комедия, то ли непонятно что о популярном психологе, который собирает у себя четырех женщин для группового тренинга, но сам оказывается по уши в проблемах. Даниил Воробьев играет штук 10 ролей за раз, перевоплощаясь в разных персонажей, и делает это одинаково плохо — это надо было постараться. Остальные актеры тоже разыгрывают какой-то горячечный бред сумасшедшего про психотравмы, заговоры и сексуальные фантазии.

«Одним днем» (реж. Стас Иванов) — спецприз жюри + приз критиков

«Одним днем» фото
«Одним днем»
Фото: Кадр из фильма

Владелец икорного бизнеса отправляется в деревню к родителям и оказывается втянут в борьбу за жизнь девушки с фамилией Родина, которую третируют местные гопники. Да, вы правильно все поняли, это метафора — а теперь представьте себе, что «Груз 200» решил снять Эмир Кустурица, который смотрел из кино лишь «Горько!». Примерно такими эпитетами только и можно описать непонятно за что награжденный фильм режиссера отличных сериалов «ЮЗЗЗ» и «Немцы».

«Лунатики» (реж. Юрий Мороз) — приз за лучший сценарий

«Лунатики» фото
«Лунатики»
Фото: Кадр из фильма

Жюри в этом году на «Окне в Европу» (да, именно так — его уже переименовали обратно из «Выборга») работало весьма странно. Можно, конечно, увидеть какой-то невероятный сценарий в этой странной истории про богатую женщину, решившую радикально вылечить сына-наркомана при помощи погружения в искусственную кому. Или высказывание о безволии людей — но проще всего увидеть претенциозную, странно смонтированную и плохо сыгранную пустышку.

«Схватка» (реж. Никандр Федоров) — особое упоминание

«Схватка» фото
«Схватка»
Фото: Кадр из фильма

И у якутского кино бывают осечки. Спортивный байопик о знаменитом борце Вячеславе Карпове (его играет сам режиссер), который должен был попасть на Олимпийские игры, но загремел в тюрьму, не то чтобы плох — он просто настолько штампованный и скучно сделанный, что по ходу дела так и не находится причины за что-то его полюбить или хотя бы заинтересоваться им. Плюс странный вайб спортивных советских драм из 1970-х — кажется, одной из самых бесполезных категорий кино в нашем искусстве.

«Первое лето» (реж. Сергей Илютин) — лучшая мужская роль

«Первое лето» фото
«Первое лето»
Фото: Кадр из фильма

Драма про лето 2004 года в деревне на Волге, когда юный Сашка влюбляется в местную девочку, спасает жизнь козы, а потом сам оказывается в ситуации, угрожающей его жизни. Странный микс из «14+», «Мир! Дружба! Жвачка!» и практически «Брата», который не может понять, что он такое — история о любви, криминальная драма или coming age, перетекая из одного жанра в другой. Не совсем ужасное кино, но и хвататься в нем как будто не за что. Ну да, Тимофей Кочнев из «Пищеблока» в своей первой главной роли хорош, но и только.

«Блондинка» (реж. Павел Мирзоев)

«Блондинка» фото
«Блондинка»
Фото: Кадр из фильма

И снова уход в прошлое — на этот раз в стилистику 1960-х. Экранизация произведения классика советского кино и театра Александра Володина («Осенний марафон»), снятая Павлом Мирзоевым, сыном Владимира Мирзоева («Топи») — об актрисе, которая влюблена в режиссера-козла, что оставляет ее и труппу после того, как их театр выгоняют на улицу. Актрису, пышущую вайбами фильмов периода «оттепели», играет Дарья Жовнер из «Тесноты» — роль прекрасная, но сам фильм местами слишком формалистичен и театрален.

«Нина» (реж. Оксана Бычкова) — приз Гильдии продюсеров России

«Нина» фото
«Нина»
Фото: Кадр из фильма

Новый фильм Оксаны Бычковой («Питер FM») о замужней женщине, которую играет Юлия Пересильд, что направляется в Тбилиси на встречу с умирающим бывшим возлюбленным — он тоже козел, и его тоже играет Евгений Цыганов. Красивая операторская работа, красивая Грузия, красивая главная героиня, красивое все — и, как часто бывает в фильмах Бычковой, не совсем понятно, что именно она хочет сказать. Правда, тут важен нюанс: фильм перемонтировали без участия автора, поэтому за неопределенность, возможно, стоит ругать не ее, а продюсеров.

«Лиссабон» (реж. Светлана Филиппова)

«Лиссабон» фото
«Лиссабон»
Фото: Кадр из фильма

История одного развода в черно-белых тонах, насыщенная драмой, юмором и легким абсурдом. Неудивительно, ведь спродюсировал фильм Алексей Федорченко — получилось на удивление яркое, несмотря на гамму, кино про внутренний подростковый бунт, который организовывает против родителей главный герой, 17-летний идеалист Иван. Автор этого текста тоже Иван и тоже идеалист, поэтому нельзя не сказать, что частенько фильм бывает затянут, а то и просто скучен. Но это, в целом, вполне красивое, эстетское и чувственное кино.

«Привет, мама» (реж. Иля Малахова) — лучшая женская роль

«Привет, мама» фото
«Привет, мама»
Фото: Кадр из фильма

Драма о двух сестрах, Кире и Вере: первая — красива, свободна и наслаждается своей жизнью с разными мужчинами. Вторая — устала воспитывать двух непослушных дочерей, бороться за жизнь и надеяться вновь встретить кого-то. Все меняет в их жизни необходимость разбираться с наследием матери, бросившей девочек еще в детстве. Здесь почти все кино на себе вытаскивает великолепная Дарья Савельева («Обычная женщина»), недаром получившая свой приз. Но и роль второй сестры — приземленный и очень органичный образ заколебавшейся молодой матери — тоже заслуживает внимания.

«Свет» (реж. Антон Коломеец) — лучший фильм + лучший актерский ансамбль + приз имени Армена Медведева

«Свет» фото
«Свет»
Фото: Кадр из фильма

Самая титулованная картина фестиваля, и неудивительно — это пронзительная, честная, временами тяжелая, но, в общем, жизнеутверждающая драма о работнице социальной службы, которая вынуждена вспоминать свое детство (да, снова привет 1970-м) в поисках ответов на вопросы. Елена Яковлева, которую многие заново вспомнили благодаря «Чебурашке», здесь как-то удивительно похожа, в лучшем смысле, на Инну Чурикову. Ее молодую версию играет Дарья Коныжева из «Праведника», и у нее были все шансы забрать приз за лучшую роль себе.

«Отпуск в октябре» (реж. Роман Михайлов)

«Отпуск в октябре» фото
«Отпуск в октябре»
Фото: Кадр из фильма

Как часто бывает, самый яркий фильм фестиваля остался вообще без наград — между тем культовая фигура российского авторского кино Роман Михайлов представляет уже четвертый фильм за два года (на подходе пятый). И прогрессирует с бешеной скоростью — без какой-либо поддержки государства. Киноманская мегаломания про актрису, попавшую на съемочную площадку очень странного болливудского мюзикла, убедительно доказывает: кино, конечно, основано на жизни, но жизнь, как выясняется, основана на кино едва ли не больше.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Хочу похудеть, но еда соблазняет
Как сдержаться за праздничным столом и в ресторанах.



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог