Острова бывают большие и не очень. Южные или северные, густонаселенные и пустынные. В этих замкнутых пространствах некуда деться от взглядов соседей и каждый на виду. Но порой что-то нарушает привычный уклад и внезапно становится известно о совершенно необъяснимых преступлениях. Острова как символы ограниченности действий и сознания давно привлекают наблюдательных режиссеров. Так что, по меньшей мере, раз в десятилетие, мы получаем очередной фильм с названием «Остров».
Вспомним, как в 1980-м году американский режиссер Майкл Ритчи рассказал о новом Бермудском треугольнике, в 2000-м Ким Ки Дук поведал о жестокой любви на грани безумия.
В 2005-м Майкл Бэй придумал утопический остров, погрязший во лжи, а спустя год Павел Лунгин растормошил душу историей о слегка юродивом старце. Каждый раз казалось, что островов уже достаточно, но всегда оставалось место для следующего.
Например, когда нечто странное будет происходить с федеральным маршалом Тэдди Дэниэлсом (Леонардо Ди Каприо) – его выворачивает наизнанку от одного лишь вида воды, чего раньше никогда не случалось. И никуда от нее не деться, поскольку Тэдди с Чаком Оулом (Марк Руффало) отправлены расследовать неприятное дело на закрытом острове. А тут, как на грех, сигареты куда-то подевались, и приходится все время «стрелять» у напарника, что лишает именитого маршала уверенности в себе.
Так, согласно задумке писателя Дениса Лихейна развиваются события в детективе «Остров проклятых», по которому режиссер Мартин Скорсезе снял одноименный фильм.
О том, как известный психиатр доктор Коули (сэр Бен Кингсли) устроил на острове сумасшедший дом для избранных преступников. Таких, с кем общество не сумело справиться без его помощи. Здесь каждый метр площади охраняется тщательнее Форт-Нокса, а рельеф берега позволяет спуститься к воде лишь со стороны пристани. И все же одна из пациенток (Эмили Мортимер), «отбывающая» лечение за то, что утопила своих детей, исчезла бесследно.
А еще любой из оказавшихся на острове – и врачи, и охрана, и пациенты – преследует собственные цели.
Взять хотя бы Тэдди: ему просто необходимо найти маньяка-поджигателя, виновного в гибели любимой жены. И избавиться от страшных воспоминаний о том, как во время Второй мировой войны он не сумел спасти всех узников лагеря Дахау. Доктор, проводя эксперименты над пациентами, очевидно, жаждет славы, а Эмили и Чак совсем не те, кем кажутся на первый взгляд.
Так плетет паутину заговора против сознания автор книги Деннис Лихейн, и вторит ему признанный мастер экранных ребусов и шарад Мартин Скорсезе. И в этом хитросплетении интриг, заговоров и надежд, наконец, сбылась мечта режиссера: большую часть своей жизни Скорсезе ждал возможности снять картину, похожую на ту, что он увидел в 20 лет. Нет, не об острове. Тогда, в 1962 году, Орсон Уэллс выпустил на экраны фильм «Процесс», сделанный им по роману Франца Кафки (Уэллс считал «Процесс» своей лучшей работой).
С тех пор Скорсезе лелеял мечту о своем Кафке.
И, пока продюсеры раздумывали, не отдать ли сценарий Вольфгангу Петерсену, оскароносец буквально отвоевал экранизацию книги Лихейна для себя. Кажется, все были довольны. Только вылилось довольство в «странное» стечение обстоятельств: наполненный мистикой, страшной реальностью и великолепной игрой всех актеров, «Остров проклятых» не успели выпустить до Нового года. Что было необходимо сделать для того, чтобы иметь возможность подать заявку на нынешнего «Оскара». Больше того, премьеру «подгадали» к такому моменту, когда фильмы еще не начали отбирать и для будущей церемонии.
Так что Мартина Скорсезе, а заодно с ним и Леонардо Ди Каприо, гениально уместившего в один сеанс всю многоликую жизнь своего героя, американские киноакадемики традиционно проигнорировали.
Зато новый фильм Скорсезе мгновенно пригласили на Берлинале. Причем, если месяц назад билеты на берлинскую премьеру еще можно было купить на Ebay за триста-четыреста евро, накануне показа ставки поднялись до тысячи евро. Казалось, два часа блужданий героя Ди Каприо по тюремным лабиринтам и зловещим туннелям, пересекающимся переходами в никуда, пронеслись как единое мгновение – и вот уже зрители заходятся в ураганных овациях.
Очередь дошла и до нас. Проверить, насколько ответственно подошел к осуществлению мечты Мартин Скорсезе, можно уже на этой неделе.