—А-а-а, «Здравствуйте, я ваша тетя!».
— Вы говорите по-русски?!
— А я из Одессы.
Он вынимает из письменного стола фотографию, показывает мне и спрашивает:
— Знаешь, кто это? Нет? Это Аль Капоне, и ты с ним — одно лицо! Я в Америке не мог найти актера. Я тебя уже утвердил.
— Но я английского-то не знаю.
— Ничего. Он был очень молчаливый гангстер.
И мне сразу принесли костюм. Это не костюм, а шедевр! В полосочку, к нему шарф, шляпа, белые перчатки, мокасины обалденные. Когда я все примерил, продюсер воскликнул: «Вылитый Аль Капоне! Иди, пройдись по коридору метров пятьдесят. И ты поймешь, удобно ли тебе в нем».
В коридоре по обе стороны висели зеркала. Иду вразвалку, любуюсь на себя. Навстречу артист из «Современника», смотрит на меня и не узнает. А я только ушел из театра.
— Алька, ты, что ли? Ни фига себе, что это?
— Играю Аль Капоне в американском фильме.
— Ну надо же! Стоит только уйти из театра, и сразу Аль Капоне.
И мы начали снимать фильм — один день, второй. А я все время в кадре глубокомысленно молчал. У меня была отдельная камера, она всегда держала меня на крупном плане. Продюсер только повторял все время: «Гениально!»
И где-то через три дня мне звонит домой ассистентка и говорит: «Олег, сегодня не приезжай. Американская актриса потребовала гонорар втрое больше, устроила прямо при всех скандал и уехала в аэропорт». Менахем Голан пошел к нашему продюсеру разговаривать об увеличении гонорара, но в ответ только рассмеялись. В общем, он поругался с нашей администрацией и порвал договор. И был таков!
Потом меня пригласил сниматься у него Боря Невзоров. Мы были знакомы, он окончил Школу-студию через четыре года после меня. Борис Невзоров снимал картину на «Беларусьфильме». За роль второго плана я получил премию на кинофестивале «Созвездие 95». И что самое ценное — этот приз дают сами актеры. Меня долго искали, чтобы вручить награду, и наконец-то нашли... в яме с камнями, которые я разгружал. Меня они не узнали в рабочей одежде. Смотрят и спрашивают:
— А где Олег Шкловский?
— Это я.
— Вам приз должны вручить!
— Вы много лет вели на телевидении программу «Как это было». Как вам работалось в телекомпании «ВИD»?
— Для меня это было очень трудное приглашение, и я долго отказывался. Понимал, что это страшная вещь: нагрузка бешеная, а надо быть подготовленным, безусловно, во всех отношениях. Потому что это история не только нашей страны, исторические вехи. Передачу делали люди из «Взгляда», потрясающе талантливые журналисты: Александр Любимов, главный редактор Сергей Кушнерев, Разбаш Андрей. И получилось так, что все-таки они меня уговорили. Мало того, я писал сценарии для первых передач.
Мне очень хотелось сделать программу о Ефремове и Дорониной. О трагическом распаде МХАТа. Мне из больницы позвонил Ефремов и говорит: «Алька, ты молодец, давай, сделай, все неправильно говорят журналюги, что произошло. Пускай на носилках меня принесут в студию, и мы устроим тет-а-тет с Дорониной».