В это невозможно поверить, однако энергичный, чутко слышащий время РАМТ — Российский академический Молодежный театр — отметил вековой юбилей. А все начиналось дождливой весной 1921 года...
Хлюпая по лужам в старых калошах, Наташа Сац бродила по Москве в поисках какого-нибудь пустующего здания. «Хочу создать театр для детей. Совсем новый. Такого еще никогда не было», — делилась она сокровенной мечтой с троюродной сестрой Ларисой Рейснер.
Однажды на Тверской Сац остановилась возле полуразрушенного особняка: скульптуры львов над карнизом, грязная фанера на месте выбитого стекла, парадное заперто. Наташа нашла сторожа, и тот поведал: «Вроде как все про это здание забыли, хотя прежде тут было кино — первый красавец на Москве». Речь шла об электротеатре «Арc» — некогда популярном московском синематографе. Сторож отпер двери, и она оказалась в просторном вестибюле с недобитыми зеркалами. Осмотрела отсыревшее нижнее фойе, поднялась в зрительный зал — и задохнулась, представив себе, как тепло и уютно тут будет, когда в ее театр придут маленькие зрители...
Сац собрала нужные бумаги. Оставалось подписать их у наркома просвещения, но попасть к Анатолию Васильевичу Луначарскому оказалось непросто: он то внезапно выезжал в командировки, то пропадал в Совнаркоме, так что запись на прием не имела ни конца ни края. Но надо было знать характер семнадцатилетней упорной барышни — она никогда не отступала. Неслучайно ее отец, композитор Илья Сац, на вопрос «Говорят, у вас две девочки?» отвечал, смеясь: «Младшая — точно девочка, а старшая — без пяти минут мальчик».
Наташе пришла в голову авантюрная идея пробраться в Кремль, где располагались квартира и рабочий кабинет Луначарского, и попытаться пробиться без очереди — она боялась, что пустующее здание на Тверской захватит кто-то другой. Оставалось уговорить секретаря Луначарского Шуру Флаксермана и его жену, квартира которых находилась на антресолях квартиры Луначарских, и напроситься к ним на ночлег. Шура удивился, но переночевать пустил.