В нашем кино не так много примеров, когда к имени и фамилии актера нужно добавлять «старший», «младший». Речь не идет о тезках и однофамильцах — они фигурируют под номерами из римских цифр. «Родственный» список совсем короток: два Николая Еременко, два Александра Лазарева, а с недавнего времени к этой талантливой компании присоединились еще два Александра — Самойленко.
У каждого из сыновей был свой путь в актерскую профессию: иногда отцовская слава помогала, иногда — мешала... С разговора на эту тему мы и начали нынешнее интервью, получив от собеседников разрешение называть Самойленко-старшего Александром, а младшего — Сашей.
— О точке отсчета, с которой начался творческий путь Александра, известно — это участие в спектакле-сказке, поставленной на летней веранде пионерлагеря. А где и когда случился старт у Самойленко-младшего?
Саша: Я рано осознал, что ни на что кроме творчества не годен. Представлял, как сижу в офисе, решаю важные вопросы, — и становилось не по себе. Многие из моих одноклассников, друзей по двору мечтали стать актерами, хотели прославиться, а я, видя папу в телевизоре, говорил себе: «Вы все только грезите актерской профессией, а у меня обязательно получится». Такую вот программу задал себе с раннего детства. А реальным началом ее исполнения считаю момент, когда папа познакомил меня с режиссером Ольгой Игоревной Субботиной, ставившей спектакль «Половое покрытие» на сцене Музея Высоцкого на Таганке.
Мне досталась роль Мальчика-сфинкса, чьи загадки приходится отгадывать главным героям. В постановке была большая сцена с пятнадцатиминутным монологом моего персонажа — очень сложная и ответственная: в ней я в образе демонического мальчика манипулировал тремя взрослыми героями в исполнении профессиональных актеров. Когда по окончании сцены зал зааплодировал, было ощущение, что меня накрыла огромная волна любви и благодарности. Будто со сцены я отдал энергию, а теперь она, многократно умножившись, вернулась. В тот момент стало ясно, что уже не смогу без этого жить.
Александр: Саньке было всего одиннадцать, но он действительно классно сыграл, выполнив все указания режиссера. Для первого раза просто очень здорово. Были аплодисменты ему лично. А мне потом говорили и партнеры сына по спектаклю, и мои коллеги, посмотревшие «Половое покрытие»: «Слушай, такой маленький мальчик и так профессионально работает!» Не помню, чтобы адресованные мне самому похвалы пролились таким елеем на душу...
А еще после спектакля был трогательный момент. К сыну подошел помощник режиссера: «Саша, иди получи деньги». И Санька заплакал — как это?! Разве бывает, что за огромное удовольствие еще и деньги платят?
Саша: Помню, решил, что первый гонорар никогда и ни за что не потрачу. По примеру Скруджа Макдака, который стал миллионером, но всегда хранил как бесценную реликвию первый заработанный на чистке ботинок пятак. Однако мои рубли в надежном месте пролежали недолго — даже не помню, на что их спустил.