11 великих женщин, признанных символами ХХ века

Коко Шанель, Валентина Терешкова, Ирина Роднина, Мэрилин Монро, Клара Цеткин... 7Дней.ru вспомнил о судьбах женщин, которые заставили мир восхищаться собой.

Коко Шанель — эталон безупречного вкуса

Коко Шанель
Коко Шанель
Фото: DPA/TASS

Имя Коко Шанель (1883—1971) без сомнения известно всем. Эта великая француженка оказала колоссальное влияние на моду XX века и осталась с нами в XXI-м. Про нее говорили: «У неё было множество любовных романов, но ни один так и не закончился чем-то серьёзным».

Зато яркий след мадам Коко сохранился в истории мировой моды, и одним лишь маленьким чёрным платьем здесь дело не обошлось. СHANEL — давно уже не просто имя. Это символ элегантности, женственности, вкуса. А каждые 55 секунд в мире продается один флакон духов Chanel No 5.

Габриэль Бонер Шанель родилась в очень бедной семье, с 11 лет (после смерти мамы) воспитывалась в монастырском сиротском доме. Когда выросла, искала работу, бегая по кастингам в кино, работала продавцом в магазине белья, певицей в забегаловках... Кстати, в одной из них ей и дали прозвище Коко.

В 22 года, влюбившись в состоятельного офицера, она перебралась в его квартиру в Париже. И стремясь стать независимой, решила стать модисткой: взялась делать и продавать свои шляпы. А первыми покупательницами стали многочисленные бывшие любовницы ее сердечного друга. Дела быстро пошли в гору, она перешла на юбки, свитера, и скоро ей понадобилось открыть свою мастерскую. Именно там родились женский деловой костюм от Шанель (приталенный жакет и узкая юбка) и легендарное маленькое черное платье, которое подходит буквально всем и одинаково уместно как на официальной встрече, так и на вечеринке.

В 45 лет ее любовью стал богатейший английский герцог Вестминстерский — плейбой, добряк, оригинал, азартный игрок. Бонни (так называла его Коко) отправлял ей корзины фруктов, собранных в собственных оранжереях, орхидеи из теплиц Итон-холла, шотландских лососей. Он осыпал Коко драгоценностями и поистине бесценными подарками. Как-то, посылая ей ящик с овощами, герцог на дне спрятал огромных размеров изумруд...

Благодаря ему Шанель вдохновилась на новые коллекции. До 1920—30-х у Коко не было столько твида, блуз и жилетов в полоску, столько костюмов «для скачек» и спортивных пальто. Габриэль переняла английскую любовь к свитерам. Законодатели мод пришли в изумление от её новой выходки: поверх свитера надеть настоящие драгоценности...

Актриса Жанна Моро и Коко Шанель
Актриса Жанна Моро и Коко Шанель
Фото: legion-media

Коко Шанель в корне изменила взгляд на женскую одежду. Она предложила комфорт и лаконичный стиль. Брюки и укороченные юбки, пальто и полупальто, элегантные двухцветные туфли-лодочки. К концу Первой мировой войны из ткани джерси модельер создала одежду, позволившую женщинам не носить корсет. Она ввела в моду монохромную полоску (основанную на знаменитых морских тельняшках), заниженную талию, пляжную пижаму, украшения из искусственного жемчуга. Показала, как сексуально выглядят женщины в мужском костюме. А однажды заявила: «Я устала носить ридикюли в руках, к тому же я их вечно теряю» — и вскоре показала миру клатч, который можно повесить на плечо на цепочке или ремешке и забыть о нем. Сумочка получила название 2.55 — в честь времени создания: февраль 1955-го.

В моделях одежды от Шанель выходили в свет Одри Хепберн, Элизабет Тейлор, Жаклин Кеннеди, Джейн Фонда, Грейс Келли, Жанна Моро и многие другие мегазвезды.

Галина Уланова — икона классического балета

Галина Уланова
Галина Уланова
Фото: Александр Батанов /Фотохроника ТАСС

«Человеком другого измерения» называл балерину Сергей Эйзенштейн. «Гением русского балета» — Сергей Прокофьев. А Алексей Толстой — «обыкновенной богиней». Было еще прозвище Великая немая — за то, что без единого слова, исключительно языком жестов, балерина умела выразить на сцене любое чувство.

Ей единственной из балерин при жизни были установлены памятники — в Санкт-Петербурге (1984 год, скульптор М. К. Аникушин) и Стокгольме (1984 год, скульптор Е. А. Янсон-Манизер). «Почему Уланова?» — спросили журналисты у президента комиссии международного танца ЮНЕСКО Бенгдта Хеггера во время открытия памятника в Стокгольме.

«Галина Уланова — самая высокая высота в искусстве, — ответил он. — Она не просто блестящая балерина, в мире много блестящих. Ее величие в том, что она в наш очень жестокий век, как никто другой, показала нам, как прекрасны простые естественные человеческие чувства — добро, правда, красота». Сама виновница торжества присутствовала на мероприятии и старалась не смотреть на себя в бронзе. Когда же на нее направляли объективы, прятала лицо в мех воротника, отступала за чью-то спину, упрямо повторяя: «Памятник не мне – балету»...

Галину взяли в Петроградское хореографическое училище в девять лет. На выпускном вечере в 1928 году Галина танцевала «Шопениану», Этим же балетом спустя 40 лет она завершила карьеру балерины. Но из Большого театра не ушла — стала педагогом.

Среди ее самых известных ролей — Джульетта в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта», Одетта-Одилия в «Лебедином озере», Жизель и Золушка в одноименных балетах, Мария в «Бахчисарайском фонтане». В 1930-е годы именно она открыла новый балетный жанр — хореографическую драму. Ее героини — грациозные, изысканные, любящие, преданные и сильные духом. Техника танца была так отточена, что усилий балерины не видел никто. Уланова была великолепна не только в классическом репертуаре. В ультрасовременных постановках она делала шпагаты, крутила «колесо» и выполняла множество других акробатических трюков. Владела и искусством пантомимы.

Уланова погружалась в образы, размышляла над ними практически беспрерывно. Однажды, задумавшись о партии Жизели, она случайно уехала в Царское Село, в тишине парка села на скамейку в одной из аллей и стала проигрывать в воображении роль Жизель. Очнулась она от аплодисментов окружающих ее людей. Незаметно для себя Уланова показала импровизированный танец в пушкинском парке! 

За рубежом Уланову впервые увидели во время гастролей Большого театра в Лондоне. Балерине тогда уже исполнилось 46 лет. Потом были Вена, Нью-Йорк, Париж... Везде гастроли прошли триумфально, Уланову назвали балериной всех времен и народов. Один из ее учеников Николай Цискаридзе вспоминал, как Галина Сергеевна репетировала с ним роль Нарцисса: «Однажды она сказала: «Я тебе сейчас покажу, каким я его вижу» и... стала прыгать! В этот момент в зале произошло чудо. Ей было 87 лет, она была на каблуках, но, войдя в образ, превратилась в молодого юношу, прыгала, бегала. В тот момент я понял, что людей сводило с ума. Магия! Магия таланта — она необъяснима».

Кадр из фильма-балета «Ромео и Джульетта». 1954 г. СССР. На снимке: Галина Уланова, Юрий Жданов
Кадр из фильма-балета «Ромео и Джульетта». 1954 г. СССР. На снимке: Галина Уланова, Юрий Жданов
Фото: legion-media

Любимым городом Улановой был Ленинград, где она росла и работала до войны. Но именно в Москве, куда ее пригласили после войны, ей были присуждены все существующие тогда правительственные награды в СССР. Самой же любимой она считала медаль «За оборону Ленинграда» — за выступления в 1941 году под бомбами в осажденном городе.

Годы были не властны над Улановой. Походка ее оставалась легкой и упругой, фигура — безукоризненно подтянутая, движения точны. Она никогда не делала «подтяжек» лица. Всегда, кроме дома, ходила на высоких каблуках. Каждое утро обязательно делала упражнения. Природа создала ее такой, что о фигуре не надо было особенно заботиться. Когда выступала, весила 50 кг, в возрасте – 45. Любила овощные блюда, фрукты. Сама себе готовила, убирала в квартире, выносила мусор и ходила по магазинам. Не смотрела телевизор, редко читала газеты.

У нее почти не было близких друзей, она была подчеркнуто корректна даже с самыми близкими людьми. Все мужья Галины Улановой и ее близкие друзья были намного старше артистки: режиссер-красавец Юрий Завадский, художник Большого театра Вадим Рындин, выдающийся артист Иван Берсенев, знаменитый дирижер Большого Юрий Файер. Ее сопровождали блестящие мужчины, ценившие прежде всего редчайший талант и ее человеческую уникальность.

Расставаясь с мужьями, она сохраняла с ними достойные отношения. На похороны Завадского (он единственный был ее официальным мужем, не гражданским) она послала венок с лаконичной надписью: «Завадскому – от Улановой». Детей у нее никогда не было; спустя годы Галина Сергеевна признавалась, что родить ребенка ей «не разрешили родители».

Только однажды великая балерина собралась приоткрыть душу: она намеревалась написать мемуары, опубликовать редкие фотографии, письма к ней известных людей к 90-летнему юбилею, который отметила бы в 2000 году. Увы, она умерла от инсульта на 89-м году жизни — 21 марта 1998 года. По свидетельству ее близких, незадолго до смерти Уланова уничтожила все бумаги, из которых можно было что-то узнать о ее частной жизни.

Мэрилин Монро — главный секс-символ Голливуда

Мэрилин Монро
Мэрилин Монро
Фото: LEGION-MEDIA

Самая сексуальная женщина 1950-х Мэрилин Монро уже больше полувека остается символом абсолютной женственности. Кинозрители продолжают смотреть фильмы, в которых она снималась: «Ниагара», «Джентльмены предпочитают блондинок», «Нет лучше бизнеса, чем шоу-бизнес», «В джазе только девушки»...

В историю вошел знаменитый эпизод из комедии «Семь лет желания» («Зуд седьмого года»), когда поток воздуха из решётки вентиляционной системы Нью-Йоркского метро раздувает юбку белого плиссированного платья героини Мэрилин. Этот сводящий мужчин с ума момент увековечен не только в фотографиях и рисунках, но и в виде 8-метровой скульптуры «Мэрилин навсегда» в Чикаго. Кстати, в 2011 году знаменитое «улетающее платье» Монро было продано на аукционе в Лос-Анджелесе за $4,6 млн. Осталось в памяти потомков и поздравление Монро «Happy Birthday Mr. President» — в честь 45-летия Джона Кеннеди, а также знаменитые слова актрисы: «На ночь я надеваю лишь капельку «Шанель» № 5».

Популярность Мэрилин была зашкаливающей. В Голливуде тех лет, конечно, было немало красоток. Но только Монро умела настолько выигрышно себя подать. Она уделяла уйму времени разработке собственного стиля — гибкость и пластика, «фирменный» чувственный взгляд, особенная улыбка. Ее имидж помогали создавать парикмахеры, стоматологи, пластические хирурги... Кстати, секрет блеска для губ, который она придумала сама, так и остался неизвестным. Говорили, что у нее был врождённый дефект ног, и актриса выработала запоминающуюся «вихляющую» походку, чтобы банально не хромать (по другой версии, для своей особой походки она просто подпиливала каблук).

Волнующая форма груди Мэрилин, по одной версии, возникла из-за вшитых в платья специальных подушечек, по другой, из-за закачанного в грудь парафина... Как бы то ни было, Мэрилин стала женщиной, по которой сходили с ума буквально все мужчины — и... заложницей собственной красоты. Однажды с грустью призналась: «Мужчины из-за моего образа секс-символа, созданного ими и мной самой, слишком многого от меня ожидают — они ожидают, что зазвонят колокольчики и засвистят свистки. Но моя анатомия ничем не отличается от анатомии любой другой женщины». 

Восьмиметровая скульптура «Мэрилин навсегда» в Чикаго
Восьмиметровая скульптура «Мэрилин навсегда» в Чикаго
Фото: Fotodom.ru

Норма Джин родилась 1 июня 1926 года. В 16 лет бросила школу и вышла замуж за Джима Догерти, через год после свадьбы, в 1943 году, он нанялся в торговый флот, а Норма пошла работать на авиационный завод фирмы Radioplane Co. В июне 1945 года ее заметил армейский фотограф Дэвид Коновер, который делал пропагандистские снимки женщин на военных заводах. Он же предложил ей позировать за 5 долларов в час, и она согласилась. В августе 1945 года 19-летняя Норма Джин Догерти, которая оставила работу на заводе, начинает карьеру в агентстве моделей Blue Book в Лос-Анджелесе.

Еще через год, в августе 1946-го, Норма Джин подписала контракт с киностудией «XX век Фокс». Именно тогда появился псевдоним, под которым ее узнал весь мир. Осенью того же года последовал развод с Джимом Догерти. Поначалу Мерилин появлялась только в эпизодах. Но в 1948 году вышел фильм «Хористки», где она говорила и пела. С этого момента началась ее кинокарьера. Мэрилин снимали очень много: зрители толпами шли на фильмы с ее участием.

При этом она часто бесила режиссеров своей необязательностью. Постоянно опаздывала и забывала или путала слова. Чтобы эпизод с Монро получился удачным, порой требовалось до сорока дублей! Саму актрису амплуа легкомысленной и доступной женщины тяготило, Монро мечтала о серьезных ролях, но режиссеры продолжали эксплуатировать образ секс-бомбы.

Пробиваясь наверх, Монро часто помогала другим. Джаз-певица Элла Фитцджеральд вспоминала: «Я по-настоящему обязана Мэрилин. Это из-за неё я стала играть в очень популярном ночном клубе 50-х годов «Mocambo». Она лично позвонила владельцу клуба и сказала ему, что хочет, чтобы я была немедленно принята. И пообещала, что, если он сделает это, она каждую ночь будет брать в его клубе столик, чтобы меня слушать. Конечно, хозяин ответил «Да!» С тех пор мне никогда уже не приходилось играть в небольших джаз-клубах».  Кстати, фотография Мэрилин Монро на обложке обеспечила успех самому первому номеру журнала «Playboy» в 1953 году.

В марте 1954 года Мэрилин получила награду «Самая популярная актриса». В то время она была одной из самых высокооплачиваемых голливудских див. В январе 1955 года она объявила о создании собственной корпорации «Мэрилин Монро Продакшнс», в которой являлась президентом и владелицей контрольного пакета акций.

В 1954-м она неполный год была замужем во второй раз — за бейсболистом Джо Ди Маджо. Он был настолько ревнив, что поколачивал свою «секс-бомбу», так что, прожив с ним с января по октябрь, Мэрилин предпочла развестись. В 1956-м она стала женой драматурга Артура Миллера, с которым прожила 4,5 года. В это время ей удалось забеременеть (а она мечтала о ребенке!), но увы, беременность оказалась внематочной... После столь сильного разочарования звезда Мэрилин Монро на голливудской Аллее славы была слабым утешением... 

Помимо трех мужей, с именем Мэрилин связывают немало мужчин. В их числе Марлон Брандо, Ив Монтан, Тони Кертис, Фрэнк Синатра, а также братья Джон и Роберт Кеннеди. Кстати, когда в мае 1962 года 36-летняя Мэрилин внезапно умерла, мало кто поверил, что она просто отравилась лекарствами (о чем свидетельствовало официальное заключение). Самой животрепещущей версией смерти считали слухи о романах актрисы с президентом США Джоном Кеннеди и его братом Робертом. Говорили, что актриса поплатилась за желание заменить Жаклин Кеннеди в статусе первой леди...

Вера Холодная — «королева экрана»

Вера Холодная
Вера Холодная

Этой женщине с глазами библейской мученицы и капризным ртом было отпущено неполных 26 лет жизни и более 40 ролей в черно-белом немом киноВсего за пять лет карьеры Вере Холодной (1893—1919) удалось стать самой знаменитой киноактрисой своего времени, королевой экрана.

Вера Левченко родилась в Полтаве, ей было два года, когда семья отца, учителя словесности, перебралась в Москву. Девочка училась в гимназии, занималась балетом, увлекалась коньками и теннисом, хорошо пела и играла на фортепиано. Однажды в любительском спектакле сыграла Ларису в «Бесприданнице».

Отец умер, когда будущей звезде экрана было всего 10 лет. Она была старшей из трех сестер, так что ей пришлось помогать матери воспитывать младших. На выпускном в гимназии Вера познакомилась с юристом Владимиром Холодным. И вскоре вышла за него замуж. Муж увлекался спортом, а она искусством. Посещала кружок молодых артистов МХАТа и твердо решила стать актрисой немого кино, как ее любимая датская актриса Аста Нильсен. Вера стремилась поскорее получить профессию, чтобы помогать матери и сестрам. 

Дебют Веры Холодной произошел в 1914 году — она снялась в роли итальянки-кормилицы в фильме «Анна Каренина». Через год на экраны вышла мелодрама «Песнь торжествующей любви» по Тургеневу — и Вера возглавила, как сейчас бы сказали, рейтинг актрис немого кино.

Надо заметить, что в начале XX века анонсировать фильмы было не принято, наоборот, заранее не упоминались даже названия картин, чтобы конкуренты не перехватили идею и сюжет. Но стоило объявить, что главную роль играет Вера Холодная — и публика валила в кинотеатры. Зритель шел именно на нее, так что именно Вера Холодная по праву может считаться первой отечественной кинозвездой.

Популярность Холодной была настолько велика, что модные открытки с ее портретами расходились десятками тысяч. На них «королева экрана» позировала в разных, часто ею самой придуманных нарядах. Стиль Веры сразу становился модным. Так что в истории Вера Холодная осталась не только звездой немого кино, но и фактически законодательницей мод.

Актриса обладала поистине колдовской силой, собирая аншлаги в самый разгар Первой мировой войны и во время двух революций 1917 года, и во время гражданской войны. Зритель штурмовал кинотеатры ради немых салонных мелодрам «из жизни богатых» с бурными страстями, любовными треугольниками в роскошных интерьерах... Не помешала карьере Холодной даже Октябрьская революция. В Одессе в условиях строжайшей экономии электроэнергии новые власти разрешали киностудии использовать пленку и электричество в неограниченных количествах, «только если снимается Вера Холодная»... 

Вера умерла в феврале 1919 года от «испанки» — тяжелой формы гриппа с легочными осложнениями. Сгорела буквально за пару дней. На ее похороны собралась вся Одесса. Кладбище, где похоронили звезду экрана, во время сталинских репрессий было уничтожено, поэтому могила Веры Холодной до наших дней не сохранилась.

Друг семьи Веры Холодной Александр Вертинский именно ей посвятил несколько песен, в том числе «Ваши пальцы пахнут ладаном» и «Маленький креольчик», Кстати, прообразом главной героини фильма «Раба любви» Никиты Михалкова тоже была Вера Холодная... 

Леди Ди — «королева сердец»

Принцесса Диана
Принцесса Диана
Фото: PA Images/TASS

Печальная история принцессы Дианы тронула миллионы сердец. Леди Ди запомнилась всегда улыбающейся, а между тем ее личная жизнь была настоящим адом, никто из ее мужчин так и не подарил ей настоящей любви. 

Диана родилась 1 июля 1961 года. В ее жилах текла и королевская кровь, правда через незаконнорожденных потомков королей Карла II и Якова II. Успехами в учебе девушка не отличалась. Ей не понравилось даже в Швейцарской частной школе, где готовят девушек к появлению в высшем обществе. Она предпочла вернуться в Англию. Правда, именно в ту поездку в Швейцарию состоялось ее знакомство с принцем Чарльзом, который приезжал туда на охоту. Через некоторое время общение продолжилось уже в Лондоне, где обосновалась Диана, занимаясь тем, что ей действительно нравилось: она работала воспитательницей в детском саду. Но судьба готовила ей необычный шанс.  

Бракосочетание Чарльза и Дианы в июле 1981 года видел весь мир. Роскошная свадьба, 40 метров шелка и старинных кружев на платье невесты, многотысячная празднующая толпа, архиепископ Кентерберийский, скрепляющий пару узами брака… Диана была счастлива! «Я очень рада, что вышла замуж. Мне безумно нравится, что рядом человек, который заботится обо мне и балует меня. Это самое счастливое событие в моей жизни, кроме того, разумеется, что я стала самой счастливой женщиной в мире», – писала своим близким новоявленная принцесса Уэльская.

Но вскоре после медового месяца Чарльз возобновил отношения с Камиллой Паркер-Боулз. У Дианы начались нервные срывы. «Жуткая ревность — это все, что я помню о том времени». В начале 1990-х их супружеская жизнь зашла в тупик. Чарльз во всеуслышание объявляет, что был неверен жене, потому что всю жизнь любит Камиллу. А Диана выступает с публичной исповедью на телевидении и говорит, что «в этом браке их было трое, в нем оказалось тесновато».

Официально их развели в 1996 году по настоянию королевы. Елизавета считала, что Диана не способна вести себя достойно, занимая столь высокое положение, портит репутацию её сына и королевской семьи. Но Диану любили и понимали простые англичане. Она затмила Чарльза, была очень популярна у всей нации.  После развода Леди Ди сохранила за собой титул принцессы Уэльской и равноценные с принцем права по воспитанию детей. Она осталась любима народом.

Принцесса Диана во время посещения Тушинской детской больницы (Москва, 1995 г.)
Принцесса Диана во время посещения Тушинской детской больницы (Москва, 1995 г.)
Фото: Мамонтов Сергей (ТАСС)

Диану любили и за сочувствие тем, кто нуждался в содействии. Она очень серьезно занималась благотворительностью. Обращала внимание на борьбу со СПИДом, ракомдетскими пороками сердца. Она откликалась на просьбы о помощи, часто отвечала на письма простых людей, которые делились с ней своими бедами.

Воспитывая сыновей, Диана считала, что они должны расти обычными: чтобы получали образование в школе, а не дома, на отдыхе она позволяла им носить спортивные брюки, джинсы и тенниски, они ходили в кино, ели гамбургеры и попкорн, стояли в очередях на аттракционы.

Оформив развод с Чарльзом, Диана начала встречаться с кинопродюсером Доди аль-Файедом, сыном египетского миллиардера. С ним она и отправилась в свой последний путь по парижскому туннелю. Там перед мостом Альма на набережной Сены и произошла авария. Доди аль-Файед и водитель скончались на месте, а Диана — через два часа в больнице. 

Смерть Дианы стала национальной трагедией. Конечно, не обошлось без теорий заговора, поиска виноватых. Перед Сент-Джеймским дворцом, куда привезли ее тело, выстраивались очереди, чтобы оставить запись в книге соболезнований. Всего таких книг было выставлено 5, а набралось 45.

Площадь перед дворцом была завалена цветами и сияла от тысячи свечей. По всему миру были объявлены скорбные минуты молчания. На обложке еженедельника People Диана появлялась рекордное количество раз — 81. Но выпуск журнала с материалом Goodbye Diana в 1997 году получил рекордный доход от продаж — почти 3 миллиона долларов и стал самым продаваемым выпуском за всю историю журнала.

В Великобритании были отчеканены пятифунтовые монеты с изображением Леди Ди. На похоронах Дианы пел Элтон Джон. Он выбрал песню Candle In The Wind, которую посвятил Мэрилин Монро, но по случаю немного изменил слова. Так совпало, что и Монро, и Леди Ди погибли в возрасте 36 лет.

Вера Мухина — автор известной на весь мир скульптуры «Рабочий и колхозница»

Вера Мухина
Вера Мухина

Самая известная в мире женщина-скульптор Вера Мухина (1889—1953) прославилась после Всемирной Парижской выставки 1937 года, где главной сенсацией стал 24-метровый монумент «Рабочий и колхозница» из стальных листов. Статую изготавливали два месяца на опытном заводе Института машиностроения. Потом разобрали и в 28 вагонах отправили в Париж. Самым тяжелым был 60-тонный железный каркас, а тончайшие, в полмиллиметра стальные листы весили всего 12 тонн.

Участие в выставке приняли 47 государств. Но на звание лучшего павильона претендовали лишь два — СССР и Третий рейх. Павильон, крышу которого венчали «Рабочий и колхозница», оказался ниже немецкого (спроектированного в виде римской цифры III), но наша скульптура смотрелась выигрышнее 10-метрового немецкого орла, обхватившего когтями свастику. Во Франции монумент Мухиной стал так популярен, что, пока шла выставка, в Париже всюду продавали сувениры — пепельницы, табакерки, чернильницы с изображением «Рабочего и колхозницы». А в Испании даже вышла марка с силуэтом статуи. Мухиной после Парижской выставки вручили первую из пяти Сталинских премий. 

Меж тем создательница множества пролетарских скульптур родилась в состоятельной купеческой семье. В детстве увлекалась рисованием, но поступив в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве, поняла, что ей интересна скульптура — и отправилась в Париж. Жила там с 1912 по 1914 год, училась в Академии Гранд Шомьер, путешествовала по Италии, изучая скульптуры и живопись Ренессанса.

Монумент Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» стал главной сенсацией Всемирной Парижской выставки 1937 года
Монумент Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» стал главной сенсацией Всемирной Парижской выставки 1937 года
Фото: Fotodom.ru

Поездке за границу предшествовал несчастный случай: катаясь с горки, Вера врезалась в дерево и изуродовала лицо, был оторван нос. Ей пришлось перенести несколько пластических операций. Родные отправили ее во Францию не только учиться скульптуре, но и лечиться у французских хирургов. Тем многое удалось сделать, но ее лицо стало по-мужски большим и грубоватым.

В 1914 году, с началом Первой мировой войны Вера вернулась в Россию и создала свое первое значительное произведение — скульптурную группу «Пьета» (плач Богоматери над телом Христа) — своеобразный реквием по погибшим. Богоматерь у Мухиной — молодая женщина в косынке сестры милосердия. Собственно и сама Вера, окончив курсы сестер милосердия, бесплатно работала в госпитале до окончания Первой мировой. Там же познакомилась с будущим мужем, военным врачом Алексеем Замковым.  

В конце 1920-х Замков работал в Институте экспериментальной биологии и изобрел медицинский препарат гравидан, омолаживающий организм. (Кстати, именно Замков, по слухам, стал прообразом профессора Преображенского в «Собачьем сердце» Булгакова). Препарат успешно использовали на самых высоких уровнях (среди знаменитостей, которые его принимали, — Молотов, Калинин, Клара Цеткин, Максим Горький), однако в институте начались интриги, Замкова затравили в прессе. Семья собралась эмигрировать, но уехать им не дали. Алексей несколько месяцев просидел в Бутырской тюрьме, а потом был выслан в Воронеж. Мухина отправилась за ним. Только через 4 года благодаря заступничеству Максима Горького они смогли вернуться в Москву. Замкову работать больше не дали. Он умер в 1942-м, Вера Игнатьевна сама сделала памятник на его могиле.

Помимо «Рабочего и колхозницы», среди лучших работ скульптора — памятник П. И. Чайковскому у здания Консерватории, памятник Максиму Горькому у Института мировой литературы, скульптура «Наука» у здания МГУ, скульптура «Хлеб» у Водного стадиона. Монументальная скульптура — не все, благодаря чему Вера Мухина осталась в истории. Она создавала эскизы театральных костюмов, для первого советского журнала мод «Ателье» нарисовала модель изящного и воздушного платья с юбкой в форме бутона. В 1925 году она вместе с модельером Надеждой Ламановой получила на выставке в Париже гран-при за коллекцию элегантной женской одежды, изготовленной из дешёвых грубых материалов — ткацкого сукна, бязи, холста и бумазеи. Пояса были из крашеного гороха, шляпы — из рогожи, а пуговицы выточены из дерева. Платья украшал оригинальный орнамент, в том числе придуманный Мухиной «петушиный узор». Образцы платьев, расшитых золотыми и серебряными петухами, вызвали всеобщий восторг. А Нидерланды моментально заказали две тысячи таких моделей!

Мухина профессионально занималась стеклом и фарфором. Она создала сервиз «Кремлевский» для правительственных приемов: графин, напоминающий бутон тюльпана, рюмки и бокалы, тоже похожие на бутоны, только со срезанной верхушкой, мороженица, компотница, вазы. Кстати, по свидетельству правнука Мухиной Алексея Веселовского, именно его знаменитая прабабушка разработала дизайн советского граненого стакана и пивной кружки. В сороковые годы возник социальный заказ: стакан, рассчитанный на массовое производство, надо было приспособить к посудомоечной машине. Мухина предложила «многогранные» (от 8 до 14 граней) стаканы — очень удобные в руке, небьющиеся, и они прижились в народе моментально.

Веры Игнатьевны не стало 6 октября 1953 года. Они с мужем похоронены на Новодевичьем кладбище под одним памятником. На нем — надпись со словами врача Замкова: «Я сделал для людей все, что мог». После похорон Веры Игнатьевны были выбиты еще два слова: «Я тоже».

Ирина Роднина — «железная леди фигурного катания»

Ирина Роднина и Александр Зайцев
Ирина Роднина и Александр Зайцев
Фото: Александр Яковлев/Фотохроника ТАСС

Ирина Роднина (родилась в 1949 году) стала самой успешной фигуристкой в истории парного катания XX века: трехкратной олимпийской чемпионкой, десятикратной (1969—1978) чемпионкой мира, одиннадцатикратной (1969—1978, 1980) чемпионкой Европы и шестикратной (1970—1971, 1973—1975, 1977) чемпионкой СССР, в 1969—1980 годах не проиграв ни одного соревнования, в которых она участвовала с партнерами (сначала Алексей Уланов, потом Александр Зайцев).

Про Роднину говорили: удачливая, энергичная, умеет взять быка за рога. Спрашивали: «Каков он, вкус победы?». Прославленная фигуристка отвечала: «Никакого вкуса у победы нет. А привкус есть — боль, пот и адская усталость».

И она нисколько не лукавила. Программы Родниной и Уланова, а потом Родниной и Зайцева были в числе самых сложных и насыщенных в истории фигурного катания. Например, в произвольной программе сезона 1974/75 пара Роднина-Зайцев исполнили свыше 30 элементов, большинство которых на многие годы опередил развитие парного катания. В их числе — сложнейшие поддержки — через переворот, с прыжками партнёрши, с тремя оборотами на одной руке... Еще четыре поддержки были на уровне бедра, четыре каскада (один из четырех прыжков, один с уникальным акселем с приземлением на ту же ногу, еще один состоял из сложного двойного акселя и через тройку двойной сальхов), какие-то невероятные сложные заходы на спираль вокруг партнера и подкрутки — тройной лутц и аксель в два с половиной оборота... невиданными для тех лет было множество связующих «элементов между элементами» — оригинальные спирали, шаги и т. п. И все это выполнялось на огромной  скорости и исключительно синхронно. Пораженные судьи отдавали паре первые места и за короткие, и за произвольные программы в течение 1973—1980 годов.

В раннем детстве Ирина одиннадцать раз переболела пневмонией, и врачи посоветовали родителям укреплять здоровье дочки физкультурой, и лучше на открытом воздухе. Так что свои первые коньки «снегурочки» малышка надела в четыре года, а когда немного подросла, родители определили ее в знаменитую школу фигурного катания, которая находилась в детском парке Дзержинского района Москвы. там начинали свой спортивный путь многие мастера фигурного катания 1950-х. 

Затем из детской школы фигурного катания Ирина перешла в секцию фигуристов ЦСКА, выдержав серьезный конкурс. В 13 лет получила первый спортивный разряд. Сначала она выступала как одиночница, но в 15 лет тренер Станислав Жук поставил ее в пару с партнером Алексеем Улановым. Они впервые появились в 1967 году на показательных выступлениях, а уже через два года пришла первая победа.

В 1969 году Роднина и Уланов впервые стали чемпионами мира и Европы. С того памятного года Роднина не пропускала ни одного чемпионата Европы и мира. И неизменно побеждала. Фигуристку называли «железной леди фигурного катания» — за несгибаемую волю к победе. Еще бы! 

За день до чемпионата мира 1972 года на тренировке Ирина упала с поддержки и попала в госпиталь с сотрясением мозга и внутричерепной гематомой. Но на следующий день пара предельно чисто откатала короткую программу, получив оценки до 6,0. В произвольной Ирина почувствовала себя плохо и завершала выступление в полуобморочном состоянии. Но не подвела!

А на чемпионате мира 1973 года в Братиславе случился инцидент, вошедший в историю фигурного катания. Вот что писали об их выступлении: «Роднина и Зайцев превосходно начали исполнение своей очень сложной произвольной программы. Это было их первое совместное выступление на чемпионатах мира. Когда пара подходила к средней части программы, чрезвычайно эмоциональной, насыщенной сложными элементами — музыка вдруг исчезла (потом выяснилось, что в радиорубке произошло короткое замыкание). Мертвая тишина в зале способна оглушить любого. Тем более фигуриста, для которого музыка не просто часть его спортивной программы, она — часть его самого, часть его жизни на льду на глазах у многих тысяч людей. И вот музыки нет, и непонятно, что делать дальше. Роднина и Зайцев не остановились ни на мгновение…

Фигуристы Ирина Роднина и Александр Зайцев, 1980 год. Швеция. Гетеборг. Чемпионат Европы по фигурному катанию
Фигуристы Ирина Роднина и Александр Зайцев, 1980 год. Швеция. Гетеборг. Чемпионат Европы по фигурному катанию
Фото: ITAR-TASS

Зрители вначале недоумевали, а затем начали аплодировать! Под овацию зала прошли сложнейшие каскады поддержек, стремительные шаги, прыжки, вращения. Спортсмены закончили свое выступление — и секундомер ледового дворца показал, что Роднина и Зайцев точно уложились — даже без музыки — в отведенное им время. Оценки оказались чрезвычайно высокими». 

В 1978-м Ирина и Александр стали мужем и женой. В честь молодоженов оркестр на свадьбе играл «Калинку». Это был их коронный номер, которому аплодировал весь мир! В 1979-м Ирина родила сына Сашу. И быстро восстановив спортивную форму, подготовилась к сезону 1980 года. Это был ее последний год в качестве спортсменки. Именно тогда она стала десятикратной чемпионкой мира и трехкратной олимпийской чемпионкой, установив своеобразный рекорд.

Оставив большой спорт, Роднина пробовала работать тренером, преподавателем Института физкультуры. Но все время чего-то не хватало. Не очень удачно складывалась и семейная жизнь. Роднина и Зайцев расстались. Ирина снова выходит замуж и уезжает в Америку. Брак оказался недолгим,  она осталась одна с сыном и маленькой дочкой на руках. Работала в Международном центре фигурного катания в Лейк-Эрроу, близ Лос-Анджелеса. Но и там она выстояла. Даже стала владелицей небольшого катка. А в 1999 году вернулась в Москву. 

«Я не такая сильная, какой меня придумали, — говорила Роднина в интервью. — Может быть, это прозвучит нескромно, но я считаю, что меня Бог поцеловал. Ну если не поцеловал, то во всяком случае ко мне прикоснулся. Много было такого, что иначе как провидением не объяснишь. Я совсем не железная, и жить в вечной конкуренции, в вечной усталости, отказываться от своих «хочу — не хочу» было очень нелегко».

Валентина Терешкова — первая женщина-космонавт

Валентина Терешкова
Валентина Терешкова
Фото: ИТАР-ТАСС/Архив

16 июня 1963 года космический корабль «Восток-6» под управлением Валентины Терешковой (позывной «Чайка») стартовал с дублирующей площадки «Байконура» и вышел на орбиту Земли. И если Гагарин перед полетом сказал «Поехали», то Терешкова произнесла перед стартом: «Эй! Небо! Сними шляпу!»

Валентина Терешкова родилась 6 марта 1937 года в Ярославской области в крестьянской семье. После семилетки пошла на завод, одновременно продолжая учиться в вечерней школе. С 1955 года работала на Ярославском комбинате технических тканей «Красный Перекоп», училась в техникуме на технолога по хлопкопрядению. В 1957 году стала освобожденным секретарем комитета ВЛКСМ комбината. А в свободное время занималась парашютным спортом в Ярославском аэроклубе (выполнила 90 прыжков). 

Список параметров для первой женщины-космонавта был настолько подробным, что казалось, будто выбирают не участника космической операции, а уникального бойца с талантами мисс Вселенной: возраст — до 30 лет, вес — до 70 кг, рост — до 170 см, идеальное здоровье, коммуникативные навыки.

Космонавты Юрий Гагарин и Валентина Терешкова, 1963 год
Космонавты Юрий Гагарин и Валентина Терешкова, 1963 год
Фото: Черединцев Валентин/ ТАСС

По результатам медобследования и теоретической подготовки Валентина Терешкова оказалась не самой лучшей. Но остальные девушки заметно уступали ей в общественной активности. Учитывались и политические моменты: Терешкова была из рабочих. В итоге на платформу корабля «Восток-6» ступила именно она. В день старта Валентина сообщила родным, что едет на соревнования парашютистов, так что о ее триумфальном полете они узнали из новостей. 

Во время полетаТерешкову преследовали тошнота, физический дискомфорт. Но она мужественно отработала на орбите почти трое суток, совершив 48 оборотов вокруг планеты. Вела бортовой журнал, делала фотографии горизонта, которые позже были использованы для обнаружения аэрозольных слоёв в атмосфере. Звонко пела, перекликаясь с «Ястребом» — Валерием Быковским, который был на орбите одновременно с ней (на «Востоке-5»).

А потом 30 лет хранила тайну о том, что ее корабль вышел из-под контроля. Вместо спуска к Земле он лишь поднимался выше, поскольку в системе управления произошёл сбой. Пришлось его сажать вручную. 

Валентине Терешковой — 80 лет
Валентине Терешковой — 80 лет
Фото: Михаил Климентьев/ТАСС

Валентина Терешкова, открывшая эру женской космонавтики, была сразу удостоена звания Герой Советского Союза. Получила трёхкомнатную квартиру в Ярославле, куда перебралась с мамой, тетей и ее дочкой.

Замуж Валентина вышла за космонавта Андрияна Николаева. Их свадьба состоялась в правительственном особняке на Ленинских горах, среди гостей был Никита Хрущев. После бракосочетания и вплоть до развода Терешкова носила двойную фамилию Николаева-Терешкова. Брак официально расторгнут в 1982 году, после совершеннолетия дочери Елены. Вторым мужем Терешковой стал генерал-майор медицинской службы, директор Центрального института травматологии и ортопедии (ЦИТО) Юрий Шапошников. 

В 2004 году она перенесла сложную операцию на сердце, предотвратившую инфаркт. А 6 марта 2021 года первая женщина-космонавт отметила свое 84-летие.

Мария Склодовская-Кюри — женщина, дополнившая таблицу Менделеева

Мария Склодовская-Кюри
Мария Склодовская-Кюри
Фото: ИТАР-ТАСС/Архив

Мария Склодовская-Кюри (1867—1934) — единственная в мире женщина-физик, ставшая дважды лауреатом Нобелевской премии. Ее карьеру в науке предсказал сам Менделеев, увидев ещё юную Марию за работой в химической лаборатории.

Но не только самоотверженность в исследованиях характеризуют Склодовскую-Кюри как гения прошлого века: она была любящей женой, много лет работавшей бок о бок со своим супругом, учёным Пьером Кюри. Вместе они дополнили таблицу химических элементов радием и полонием, а после смерти Пьера в 1906 году Мария продолжила общее дело.

Мария родилась в семье бедного учителя, где, кроме нее, было еще четверо детей. Стремясь заработать, она устроилась гувернанткой, но мечтала учиться. В 24 года поехала в Сорбонну и стала одной из лучших студенток университета. Получила два диплома — по физике и математике — и возможность вести самостоятельные исследования. Мария Склодовская стала первой в истории Сорбонны женщиной-преподавателем. 

В 1894 году она встретила Пьера Кюри и через год вышла за него замуж. А через два года, родив первую дочь Ирен (вторая, Ева, появилась на свет в 1904-м), Мария начала работу над своей докторской диссертацией, посвящённой исследованию радиоактивности.

В своей плохо оборудованной лаборатории Мария и Пьер совершили научный прорыв, выделив два новых химических радиоактивных элемента — радий и полоний. Открытие этих радиоактивных элементов четой Кюри стало колоссальным вкладом в исследование радиоактивности и в 1903-м было отмечено Нобелевской премией по физике.

Памятник Марии Склодовской-Кюри в Варшаве
Памятник Марии Склодовской-Кюри в Варшаве
Фото: Fotodom.ru

Основываясь на исследованиях французского физика Антуана Анри Беккереля, который открыл радиоактивность и охотно делился своими исследованиями с учеными, Мария и Пьер сначала обнаружили радиоактивность тория, а затем на себе доказали пагубное биологическое действие радиоактивности.

Произошло их открытие после одной из лекций, когда Беккерель попросил у супругов Кюри радиоактивный предмет, положил его в пробирку и убрал в жилетный карман. Прочтя лекцию, он вернул вещество владельцам, а на следующий день обнаружил на теле под жилетным карманом покраснение кожи в форме пробирки.

Выслушав рассказ коллеги, Пьер Кюри провел опасный для здоровья эксперимент на себе: 10 часов носил привязанную к предплечью пробирку с радием. Через несколько дней у него тоже появилось покраснение, перешедшее затем в тяжелейшую язву, которая прошла лишь спустя несколько месяцев.

Этим опытом Пьер подтвердил  предположения, связанные с опасностью радиации. После смерти мужа в 1906-м Мария продолжила исследования. В 1910-м ей удалось выделить чистый металлический радий, а не его соединения, и доказать самостоятельность этого химического элемента. А спустя год Склодовская-Кюри получила вторую Нобелевскую премию — по химии и стала единственной в истории женщиной — дважды лауреатом Нобелевской премии.

Незадолго до начала Первой мировой войны (август 1914 года) Парижский университет и Пастеровский институт учредили Радиевый институт для исследований радиоактивности. Кюри была назначена директором отделения фундаментальных исследований и медицинского применения радиоактивности.

Во время Первой мировой войны она обучала военных медиков применению радиологии — в частности, объясняла, как с помощью рентгеновских лучей обнаружить шрапнель в теле раненого. В прифронтовой зоне Кюри помогала создавать радиологические установки, снабжать пункты первой помощи переносными рентгеновскими аппаратами. Накопленный опыт она обобщила в монографии «Радиология и война» в 1920 году.

Однако цена работы с радиоактивными элементами оказалась очень высока: Склодовская-Кюри умерла в 1934 году от лучевой болезни, а ее лабораторные тетради до сих пор сохраняют высокий уровень радиоактивности.

Она была членом 85 научных обществ всего мира, в том числе Французской медицинской академии, получила 20 почётных степеней. В течение 12 лет Мария была сотрудником Международной комиссии по интеллектуальному сотрудничеству Лиги Наций. В 2009 году по итогам опроса одного из научно-популярных английских журналов Марию Склодовскую-Кюри назвали самой вдохновляющей женщиной науки XX века.

Клара Цеткин и Роза Люксембург — основательницы Международного женского дня

Клара Цеткин и Роза Люксембург
Клара Цеткин и Роза Люксембург
Фото: ИТАР-ТАСС/Архив

Клара Цеткин (1857—1933) считается автором идеи о Международном женском дне, а ее верная подруга — Роза Люксембург (1871—1919) — первой эту идею поддержала. В кругу социал-демократов про Розу и Клару говорили так: «Эти две маленькие женщины (рост каждой едва превышал 150 см — Прим. ред.) — единственные мужчины в нашей хлипкой партии».

Точкой отсчета принято считать 27 августа 1910 года, когда Клара Цеткин на конференции женщин-социалисток в Копенгагене предложила учредить Международный женский день. Речь, правда, шла не о празднике, а о дне борьбы за свои права, когда женщины устраивали бы митинги, привлекая общественное внимание к своим требованиям, включающим смягчение трудового режима, всеобщее избирательное право.

Идея была подхвачена с восторгом. И уже на следующий год, правда не 8-го, а 19 марта, в Германии, Австрии и Дании женщины вышли на улицы. Затем с датами началась полная чехарда: в 1912 году Международный женский день отмечался 12 мая, в следующем по-разному в разных странах: где-то 2-го, где-то 9-го, где-то 12 марта. И только в 1914 году дата была зафиксирована окончательно: 8 марта.

Российские женщины отметили свой первый Международный женский день в первое воскресенье февраля 1913 года. А в 1917-м празднование закончилось трагедией: в России, жившей тогда по юлианскому, а не по григорианскому календарю, 8 марта пришлось на нынешнее 23 февраля. В этот день в 1917 году женщины вышли на улицы Петрограда, к ним присоединились мужчины, протестующие против германской войны, и начались стычки с казаками и полицией. В считанные дни все это переросло в вооруженное восстание, предшествовавшее Февральской революции.

В 1921 году по решению 2-й Коммунистической женской конференции было решено праздновать Международный женский день 8 марта — в память об участии женщин в Петроградской демонстрации 1917 года. А в 1965-м советское правительство сделало 8 марта нерабочим днем, превратив его в замечательный женский праздник.

Розу Люксембург считали одной из самых ярых феминисток своего времени, хотя трудов, посвященных этому вопросу, у нее не было – она считала проблему гендерного неравенства составляющей глобальной проблемы неравенства классового. Она вела образ жизни настоящей феминистки: закончила университет, получила ученую степень, жила с мужчинами вне брака, вела революционную деятельность. 

Будучи видным социал-демократом, Клара Цеткин активно боролась за права слабой половины человечества. При этом она опиралась на собственный личный опыт. За семь лет брака (муж рано умер) Клара родила двух сыновей, воспитывала их. А вот у ее подруги Розы опыта семейной жизни не было, хотя она об этом мечтала. «Собственная маленькая квартирка, своя библиотека, совместные прогулки, каждое лето – поездка на месяц в деревню, совсем без всякой работы! И, может быть, ещё и такой маленький, совсем малюсенький ребёночек?» — писала она писала одному из своих соратников и любовников.

Увы, Роза была незавидной невестой. Из-за травмы, полученной при рождении — вывиха тазобедренного сустава она на всю жизнь осталась хромой, ее рост был 150 см, что при непропорционально большой голове и коротких ногах было существенным недостатком. Роза грустно шутила: «У меня нет личной жизни, только публичная». Но это было кокетством. На трибуне, когда выступала, Роза преображалась — и влюбляла в себя мужчин.

Именно так, услышав ее на митинге, в 36-летнюю Розу влюбился 22-летний сын Клары Цеткин. Их роман длился 5 лет, и все это время отношения двух подруг были натянутыми. 

Впрочем, позволяла себе свободу выбора и Клара. В 40 лет она влюбилась в 22-летнего студента Академии художеств. Они поженились, купили дом (в котором, кстати, любил бывать Ленин)... А расстались по идейным соображениям. Клара не приняла Первую мировую войну, а молодой супруг был вдохновлен, записался добровольцем и очень скоро был убит на фронте. Цеткин бывала в Советском Союзе, не раз обсуждала вопросы женского равноправия с Надеждой Константиновной Крупской. А у Ленина взяла интервью для женского журнала. 

Клара осуждала фашизм и после прихода Гитлера к власти приехала жить в Москву. Перед смертью вспоминала свою давно умершую подругу (которую в 1919 году убили выстрелом в голову) и ее последним словом было «Роза...»

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Индийский гороскоп на апрель 2024 для всех знаков зодиака
«Середину весны одно за другим атакуют астрологические события. На каждой неделе что-нибудь да происходит. Но не стоит видеть в этом проблемы и опасаться нежелательных последствий. Воспринимайте такие дни как время изменений, возможностей и новых начал. Астрологические аспекты могут подсказать, как лучше действовать в своих интересах и достичь желаемых результатов», — говорит практикующий ведический астролог Ирина Орлова.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог