Полная версия сайта

11 великих женщин, признанных символами ХХ века

Коко Шанель, Валентина Терешкова, Ирина Роднина, Мэрилин Монро, Клара Цеткин... К Международному женскому дню 7days.ru вспомнил о судьбах женщин, которые заставили мир восхищаться собой.

Вера Мухина — автор известной на весь мир скульптуры «Рабочий и колхозница»

Вера Мухина

Самая известная в мире женщина-скульптор Вера Мухина (1889—1953) прославилась после Всемирной Парижской выставки 1937 года, где главной сенсацией стал 24-метровый монумент «Рабочий и колхозница» из стальных листов. Статую изготавливали два месяца на опытном заводе Института машиностроения. Потом разобрали и в 28 вагонах отправили в Париж. Самым тяжелым был 60-тонный железный каркас, а тончайшие, в полмиллиметра стальные листы весили всего 12 тонн.

Участие в выставке приняли 47 государств. Но на звание лучшего павильона претендовали лишь два — СССР и Третий рейх. Павильон, крышу которого венчали «Рабочий и колхозница», оказался ниже немецкого (спроектированного в виде римской цифры III), но наша скульптура смотрелась выигрышнее 10-метрового немецкого орла, обхватившего когтями свастику. Во Франции монумент Мухиной стал так популярен, что, пока шла выставка, в Париже всюду продавали сувениры — пепельницы, табакерки, чернильницы с изображением «Рабочего и колхозницы». А в Испании даже вышла марка с силуэтом статуи. Мухиной после Парижской выставки вручили первую из пяти Сталинских премий. 

Меж тем создательница множества пролетарских скульптур родилась в состоятельной купеческой семье. В детстве увлекалась рисованием, но поступив в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве, поняла, что ей интересна скульптура — и отправилась в Париж. Жила там с 1912 по 1914 год, училась в Академии Гранд Шомьер, путешествовала по Италии, изучая скульптуры и живопись Ренессанса.

Монумент Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» стал главной сенсацией Всемирной Парижской выставки 1937 года

Поездке за границу предшествовал несчастный случай: катаясь с горки, Вера врезалась в дерево и изуродовала лицо, был оторван нос. Ей пришлось перенести несколько пластических операций. Родные отправили ее во Францию не только учиться скульптуре, но и лечиться у французских хирургов. Тем многое удалось сделать, но ее лицо стало по-мужски большим и грубоватым.

В 1914 году, с началом Первой мировой войны Вера вернулась в Россию и создала свое первое значительное произведение — скульптурную группу «Пьета» (плач Богоматери над телом Христа) — своеобразный реквием по погибшим. Богоматерь у Мухиной — молодая женщина в косынке сестры милосердия. Собственно и сама Вера, окончив курсы сестер милосердия, бесплатно работала в госпитале до окончания Первой мировой. Там же познакомилась с будущим мужем, военным врачом Алексеем Замковым.  

В конце 1920-х Замков работал в Институте экспериментальной биологии и изобрел медицинский препарат гравидан, омолаживающий организм. (Кстати, именно Замков, по слухам, стал прообразом профессора Преображенского в «Собачьем сердце» Булгакова). Препарат успешно использовали на самых высоких уровнях (среди знаменитостей, которые его принимали, — Молотов, Калинин, Клара Цеткин, Максим Горький), однако в институте начались интриги, Замкова затравили в прессе. Семья собралась эмигрировать, но уехать им не дали. Алексей несколько месяцев просидел в Бутырской тюрьме, а потом был выслан в Воронеж. Мухина отправилась за ним. Только через 4 года благодаря заступничеству Максима Горького они смогли вернуться в Москву. Замкову работать больше не дали. Он умер в 1942-м, Вера Игнатьевна сама сделала памятник на его могиле.

Помимо «Рабочего и колхозницы», среди лучших работ скульптора — памятник П. И. Чайковскому у здания Консерватории, памятник Максиму Горькому у Института мировой литературы, скульптура «Наука» у здания МГУ, скульптура «Хлеб» у Водного стадиона. Монументальная скульптура — не все, благодаря чему Вера Мухина осталась в истории. Она создавала эскизы театральных костюмов, для первого советского журнала мод «Ателье» нарисовала модель изящного и воздушного платья с юбкой в форме бутона. В 1925 году она вместе с модельером Надеждой Ламановой получила на выставке в Париже гран-при за коллекцию элегантной женской одежды, изготовленной из дешёвых грубых материалов — ткацкого сукна, бязи, холста и бумазеи. Пояса были из крашеного гороха, шляпы — из рогожи, а пуговицы выточены из дерева. Платья украшал оригинальный орнамент, в том числе придуманный Мухиной «петушиный узор». Образцы платьев, расшитых золотыми и серебряными петухами, вызвали всеобщий восторг. А Нидерланды моментально заказали две тысячи таких моделей!

Мухина профессионально занималась стеклом и фарфором. Она создала сервиз «Кремлевский» для правительственных приемов: графин, напоминающий бутон тюльпана, рюмки и бокалы, тоже похожие на бутоны, только со срезанной верхушкой, мороженица, компотница, вазы. Кстати, по свидетельству правнука Мухиной Алексея Веселовского, именно его знаменитая прабабушка разработала дизайн советского граненого стакана и пивной кружки. В сороковые годы возник социальный заказ: стакан, рассчитанный на массовое производство, надо было приспособить к посудомоечной машине. Мухина предложила «многогранные» (от 8 до 14 граней) стаканы — очень удобные в руке, небьющиеся, и они прижились в народе моментально.

Веры Игнатьевны не стало 6 октября 1953 года. Они с мужем похоронены на Новодевичьем кладбище под одним памятником. На нем — надпись со словами врача Замкова: «Я сделал для людей все, что мог». После похорон Веры Игнатьевны были выбиты еще два слова: «Я тоже».

Подпишись на канал 7Дней.ru
Загрузка...




Комментарии



Загрузка...

Войти как пользователь

Вы можете войти на сайт, если зарегистрированы на одном из этих сервисов:
или