Полная версия сайта

11 великих женщин, признанных символами ХХ века

Коко Шанель, Валентина Терешкова, Ирина Роднина, Мэрилин Монро, Клара Цеткин... К Международному женскому дню 7days.ru вспомнил о судьбах женщин, которые заставили мир восхищаться собой.

Галина Уланова — икона классического балета

Галина Уланова

«Человеком другого измерения» называл балерину Сергей Эйзенштейн. «Гением русского балета» — Сергей Прокофьев. А Алексей Толстой — «обыкновенной богиней». Было еще прозвище Великая немая — за то, что без единого слова, исключительно языком жестов, балерина умела выразить на сцене любое чувство.

Ей единственной из балерин при жизни были установлены памятники — в Санкт-Петербурге (1984 год, скульптор М. К. Аникушин) и Стокгольме (1984 год, скульптор Е. А. Янсон-Манизер). «Почему Уланова?» — спросили журналисты у президента комиссии международного танца ЮНЕСКО Бенгдта Хеггера во время открытия памятника в Стокгольме.

«Галина Уланова — самая высокая высота в искусстве, — ответил он. — Она не просто блестящая балерина, в мире много блестящих. Ее величие в том, что она в наш очень жестокий век, как никто другой, показала нам, как прекрасны простые естественные человеческие чувства — добро, правда, красота». Сама виновница торжества присутствовала на мероприятии и старалась не смотреть на себя в бронзе. Когда же на нее направляли объективы, прятала лицо в мех воротника, отступала за чью-то спину, упрямо повторяя: «Памятник не мне – балету»...

Галину взяли в Петроградское хореографическое училище в девять лет. На выпускном вечере в 1928 году Галина танцевала «Шопениану», Этим же балетом спустя 40 лет она завершила карьеру балерины. Но из Большого театра не ушла — стала педагогом.

Среди ее самых известных ролей — Джульетта в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта», Одетта-Одилия в «Лебедином озере», Жизель и Золушка в одноименных балетах, Мария в «Бахчисарайском фонтане». В 1930-е годы именно она открыла новый балетный жанр — хореографическую драму. Ее героини — грациозные, изысканные, любящие, преданные и сильные духом. Техника танца была так отточена, что усилий балерины не видел никто. Уланова была великолепна не только в классическом репертуаре. В ультрасовременных постановках она делала шпагаты, крутила «колесо» и выполняла множество других акробатических трюков. Владела и искусством пантомимы.

Уланова погружалась в образы, размышляла над ними практически беспрерывно. Однажды, задумавшись о партии Жизели, она случайно уехала в Царское Село, в тишине парка села на скамейку в одной из аллей и стала проигрывать в воображении роль Жизель. Очнулась она от аплодисментов окружающих ее людей. Незаметно для себя Уланова показала импровизированный танец в пушкинском парке! 

За рубежом Уланову впервые увидели во время гастролей Большого театра в Лондоне. Балерине тогда уже исполнилось 46 лет. Потом были Вена, Нью-Йорк, Париж... Везде гастроли прошли триумфально, Уланову назвали балериной всех времен и народов. Один из ее учеников Николай Цискаридзе вспоминал, как Галина Сергеевна репетировала с ним роль Нарцисса: «Однажды она сказала: «Я тебе сейчас покажу, каким я его вижу» и... стала прыгать! В этот момент в зале произошло чудо. Ей было 87 лет, она была на каблуках, но, войдя в образ, превратилась в молодого юношу, прыгала, бегала. В тот момент я понял, что людей сводило с ума. Магия! Магия таланта — она необъяснима».

Кадр из фильма-балета «Ромео и Джульетта». 1954 г. СССР. На снимке: Галина Уланова, Юрий Жданов

Любимым городом Улановой был Ленинград, где она росла и работала до войны. Но именно в Москве, куда ее пригласили после войны, ей были присуждены все существующие тогда правительственные награды в СССР. Самой же любимой она считала медаль «За оборону Ленинграда» — за выступления в 1941 году под бомбами в осажденном городе.

Годы были не властны над Улановой. Походка ее оставалась легкой и упругой, фигура — безукоризненно подтянутая, движения точны. Она никогда не делала «подтяжек» лица. Всегда, кроме дома, ходила на высоких каблуках. Каждое утро обязательно делала упражнения. Природа создала ее такой, что о фигуре не надо было особенно заботиться. Когда выступала, весила 50 кг, в возрасте – 45. Любила овощные блюда, фрукты. Сама себе готовила, убирала в квартире, выносила мусор и ходила по магазинам. Не смотрела телевизор, редко читала газеты.

У нее почти не было близких друзей, она была подчеркнуто корректна даже с самыми близкими людьми. Все мужья Галины Улановой и ее близкие друзья были намного старше артистки: режиссер-красавец Юрий Завадский, художник Большого театра Вадим Рындин, выдающийся артист Иван Берсенев, знаменитый дирижер Большого Юрий Файер. Ее сопровождали блестящие мужчины, ценившие прежде всего редчайший талант и ее человеческую уникальность.

Расставаясь с мужьями, она сохраняла с ними достойные отношения. На похороны Завадского (он единственный был ее официальным мужем, не гражданским) она послала венок с лаконичной надписью: «Завадскому – от Улановой». Детей у нее никогда не было; спустя годы Галина Сергеевна признавалась, что родить ребенка ей «не разрешили родители».

Только однажды великая балерина собралась приоткрыть душу: она намеревалась написать мемуары, опубликовать редкие фотографии, письма к ней известных людей к 90-летнему юбилею, который отметила бы в 2000 году. Увы, она умерла от инсульта на 89-м году жизни — 21 марта 1998 года. По свидетельству ее близких, незадолго до смерти Уланова уничтожила все бумаги, из которых можно было что-то узнать о ее частной жизни.

Подпишись на канал 7Дней.ru
Загрузка...




Комментарии



Загрузка...

Войти как пользователь

Вы можете войти на сайт, если зарегистрированы на одном из этих сервисов:
или