Валерия Заклунная считала, что Говорухин ее обманул

«Лерка нашла в сценарии «Места встречи изменить нельзя» свой эпизод в воровской малине и...
Елена Костина
|
06 Сентября 2018
Валерия Заклунная с Юрием Яковлевым
С Юрием Яковлевым в фильме «Любовь земная». 1974 г.
Фото: Мосфильм-Инфо

«Лерка нашла в сценарии «Места встречи изменить нельзя» свой эпизод в воровской малине и возмутилась: «У нее всего-то несколько фраз! Как же так, Станислав Сергеевич, вы же сказали, что будет главная роль!» А Говорухин ей: «Лера, эта роль самая что ни на есть главная! Кто банду создал? Клаша. Кого все в «Черной кошке» слушаются? Клашу! В итоге всех повязали, а Клаша осталась на свободе со всем награбленным добром!» — рассказывает близкая подруга Валерии Заклунной актриса Нина Попова.

Сниматься в фильме «Место встречи изменить нельзя» Станислав Говорухин заманил Лерку обманом. Позвонил ей в Киев и говорит: «Лера, ты же детективы любишь? Очень? Я так и знал. И поэтому предлагаю тебе главную роль в моем новом детективе!» И вот привозят Заклунной сценарий, она читает, а там главные персонажи Жеглов и Шарапов. «Еще была любимая девушка Шарапова Варя Синичкина, но эту героиню я даже не рассматривала, это не мое, — вспоминала Лера. — Думала, мне дадут либо Жеглова, либо Шарапова, кого-то из них Говорухин превратит в женщину».

А ведь так однажды и было. Евгений Матвеев настолько обожал Заклунную как актрису, что изменил ради нее сценарий дилогии «Любовь земная» и «Судьба». В романе Проскурина, по которому сняты эти фильмы, были два брата — председатель колхоза и врач-психиатр. Председателя Матвеев сыграл сам, а брата превратил в сестру, которую и сыграла Лерка. И вот она думала, что теперь так же произойдет с «Местом встречи...».

Приехав на съемки в Одессу, Лера спросила Говорухина: «Так кого я буду играть?» Тут Станислав Сергеевич ее и огорошил: «Клашу». Лерка на эту героиню в сценарии даже внимания не обратила: «Какую Клашу? Кто это?» Говорухин объясняет: «Любовница самого главаря банды — Горбатого!» Лерка находит в сценарии этот эпизод в воровской малине и ничего не понимает: «У нее всего-то несколько фраз! Как же так, Станислав Сергеевич, вы же сказали, что будет главная роль!» А Говорухин ей: «Лера, эта роль самая что ни на есть главная! Кто банду создал? Клаша! Кто всем там заправляет? Клаша! Кого все в «Черной кошке» слушаются? Опять Клашу! В итоге всех повязали, а Клаша осталась на свободе со всем награбленным добром!» В общем, он Лерку убедил. И, что интересно, Заклунная в этом эпизоде вроде бы ничего не делает, сидит и немножко нервно гладит кошку своей тонкой рукой с красивым маникюром. Кстати, у нее и в жизни были такие руки — нервные, они никогда не лежали спокойно. Но никто, кроме Говорухина, не сумел это так обыграть… В кино Лера начала сниматься через год после окончания Школы-студии. У нее в фильмографии почти 30 картин, много главных ролей, но зрителям она больше всего запомнилась именно в этом небольшом эпизоде «Места встречи изменить нельзя»...

Валерия Заклунная с Арменом Джигарханяном
«Думала, мне дадут либо Жеглова, либо Шарапова, кого-то из них Говорухин превратит в женщину» С Арменом Джигарханяном в сериале «Место встречи изменить нельзя». 1979 г.

Мы с Лерой подружились еще во времена учебы в Школе-студии МХАТ. Она была очаровательная, смешная, ей нравилось обращать на себя внимание, вот чтобы все видели — перед ними артистка. Может быть, это потому, что Заклунная не сразу пошла учиться на актерский, сначала поработала чертежницей, и вот ей хотелось доказать… Помню, едем с девчонками в троллейбусе с занятий. Лерка встанет посередине салона, держится рукой за перекладину, раскачивается и читает стихи: «Когда замерзают руки, на них надевают перчатки, когда замерзает тело, ты кутаешься в меха…» Пассажиры в недоумении, мы все хохочем: «Заклунная, хватит!» А она продолжает играть в артистку: «Когда замерзает сердце, то никуда не спрячешься…»

На нашем курсе многие были иногородние, жили в общежитии, ну а я москвичка. Ребята любили собраться у меня дома. Но настолько все, в том числе и мы, были бедными, что угостить было особо нечем, мама делала салат из картошки, квашеной капусты и лука, который заливала постным маслом, мы все это уплетали с большим наслаждением. Всегда ждали день стипендии, скидывались и шли в кулинарию рядом с театральной библиотекой на Пушкинской улице, теперь это Большая Дмитровка. Там мы покупали на всех винегрет по 40 копеек и бутылку перцовки за 2 рубля 17 копеек (мы бы с удовольствием выпили вина, но оно стоило 2 рубля 80 копеек, а это нам уже было не по карману).

Денег не было, а приодеться нам, конечно, хотелось. Лера была большая рукодельница, хорошо вязала. Говорила: «Это успокаивает». И меня как-то пыталась научить, но моего терпения хватило ровно на 40 минут. А в то время были такие специальные нитки для штопки (они и сейчас есть, но уже не в таком ходу, а раньше были необходимы в хозяйстве, потому что рваные носки и чулки не выбрасывались, а штопались по нескольку раз). И вот из этой штопки Лерка связала себе изумительную черную юбку, которую мы с ней носили по очереди. Под эту юбку моя мама давала нам надеть свою красивую кофточку. И это был наш с Леркой единственный комплект на двоих — то я в нем куда-то шла, то она.

Джина Лоллобриджида, Валерия Заклунная, Алексей Баталов и Ирина Мирошниченко
Джина Лоллобриджида, Валерия Заклунная, Алексей Баталов и Ирина Мирошниченко в кулуарах VIII ММКФ. 1973 г.
Фото: РИА Новости

Через много лет приезжаю я к Лерке в гости, а у нее на пороге половичок какой-то знакомый. Пригляделась — а это та самая юбка. «Заклунная, — говорю, — ну вот как тебе не стыдно? Это же раритет, который надо в музей, а ты положила ноги вытирать!»

Мы не только носили с ней одни и те же вещи по очереди, мы и похожи были, будто сестры. Нас путали. Впрочем, все девочки нашего курса были друг на друга похожи. Дело в том, что мы обожали педагога нашего курса Софью Станиславовну Пилявскую (исполнительница роли тетки Костика в «Покровских воротах». — Прим. ред.), Зосю, как ее называли. Помню, как в день рождения Зоси — 17 мая — мы с Заклунной с утра встречались, покупали много-много букетиков фиалок и направлялись в Глинищевский переулок, где жила наша именинница. Там поднимались на нужный этаж и перед входом в квартиру Зоси устилали весь пол этими фиалками. Потом звонили в дверь, а сами убегали. Нам хотелось сделать сюрприз, но, конечно, Зося знала, от кого фиалки.

Зося была нам как мать. Постоянно давала для спектаклей что-то из своей одежды, а как-то костюмерная сгорела, так она принесла из дома чуть ли не половину своего гардероба — кому свитерочек, кому платье, кому юбку, в ее нарядах мы и играли. Домработница Софьи Станиславовны Соня, помню, мне звонила, потому что у меня единственной был телефон, и буквально умоляла: «Ниночка, Зося опять вам все отнесла, вы уж проследите, чтобы хоть что-то осталось». Да что там наряды! Зося свои фамильные драгоценности не жалела для нас, а она ведь была из знатного польского рода. И мы на сцену выходили в ее серьгах ХVII века, в старинных кольцах, которые в семье Пилявских передавались из поколения в поколение. Краситься Софья Станиславовна нам строго-настрого запрещала. Правда, Лерка иногда подводила стрелочки, но Зося тут же отправляла ее умываться: «Вы и без косметики красивые!»

Валерия Заклунная
Заклунная родилась в Сталинграде в 1942 году, в самый разгар битвы за город В фильме «Судьба». 1977 г.
Фото: Мосфильм-Инфо

Девчонки все как одна подражали Зосе — гладко зачесывали волосы назад, собирали их в пучок, держали осанку. Как-то на студенческом спектакле, где мы с Лерой играли, побывал знаменитый критик Павел Александрович Марков, мой сосед по дому, а на следующий день меня встречает: «Нин, смотрю и ничего не могу понять — две Зоси на сцене! Я подумал, что сошел с ума!» А в другой раз наш педагог Виктор Карлович Монюков смеялся: «На сцену вышли сразу восемь Зось!»

Кстати, Лерка так всю жизнь и ходила с прической а-ля Зося Пилявская. Евгений Матвеев хотел, чтобы Зак­лунная для его картины сделала каре, долго настаивал, но Лерка категорически отказалась стричься. В итоге они выкрутились с помощью парика. А вот я подстриглась, и Лерка меня ужасно ругала: «Зачем?» Но это же только она такая упертая, или, как говорят на ее родине, упэрта. Еще и коммунистка, здесь мы во взглядах расходились, даже иногда ругались, я порой свою дочь просила, чтобы она толкала меня ногой под столом, если я начну спорить с Лерой. Потому что по большому счету какая разница, у кого какие взгляды? Не должно это мешать дружбе!

После Школы-студии нас приглашали сразу в несколько мест. Я выбрала Театр Пушкина, где служу до сих пор. А Лерка всегда хотела вернуться в Киев, ужасно скучала по родителям, и они за дочь переживали. И вдруг все решилось. В общежитии появился худ­рук киевского Театра русской драмы имени Леси Украинки Юрий Сергеевич Лавров, отец Кирилла Лаврова (который тоже некоторое время работал в этом театре), и с порога заявил Лере: «А я приехал забрать вас в свою труппу». И она, конечно, согласилась. Хотя перед самым дипломом вышла замуж за студента актерского факультета Гарри Бардина, он к тому времени только второй курс окончил, так что с ней поехать никак не мог. Конечно, Бардин обиделся на Лерку, в итоге они разошлись после месяца брака и каждый пошел своим путем. Заклунная стала ведущей актрисой Театра Леси Украинки, в Киеве ее все знали и обожали, она по улице спокойно пройти не могла. А Бардин — великим режиссером-мультипликатором…

Валерия Заклунная с Юрием Яковлевым
С Юрием Яковлевым в фильме «Судьба». 1977 г.
Фото: Мосфильм-Инфо

Ну а мы с Лерой, хоть и прожили большую часть жизни в разных городах, продолжали дружить до конца ее дней: то она ко мне в гости приезжала, то я к ней. Конечно, я ходила на ее спектакли. В Театре Леси Украинки была очень сильная труппа, многие выпускники Школы-студии МХАТ там работали, зал всегда битком набит. Леркин папа Гаврила Павлович с большой гордостью в фойе становился перед ее портретом и всем говорил: «Это моя доча!» Гаврила Павлович — бывший офицер, прошел всю войну, Лерка ведь родилась в Сталинграде в 1942 году, в самый разгар битвы за город. Как она сама шутила, родилась в канализации, поскольку ее мама под землей пряталась. Хорошо еще, Хрущев, бывший тогда членом Военного совета Сталинградского фронта, помог Гавриле Павловичу отправить жену с ребенком в эвакуацию в Саратовскую область.

А мама Леры была медицинским работником. Это была женщина очень красивая и добрая. Пока мы с Леркой еще спим, пойдет на рынок за продуктами, купит там свиную кишку, начинит ее гречкой или картошкой с луком, все это зажарит и подает нам к завтраку: «Нин, — говорит, — пообещай, что есть будешь, а смеяться не будешь!» — «Хорошо, обещаю!» Да чего же я буду смеяться, если я ничего в жизни вкуснее не ела!

Со временем Заклунная снова выш­ла замуж. За Валеру Сивача, тоже актера Театра Леси Украинки. Помню, въехали они с ним в новую квартиру, напротив Софийского собора. В ванной комнате там было окно: лежишь в ванне и смотришь на памятник Бог­дану Хмельницкому. Появился какой-никакой достаток, супруги купили даже роскошный белый ковер. Правда, берегли его, держали свернутым в трубочку, а расстилали только по особым случаям. И вот такой случай представился. Мы с Сивачом ждем Заклунную после спектакля, она звонит: «К нам в гости собирается Миша Резникович!» Это тогдашний главный режиссер театра. Мы с Валерой стали судорожно разматывать ковер. Но как только закончили, их собака прямо посреди ковра справила нужду. Пришлось снова сматывать.

Валерия Заклунная с Евгением Матвеевым
С Евгением Матвеевым в фильме «Сибирячка». 1972 г.
Фото: Мосфильм-Инфо

Много раз Лерка могла бы перебраться в Москву — не хотела! Моим соседом тогда был Марк Захаров, мы дружили семьями и шутили, что пора уже прорубить дверь из кухни в кухню, чтобы не нарезать друг к другу круги по лестничной площадке. И вот Марк Анатольевич посмотрел подряд несколько фильмов с Леркой, а когда она у меня в очередной раз гостила, стал умолять ее перейти в «Ленком». Она даже задумалась: «Если только вместе с супругом?» Но Захаров не готов был брать Сивача в свою труппу, и Лера не приняла приглашение.

С Сивачом Лера прожила 18 лет, а потом от него ушла. В подробности вдаваться не буду, скажу только, что двум артистам оставаться столько времени вместе сложно. Валера вел себя отвратительно, даже меня донимал звонками: «Где моя жена?» На что я отвечала: «Ты с ума сошел, я в Москве, она в Киеве, откуда я знаю, где твоя жена?» Сивач даже Пилявской на Лерку жаловался, но и у Софьи Станиславовны не нашел сочувствия. Развод был тяжелым. А через год Лера вышла замуж за Сашу Мироненко — чудесного человека, талантливого ученого, философа, политолога, она его очень любила и счастливо прожила с ним почти 30 лет. Детей у Леры не было — и даже я, лучшая подруга, не знаю, в чем причина, эту тему мы в самых откровенных наших разговорах никогда не обсуждали. Но Заклунная искренне радовалась, когда у меня родилась дочка, а у нашей однокурсницы Тани Назаровой — сын. Бирочки, которые в роддомах вешают на руки малышам, мы с Таней отдавали Лере, она бережно их хранила, как будто наши дети — и ее тоже, наверное, ей нравилось так думать…

В свое время много сплетничали про роман Заклунной с Матвеевым. Евгений Семенович, конечно, увлекался женщинами, самый известный его роман случился с Вией Артмане, но с Леркой у него ничего не было. Одна актриса, которая снялась в «Судь­бе» в эпизоде, утверждала даже, что жена Евгения Семеновича ужасно ревновала мужа к Заклунной и ее имя в их доме было под запретом. Все это глупости. Евгений Семенович и Лера всю жизнь очень дружили, а потом Матвеев подружился и с Сашей Мироненко. Лерка рассказывала, как принимала у себя в Киеве Матвеева с киногруппой «Судьбы» — они приехали на премьеру. Заклунная наготовила угощений и, конечно, сварила свой фирменный борщ. А Матвеев от борща сначала отказался, мол, так, как его мама, борщ никто не готовит. Но все-таки попробовал, и кончилось тем, что просил добавки. Потому что Лерка потрясающий борщ варила. «Главное, — учила она меня, — когда жаришь лук, добавить в сковороду маленький кусочек залежалого сала — в этом весь секрет».

Валерия Заклунная
«Она была очаровательная, смешная, ей нравилось обращать на себя внимание, вот чтобы все видели — перед ними артистка. Может быть, потому, что Заклунная не сразу пошла учиться на актерский, вот ей и хотелось доказать…» 1969 г.
Фото: РИА Новости

У Лерки на все случаи жизни имелись какие-то секреты. Она всегда за собой следила, ходила на процедуры к своему косметологу, косметолог даже тушь ей сама делала. Заклунная и нам эту тушь в Москву в спичечных коробках возила. Я как-то Леркиной тушью накрасилась для спектакля, а мне там по роли нужно плакать — и потекли по щекам черные слезы, потому что тушь была на мыльной основе.

Еще у Леры был секрет — как сделать шикарный бюст. Грудь у нее от природы небольшая, но об этом мало кто догадывался. «Ловкость рук плюс помощь социалистических стран», — смеялась Заклунная. То есть в югославский или польский бюстгальтер она подкладывала поролон. Помню, на каком-то съезде ей в Кремле орден вручали. А тогда ресторан «Белград» только-только открылся, там мы и договорились отметить это событие. Ждем Заклунную. И вот подъезжает машина, из нее выходит Лерка в потрясающем синем платье, а ее внушительный бюст весь в орденах. Идет к ресторану, чуть косолапя (была у нее такая особенность, впрочем, это только придавало Лерке шарма, посмотреть на ее походку народ оборачивался). Я ей говорю: «Заклунная, сними ордена, мне с тобой стыдно. Сними, ты и так красавица!» Но Лерка не послушалась, вот как в юности, когда она стихи читала на весь троллейбус, обожала быть в центре внимания, такой всегда и оставалась. И мне ее очень не хватает...

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Гороскоп на выходные 30 и 31 марта для всех знаков зодиака
Каждый представитель зодиакального круга захочет оглянуться назад и провести анализ: всё ли он успел сделать, что входило в его план.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог