Тайны цирковой династии Кио: как пилили собственных жен и укрощали джиннов

Иоланта Кио рассказывает о легендарной цирковой династии иллюзионистов, основателем которой был ее свекор Эмиль Кио.
Наталья Николайчик
|
03 Сентября 2014
Кио-старший с Юрием Никулиным и юным Мстиславом Запашным. Начало 1950-х
Кио-старший с Юрием Никулиным и юным Мстиславом Запашным. Начало 1950-х
Фото: из архива Музея Союза цирковых деятелей России

«Единственный человек, который не нашел в моем разводе с одним Кио и замужестве за другим ничего удивительного, был внук моей подруги, которого та привела в цирк вскоре после моей второй свадьбы. Он сказал: «В цирке почти ничего не изменилось. Раньше тетю Иолу пилил дядя Игорь, а теперь — дядя Эмиль», — вспоминает Иоланта Кио.

Стоим мы с Эмилем во Дворце бракосочетания, ждем регистрации. К нам подходят: «У вас в документах какая-то путаница. Фамилия жениха — Ренард-Кио. И невесты — тоже Ренард-Кио. Что это значит?» Действительно, разобраться в хитросплетениях семейных связей династии Кио очень нелегко. Сейчас-то уже люди привыкли, но поначалу всех безмерно удивляло, как это так: я побывала замужем за обоими братьями Кио!

Эмиль Теодорович с сыновьями — младшим Игорем и старшим Эмилем. Конец 1950-х
Эмиль Теодорович с сыновьями — младшим Игорем и старшим Эмилем. Конец 1950-х
Фото: из архива Музея Союза цирковых деятелей России

Единственный человек, который не нашел в этом ничего удивительного, был внук моей подруги, которого та привела в цирк вскоре после моей второй свадьбы. Он сказал: «В цирке почти ничего не изменилось. Просто раньше тетю Иолу пилил дядя Игорь, а теперь — дядя Эмиль». Знаменитый аттракцион Кио почти весь был построен на трюках с ассистентками: «Сжигание женщины», «Превращение женщины во льва», «Подвешивание женщины в воздухе», «Протыкание женщины металлическим острием» и, конечно, «Распиливание женщины». У всех Кио было множество ассистенток. Среди них существовала бешеная конкуренция, иногда с потасовками, с расцарапыванием лиц. Все стремились занять позицию позаметнее в номере повыигрышнее. Вот только за трюк с распиливанием конкурировать смысла не было, потому что пилили Кио, как правило, собственных жен.

Кио выбрал себе невестку за розовые пятки

Моя собственная цирковая династия — Ольховиковы — несколько раз пересекалась с Кио.

«За дрессированных попугаев для моего номера мама уплатила немалую по тем временам сумму — 1000 рублей. 1961 г.
«За дрессированных попугаев для моего номера мама уплатила немалую по тем временам сумму — 1000 рублей. 1961 г.
Фото: из архива Музея Союза цирковых деятелей России

У моего дяди-наездника в молодости был роман с Евгенией Васильевной — будущей мамой Игоря. А мой отчим ухаживал за Кошей Александровной — мамой Эмиля. Мы ведь тоже все цирковые — вот уже шесть поколений. Моя прапрабабушка была итальянка, Розария Беланоти. Она вышла замуж за русского — Ивана Митрофановича Бескаравайного — циркового наездника и владельца цирка в Керчи (это у моего прапрадедушки дебютировал в свое время Иван Поддубный). Прапрабабушка была волевой женщиной, и, когда один укротитель поставил ультиматум: либо повышайте гонорар, либо сами работайте со львами, она сказала ему: «Убирайся!»

Иоланта с Кио-старшим и Игорь Кио (в середине) с друзьями. Будапешт, 1965 г.
Иоланта с Кио-старшим и Игорь Кио (в середине) с друзьями. Будапешт, 1965 г.
Фото: из архива Музея Союза цирковых деятелей России

— а через несколько дней вышла на арену с этими львами. Причем дети ее в это время за кулисами со свечами в руках молились, чтобы она осталась жива.

Как и все цирковые, мои родственники начинали работать очень рано. Мама выходила с номером «каучук» с шести лет. А меня в первый раз вывели на арену, когда мне не было и четырех лет. Мой дядя был наездником и в своем номере ставил меня себе на плечи. А в финале я делала комплимент, то есть кланялась. Но однажды клоун Борис Вяткин (в те времена — любимец ленинградской публики) что-то перепутал, схватил меня раньше времени под мышку и утащил, не дав закончить номер как следует. Мне было ужасно обидно. А поскольку у артистов цирка такая манера — чуть что, страшно материться, я, выросшая, как говорится, на опилках, знала много всяких таких слов замечательных.

Иоланта и Игорь на гастролях в Америке. 1967 г.
Иоланта и Игорь на гастролях в Америке. 1967 г.
Фото: из архива Музея Союза цирковых деятелей России

Вот и выдала за кулисами Вяткину весь свой словарный запас: «Ах ты, дядя Боря, такой-разэтакий….» Все, кто эту сцену наблюдал, были страшно довольны. И подначивали потом: «Елочка, скажи еще про дядю Борю!»

Ну а с одиннадцати лет я стала помогать маме в номере с собачками — у нее был замечательный большой номер: собаки-наездники на пони, собачий комический футбол. Но моя мудрая бабушка Капитолина сказала: «Номеров с собачками много. А вот номеров с попугаями нет». И повезла меня в Казань — знакомить со своей подругой Надеждой Кадыр-Гулям. Та работала с попугаями и как раз уходила на пенсию. Она сказала: «Подождем, когда женится мой племянник. Если мне понравится его жена — я передам свой аттракцион ей.

А если не понравится — тебе, девочка». Видимо, выбор племянника ей в итоге не понравился, потому что попугаи все-таки достались мне. За них моя мама уплатила Надежде Александровне немалую по тем временам сумму — 1000 рублей, но десяток говорящих, отрепетированных птиц того стоил! Степень таланта у них была разная. Один умел только говорить «Катя» и лаять, как собачка. Другой здоровался с публикой. В начале моего номера я подходила с ним то к одному сектору, то к другому, и он говорил: «Здравствуй, дорогой». Но когда попугаю хотелось похулиганить, он говорил: «Здравствуй, дурак». Публика хохотала, и он хохотал вместе с ней. Все соображал! Ну а в финале шесть какаду (на самом деле — специальное невидимое устройство) поднимали меня под купол цирка. И в зале всегда звучало: «А-а-ах!» И вот с этим номером меня как-то раз увидел Эмиль Теодорович.

«Галина Брежнева была старше Игоря Кио на пятнадцать лет, но любовь их связывала пылкая. Галина же была очень эффектной женщиной»
«Галина Брежнева была старше Игоря Кио на пятнадцать лет, но любовь их связывала пылкая. Галина же была очень эффектной женщиной»
Фото: ИТАР-ТАСС

Кио-старший, основатель великой династии иллюзионистов. Мне было уже 17 лет. «А ну, покажись!» — велел он, отыскав меня за кулисами. Я покрутилась перед ним. Эмиль Теодорович кивнул на мои модные босоножки без «пятки», которые мама привезла с заграничных гастролей. «Как ты в таких по арене бегаешь, по опилкам? — удивился Кио. — Но зато я увидел, какие у тебя розовые пяточки. Это хорошо». Эмиль Теодорович вообще был большой эстет, любитель женщин. Но меня он заприметил не для себя, а как свою будущую невестку. Ему пришла идея женить на мне своего сына Игоря. У него еще присказка такая была: «Мне рано умирать, я еще должен развести Эмиля (Эмиля Кио-младшего, впоследствии мужа Иоланты. — Прим. ред.) и женить Игоря». Ему не нравилась первая жена Эмиля. Так же, как и возлюбленная Игоря — Галина Леонидовна Брежнева.

Штамп о браке с Галиной Брежневой исчез бесследно

Дело в том, что Галина была старше Игоря на пятнадцать лет.

«Даже сейчас никто не может повторить некоторых номеров отца и сыновей Кио. Например, номер с канатом, который держится в воздухе вертикально, как палка. Строение этого каната вычислил мой муж Эмиль — он ведь инженер»
«Даже сейчас никто не может повторить некоторых номеров отца и сыновей Кио. Например, номер с канатом, который держится в воздухе вертикально, как палка. Строение этого каната вычислил мой муж Эмиль — он ведь инженер»
Фото: из архива Музея Союза цирковых деятелей России

Но любовь их связывала пылкая. Галина же была очень красивая, эффектная. А еще веселая, компанейская, простая. В цирке ее считали своей, любили. Сначала она была замужем за акробатом и силачом Евгением Милаевым. Вышла за него совсем юной, практически девочкой — я и сама ее такой видела: мои родители встречались с ней на гастролях, и Галина играла в карты с моей бабушкой. Помню, она жаловалась, что Милаев ей денег не дает. Говорила: «Поеду в Москву, продам там пару кофточек». Милаев вообще обращался с ней странно. А ведь Галина была намного моложе его.

«Коша когда-то была актрисой, но влюбилась в Эмиля Теодоровича и стала его ассистенткой. Со временем у них родился сын Эмиль»
«Коша когда-то была актрисой, но влюбилась в Эмиля Теодоровича и стала его ассистенткой. Со временем у них родился сын Эмиль»
Фото: из архива Музея Союза цирковых деятелей России

При этом сумела стать очень хорошей матерью для его детей от прежнего брака — Саши и Наташи. Жалела их и защищала перед отцом, который, чуть что, заставлял Сашку стоять на голове три минуты, а если тот срывался, мог и побить. Ну а бросить Милаева Галину заставила его измена. Именно он первый изменил ей, не она. Галина просто этого уже не снесла...

Игорь влюбился в нее, когда ему было шестнадцать, а ей тридцать один. Дело было в Японии, куда Галина поехала в качестве жены и костюмера Милаева, а Игорь — ассистента отца. Какое-то время влюбленные встречались тайно. А через два года, когда Игорь достиг совершеннолетия, поженились. Официальный брак продлился десять дней. Дело было так: во Дворец бракосочетания явился легендарный цирковой администратор Леонид Фрадкис, человек весьма предприимчивый, не признававший никаких преград.

«А мама Игоря — другая его ассистентка, Евгения. Она была моложе Кио на 24 года»
«А мама Игоря — другая его ассистентка, Евгения. Она была моложе Кио на 24 года»
Фото: из архива Музея Союза цирковых деятелей России

Он любил говорить о себе: «Я бриллиант-администратор». И вот он назвался представителем семьи Брежневых и потребовал, чтобы Игоря с Галиной расписали — сегодня же! Им назначили время — через три часа, за которые Игорь с Галиной спешно съездили домой переодеться. За это время неугомонный Фрадкис смотался в ресторан «Прага» и объявил там, что Галина Брежнева желает сыграть в «Праге» свою свадьбу. Едва из банкетного зала успели выпроводить всех посетителей, как в ресторан приехала целая толпа цирковых — всех оповестил все тот же Фрадкис. Свадьбу гуляли широко! Вот только ни Леонид Ильич Брежнев, ни всеведущий КГБ об этом и слыхом не слыхивали. Никому не пришло в голову доложить: все считали, что «наверху» — в курсе.

После свадьбы Игорь с Галиной отправились в Сочи, на гастроли. И только на десятый день их настигла всесильная карающая рука. К ним пришел начальник УВД Сочи и забрал паспорта. После чего с десяток людей в штатском практически силой отправили Галину в Москву спецрейсом. Паспорт Игорю вернули потом ценной бандеролью. С вырванной страницей — той, где был штамп о браке. Зато на первой странице имелся другой штамп: «Подлежит обмену». Галина с Игорем прожили потом еще три года, но пожениться заново больше не пытались. Что касается «бриллиант-администратора», Фрадкиса вызвали в КГБ и там изрядно припугнули.

И вот Эмиль Теодорович был примерно так же недоволен всей этой историей, как и Леонид Ильич. Мальчишка и зрелая женщина — разве это нормально? Но специально старший Кио ничего не предпринимал, чтобы их развести.

Понимал, что этот союз рано или поздно распадется естественным образом. Так и случилось. А вскоре после этого нас с Игорем познакомили, и я вошла в семью Кио.

Семейные многоугольники

Это была не совсем обычная семья. У Кио в квартире жила его бывшая ассистентка — Кошерхан Тоховна (Коша). Когда-то она была актрисой театра в городе Орджоникидзе, но влюбилась в Эмиля Теодоровича и ушла за ним. Со временем у них родился Эмиль. А через шесть лет другая ассистентка Кио — Евгения Васильевна — родила ему Игоря. Она была моложе Кио на 24 года, и он на ней женился. При этом Эмиль Теодорович не мог позволить, чтобы его старший сын остался без отца. Так все вместе они и жили в трехкомнатной квартире на Ленинском проспекте: Кио-старший, Коша, Евгения, Эмиль, Игорь...

Свадьба Иоланты и Эмиля Эмильевича. Ташкент, 1981 г.
Свадьба Иоланты и Эмиля Эмильевича. Ташкент, 1981 г.
Фото: из архива Музея Союза цирковых деятелей России

Остается только поражаться, как женщины согласились на такое. Но обе они были мудрыми, а характер Эмиля Теодоровича крут, с ним мало кто решался спорить. А еще в семье была домработница Маруся, которая пришла в дом, когда Эмилю было полтора месяца, да так и осталась на всю жизнь. Обоих мальчиков воспитывала именно она. И дом держала. Это был большой гостеприимный дом. На завтрак Маруся лепила на всех пельмени. Очень много пельменей! Она вообще готовила потрясающе. А к приезду Эмиля Теодоровича Марфунчик, как он ее называл, неизменно делала фаршированную рыбу.

Как иллюзионист Эмиль Теодорович был уникален. Недаром в Японии его объявили волшебником XX века.

И сколько бы советские газеты ни утверждали, что его иллюзии — дело высочайшей цирковой техники, мало кто в это верил. Вокруг Кио (это, кстати, псевдоним, возникший из светящейся вывески «кино», где перегорела одна буква, — до этого Эмиль Теодорович носил псевдоним Ренард, а настоящая его фамилия — Гиршфельд) постоянно витали какие-то небылицы. Рассказывали, что он стал фокусником после того, как открыл какую-то бутылку — и оттуда вышел джинн, который стал ему служить. Люди то и дело приходили к «волшебнику» Кио — просили вылечить от заикания, от пьянства, снять сглаз или приворожить. Но он этого не мог. Хотя некоторыми необъяснимыми способностями все же обладал. Может быть, чем-то вроде гипноза. Во всяком случае, Эмиль Теодорович всегда добивался того, чего хотел. И еще, я сама была свидетельницей нескольких сделанных им предсказаний, которые впоследствии в точности сбылись.

К сожалению, они такого интимного свойства, что привести примеры я не могу.

Возможно, некоторые необъяснимые способности передались и его сыновьям. Была такая история: Игорь с женой Викторией (он женился на ней после меня) получали квартиру в новостройке. И Виктории хотелось 12-й этаж. Но решено было распределять квартиры честно — по лотерее. Игорь пошел тащить бумажку — и вытащил с цифрой «12». Все стали возмущаться: «Что вы здесь цирк устроили!» Примерно такая же история произошла однажды и с Эмилем. Он тогда еще в инженерно-строительном институте учился. И на экзамене ему сказали: «Вы же сын знаменитого фокусника — наверное, и сами фокусник. Какой смысл давать вам тянуть билет, если вы можете точно угадать, где лежит, к примеру, билет номер один?»

«Пилили Кио, как правило, собственных жен»
«Пилили Кио, как правило, собственных жен»
Фото: из архива Музея Союза цирковых деятелей России

Эмиль пожал плечами и… вытащил билет номер один. В итоге его гоняли по всему курсу больше часа. Еле сдал тот злосчастный экзамен! Вот что это было — совпадение или экстрасенсорика? Этого не может объяснить даже сам Эмиль...

Но трюки трюками, а было в аттракционе Кио еще что-то, помимо даже собственно техники. Некий совершенно неповторимый стиль, особая подача. Эмиль Теодорович ведь стал первым, кто вышел на манеж с фокусами не в обличье факира, в чалме и халате, а в элегантном фраке. Ему, кстати, всю жизнь шил один и тот же портной по фамилии Баринбаум — он жил в Риге, и старший Кио всякий раз ездил туда на примерку. А когда Эмиль Теодорович гастролировал в Англии, в их прессе даже разгорелась дискуссия: от какого кутюрье фрак на Кио.

Великолепные костюмы были и у ассистенток.

По тем временам совершенно немыслимые — с перьями на голове. Цирковые солисты и те не имели таких костюмов, в какие одевались девушки Кио. Они и сами были все как на подбор — очень красивые. Так что как-то раз на гастролях в Тбилиси цирк пришлось оцеплять конной милицией, чтобы красавицам дали спокойно выйти после выступления темпераментные поклонники. Это тоже была фирменная «фишка» аттракциона Кио — целая толпа на арене, 30 человек: ассистентки, лилипуты... В последние годы лилипутов он, правда, уже не задействовал, но когда-то в толпе лилипутов выходил на арену и пятилетний Игорь Кио — это был его цирковой дебют. Для Кио отводилось целое отделение — 50 минут.

Калейдоскоп номеров, один другого зрелищнее и увлекательнее. Даже сейчас, когда цирковая техника развивается стремительно, никто не может повторить некоторых номеров отца и сыновей Кио. Например, номер с канатом, который держится в воздухе вертикально, как палка. Строение этого каната вычислил мой муж Эмиль — он ведь инженер, строитель. Потом нашли мастеров, которые смогли сплести такой канат. Этот красивый трюк вошел в программу всех троих Кио.

Сначала наследником Эмиля Теодоровича в цирке считался только младший сын, Игорь — ведь это на его матери был тогда женат Эмиль Теодорович. А Эмиля отец отправил учиться в институт — была у него такая прихоть, чтобы хоть кто-то из семьи получил высшее образование. Мой муж успел даже спроектировать Театральную площадь в Рязани — это была его дипломная работа.

Трюк «Сожжение женщины» в исполнении Эмиля Эмильевича. Конец 1970-х
Трюк «Сожжение женщины» в исполнении Эмиля Эмильевича. Конец 1970-х
Фото: из архива Музея Союза цирковых деятелей России

Теперь там висит соответствующая мемориальная доска. Но на этом все — душа Эмиля не выдержала. Все-таки ребенок, который вырос на цирковых опилках, не может жить без цирка. И пусть в свой аттракцион отец Эмиля не пригласил — тот устроился в цирк шпрехшталмейстером: объявлял номера. В то время как Игорь вовсю выступал вместе с отцом.

А в один прекрасный день Эмиль Теодорович пошел к начальнику Главного управления цирками Бардиану и попросил дать разрешение на дубль аттракциона Кио для Эмиля. У многих это вызвало шок. Как это: будет два Кио? Но Бардиан рассудил, что раз аттракцион вызывает такой ажиотаж, то вдвоем будет только удобнее гастролировать и приносить государству деньги. Игорь же со временем унаследовал аттракцион отца — так что и после ухода Эмиля Теодоровича аттракционов Кио осталось два.

Первые лет семь братья делали совершенно одно и то же — даже последовательность номеров не меняли. Но постепенно они выработали каждый свою манеру и стали обзаводиться собственными оригинальными номерами. У Игоря была более эстрадная, зрелищная стилистика. А Эмиль представал перед публикой чем-то вроде профессора в очках, а в своих номерах опирался на инженерию. Это он придумал «двойное распиливание» — до него всегда пилили одну женщину на столе, а Эмиль стал пилить сразу двух и потом менял нам ноги. Очень интересный был трюк.

Но вот в чем братья никогда не смогли достичь уровня Эмиля Теодоровича — это в искусстве рекламы. Кио-старший был безусловным новатором в этой области, далеко опередившим свое время.

О нем даже фельетон написали под названием «Во власти рекламы»: автор описывал свою дорогу из Ленинграда в Москву. В купе «Красной стрелы» на столике — открытки: «Цирк. Сегодня и ежедневно: Кио, Кио, Кио». На перроне Московского вокзала прямо на асфальте надпись: «Кио. Гастроли». Вдоль по Невскому проспекту на каждом столбе «Кио. Кио. Кио». В гостинице «Европейская» на стойке администратора первым делом в глаза бросается реклама: «Сегодня в цирке Кио». Ну и так далее. Фельетон в советские времена считался страшным событием — после фельетона не так-то легко было «отмыться». Но Эмиль Теодорович обрадовался, когда прочитал: «Это же самая лучшая реклама!» А вскоре в Ленинграде началось наводнение. И была опасность, что поднявшаяся в Фонтанке вода зальет цирк. Первое, что сказал Кио по этому поводу: «Спасайте рекламу».

«Когда в Ленинграде началось наводнение, Эмиль Теодорович сказал: «В первую очередь спасайте рекламу!»
«Когда в Ленинграде началось наводнение, Эмиль Теодорович сказал: «В первую очередь спасайте рекламу!»
Фото: из архива Музея Союза цирковых деятелей России

Афиши, плакаты, щиты — их у него было много — не так-то просто восстановить...

Уход из жизни Эмиля Теодоровича получился мистическим — и тоже из-за рекламы. Он умер в Киеве, поздно вечером, после выступления. И из гостиницы его тело сразу перевезли в цирк — чтобы утром устроить прощание. Но осветители что-то перепутали и вместо того, чтобы включить внутреннее освещение в цирке, врубили на полную мощность подсветку рекламы. И темный, уснувший Киев вдруг осветился мигающими огромными буквами: «Кио, Кио, Кио»...

Может быть, это покажется странным, но у меня было четкое ощущение, что и с небес Эмиль Теодорович продолжает незримо управлять нашими жизнями. Во всяком случае, мне почему-то кажется, что мой второй брак устроен именно им.

Таким образом Эмиль Теодорович восстановил справедливость и искупил обиду, нанесенную мне его младшим сыном и любимцем...

С Игорем мы жили неплохо: общая работа, общие гастроли, дочь Виктория, наконец. Одна беда — его любвеобильность. Этот человек обожал женщин и сам был ими обожаем. Мне кажется, он вообще никогда никому не хранил верность. Даже Галине Леонидовне. И вот, когда нашему браку перевалило уже за одиннадцать лет, Эмиль позвонил мне в два часа ночи: «Я попал в аварию. Но ты не беспокойся и не приезжай». Я, конечно, не послушала. Звоню в ГАИ, чтобы узнать, где это все случилось и куда ехать, называю номер машины. А мне говорят: «Пострадавших в этой машине было двое». И называют женское имя и фамилию.

Так я узнала про то, что в жизни моего мужа есть еще Виктория. При аварии она пострадала больше — очень сильно ударилась. И Игорь чувствовал за нее ответственность. Он долго метался, не в силах решить, к какому берегу ему все-таки прибиться. Ну а я просто не стала за него бороться. Что-то подсказало мне, что делать этого не стоит...

Интересно, что за неделю до этой аварии к нам в дом влетела птица. Я рассказала об этом одной знакомой, и та говорит: «Нехорошо. Пойди в церковь, закажи молебен о здравии хозяина дома». Так я и поступила. И сама простояла всю службу — я все сделала честно. После та знакомая мне говорила: «Вот видишь, я была права. Он мог бы и погибнуть». А так — Бог отвел. Ну а то, что мы расстались, в итоге обернулось только к лучшему.

«Мы с мужем уже немолоды и давно не выступаем, но недавно с нами связались из Росгосцирка и предложили восстановить аттракцион Эмиля»
«Мы с мужем уже немолоды и давно не выступаем, но недавно с нами связались из Росгосцирка и предложили восстановить аттракцион Эмиля»
Фото: из архива Музея Союза цирковых деятелей России

Выдать меня замуж за Эмиля было идеей Евгении Васильевны, моей бывшей свекрови. Эмиль тогда как раз разошелся со второй женой. И как-то раз обронил в разговоре: мне бы, мол, такую жену, как Иола... Евгения Васильевна сразу взялась за дело. Звонит мне: «Жди сватов. Эмиль хочет на тебе жениться». Я сильно удивилась, но разбираться было некогда — через несколько дней я уезжала на большие гастроли в Японию — со своими попугаями. С которыми никогда не прекращала работать, несмотря на то что была ассистенткой у Игоря Кио.

Как Юрий Никулин Дзержинского разыграл

Гастроли у цирковых долгие. Три месяца как минимум, а то и полгода. Советский цирк тогда был уникальным явлением, ничего подобного по масштабу и зрелищности в других странах не существовало.

Даже арен таких, как у нас, не было — для наших гастролей переоборудовали Дворцы спорта. Государство зарабатывало на нас огромные деньги. Что, правда, никак не отражалось на наших суточных — восемь долларов в день. А ведь на эти деньги нужно было одеться, купить косметику, подарки родным, а также тем, кто в главке рекомендовал тебя на эти гастроли (флакончик духов, кофточка — что-то привезти полагалось, ведь все же люди!). Словом, еду артисты норовили взять из дома, благо ее можно было подложить в контейнер с питанием для животных. Таможня интересовалась: «Для чего столько сервелата везете?» — «Для льва», — отвечали мы. В заграничных магазинах мы покупали что подешевле — яйца, сосиски. И администраторы гостиниц, где мы жили, вечно просили нас: «Ну договоритесь же вы друг с другом! Не включайте кипятильники все одновременно, когда возвращаетесь с выступления.

Проводка не выдерживает!»

В тот раз в качестве клоуна с нами был Олег Попов (на зарубежные гастроли обычно ездили «сборные» из разных цирков). Это было не очень удачно — я всегда предпочитала Никулина. Попов, по-моему, человек странный. И очень честолюбивый. А японцы — сдержанные, к тому же, в отличие от нашей публики, они его просто не знали. И когда Попов выходил на арену, не было заметно никакого оживления. И тогда шпрехшталмейстеру велено было объявлять: «А сейчас появится тот, которого вы так долго ждали в Японии: солнечный клоун Олег Попов. Встретим же его аплодисментами!» Попова цирковые администраторы боялись почти так же, как в свое время Эмиля Теодоровича. Кстати, как-то раз на гастролях Попов и Кио-старший оказались в одной программе.

Игорь Кио с последней женой — Викторией
Игорь Кио с последней женой — Викторией
Фото: Виктор Горячев

И встал вопрос: кого из них писать красной строкой на афише? Если, допустим, обоих, то кого поставить выше? Любое решение грозило неприятностями с той или с другой стороны. И тогда администратор принял соломоново решение: сделать две разные афиши. На одной написать: «Ежедневно на арене Кио», на другой — «Ежедневно на арене Олег Попов». Но амбициозность не беда, многие знаменитости амбициозны. Больше всего меня поражал уровень бытового юмора Попова. Он громко, во всеуслышание рассказывал: «Вчера соблазнился в японском магазине на жвачку. Жевал, жевал да проглотил». «Ну и что? — говорят ему. — Ну проглотил, и что из этого?» — «Так я же от туалета потом не мог оторваться!» Вот такие у него были шутки... Не то что юмор Никулина! Помню, как мы всей труппой хохотали на гастролях в Париже, когда Юрий Владимирович разыгрывал нашего «Дзержинского» (так мы называли кураторов от КГБ — людей в штатском, непременно сопровождавших нас на зарубежных гастролях).

И вот приходит Никулин к куратору и говорит: «У меня в номере в стену вмонтировано подслушивающее устройство». — «Как вы это выяснили?» — «Электробритвой поводил по стене. И вам советую». «Дзержинский» стал проверять — все стены обшарил с электробритвой. Никакого эффекта! Пошел к Никулину. А тот говорит: «У вас какая бритва? «Харьков»? Так она плохая. Возьмите мой «Филипс» и поищите заново». Так бедняга и не понял, что его разыгрывают.

Гастроли — огромный кусок жизни у цирковых. А тем временем дома остаются дети, и хорошо, если за ними есть кому присмотреть. В тот раз я оставила Вику с моей мамой. Но их почти сразу забрал к себе Эмиль — дал работу в своей программе.

Все вышло совершенно естественно — Виктория ведь ему племянница. А в итоге, когда я вернулась с японских гастролей, попала в уже сложившуюся семью. И у меня просто не осталось выбора. Я стала его женой и ассистенткой. Мы поженились на гастролях — как я уже говорила, в Узбекистане. И вот мы уже 33 года вместе. Так что все вышло к лучшему. Рядом со мной очень верный, любящий, замечательный человек!

Мы с мужем уже немолоды, и от цирка давно отдалились. А наши дети и внуки династию не продолжили. Виктория в юности поработала на арене (бабушка приобщила ее к номеру с собачками), но в конце концов основала собственную кинокомпанию, где теперь и работает вместе со своим старшим сыном Игорем. Да и младший, Никита, склонности к цирку не проявляет.

«У меня было четкое ощущение, что мой второй брак устроил Эмиль Теодорович — с небес. И таким образом как бы искупил обиду, нанесенную мне его младшим сыном и любимцем»
«У меня было четкое ощущение, что мой второй брак устроил Эмиль Теодорович — с небес. И таким образом как бы искупил обиду, нанесенную мне его младшим сыном и любимцем»
Фото: из архива Музея Союза цирковых деятелей России

Аттракциона Кио больше нет. Жена Игоря Виктория после его смерти продала кому-то его аттракцион: права на трюки и аппаратуру. Но новый владелец куда-то сгинул со всем этим. Зато как раз сейчас, кажется, появилась надежда, что Кио все-таки вернется на арену. Из Росгосцирка с нами связались и предложили восстановить аттракцион Эмиля. Мы готовы отдать все бесплатно, лишь бы нашелся человек, способный возродить славную цирковую династию. И совершенно не важно, какая настоящая фамилия будет у этого человека. Аттракцион Эмиля Кио и в исполнении Тютькина останется аттракционом Эмиля Кио. Разработки, стиль, инженерия, а самое главное — магия фамилии обязательно сработают...

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог