Подруга Смоктуновского: «Уходя из театра, Кеша сказал: «Вы обо мне еще услышите!»

«Мы тогда все были на равных и не воспринимали его как «великого Смоктуновского», — рассказывает актриса Людмила Кузнецова.
Записала Анжелика Пахомова
|
03 Июля 2015
Иннокентий Смоктуновский
Иннокентий Смоктуновский. 1967 г.
Фото: ИТАР-ТАСС
 Римма Быкова
«Жена Смоктуновского была не красавицей, но девушкой живой и интересной. Было видно, что Кеша влюблен». Римма Быкова в фильме «Дело Румянцева». 1955 г.

«Когда актеры МХАТа встречались с правительством Киргизской Республики, Смоктуновский обратился к первому секретарю ЦК: «У меня есть личная просьба. У вас во Фрунзе работает замечательный артист. Мы с ним хорошо знакомы... Очень прошу представить актера к званию народного артиста СССР. Он заслужил!» И назвал фамилию своего бывшего соперника», — рассказывает актриса Людмила Кузнецова.

О том, что к нам в Сталинградский театр драмы поступил новый артист по фамилии Смоктуновский, я узнала одной из первых, потому что его поселили в ту же квартиру, что и меня. Симпатичный парень, остряк и хохмач, подвижный и смешливый. К тому же отзывчивый, у него всегда можно было перехватить рубль. А когда мой друг захотел купить фотоаппарат, Кеша с ним пошел, помог выбрать отличную «Смену». 

Оказалось, он в фотоделе разбирается. Про прошлое Кеша ничего не говорил. Мы не знали, что он воевал, и не знали, что он был в плену, хотя, наверное, в анкетах он это все указывал. Но мы поняли про него главное: отличный парень и в компании с ним хорошо. За полторы недели, что он прожил у нас один, мы все успели с ним подружиться. 

Иннокентий Смоктуновский
Иннокентий Смоктуновский (в центре) в школьном спектакле «Предложение». Красноярск, конец 30-х гг.

И поэтому на вокзал встречать его жену Римму (она тоже была актриса, и Кеша договорился в театре и насчет себя, и насчет нее) мы пошли большой компанией. Жена его оказалась не красавицей, но девушкой живой, интересной, очень худенькой и хрупкой. И талантливой — сразу видно. А как просветлело лицо у Кеши, когда он ее увидел! Пока мы с букетами шли по перрону, он подхватил ее на руки и легко побежал. Было видно, что он влюблен и счастлив.

Выделить отдельную комнату молодоженам театр не мог. Никакого общежития у нас не было, актерам просто снимали квартиры. Наша была двухкомнатной. Девушек — меня и Римму — поселили в одну, а Кешу и еще одного актера — в другую. Ну разве это условия для семейной жизни? Чтобы провести вместе время, им приходилось договариваться, чтобы мы, соседи, куда-то уходили. Сами они жилье не в состоянии были снять, ставка начинающего актера — 69 рублей. На них не разгуляешься. 

Иннокентий Смоктуновский
«Кеша оказался симпатичным парнем, остряком и хохмачом, подвижным и смешливым». (Иннокентий Смоктуновский (слева) на курсах киномехаников. 1941 г.)
Фото: fotodom.ru

Даже с мебелью театр помогал. Кровати железные, на них матрасы — вот и все. Ну еще на кухне столик, стулья. У меня и у Риммы было по нескольку платьев. У мальчишек вообще по одному пиджаку «на выход»... По вечерам мы на примусе варили пельмени и пили чай. Никто из нас не был озабочен бытом, никаким хозяйством не занимался. Более того, нам было глубоко наплевать на то, что у нас нет денег, тогда среди молодежи было принято все материальное презирать. По вечерам за чаем мы говорили все время о работе, тут же и репетировали, и читали сценарии. Выделялся ли среди нас Кеша? Сейчас трудно сказать, ведь мы тогда все были на равных и не воспринимали его как «великого Смоктуновского».

Иннокентий Смоктуновский
«В столице, как оказалось, Кешу никто не ждал. Ему пришлось очень несладко, прежде чем удалось пробиться». Иннокентий Смоктуновский в фильме «Москва слезам не верит». 1979 г.

Про таких, как Смоктуновский, нельзя писать в газете

Распределение в Сталинград в те годы считалось удачей для актера. После войны город быстрыми темпами отстраивали заново, сюда шло финансирование. И Сталинградский театр драмы, новенький, после восстановления, казался нам каким-то дворцом — хрустальные люстры, дубовый паркет, лепнина, колонны… Да и художественным руководителем был известный тогда режиссер Фирс Шишигин.

Иннокентий Смоктуновский
«После войны Кешу стали вызывать «куда следует» и проводили «беседы». Когда он понял, что тучи сгущаются, то завербовался в театр в Норильск. Мол, дальше Севера не сошлют!»

Для Кеши все это стало большим прогрессом в его карьере. До этого он, например, работал в Норильске, в Заполярном театре драмы. Как я позже узнала, после войны его стали вызывать «куда следует» и там проводили с ним «беседы». Дали понять, что, как бывший военнопленный, он находится под подозрением, и из Красноярска посоветовали не уезжать. С другом-военнопленным он раз в месяц перебрасывался открытками с таким содержанием: «Дядя Вася чувствует себя прекрасно», что означало: «Пока не арестован». Когда однажды в положенный день открытка не пришла, Смоктуновский понял, что друга арестовали, а значит, и над ним тучи сгущались. А тут как раз приехали вербовать актеров из Норильска, желающих было мало, но Кеша поехал с охотой: в Норильск? Хорошо! Дальше Севера не сошлют.

Иннокентий Смоктуновский и Георгий Жженов
«Георгий Жженов подружился с Кешей и даже написал для него рекомендательное письмо в театр Аркадия Райкина. Кеша и сам все время мечтал о Москве, помню, только от него и слышно было: «Москва, в Москве…» Иннокентий Смоктуновский и Георгий Жженов в фильме «Берегись автомобиля». 1966 г.
Фото: РИА Новости

О том, какие в том театре были условия, рассказывал Георгий Жженов, работавший там одновременно с Кешей. Театр был пристанищем для «актеров-вольняшек», которые лишь недавно освободились из лагеря и находились под подпиской о невыезде. В таком положении был и сам Георгий Жженов. Кеше он советовал: «Уезжай отсюда! Здесь зимой — минус 56. Жрать нечего. 

Зарплаты актера хватает на три дня…» Но Смоктуновский уезжать опасался. Тогда Жженов, сам подрабатывавший фотографией, обучил этому ремеслу и Кешу. Они подружились, и Георгий Степанович даже написал для друга рекомендательное письмо в театр Аркадия Райкина, где у него были знакомые. Кеша и сам все время мечтал о Москве, помню, только от него и слышно было: «Москва, в Москве…» Но, вероятно, он не решался ехать в столичные города, боялся, что арестуют. После Норильска поработал еще в нескольких театрах, к нам, например, они с женой приехали из Махачкалы.

Олег Ефремов, Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев, Анастасия Вертинская и Андрей Мягков
Олег Ефремов, Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев, Анастасия Вертинская и Андрей Мягков на встрече с актерами театра кабуки. 1987 г.
Фото: РИА Новости

И все бы хорошо, да вот характером с Шишигиным Кеша не сошелся. Ведь наш режиссер был человек хоть и талантливый, но при этом властный и волевой. Первым делом для Шишигина была в театре дисциплина, установленная раз и навсегда. Отношение к актерам — самое строгое. Например, однажды после спектакля мы с Иннокентием и Риммой гуляли по набережной и щелкали семечки. Так на следующий день нас вызвали в партком и сделали замечание, что это неприлично для актеров театра — семечки лузгать. 

Иннокентий Смоктуновский и  Лесли Карон
Иннокентий Смоктуновский и актриса Лесли Карон на 5-м Московском международном кинофестивале. 1967 г.
Фото: РИА Новости

Помню, еще нам внушалось, что где-то в гостях или на улице некрасиво объявлять всем, что ты артист. Если же мы сами шли смотреть какой-нибудь спектакль — считалось нескромным садиться ближе седьмого ряда. Вот какие порядки. Приезд взбалмошного и рассеянного Иннокентия невольно нарушил установившийся порядок. Смоктуновский вообще не вписывался ни в какие «системы», он запросто опаздывал на репетиции или позволял себе задуматься во время объяснений Шишигина, а потом вдруг внести предложение, идущее вразрез с тем, что ему сейчас говорили. Более того, Смоктуновский называл за глаза Шишигина диктатором, о чем тот конечно же быстро узнал.

Вот ведет Фирс Ефимович репетицию, при этом все у него, что называется, «летают» по сцене, только и успевая выполнять его распоряжения. И сам он, хотя и полненький, мячиком катится от сцены в зал и обратно, везде успевает, все видит… Во сколько закончится репетиция, мы не знаем, может, в два ночи, режиссер «в ударе». И вдруг как ведро холодной воды вопрос Смоктуновского: «А это зачем? А почему я здесь стою? Я этого не понимаю…» Или, что еще хуже: «Я с этим не согласен!» 

Иннокентий Смоктуновский
«Режиссер говорил про Смоктуновского: «Он какой-то странный». Кеша не вписывался ни в какие «системы», запросто опаздывал на репетиции. Или, что еще хуже, мог неожиданно сказать: «Я с этим не согласен!». (Иннокентий Смоктуновский в фильме «Исполнение желаний». 1973 г.)
Фото: РИА Новости

Шишигин не хотел разбираться в тонкостях натуры Смоктуновского, между ними было непонимание… «Этот Смоктуновский какой-то странный», — с неприязнью говорил Шишигин. А сам Кеша постоянно чувствовал неудовлетворенность. По ночам вечно не мог уснуть, что-то обдумывал. «Ну что тебе надо? Чего ты мучаешься? — порой спрашивала его Римма. — Роли ведь есть…» Кеша вздыхал в своей позже ставшей знаменитой манере и отвечал: «Роли, конечно, есть, но… все не то, не так…»

Конечно, он далеко не всегда играл главные роли. И пьесы нам, молодым, давали порой не классические, а советские, социальные. Моложавость и подвижность Кеши тут находили применение — он часто играл подростков. Ну а участие в массовке считалось «делом чести», не говоря уже о том, что мы изображали и топот лошади за сценой, и фырчание, и звуки шумящего леса или птиц. Никакой техники ведь не было… Вообще, нагрузка в театре была очень большая. Каждый вечер ты либо на эпизоде, либо в массовке. Любили мы только гастроли! Там суточные — два шестьдесят. Можно на них хоть поесть нормально. И гостиница бесплатная. Бедно жили, а работали как волы. И никого это не удивляло.

Иннокентий Смоктуновский, Вениамин Смехов, Николай Караченцов и Галина Аксенова
Иннокентий Смоктуновский, Вениамин Смехов, Николай Караченцов и Галина Аксенова на съемках фильма «Ловушка для одинокого мужчины». 1990 г.
Фото: fotodom.ru

Звездный час Кеши наступил неожиданно. Он сыграл маленькую роль слуги в постановке по Шекспиру «Укрощение строптивой». Роль без слов, но Кеша умудрился выразить комедийность движениями рук и ног: он так смешно «вихлялся» при своей долговязости… Все внимание зрителей в этом спектакле было на него! Он имел такой успех, что именно про него, а не про исполнителей главных ролей написали довольно большую статью в местной газете. Это было неслыханно! Журналиста вызвали в обком и проработали: «А вы знаете, что этот актер был в плену?» Оказалось, про таких нельзя писать. Но слава про Кешу уже пошла. 

Потом ему еще больше повезло. Заболел наш премьер, игравший Хлестакова в пьесе «Ревизор». Что делать? Смоктуновский сам вызвался, заверил Шишигина, что знает роль наизусть, и худрук рискнул. Результат — взрыв, овации, удивление: вот на что он, оказывается, способен! И даже разговоры в труппе: «Да ему бы и играть Хлестакова!» Проведав об этом, заболевший корифей театра мгновенно выздоровел и сразу же рванул в кабинет худрука. После чего Кеше уже главных ролей никогда не давали…

Иннокентий Смоктуновский
«И все же неизвестно, решился бы Кеша бросить все и уехать в Москву, если бы у них не разладилось с Риммой… А нам он заявил: «Я покину труппу. И если через пять лет вы обо мне нигде не услышите, знайте — я ушел из профессии!»
Фото: РИА Новости

Кеша уехал из-за разбитой любви

И все же неизвестно, решился бы Кеша бросить все и уехать в Москву, если бы у них не разладилось с Риммой... Шел 1954 год, они уже второй год служили в театре. И мы по-прежнему жили в одной квартире. И вот с некоторых пор я стала замечать, что Кеша просто физически раздражает Римму, хотя он ничего такого ужасного не делал. Ну а однажды она — по характеру довольно закрытая — вдруг откровенно высказала мне, что чувствует. Мы же жили с ней в одной комнате. Так вот она сказала, что они с Иннокентием разные люди, несовместимые. 

Поженились быстро, и обнаружилось все уже после свадьбы. Римме Смоктуновский был неприятен и как мужчина, и как человек, и даже как актер. Она все больше от него отдалялась, а он не понимал, в чем дело, и его мучила ревность. И очень скоро эта ревность «зацепилась» за первый же случай, когда рядом с женой появился реальный ухажер, молодой актер.

Возможно, Римма с тем юношей и прогулялась где-то вдвоем, но в любом случае доброжелатели преподнесли это Смоктуновскому, преувеличив в десять раз. А он всегда был мнительным… Осознание, что его, возможно, обманывают, было невыносимым, а возможности уединиться и обо всем поговорить с глазу на глаз не было. В тот день, как назло, шла бесконечная репетиция с нашим худруком, Фирсом Ефимовичем. 

Иннокентий Смоктуновский с  женой Суламифью и дочкой Машей
Иннокентий Смоктуновский с женой Суламифью и дочкой Машей на даче. 1968 г.

Римма была на сцене. И вот Кеша вошел в зал. Некоторое время посидел, подождал. Потом, видимо, не выдержал. Из зала раздался даже не крик, а какое-то рычание Смоктуновского: «Уберите со сцены эту… гулящую!» После чего как ошпаренный выскочил из театра и куда-то побежал. Когда мы с Риммой вернулись домой, обнаружили, что все ее платья изрезаны в клочья и разбросаны. Римма ничего не сказала, только помрачнела. Я поняла, что она так оскорблена, что Никакой семьи у них больше не будет.

На другой день Римма демонстративно и, видимо, назло мужу стала общаться с этим молодым актером. Они пошли в ресторан. И Смоктуновский туда помчался. Между мужчинами завязалась перепалка, а потом и драка. Пострадал, конечно, Смоктуновский. Потому что он человек не спортивный, драться не умел. Но защищая свою честь или честь женщины, не учитывал своих возможностей. В театре рассказывали, что драться ему приходилось и раньше, и тоже из-за Риммы. 

Она ведь была замужем, когда они познакомились, говорили, это было на гастролях во Фрунзе. И ее бывший муж, тоже актер, не уступил свои права без боя. Смоктуновский сам потом рассказывал, что его тогда побили за то, что увел даму. И он про это не забыл. Уже через много-много лет, в восьмидесятых, Иннокентий Михайлович с МХАТом приехал во Фрунзе и там имел большой успех. На рынках, в магазинах ему все давали бесплатно. Позвали и на телевидение. Там Иннокентий Михайлович сделал удивительное признание: «Мне приятно такое отношение ко мне киргизского народа. 

Иннокентий Смоктуновский с матерью Анной Акимовной и сыном Филиппом
Иннокентий Смоктуновский с матерью Анной Акимовной и сыном Филиппом

Тем более что Фрунзе — единственный город Советского Союза, где Смоктуновский был бит». На самом деле не единственный город, но так он сказал. Интересно, что история имела продолжение. Когда актеры МХАТа встречались с правительством Киргизской Республики, Кеша обратился к первому секретарю ЦК: «У меня есть личная просьба. У вас тут, во Фрунзе, работает один замечательный артист. Мы с ним в молодости были хорошо знакомы... Очень прошу вас представить этого актера к званию народного артиста СССР. Он заслужил!» И назвал фамилию своего бывшего соперника...

«Эта роль не по моему таланту!»

Узнав, что Смоктуновский устроил драку в ресторане, Шишигин велел собрать профком. Но Кеша не стал виниться и каяться. Наоборот — заявил, что из театра уходит: «Я покину труппу. И если через пять лет вы обо мне нигде не услышите, знайте — я ушел из профессии!» Многие потом утверждали, что он сказал иначе: «Вы обо мне еще услышите!» Возможно, были и такие заявления, он это мог. Не раз говорил Фирсу: «Эта роль не по моему таланту».

Иннокентий Смоктуновский
«Так бывает: рядом находится гений, а ты этого не понимаешь. Когда Кеша уезжал в Москву, мы не ждали от него таких огромных успехов. Жалели о нем разве что как о добром и веселом человеке...» Иннокентий Смоктуновский в фильме «Бархатный сезон». 1978 г.
Фото: Мосфильм-Инфо

Уезжая в Москву, он рассчитывал на Софью Гиацинтову, художественного руководителя Театра имени Ленинского комсомола, которая зимой приезжала в Сталинград и ободрила Кешу своими восторгами. Но, как оказалось, в столице Кешу никто не ждал. Во всяком случае Гиацинтова растерялась, увидев его на пороге: «Как? Вы приехали?!» Ему пришлось очень несладко, прежде чем удалось пробиться... Но мы этого всего не знали. Начался сезон 1955 года уже без Смоктуновского, мы о нем на какое-то время и думать забыли. 

Римма продолжала работать в театре, потом вышла замуж за режиссера и уехала с ним в Москву. Иногда я приезжала в столицу к Римме. В то время уже зазвучало имя Смоктуновского. Уже были Мышкин, Гамлет… Я ей говорила: «Римма, ты слышала, Кеша сыграл…» Она обрывала меня: «Ой, ну что он там сыграл? Что он может вообще сыграть?» Она его до конца жизни так и не оценила. И я, вспоминая нашу реакцию на отъезд Кеши, не помню, чтобы мы ждали от него таких огромных успехов. Мы жалели о нем разве что как о добром и веселом человеке. Вот видите, как бывает! С тобой рядом находится гений, а ты этого не понимаешь.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Таро-гороскоп на апрель 2024 года для всех знаков зодиака
Апрель станет непростым месяцем. С первых дней Меркурий развернется и пойдет в обратном направлении, поэтому многие знаки окажутся перед выбором или их дела начнут буксовать. Каждому представителю зодиакального круга не помешает помощь или хотя бы совет. Карты Таро укажут правильный путь для каждого, с этими рекомендациями вы сможете избежать проблем и даже выбиться в лидеры.

Таро-гороскоп на апрель 2024 Овен




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог