Олег Табаков: «В первый раз Машков пришел ко мне с серной кислотой»

В уходящем году Олег Табаков, его ученики и два его театра постоянно были в центре внимания — громкие премьеры, юбилеи.
Инна Фомина
|
25 Декабря 2013
Олег Табаков и Марина Зудина
Олег Табаков и Марина Зудина
Фото: Елена Сухова. На Марине платье a la Russe

В уходящем году Олег Табаков, его ученики и два его театра постоянно были в центре внимания — громкие премьеры, юбилеи. А совсем недавно газеты запестрели сообщениями о скандале в МХТ, чего с театром не случалось вот уже лет двадцать.

— Олег Павлович, в последнее время в МХТ им. Чехова произошло немало громких событий. Например, в театр вернулся ваш ученик Владимир Машков.

Олег Табаков: Да, Володя вернулся и ставит новую версию легендарного спектакля, который теперь будет называться «№ 13D».

Когда в 2000 году мне предложили возглавить Московский художественный, МХТ переживал непростые времена. Олег Николаевич Ефремов в последние годы тяжело болел, был прикован к кислородному аппарату, очищающему его легкие, — ему было не до театра. И зрительный зал заполнялся на 42 процента. Требовалось обновление. В репертуаре нужен был спектакль, который захотят видеть все, буквально все! Таким спектаклем и стал «№ 13» в постановке Машкова с Женей Мироновым и Авангардом Леонтьевым в главных ролях. На него невозможно было достать билеты, хотя они стоили очень дорого, — и так продолжалось в течение десяти лет! А пресса нас разнесла в пух и прах.

Марина Зудина и Олег Табаков. 1994 г.
Марина Зудина и Олег Табаков. 1994 г.
Фото: ИТАР-ТАСС

Табакова не пнул только ленивый — за буржуазность и ориентацию театра на коммерческий успех. Но главное, что «№ 13», как локомотив, потащил за собой другие премьеры, и через пару лет зрительный зал был заполнен на 99 процентов.

— Почему же после такого феноменального режиссерского успеха Машков уехал в Америку?

О.Т.: Уехал, потому что надо было жить на что-то. Заработок, на который он рассчитывал в Америке, был значительно выше того, что он мог получить здесь, даже работая на износ. Поэтому я его и не отговаривал. И, к слову, в том, что он активно утверждал свою экономическую независимость, Машков пошел по моим стопам. Но я все равно считаю, что лучшее из того, что он сделал как актер и режиссер, связано с театрами на Чаплыгина и в Камергерском («Табакерке» и МХТ.

— Прим. ред.). Последние годы он все свои силы посвящал кинематографу, и мне очень жаль ролей и спектаклей, не сыгранных, упущенных им в театре.

— Но, Машков, наконец, вернулся...

О.Т.: Я заглядываю на его репетиции — все проходит нормально. В январе уже премьера, хотя думали выпустить «№ 13D» на месяц раньше. Но актер Сергей Угрюмов сломал ногу, и премьеру пришлось отложить.

Марина Зудина: Наблюдая за сегодняшним Машковым, я удивляюсь, как с возрастом ученики становятся похожи на Олега Павловича. Вот Володя репетирует «№ 13D», и так же, как Табаков в свое время, не хочет расставаться с командой — постоянно водит своих актеров за собой, кормит, опекает. И делает это не напоказ, а потому что испытывает от этого радость.

«Маша, кажется, собирается становиться актрисой. И это меня тревожит, ведь актерское ремесло такое нестабильное»
«Маша, кажется, собирается становиться актрисой. И это меня тревожит, ведь актерское ремесло такое нестабильное»
Фото: Елена Сухова

Недавно Володя был на съемках и привез оттуда мед: дал нам огромную банку, всех своих ребят угостил… А ведь лет десять назад у Машкова с Олегом Павловичем были серьезные разногласия, точнее, Володя очень резко высказывался по поводу одного педагога из Школы-студии МХАТ. И я помню, какое тяжелое впечатление — до глубины души — это произвело на Олега Павловича. Он может философски отнестись к ситуации, когда его ученики уходят из театра, начинают свое дело. Но тогда он переживал. Какое-то время они с Володей почти не общались. А потом безо всяких выяснений отношений та неприятная сцена забылась, и они вновь стали друг другу как родные.

— Олег Павлович всегда так легко забывает обиды?

Когда совсем молодой Машков сыграл главную роль Абрама Шварца в спектакле «Матросская тишина», о нем заговорила театральная Москва
Когда совсем молодой Машков сыграл главную роль Абрама Шварца в спектакле «Матросская тишина», о нем заговорила театральная Москва
Фото: Михаил Гутерман

М.З.: Он не обижается, а переживает.

— А на Константина Богомолова не обижается? Ведь этот режиссер ставил у Олега Павловича много успешных спектаклей и вдруг месяц назад, за пару дней до премьеры новой постановки Богомолова — «Карамазовы» — Константин написал в Интернете, что премьера отменяется. Мол, руководство хочет внести в спектакль изменения, и он из-за этого уходит из театра. Эта сенсационная новость не сходила с экранов телевизоров. Заговорили о введении цензуры в МХТ, предательстве Богомолова по отношению к Табакову, о якобы продуманном пиаре... Так что же это все-таки было?

М.З.: Вся ситуация с «Карамазовыми» разворачивалась у меня на глазах (Марина Зудина играет в этом спектакле роль госпожи Хохлаковой.

На недавнем 50-летнем юбилее Владимира его мастер был самым почетным гостем
На недавнем 50-летнем юбилее Владимира его мастер был самым почетным гостем
Фото: Екатерина Цветкова

— Прим. ред.). В течение нескольких недель Богомолов репетировал с нами по десять часов, без выходных. А после еще оставался в театре, чтобы доделать видеосюжеты, которые идут в спектакле. Он так устал, что не мог спать. Жаловался, что не может заснуть больше чем на три часа. И вот накануне премьеры из-за колоссального переутомления с ним случился нервный срыв… Я тогда вообще не поняла, почему достаточно тактичные просьбы Олега Павловича, который, к слову, в тот момент находился в хорошем настроении, вдруг вызвали у Кости такой взрыв эмоций.

— Что это были за замечания?

М.З.: Это касалось длительности постановки, отдельных деталей, но вовсе не смысла. Ведь спектакль заканчивается в 12 часов ночи, и тем, кто живет на окраинах, придется уходить с последнего действия.

«Среди моих учеников много успешных людей. Я ведь учил студентов не для чужого дяди, а для себя, для собственного театра»
«Среди моих учеников много успешных людей. Я ведь учил студентов не для чужого дяди, а для себя, для собственного театра»
Фото: Екатерина Цветкова

Возможно, надо было немного сократить постановку. А может, просто написать на билетах, что спектакль идет пять часов. Все было решаемо, все можно было обсудить и договориться. Но Косте необходимо было ехать в Варшаву на другую работу, и вносить в «Карамазовых» какие-либо изменения он просто не успевал. Вот и сорвался, что в принципе может произойти с каждым. Беда в том, что Константин привык описывать свою жизнь в соцсетях. Все свои путешествия, свои планы... Вот и на этот раз выложил то, что у него было на душе, — автоматически, не подумав, какие неприятные последствия это может иметь. Потом он искренне переживал, объяснился с Олегом Павловичем, извинился... Знаете, мне кажется, во всей этой истории не обошлось без влияния Федора Михайловича Достоевского.

Табаков и его воспитанники: Евгений Миронов, Марина Зудина, Сергей Безруков (начало 90-х)
Табаков и его воспитанники: Евгений Миронов, Марина Зудина, Сергей Безруков (начало 90-х)
Фото: personastars.com

Есть такие авторы, такие сочинения — например, «Мастер и Маргарита», — к которым опасно прикасаться. В «Братьях Карамазовых» тоже немало темного. Не случайно многие актеры, которые участвуют в этой постановке, чувствуют себя усталыми как никогда. У меня характерная роль, с юмором, и то мне очень тяжело…

— Спасибо, что прояснили ситуацию. Но вернемся к Машкову. В какой-то момент казалось, что он совсем отошел от театра. Успешный актер, в том числе голливудский, секс-символ...

О.Т.: Никакой Вовка не секс-символ, он нормальный человек, отец взрослой дочери и сына, дедушка двух внучек! А насчет Голливуда — не думаю, что он так уж любит голливудское кино. Повторюсь, считаю, что он многое потерял, уйдя на 10 лет со сцены.

— В уходящем году Владимир Львович разменял шестой десяток.

Олег Павлович у проекта памятника основателям МХТ Станиславскому и Немировичу-Данченко
Олег Павлович у проекта памятника основателям МХТ Станиславскому и Немировичу-Данченко
Фото: Елена Сухова

Знаю, вы подарили ему серебряную монету, выпущенную к 400-летию дома Романовых…

О.Т.: Ну, я еще и золотишко ему подкинул. Небольшой, но увесистый слиток — пятьдесят граммов. Как говорится, пусть лежит на черный день. (Лукаво улыбается.) А что касается юбилейной монеты, посвященной Романовым... Знаете, я не монархист, но мне очень дороги 300 лет их царствования. При них Россия прирастала — территорией, богатством, а это не бывает случайно... У меня две линии происхождения. Папина — люмпенская, нищая. А по маме я из весьма состоятельного рода. У моего деда Андрея Францевича Пьянтковского было имение в Одесской губернии.

«Олег Павлович философски относится к ситуации, когда его ученики уходят из театра, начинают свое дело. Не обижается. Но переживает»
«Олег Павлович философски относится к ситуации, когда его ученики уходят из театра, начинают свое дело. Не обижается. Но переживает»
Фото: Елена Сухова. На Марине платье Barbara Schwarzer, на Маше платье More

Пшеница, которую там собирали, составляла значительную часть поставок зерна в армию во время Русско-японской войны. Так что о процветании царской России говорю, исходя из родового опыта. Поэтому и подарил Вовке ту монету.

— А вы помните, каким Владимир был почти тридцать лет назад, когда пришел поступать к вам в Школу-студию МХАТ? Говорят, Машков тогда для пущего эффекта «носил» во рту фиксу, да и репутация у него была не самая лучшая — его дважды отчисляли из театральных училищ, в том числе и из Школы-студии МХАТ...

О.Т.: С фиксой или без фиксы он тогда был — не помню. Да и какая разница! А что касается репутации… Вы знаете, я из Саратова, а этот город не для пугливых. У нас шутили так: «Ростов — папа, Саратов — мама». И уж, конечно, я не испугался взять к себе Вовку, хотя до этого он действительно был изгнан из Школы-студии за некоторые проступки дисциплинарного свойства.

Тогда он устроился работать в МХАТ в постановочный цех — таскал декорации. А через год решил проситься ко мне, пришел ко входу в филиал МХАТа на улице Москвина — там теперь Театр Наций другого моего ученика — Жени Миронова. И для пущей убедительности прихватил с собой двухлитровую банку с надписью «Серная кислота»… Мол, если что — покончит с жизнью. Вова настырный. Помню, он просто не соглашался уходить со сцены. Не было ни одного занятия, в котором он бы ни участвовал, отсиживался. Вовка лидировал всегда, буквально бился за свое особое, исключительное место среди других ребят, все время что-то придумывал.

— Олег Павлович, получается, вы — рекордсмен по количеству выращенных суперзвезд.

Как вам это удается?

О.Т.: Я думаю, что мой глаз действительно обладает таким свойством — распознать энергетику человека и размеры этой энергетики. Ведь один человек может покрыть своей энергией вот эту комнату, другой — четыре такие комнаты, а третий — четырнадцать. И это я ощущаю.

— А вот, к примеру, энергетику Евгения Миронова вы как оценили при первой встрече?

О.Т.: Как огромную. Иначе зачем бы я взял к себе на курс юношу с такими, будем прямо говорить, неэффектными внешними данными? Среди моих учеников действительно много успешных людей. Но я ведь учил своих студентов не для чужого дяди, не для государства, а для себя, для собственного театра.

Маша с братом Павлом
Маша с братом Павлом
Фото: Екатерина Цветкова

Это принципиально разный подход к делу! А поскольку я учил для себя, то сами понимаете, как строго я отбирал. Из 24 человек, принятых на мой курс, к выпуску оставалось обычно человек шестнадцать.

— Одна из них — Марина Зудина...

М.З.: К нам, ученикам Олега Павловича, всегда было особое внимание. Считалось, раз уж он нас выбрал, это само по себе гарантия качества. И мы чувствовали себя немножко небожителями. Как будто на лбу у нас стояла особая печать. Хотя, если честно, было время, когда я не очень любила Машкова, Миронова, Иру Апексимову, Валеру Николаева, Филиппа Янковского — короче, весь их курс. (Смеется.) Дело в том, что сначала у Табакова были только мы, его ученики в ГИТИСе.

И вот когда мы перешли на четвертый курс, Олег Павлович параллельно набрал новых учеников — в Школе-студии МХАТ. И мы, как старшие дети в семье, стали ревновать к «младшеньким». Особенно когда их начали вводить в наши спектакли. Помню, как я безумно завидовала Ире Апексимовой, потому что у нее была талия тоньше, чем у меня. Конечно, я на свою фигуру никогда не жаловалась, но мне ее сантиметры покоя не давали… (Смеется.) Все это продолжалось недолго. Ревность быстро сменилась восхищением. В того же Машкова разве можно не влюбиться? В нем же невероятный магнетизм! Но если Володя в моих глазах был мужчиной, то Женю Миронова я воспринимала все-таки как ребенка. Он же худенький такой был и очень восторженный. Много болел — какими-то детскими болезнями типа ветрянки. Однажды попал в больницу, ему было очень плохо.

И Олег Павлович, чтобы его вытянуть, стал вводить Женьку на главную роль в спектакле «Прищучил». И Женя действительно быстро встал на ноги, окреп. Ведь актера работа лечит… Еще я очень хорошо помню родителей Жени — ради сына они бросили все в Саратове и переехали в Москву. И Олег Павлович взял их на работу в театр. Женин папа был рукастый и постоянно что-то чинил — и в театре, и в общежитии. Замечательный человек, невероятной доброты. Как жаль, что он рано ушел из жизни… Ну а мама Жени до сих пор работает билетером в «Табакерке» и каждый вечер встречает зрителей. Кстати, Олег Павлович помог обустроиться в Москве не только Мироновым, но и родителям Сережи Газарова. Он стольким людям выбил прописку, жилплощадь…

О.Т.: Марина, я просто отдаю долги.

Ведь в свое время великая актриса Алла Тарасова лично пошла к министру обороны, чтобы меня, никому тогда еще не известного артиста, не брали в армию. Еще помню, как мой педагог Василий Осипович Топорков попросил меня и мою однокурсницу Нину Заварову сходить с ним в сберкассу, где он снял с книжки довольно много денег и на них устроил нашему курсу «отходную». А уж как забыть семью потомков художника Валентина Серова, к которым моя однокурсница привела меня нахлебником! У них варили грибной суп и кофе в жестяном самодельном кофейнике литра на четыре. Кормили не только голодных студентов, но и людей, вернувшихся из лагерей, — те вообще жили у Серовых по полгода. Например, родственница декабриста Пестеля — Елена Петровна Пестель, она ведь была репрессирована. Все это долги, которые надо отдавать. И я отдаю по мере возможности любимым людям.

«Маша учится во втором классе школы, где все предметы преподаются на английском. Нет, мы ее не готовим к учебе за границей. Наоборот, таким образом хотим этого избежать»
«Маша учится во втором классе школы, где все предметы преподаются на английском. Нет, мы ее не готовим к учебе за границей. Наоборот, таким образом хотим этого избежать»
Фото: Елена Сухова

Тот же Женька Миронов — прежде всего любимый мною человек. У нас с ним общность судьбы, он мой земляк, из Саратова. И в юности сильно меня напоминал: тщедушный, белобрысый и обожающий сцену...

— Среди любимых учеников Олега Павловича обычно упоминают и Сергея Безрукова...

О.Т.: Да, его одаренность была очевидна с первой минуты. Кроме того, Сережа оказался очень ценным членом коллектива. Его отец работал в Театре сатиры, и благодаря этому Сережа приносил на самостоятельные показы огромное количество реквизита — не только для себя, но и для ребят. А однажды взял и притащил пулемет. Не настоящий, конечно, макет, но он выглядел очень внушительно.

М.З.: Помню, в студенческие времена Сережка был значительно полнее — такой округлый. И еще он казался мне слишком положительным, старательным — этаким отличником. Но когда мы стали работать вместе, Сережа открылся совершенно с другой стороны, я оценила его огромное обаяние и честность. Да, он, может быть, иногда избыточен, но я никогда от него не слышала: «Я устал, не могу, не хочу» — чем грешат очень многие звезды. Когда Сережа приходит в театр, он со всеми — с гримерами, с костюмерами — пошутит. Он всегда в хорошем настроении, улыбается. А если у него и бывают проблемы, об этом никто не догадывается. Кроме того, Сережа способен на добрые дела, которые он совершенно не афиширует. У нас в «Табакерке» однажды тяжело заболела актриса, мы собирали деньги ей на операцию. Но вдруг выяснилось, что сбор закрыт.

Оказалось, что Безруков один уже дал все нужные деньги.

— В уходящем году Безруков не только отметил 40-летний юбилей, но и возглавил Губернский театр...

О.Т.: Я тревожусь за него и очень хочу, чтобы у Сережи было все хорошо. Но помочь в этом деле вряд ли возможно. Человек или сможет руководить театром, нести эту ношу на своих плечах, или нет. Когда в марте я узнал, что Сережа возглавит труппу, удивился. Ведь в его театральной практике раньше ничего такого поворота не предвещало…

— Безрукова порой упрекают в том, что он слишком много снимается. Как вы относитесь к его киноработам?

О.Т.: По-разному. То есть так, как каждая из них заслуживает. Был такой композитор Эдик Колмановский, автор песни «Я люблю тебя, жизнь…»

Так вот он однажды подарил мне свою пластинку, на которой надписал: «Я люблю тебя, друг. И хочу, чтобы лучше ты стал бы». Вот и я так смотрю на Сережу и его роли.

— Бывает, кино забирает у вас учеников...

О.Т.: Так произошло, например, с Сережей Газаровым, замечательного дарования человеком, который сейчас тратит свою жизнь на кино. Но это вообще мировая тенденция. Помню, еще в 1982 году, когда умер основатель всемирно известной актерской школы Ли Страсберг (а среди его учеников — Аль Пачино, Харви Кайтел, Дастин Хоффман), его жена, не самая адекватная женщина в Америке, обнаружила, что на всю летнюю школу у них 42 педагога. И решила, что нужно 120 — мол, тогда можно будет набрать втрое больше студентов и, соответственно, в три раза больше денег заработать.

«Господь очень милостив ко мне — я, как и мой отец в свое время, моложаво выгляжу. В молодости я вообще думал, что так долго не живут!»
«Господь очень милостив ко мне — я, как и мой отец в свое время, моложаво выгляжу. В молодости я вообще думал, что так долго не живут!»
Фото: Елена Сухова

И Харви Кайтел, Дастин Хоффман и Аль Пачино попросили меня приехать помочь с переорганизацией школы, чтобы эта дама там совсем все не развалила. Я поработал там шесть недель, к слову, за очень приличные деньги. И обнаружил, что 120 хороших педагогов взять негде. Ведь в Америке умеющим играть актерам некогда заниматься театральной педагогикой, они хотят вместо этого за большие деньги играть в кино. А студентов учат в основном люди, сами толком не овладевшие актерским ремеслом. Вот и у нас в последнее время так стало.

— А мыслей остаться в Голливуде у вас не возникало?

О.Т.: Мысли, может, и были. В свое время меня довольно недешево покупали американцы, чтобы я преподавал и играл в США.

Одна моя подруга даже нашла мне агента. И язык я прилично знал. А вот когда настала минута окончательно решить — уезжать или остаться (в советские времена речь шла только о том, чтобы уехать навсегда, бесповоротно), я почувствовал: да не смогу я никуда уехать! Я ведь очень люблю нашу землю. Вот недавно был в Нижнем Новгороде, вышел на высокий берег Волги, на утес, там, где стоит памятник Чкалову, а до противоположного берега чуть ли не километр. Постоял минут семь, и у меня слезы потекли. Хотя вообще я не сентиментальный человек, наоборот — смешливый…

— То есть вы из тех, кто предпочитает на родине делать жизнь лучше, а не искать счастья за границей. Создали три года назад колледж при «Московском театре под руководством Табакова».

Теперь талантливые дети едут к вам со всей страны...

О.Т.: Наверное, надо быть идиотом, чтобы в 74 года, руководя двумя театрами, организовывать еще и театральную школу... Но действительно, я это сделал. Ведь ранняя профессионализация в нашем ремесле очень важна.

— В актерском колледже учится и ваш сын, Павел Табаков. И выходит на сцену в спектакле «Билокси-блюз», в главной роли, которую за 26 лет существования постановки кто только не играл: и Евгений Миронов, и Антон Табаков, ваш старший сын...

О.Т.: И все-таки Павлик школьник, а не актер, хотя, кроме учебного спектакля, который вы упомянули, он еще сыграл главную роль в фильме Анны Меликян и большую роль в спектакле «Табакерки» «Год, когда я не родился».

Пашка учится на третьем курсе нашего колледжа. Когда он надумал туда поступать, я встревожился. Но теперь вижу — сын заслужил право там учиться.

— А ваша семилетняя дочка Маша становиться актрисой не собирается?

О.Т.: К сожалению, кажется, собирается. Она и сейчас постоянно танцует, выделывает немыслимые па, ходит колесом — словом, забавляет себя как может. И это меня тревожит, ведь актерское ремесло такое нестабильное. Жизнь покажет, что из всего этого выйдет. А пока Маша учится во втором классе школы, где все предметы преподаются на английском носителями языка — в неделю только два урока русского. Нет, мы ее не готовим к учебе за границей.

Табаков с сыновьями: младшим — Павлом и старшим — Антоном
Табаков с сыновьями: младшим — Павлом и старшим — Антоном
Фото: Екатерина Цветкова

Наоборот, таким образом хотим этого избежать. Дочь выучит английский, а после этого, наверное, перейдет в другую, обычную московскую школу, чтобы получить российский аттестат. Вообще, Маша меня радует. Обожает ходить с нами в театр или в консерваторию — подозреваю, что не последнюю роль играет в этом желание как можно дольше не ложиться спать. Но в семь утра весело, мажорно идет в школу! Маша очень общительна и доброжелательна. Недавно была в гостях, там одной девочке не хватило куска красивого торта, и та расплакалась. Маша тут же отдала ей свой кусок. А ведь она любит поесть — этим в меня пошла.

— В кино Машу пока не пускаете сниматься?

М.З.: Как ни странно, нам пока никто этого не предложил.

(Смеется.) Наверное, режиссеры уверены, что мы Машу им не отдадим. Но если бы речь шла об интересном проекте, может, мы и подумали бы.

— А у вас, Олег Павлович, много сейчас предложений в кино?

О.Т.: Достаточно, но я почти ото всех в этом году отказывался. Занятость не позволяет, да еще и остеохондроз. Он ограничил мои двигательные способности, что меня тревожит. Но я сумел к нему как-то приспособиться и играть довольно сложные спектакли. Господь очень милостив ко мне — я, как и мой отец в свое время, моложаво выгляжу. Но все-таки мне 79 будет. В молодости я вообще думал, что так долго не живут!

— Ну и напоследок: где планируете встретить Новый год?

М.З.: Не поверите — в Екатеринбурге, по просьбе Маши. Вообще-то я хотела, наконец, побыть дома — у нас замечательный дом в Подмосковье на водохранилище. Но у Олега Павловича в Екатеринбурге живет друг, а у него три внучки, с которыми Маша дружит. К тому же там настоящая уральская зима. Наверное, Екатеринбург — не самое модное место в мире, но мы едем к хорошим, добрым людям, у которых нам очень душевно и комфортно. А с возрастом особенно начинаешь ценить общение с дорогими тебе людьми.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Таро-гороскоп на апрель 2024 года для всех знаков зодиака
Апрель станет непростым месяцем. С первых дней Меркурий развернется и пойдет в обратном направлении, поэтому многие знаки окажутся перед выбором или их дела начнут буксовать. Каждому представителю зодиакального круга не помешает помощь или хотя бы совет. Карты Таро укажут правильный путь для каждого, с этими рекомендациями вы сможете избежать проблем и даже выбиться в лидеры.

Таро-гороскоп на апрель 2024 Овен




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог