Наталья Гундарева должна была выйти замуж еще в 16 лет

Неизвестные подробности из жизни звезды.
Записала Анжелика Пахомова
|
07 Июля 2016
Наталья Гундарева
Наталья Гундарева в фильме «Сладкая женщина». 1976 г.
Фото: LEGION-MEDIA

«Мама Гундаревой строго-настрого запретила ей даже думать о замужестве. И Наташа с женихом сбежали из дома и укрылись на даче у педагога. А через несколько дней их разыскала Наташина мама. Она приехала очень разгневанная», — рассказывает друг Натальи Гундаревой, киновед и сценарист Евгений Женин.

«Приезжая в Москву, я нередко звонил Наташе Гундаревой, — рассказывает Евгений Женин. — Мы с ней подружились, отработав вместе на нескольких фильмах (в те годы я руководил на Одесской киностудии актерским отделом). Вот и в тот раз, едва сойдя с перрона, я из уличного автомата набрал номер своей закадычной подруги и услышал в трубке заспанный Наташин голос. Она меня явно не узнала, и я затараторил что-то радостное, дружеское: «Спишь? Ты чего там, Наташа, не узнаешь меня после вчерашнего, что ли?» Вот тут-то и выяснилось, что я говорю не с ней, а с ее мамой. Я и не знал, до чего у них голоса по телефону похожи...

Особого значения происшествию я не придал. Ну ошибся и ошибся. К тому же я перед Наташиной мамой извинился... Вот только Наташа потом отчитала меня довольно резко: «Какое еще «после вчерашнего»? Что ты такое говоришь? Что мама-то обо мне подумает? Мне из-за тебя пришлось с ней объясняться». Помню, я тогда немного удивился. Наташе было уже за сорок, сильная, самостоятельная женщина, признанная и всенародно любимая актриса. Чего ж так бояться, что о ней подумает ее собственная мать?

Чуть позже у нас на Одесской киностудии возникла идея — снять о Гундаревой документальный фильм (она же в то время часто снималась в Одессе, да и родственники у нее в нашем городе были, словом, для нас Наташа — своя). И я стал собирать материал, ведь сам свидетелем ее юности, конечно, не был. Фильм, к сожалению, так и не был снят. (Появилась лишь короткая, на 10 минут, лента «Одесса памяти моей», где Наташа ходит по Одессе и рассказывает о своем отношении к городу.) Но то, что сама Наталья и люди, которые ее знали в юности, вспоминали, заставило меня по-новому посмотреть на судьбу этой удивительной актрисы. Да и ее столь трепетное отношение к маме, которая воспитывала дочь одна, стало для меня понятным...

Наталья Гундарева с Владиславом Долгоруковым в студенческом спектакле. 1960-е гг.
«На репетициях между Наташей и Владом, что называется, искра проскочила. Начался роман. Все было настолько серьезно, что они решили пожениться, даже колечками обменялись» С Владиславом Долгоруковым в студенческом спектакле. 1960-е гг.

Наташа была Джульеттой ХХ века

Осень 1964 года. Новенький Дворец пионеров на Ленинских горах, юношеская театральная студия под названием «Театр юных москвичей». Все было обставлено очень серьезно, как в профессиональном театре. Большая сцена, вместительный зал, настоящие грим-уборные и конкурс в труппу — двести человек на место. Среди счастливчиков, которым удалось поступить, юная Наташа Гундарева. Рыжик, с веснушками. Довольно полная, а не просто пухленькая или полноватая... Из-за этого она казалась старше своих 16 лет. Но сколько же было очарования в ее озорных глазах, в ямочках на щеках, в улыбке, в грациозности ее движений... Энергетика у Наташи была бешеная, и, говорят, мальчики уже тогда за ней увивались. Хотя, по воспоминаниям студийцев, известно было одно — Наташа уже сделала свой выбор: Славик Долгоруков. В спектакле «Дикая собака Динго» он играл мальчика, в которого влюблена главная героиня. А Наташа играла... его мать. И вот на репетициях между ними, что называется, искра проскочила. Начался роман. Все было настолько серьезно, что они решили пожениться, даже колечками какими-то дешевенькими при этом обменялись.

Кто-то скажет: слишком рано. Но Наташа была из породы рано созревающих. Дома все почистит, помоет, да и готовила она уже тогда хорошо. При всей своей живости Наташа обладала каким-то поразительным уютным спокойствием. Пока не позовут на сцену — сидит в зале и вяжет, а Славик рядом. А когда ее звали на сцену — Наташа просто откладывала спицы и шла. По дороге сосредоточится, войдет в образ — и готово! (Наташа и потом, много лет спустя, так коротала изнуряющие перерывы между репетициями или съемками — вязала, сидя в костюме и гриме. И мгновенно переключалась на работу, когда ее приглашали в кадр.) В школе, на уроках домоводства, она научилась хорошо шить и в старших классах уже могла соорудить себе юбку или кофточку, и не только себе, но и подруге. И далеко не всегда — бесплатно. Наталья рассказывала: «Я поднимала петельки на чулках у девочек-подруг — это было кропотливым занятием и сложным, а я умела. За это платили по 50 копеек. А потом мама меня научила вязать, и мы с ней для соседей стали изготавливать шарфы, какие-то кофточки. Эти небольшие деньги нам помогали».

Наталья Гундарева с Константином Райкиным в фильме «Труффальдино из Бергамо». 1977 г.
«Наташа была довольно полная. Но сколько же было очарования в ее улыбке, в ямочках на щеках, в грациозности ее движений… Энергетика у Наташи была бешеная!» С Константином Райкиным в фильме «Труффальдино из Бергамо». 1977 г.

Дело в том, что жила Наташа в это время не слишком богато. Ее отец, Георгий Макарович Гундарев, работал на заводе малолитражных автомобилей инженером, но, разведясь с ее матерью, когда Наташе было лет десять или чуть больше, он завел другую семью и материально особо помогать не мог. Ну а мама, Елена Михайловна, служившая инженером-проектировщиком в конструкторском бюро, так больше замуж и не вышла. Так что жили они на одну мамину зарплату. Наташа вспоминала: «В нашей коммуналке на Таганке теснилось 43 человека. И на всех был один умывальник. Даже чтобы просто набрать ведро воды для стирки, нужно было отстоять очередь. И вообще, места не хватало до такой степени, что порой семьи разделяла простыня на веревочке. Поэтому я еще в детстве начала мечтать: вот бы иметь свою комнату, неужели такое может быть?» (Забегая вперед, скажу, что мечта Наташи сбылась только в начале 80-х, когда она была уже известной актрисой и получила отдельную квартиру на Садовой-Спасской улице.) Даже телевизора, не говоря уже об излишествах, у Гундаревых поначалу не водилось. Новые туфли купить, когда Наташа вырастала из старых, — и то проблема. Словом, мама с раннего возраста внушала ей: деньги необходимо зарабатывать. Это чрезвычайно важно, все остальное — потом.

Наташа и через много лет весьма серьезно к этому вопросу относилась. Готова была довольствоваться самыми простыми условиями на работе, не требовала себе даже машины, которая привезла бы ее на съемки (спокойно могла и в электричке с дачи прокатиться, да еще и варенья-соленья в большой сумке привезти). Но вот неаккуратности в денежных вопросах не выносила. Когда мы с ней подружились, она уже имела самую высокую актерскую ставку: 56 рублей в день (при средней зарплате инженера 120 рублей в месяц). И поди попробуй ей хоть на день выплату задержи! Наташа в таких случаях никогда не молчала. Еще она любила в жизни повторять фразу из монолога, который я написал ей для творческих встреч: «Мне с вами очень волнительно, а вы мне, пожалуйста, сумму прописью».

Наталья Гундарева с  Олегом Янковским в фильме «Сладкая женщина». 1976 г.
«Мама Наташи говорила ей: «Да и какая из тебя актриса? Кость у тебя широкая, лицо круглое. Кому такая актриса нужна? Твое место — в конструкторском бюро!» С Олегом Янковским в фильме «Сладкая женщина». 1976 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Казалось, такой практичной, хозяйственной девочке Славик Долгоруков был под стать. Позже педагоги ТЮМа вспоминали, что он старался помогать семье, подрабатывал на заводе слесарем. То есть был настоящим мужчиной уже тогда! Одна беда: Славик был из очень простой рабочей семьи. И вот этого властная Елена Михайловна Гундарева не потерпела! Наташе она строго-настрого запретила даже думать о замужестве. Гундарева вспоминала, что матери вообще не нравилось ее увлечение актерским мастерством, она не раз советовала дочери уйти из театральной студии и «подумать о серьезной профессии». И это при том, что к театру в семье относились очень хорошо и из скромного бюджета всегда выделяли средства на билет в Малый или во МХАТ. Мало того, Елена Михайловна даже сама играла в самодеятельности! Но, по ее мнению, Наташа как-то уж слишком сильно увлеклась сценой. А о том, чтобы это стало Наташиной профессией, ее мама даже слышать не желала! Актерская профессия ненадежная, не факт, что прокормит в жизни. «Да и какая из тебя актриса? — мать безжалостно возвращала дочь с небес на землю. — Кость у тебя широкая, лицо круглое. Кому такая актриса нужна? Твое место — в конструкторском бюро. О такой работе и думай». А тут еще этот совершенно неподходящий ее дочери Славик повадился провожать Наташу домой после репетиций... Словом, Елена Михайловна решила: пора кончать с этим Дворцом пионеров! И отправилась туда — забирать дочь из студии. Насилу руководителю ТЮМа Евгении Васильевне Галкиной удалось Наташину маму переубедить: мол, даже если девочку ожидает в будущем конструкторское бюро, нет ничего плохого, если она пока позанимается театром вместо того, чтобы болтаться на улице. «А за парнем присмотрим!» Ни за кем присматривать, конечно, никто не стал. У кого хватит духа вмешиваться в светлое первое чувство, разлучать детей?

Пожалуй, понимала Наташу в этой ситуации только ее друг и педагог, Евгения Галкина. У нее-то на даче и укрылись ребята, сбежав из дома. Попросили Евгению Васильевну: «Можно мы у вас немного поживем?» Она вздохнула и пожалела ребят. А те сразу взялись обустраивать гнездо. Начисто прибрали в доме, накупили продуктов, закипела готовка... Несколько прекрасных дней пролетели как миг. Была жара, и лес, и речка, и счастье любви. «Вы хорошая пара, — говорила им Евгения Васильевна. — Если поженитесь — никогда не расстанетесь. Должны же ваши родители вас понять!» Но родители, к сожалению, не поняли... Через несколько дней на даче у Галкиной их разыскала Наташина мама. Она приехала очень разгневанная. И никого, конечно, не стала слушать — просто увезла Наташу с собой. С театральной студией, так же как и со Славой, было покончено. Зато с сентября Наташа стала, переведясь по настоянию матери в вечернюю школу, подрабатывать чертежницей в конструкторском бюро. Вот такая получилась интерпретация истории Ромео и Джульетты на современный лад...

Наталья Гундарева
Наталья Гундарева 1970-е гг.
Фото: FOTODOM.RU

Мать сказала: «Вот на 35 рублей и живи»

Этот вечный страх перед матерью, он Наташу, по-моему, преследовал всю жизнь. Заслужить мамино одобрение, быть хорошей! И даже недостатки Наташа могла себе позволить только те, что были у матери. Она рассказывала: «В 13 лет я начала курить. Просто у меня мама всегда курила, а отец терпеть этого не мог. И мне нужно было попробовать, что же это такое, почему такие разногласия?» Она втянулась и до конца жизни потом курить так и не бросила. А вот чтобы позволить себе выпить с другими старшеклассниками, которые в те времена потягивали где-нибудь в парке какое-нибудь столовое вино, — это нет. Этого бы мама точно не одобрила.

И вот подошел момент окончания школы. Для Наташи все было предопределено: строительный институт. Тем более что карьера уже начала складываться весьма успешная: за год с небольшим в конструкторском бюро старательная и толковая Наташа успела стать помощником главного инженера проекта и получила вполне взрослую зарплату — 120 рублей. Они занимались реконструкцией железобетонных комбинатов. И у Наташи это получалось! Начальник говорил ей: «У тебя талант к строительству». Только радости почему-то не было...

В начале лета Гундарева успешно сдала математику и физику в МИСИ. Оставался только один экзамен, когда на улице ей встретился бывший товарищ по ТЮМу и рассказал, что поступил в Щукинское училище. Вот тут-то Наташа и поняла, что нужно действовать. Тем более что ее мама как раз уехала по путевке в пансионат, не дожидаясь результатов дочкиного поступления. И Наташа забрала документы из строительного, чтобы отнести их в театральный. Это, конечно, можно назвать безумием, потому что в тот год конкурс был почти 250 человек на место. Но Гундарева проходила тур за туром. И вот остался главный — третий. Наташа решила сделать все, чтобы приемная комиссия ее заметила, и чуть сама же все не испортила. «Я надела платье, усыпанное голубыми цветами. И была как большая цветочная клумба, — рассказывала Наташа. — К тому же завила волосы, ярко накрасилась... Я шла по улице вся цветущая, и тут пошел просто невероятный ливень, он смыл с меня все. Мокрая, без прически и макияжа, в прилипшем к телу платье, которое меня полнило, я вошла в училище и увидела нарядных, стройных девочек... И потом прямо во время собеседования прекрасно слышала негромкий спор, в который вступили преподаватели на мой счет: «Непонятно, как она будет двигаться на сцене с таким сложением...» — «Да, но зато посмотрите, какая живость глаз, темперамент, обаяние! Это такая редкость...»

Наталья Гундарева с Виктором Проскуриным в фильме «Однажды двадцать лет спустя». 1980 г.
«Умение обращаться с детьми — это был один из многочисленных Наташиных талантов. К любому малышу она умела найти подход. Жаль, о том, чтобы стать матерью, она задумалась слишком поздно» С Виктором Проскуриным в фильме «Однажды двадцать лет спустя». 1980 г.

В общем, ее взяли. Не без сомнений, конечно. Но это была нормальная практика: принимали в группу человек 25, а до второго курса доходило только 15, в первый год в театральном — безжалостный отсев. Но Наташа уже закусила удила. Ей ничего не было страшно! К тому же она в себя верила: уж ее-то не отсеют (в чем Наташа оказалась совершенно права — она стала одной из лучших студенток своего выпуска, да еще у легендарного театрального педагога Юрия Васильевича Катина-Ярцева).

Когда Елена Михайловна вернулась из отпуска и узнала, какое самовольство учинила дочь, было уже поздно. «А стипендия-то какая у тебя?» — только и спросила мать Наташу. «Если буду хорошо учиться, получу повышенную, 35 рублей». — «Ой, ну и дуреха ты! В конструкторском бюро тебе уже платили 120. Ну хорошо, так уж и быть. Я тебя буду кормить, пока ты учишься в институте. Но все остальное будь добра покупай на свои эти 35 рублей: одежду, обувь, пальто». Наташа решила денежный вопрос просто: на остаток лета устроилась вожатой в пионерский лагерь. Заработала хорошо — даже еще и маме купила синтетический костюм.

Жалела, что не стала матерью

Умение обращаться с детьми — это был один из многочисленных Наташиных талантов. К любому малышу она всегда умела найти подход. Жаль, о том, чтобы стать матерью, она задумалась слишком поздно. Эту тему мы с Натальей затрагивали не часто, но все же такое случалось. Она жалела, жалела не скрывая, корила себя: «В молодости была уверена, что рожу, и не одного. Вот и упустила свой шанс». Сама Наталья рассказывала, что у нее была возможность стать матерью — когда она была замужем за Леонидом Ефимовичем Хейфецем. Но эту возможность она принесла в жертву кино...

Наталья Гундарева о Станиславом Садальским в фильме «О бедном гусаре замолвите слово». 1980 г.
Со Станиславом Садальским в фильме «О бедном гусаре замолвите слово». 1980 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Но в этом ли только дело? Может быть, просто не встретился в молодости Гундаревой тот мужчина, с которым бы она чувствовала себя уверенно? Это удивительно, но при всей популярности Наташи, при ее уверенности в себе в личной жизни ей долго не везло. Бывали среди ее избранников и откровенные альфонсы, и бездельники. Я хорошо помню, как вскоре после развода с актером Виктором Корешковым я от нее услышал: «Теперь я сама себе хозяйка в доме. И гвоздь в стену забью, и лампочку вкручу. Надо повесить картину — молоток в руки, и готово. Я так всю жизнь живу, и нет такой «мужской» работы, которую не могла бы сделать я, женщина. И хорошо! Ни от кого не завишу». Но в этом бравировании своими умениями мне послышалась лишь женская боль, что нет настоящего мужчины рядом и не на кого ей опереться...

Если кто и был постоянно с Наташей, так это ее мама. О которой Гундарева неустанно заботилась. «Маме нужно» — это были чуть ли не самые частые ее слова. Возможно, в их отношениях не хватало душевной теплоты, это только они могут знать, но Наташа даже из чувства долга никогда бы не оставила мать. Я не успел спросить Наташу, как-то не решился: простила ли она мать за то, что та разрушила ее первую любовь и, возможно, жизнь. Ведь тот шанс, который предоставила Наташе судьба, был упущен еще в юности. Конечно, много лет спустя Наташа нашла свое счастье — с Мишей Филипповым, и слава богу! Но ведь ей тогда было уже почти сорок — для детей поздно...

Зато вот в чем мамины уроки, пожалуй, пошли Наташе на пользу, это в том, что она очень спокойно и легко переносила весьма нелегкий и авторитарный характер другого весьма важного человека в своей жизни — Андрея Александровича Гончарова, художественного руководителя Театра имени Маяковского, в который Наташа поступила сразу после училища и в котором прослужила всю свою жизнь. Хотя мало кто на ее месте выдержал бы... В самом начале Гончаров, очарованный фактурой Натальи, сделал все, чтобы заполучить ее в свой театр (а ведь у Гундаревой было много предложений). Она вспоминала: «Мне много наобещали в «Маяковке». Конкретно: Дульсинею Тобосскую и Зинаиду в спектакле «Дядюшкин сон». Но эти роли, к моему полному недоумению, отдали другим актрисам. А меня ввели в проходные спектакли, на маленькие эпизоды. Например, я играла монашку, ходила из кулисы в кулису со свечой...»

Наталья Гундарева
«Тему детей мы с Натальей затрагивали не часто. Она жалела, корила себя. Говорила: «Упустила я свой шанс!» Но, может, дело в том, что ей не встретился в молодости тот мужчина, с которым она бы чувствовала себя уверенно» 1990-е гг.
Фото: PERSONASTARS.COM

Конечно, была этому объективная причина, о которой Наталья говорила осторожно, но все было понятно. Как раз в том же году в «Маяковку» неожиданно перешла Татьяна Доронина. Гончаров создал Дорониной королевские условия, а про Гундареву словно забыл. Дополнительную обиду Наташе доставляло и отношение к ней Дорониной, не соизволявшей, по ее воспоминаниям, даже здороваться при встрече с молодой актрисой (Наташа рассказывала, как ее «здрасте» неловко повисало в воздухе). Только после ухода из Театра имени Маяковского Дорониной зажглась звезда Гундаревой. Ей хватило мудрости, чтобы дождаться своего часа...

Что же касается характера самого худрука — Наташа словно ничего не замечала. А Гончаров, видя это, постепенно оставил попытки на нее давить, чуть ли не на единственную из всех. Наташина мягкая, несколько пассивная сила победила. Во всяком случае, когда я сдружился с Натальей Георгиевной, она была уже примой театра и к ней все относились с безусловным уважением. По этому поводу она сама говорила: «Многим в жизни я обязана своей матери. Какие бы ни были у нас с ней отношения, я ее уважаю за характер и за то воспитание, что она мне дала. Она научила меня быть терпеливой и выносливой!»

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Хочу похудеть, но заедаю стресс
Как справиться с лишним весом, когда все идет наперекосяк



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог